Арета Франклин – вокалистка, автор песен, которую называют «Королевой соула» или «Леди соул». Стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла. "Я не считаю себя джазовой вокалисткой, - говорит сама Арита Франклин, - мне ближе ритм-энд-блюз и просто блюз". Песни Франклин - Dr. Feelgood, A Natural Woman и другие - признаны литературными шедеврами, а песня Respect была провозглашена журналом Ebony национальным гимном цветного населения США.
Биография
Арета Луиза Франклин (Aretha Louise Franklin) родилась в семье священника 25 марта 1942 в Мемфисе, штат Теннеси, США. Ее мать была весьма уважаемой и популярной госпел-певицей. Отец, Reverend C.L. Franklin, один из наиболее харизматичных священников "черной" церкви, обладал блестящим ораторским талантом. О нем говорили, что его голос стоит миллион. С девяти лет Арета играла на фортепиано и вместе с сёстрами пела в баптистском хоре, которым руководил ее отец.
Через несколько лет Арета Франклин превратилась в настоящий феномен госпел-музыки. Ей пророчили славу второй Махалии Джексон (Mahalia Jackson). Свою первую госпел-запись Арета сделала уже в 14 лет, через год ее школьное образование и музыкальные занятия прервались - у нее родился ребенок. К 17 годам она была уже матерью двоих сыновей и ждала третьего.
Молодым талантом заинтересовался детройтский лейбл «Motown», но в 1959 году контрабасист Мэйджор Холли привез ее в Нью-Йорк и договорился с продюсером Джоном Хэммондом о контракте для молодой певицы. Франклин подписала контракт с компанией Columbia Records.
Период до 1966 года, когда Франклин записывалась на этом лейбле, считается временем упущенных возможностей. Её песни изредка попадали в чарты и среди тривиальности коммерчески ориентированных записей этого периода иногда проскальзывали нотки настоящего соула, но в целом ранние пластинки Франклин отличаются крайне неровным качеством. Очевидно отсутствие человека, который направлял бы талант певицы в определённое русло.
В 1960 году Арета Франклин пела с оркестром Каунта Бэйси, а также с трио Лэмберт — Хендрикс — Росс и Джо Уильямсом. В 1963 году выступала на Ньюпортском фестивале.
И тогда и впоследствии руководство Columbia Records нередко критиковали за недооценку таланта Ареты Франклин и использование не по назначению ее великолепных вокальных данных. Из нее пытались сделать многофункциональную поп-артистку, вместо того чтобы оттачивать мастерство соул-певицы. Тем не менее лейбл спродюсировал и опубликовал десять вполне пристойных альбомов Франклин. Они отмечались в американских поп-чартах, но расходились скромными тиражами. С хитами дело обстояло совсем туго, относительно популярной оказалась разве что пластинка "Rock-a-bye Your Baby with a Dixie Melody".
В конце 1966 года Франклин познакомилась с продюсером Джерри Уэкслером и после этого полностью посвятила себя соул-музыке. Уэкслеру удалось превратить отдельные ноты задушевного, «знойного» соула в самую основу исполнительской манеры Франклин. Певица переходит на лейбл Atlantic Records и становится его главной звездой. Для записи перевернувшего мир ритм-энд-блюза своей беспрецедентной эмоциональностью сингла «I Never Loved a Man (The Way I Love You)» Джерри Уэкслер привёз её в Алабаму.
Вообще-то Уэкслер планировал запись нескольких блюзовых пластинок в городе Масл Шоулз, штат Алабама, в известной студии Music Emporium. Арете предстояло работать с талантливыми музыкантами Кисси Хьюстон (Cissy Houston), Дуэйном Оллманом (Duane Allman), Эриком Клэптоном (Eric Clapton), но едва студийные сессии успели начаться, как неожиданная пьяная ссора между ее тогдашним мужем и менеджером Тедом Уайтом (Ted White) и одним из музыкантов закрыла перед ней двери студии. Единственная композиция, которую она успела закончить, "I Never Loved a Man (the Way I Love You)", неожиданно произвела сенсацию на госпел-сцене и стала хитом из первой десятки поп-синглов. Это убедило артистку закончить альбом уже в Нью-Йорке, пригласив в студию сессионную ритм-секцию из Music Emporium. Пластинка "I Never Loved a Man (the Way I Love You)" вышла в 1967 году, поднялась на вторую строку национального чарта, возглавила рейтинг "черных альбомов" и открыла эпоху Ареты Франклин в соул-музыке.
На 18 месяцев с начала 1967 до конца 1968 гг. приходится прорыв Ареты в поп-чартах: за это время десять её песен — и среди них такие жемчужины классического соула, как «Chain of Fools» и «(You Make Me Feel Like) A Natural Woman» — попадают в лучшую десятку Billboard Hot 100, а её страстная перепевка песни Отиса Реддинга «Respect» становится гимном феминистского движения и возглавляет национальный хит-парад продаж. В том же 1968 году Арете Франклин присуждают первую в её карьере премию «Грэмми».
Певица, сплавившая в своих записях соул с госпелом, становится лицом чёрной Америки, осознавшей свою силу в годы борьбы за гражданские права. Её резкий, уверенный вокал в сопровождении с новаторскими аранжировками был принят за эталон классического соула.
Энергичная реплика в защиту социального прогресса, трек "Respect" принес Франклин две первые премии Grammy - за лучшую запись и лучший женский вокал в жанре ритм-н-блюз. Специальную награду вручил ей также Мартин Лютер Кинг, глубоко почитаемый ею человек, которому она посвятит позднее приподнятую версию молитвы "Дорогой Господь". Статистика ее достижений в рейтингах продаж вызывает восхищение: всего за полтора года, с начала 67-го до конца 68-го, десять ее синглов попали в американский Тор 10.
С 1968-го по 74-й годы Арета Франклин неизменно - восемь раз подряд! - уходит победительницей с церемонии вручения Grammy. Семь раз ее награждают за "лучшее вокальное исполнение в жанре ритм-н-блюз", и однажды - в 1973 году - называют лучшей вокалисткой в жанре соул и госпел с треком "Amazing Grace". За это время она успевает подарить жизнь еще одному сыну (не выходя замуж), познакомиться с представителями правящей верхушки и даже выступить на церемонии инаугурации президента Джимми Картера.
Хотя Арета Франклин в первую очередь прославлена как выдающаяся вокалистка, мало кто знает, что на многих записях она сама играет на клавишных. Еще в 1970 году, готовя LP "Spirit in the Dark", Франклин попробовала свои силы как композитор, записав пять собственных песен (максимальное число для одного альбома). Этот в общем-то недооцененный альбом был тем не менее достаточно качественной работой с интересным, хоть и эклектичным материалом.
Самой главной проблемой «королевы соула» был репертуар. В отсутствие постоянного автора песен ей приходилось перерабатывать под себя уже известные шлягеры других исполнителей — The Drifters («Spanish Harlem»), Дайон Уорик («I Say a Little Prayer»), The Rolling Stones, The Beatles, Simon & Garfunkel, Сэма Кука. Особо эмоциональная подача, свойственная Франклин, сделала многие записанные ею кавер-версии более успешными, чем те записи, на которых они были основаны.
Последним крупным успехом Ареты Франклин в чартах стал кавер песни Стиви Уандера «Until You Come Back to Me» (1974). Эта запись закрывает суперзвёздную эпоху в жизни Франклин. «Золотой век» соул-музыки был уже в прошлом, и его «королева» не могла не осознавать этого.
Новая страница в биографии Ареты Франклин открылась в 1980 году, когда она снялась в знаменитой картине "The Blues Brothers". Ее партнерами по роли, которая ей необыкновенно удалась, стали Джон Белуши (John Belushi) и Дэн Экройд (Dan Aykroyd). В том же году певица подписала новый контракт с компанией Arista и запустила в радиоэфир несколько свежих треков. А вскоре узнала о смерти отца - он погиб от пулевых ранений, когда в его дом проникли вооруженные грабители. Потерю одного из самых близких и дорогих людей Арета перенесла стоически, направив все силы на запись новых песен, которые в 1980 году объединила в альбом под названием "Aretha". Эта пластинка вернула ее имя на верхние строки хит-парадов и стала самой успешной работой начиная с 1972 года. Трек-лист "Aretha" включал соул-версию классики Doobie Brothers "What A Fool Believes". Следующий релиз, "Love all The Hurt Away" 1981 года, включавший дуэт с легендарным артистом Джорджем Бенсоном (George Benson), имел более скромный успех, но все-таки отметился в Тор 40 поп-чарта.
И тогда опекавший артистку Клайв Дэвис (Clive Davis) решил привлечь звездный тандем Лютера Вандросса и Маркуса Миллера (Luther Vandross & Marcus Miller) к продюсированию нового лонг-плея Ареты "Jump To It" (1981). Он сделал абсолютно правильную ставку, и альбом благополучно возглавил R&B-чарт. На первой строке рейтинга "черных синглов" отметился и заглавный трек. Запись понравилась не только меломанам, она снова привлекла к творчеству певицы внимание профессионалов и принесла ей очередную награду Grammy как лучшей исполнительнице ритм-н-блюза (за трек "Hold оn I'm Comin'"). Руководство Arista, которому в общем-то нужно было одно - побольше хитов, через два года снова пригласило Вандросса и Миллера, доверив им очередную запись артистки. Альбом 1983 года "Get It Right", выполненный по уже опробованной формуле, был принят слушателями с таким же интересом.
С возрастом эмоциональный пыл записей Франклин охлаждается, и вместо страстного соула она переключается на исполнение традиционных поп-шлягеров, особенно в дуэтах с молодыми исполнителями вроде Лютера Вандросса. Дуэт Франклин с Джорджем Майклом в 1986 г возглавил хит-парад Великобритании, а её наиболее успешный сингл 1990-х, «A Rose Is Still a Rose» (1998), был записан вместе с Лорин Хилл из The Fugees.
Записанные в разные годы дуэты «королевы» с её крестной дочерью Уитни Хьюстон, Мэрайей Кэри, Энни Леннокс, Мэри Джей Блайдж, Фрэнком Синатрой, Глорией Эстефан, Кристиной Агилерой и другими исполнителями были в 2007 г выпущены отдельным диском «Jewels in the Crown: All-Star Duets with the Queen». За два года до этого ей была вручена высшая награда США — Президентская медаль Свободы.
Арета Франклин - безусловная прима мировой соул-сцены, а в истории американской "черной" музыки ее творчество сыграло не менее важную роль, чем, скажем, открытия и нововведения отца соула Джеймса Брауна (James Brown). В 2002 году журнал "Rolling Stone" в специальном выпуске "Женщины в рок-музыке" поместил рейтинг самых важных - по мнению редакции - женских альбомов 20 века. Возглавила список Арета Франклин с альбомом 1967 года "I Never Loved a Man the Way I Love You".
Aretha Franklin - Natural Woman
Aretha Franklin - Respect
Aretha Franklin's 18 Grammy Award Wins
1 1968 Best Rhythm & Blues Recording R&B Respect
2 1968 Best Female R&B Vocal Performance R&B Respect
3 1969 Best Female R&B Vocal Performance R&B Chain Of Fools
4 1970 Best Female R&B Vocal Performance R&B Share Your Love With Me
5 1971 Best Female R&B Vocal Performance R&B Don't Play That Song For Me
6 1972 Best Female R&B Vocal Performance R&B Bridge Over Troubled Water
7 1973 Best Female R&B Vocal Performance R&B Young, Gifted and Black (album)
8 1973 Best Soul Gospel Performance Gospel Amazing Grace (album)
9 1974 Best Female R&B Vocal Performance R&B Master Of Eyes
10 1975 Best Female R&B Vocal Performance R&B Ain't Nothing Like The Real Thing
11 1982 Best Female R&B Vocal Performance R&B Hold On...I'm Comin' (album track)
12 1986 Best Female R&B Vocal Performance R&B Freeway Of Love
13 1988 Best Female R&B Vocal Performance R&B Aretha (album)
14 1988 Best R&B Performance – Duo Or Group with Vocals R&B I Knew You Were Waiting (For Me) (with George Michael)
15 1989 Best Soul Gospel Performance – Female Gospel One Lord, One Faith, One Baptism (album)
* 1991 Living Legend Award Special
* 1994 Lifetime Achievement Award Special
16 2004 Best Traditional R&B Vocal Performance R&B Wonderful
17 2006 Best Traditional R&B Vocal Performance R&B A House Is Not A Home
18 2008 Best Gospel-Soul Vocal Performance by a Duo or Group Gospel Never Gonna Break My Faith (with Mary J. Blige)
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.