Алексей Козлов - популярный советский и российский саксофонист и джазмен, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал». Композитор, исполнитель, актер, публицист, писатель. Участник и лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза. Автор книг «Рок: истоки и развитие», «Козёл на саксе». Автор музыки ко многим театральным постановкам, кино- и видеофильмам. Постоянный резидент клуба «Союз Композиторов».
Биография
Алексей Семёнович Козлов родился 13 октября 1935 года в Москве, в семье Козлова Семёна Филипповича, кандидата психологических наук, и Толченовой Екатерины Ивановны, преподавателя теории музыки. Джазом увлекался с десяти лет: собирал пластинки, подбирал мелодии на фортепиано. Но джазменом, по его признанию в книге «Козёл на саксе», он решил стать в девятом классе, наблюдая за игрой популярного барабанщика Лаци Олаха в ресторане «Аврора».
«Ресторан был известен тем, что только там играл официально джаз-оркестр – и не простой, а руководимый легендарным барабанщиком Лаци Олахом, выходцем из Венгрии, где с ним в довоенные времена познакомился отец Юры. Для меня это было первое в жизни посещение ресторана. Когда мы вошли в роскошный, и по теперешним меркам, зал, мне показалось, что я попал в рай: колонны, зеркала, люстры, бархатные портьеры, модно одетые красивые женщины, закуски и вина, живой джаз на сцене, где за ударной установкой сидел виртуоз, подбрасывающий палочки с поразительной легкостью и обворожительной улыбкой на лице!..
Так получилось, что едва мы сели за столик, у оркестра начался перерыв. И сам Лаци Олах, сойдя со сцены, подошел к нам и поздоровался с Юриным отцом, обнаружив большое почтение и сильный иностранный акцент. Он просидел с нами весь свой перерыв, вспоминая далекие довоенные годы в Будапеште. Затем, когда он начал играть, я увидел его коронные «брэйки» – и тут же решил: буду джазовым музыкантом, причем, барабанщиком. Тот вечер запомнился на всю жизнь, хотя я не мог и мечтать, что когда-нибудь мне представится возможность сыграть с этим легендарным человеком».
(Из книги А.Козлова «Джазист»).
Алексей начал слушать музыку запрещённых в СССР западных радиостанций:
«Летом 1953 года под моим большим давлением отец купил мне в Петровском пассаже «Днепр-3», первый советский бытовой магнитофон, поступивший тогда в розничную продажу. На самом деле это был почти профессиональный аппарат с тремя моторами, работавший на больших студийных бобинах, огромный и неподъемный из-за тяжести. Я сразу же соединил его с имевшимся у меня радиоприемником «Минск» и начал записывать с эфира джазовые программы. К моменту покупки магнитофона в СССР уже были запрещены к выпуску радиоприемники с диапазоном коротких волн меньше 25 метров, но «Минск» был приобретен еще до этого, и я имел возможность ловить станции на волнах 19, 16 и 13 метров, где «глушилок» почти не было и качество записи получалось отличное. Вскоре я сориентировался в эфире и выделил в нем регулярные музыкальные передачи лондонского «Би-Би-Си»: «Rhythm is our Business», «Like Music of Forces Favorites», «Listeners Choice» и другие. Немного позже мы открыли для себя новую чисто джазовую программу «Голоса Америки», – «Music USA».
(Из книги А.Козлова «Джазист»).
Поступив после школы в Московский архитектурный институт, Алексей вошёл в состав местного эстрадного оркестра как барабанщик. Пытался играть по слуху на рояле под Эролла Гарнера и Джорджа Ширинга. Особенно его поражал своей техникой Оскар Питерсон, а замысловатостью аккордов – Телониус Монк.
Чуть позже Козлов случайно нашёл в подвале институтского клуба саксофон, взял его под расписку и вскоре стал играть на нём. Работал научным сотрудником во ВНИИ технической эстетики. Несмотря на идеологические запреты 50-60-х годов, самостоятельно овладел искусством джаза.
Переломный момент
Международный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве, сам Алексей Козлов называет переломным для СССР в целом и для молодёжи, в частности. Он называл его «прорывом духа западной культуры». На фестивале он познакомился со многими зарубежными джазовыми исполнителями - английским квинтетом Джефа Элисона с американской певицей Бэртис Ридинг. Баритонист квинтета Джо Темперли играл в манере его кумира Джерри Маллигана, записи которого Козлов знал наизусть. Певица Бэртис Ридинг в то время по опросам американского джазового журнала «Down Beat» занимала среди джазовых вокалисток второе место после Эллы Фитцджеральд. Она поразила Алексея тем, что заиграла во время настройки блюз «в фа-диез-мажоре – тональности, в моем тогдашнем понимании, совершенно необычной и крайне технически неудобной для пианиста». Это так поразило начинающего джазиста, что он во всей своей дальнейшей практике «старался расширять диапазон тональностей, отходя от традиционных фа-, до-, и си-бемоль-мажора».
Начиная с 1957 года, Алексей Козлов стал зарабатывать своей игрой деньги, принимал участие в создании джаз-клубов и организации концертов. Вместе с различными группами он «лабал» на вечеринках, в клубах и кафе. В 1958 году о уговорил руководство института приобрести случайно появившийся в продаже саксофон. И хотя, подражая Маллигану, Алексей мечтал л баритоне, ему достался тенор-саксофон.
«Для меня, как и для небольшой группы саксофонистов, нацеленных только на «фирменное» звучание, образцом был звук Чарли Паркера на альте, Сонни Роллинза на теноре, Джерри Маллигана на баритоне. (Позднее, образцом альтового звука для меня стал Джуллиан Кэннонболл Эддерли, а среди тенористов – Джон Колтрейн.) Но получить хороший звук, просто слушая и подражая своему кумиру, мне не удавалось. Многие годы он как был, так и оставался «тухлым». Для меня это было мучительной проблемой, тем более, что с самого начала, впервые взяв в руки инструмент, я пошел по неверному пути, стал играть по «халтурам», многого не умея. И к моменту, когда ко мне попал тот самый новенький «Weltklang», я имел почти годовую практику игры на альт-саксофоне, закрепив ею все возможные пороки, свойственные самоучке: неправильное звукоизвлечение, ошибочную постановку рук на клапанах, неверное представление об аппликатуре. Хорошо, что я вовремя понял это и не посчитал себя мастером, как нередко происходит с новичками».
(Из книги А.Козлова «Джазист»).
В 1960 году Козлов со своей джаз-группой участвовал в джазовом фестивале в Тарту.
«Молодёжное» время
Кафе «Молодость» оставило глубокий след в жизни Алексея Козлова. Как ни удивительно, идея создания кафе, явившегося, по сути, первым официальным молодежным и джазовым клубом в СССР, принадлежала целиком МГК – Московскому городскому комитету комсомола. В 1961 году Козлов был приглашён со своим квинтетом на постоянную работу в джаз-клуб-кафе «Молодёжное». В самом начале работы в «Молодежном» Алексей играл на баритон-саксофоне, который ему ненадолго одолжил один музыкант. На открытии кафе была даже официальная кубинская делегация во главе с Раулем Кастро (они приехали на 22-й съезд КПСС).
В «Молодёжном» играли различный джаз, но постепенно перешли к джазовому авангарду. Постепенно сформировалась московская «фирменная» джазовая традиция, московская школа игры.
Осенью 1962 года было решено провести в помещении кафе «Молодежное» Первый московский фестиваль джаза. К тому времени в Москве постоянно играли и пользовались популярностью довольно много неофициальных джазовых ансамблей. Фестиваль прошёл с большим успехом.
Из этих самых лауреатов и был составлен смешанный коллектив для посылки не куда-нибудь, а в Варшаву – на крупнейший в Европе фестиваль «Джаз Джембори». Попал на фестиваль и саксофонист Козлов. Это был его первый выезд за границу.
А кафе «Молодежное» продолжало быть идеологическим центром джазовой жизни, люди этого круга постепенно сделались его завсегдатаями.
В 1962 Алексей Козлов закончил институт и до 1976 года работал научным сотрудником отдела теории дизайна ВНИИ технической эстетики. Параллельно продолжает выступать. В 1963 году выходит запись квинтета А.Козлова на гибкой пластинке; с её выходом помогают композиторы В.Купревич и Д.Шостакович.
В 1965-м был пражский фестиваль.
«Следующий мой выезд за рубеж был в 1965 году в Прагу, на международный фестиваль джаза, куда решили послать ансамбль Георгия Гараняна. Его ансамбль был частью советской делегации, курируемой в этот раз Союзом композиторов, и входили в нее, главным образом, члены этого Союза, причем, довольно маститые: Александр Цфасман, Эдди Рознер, Оскар Фельцман, Мурад Кажлаев, Гия Канчели, Юрий Саульский и т.д. Я же был включен в делегацию как солист-одиночка, представитель московского круга джазменов-исполнителей. На том фестивале мы услышали столько звезд первой величины, что даже не верилось в реальность происходившего – это были «Modern Jazz Quartet», «Swingl Singers», Дон Черри, Тэд Керсон…»
(Из книги А.Козлова «Джазист»).
У Саульского и в «Ритме»
В конце 1966 года Юрий Саульский предложил Козлову принять участие в его концертной программе, которую он затеял создать при Москонцерте. Саульский решил попробовать создать коллектив под названием «ВИО-66», который исполнял бы много джазовой музыки, причем, более современных, чем традиционный свинг, направлений. ВИО расшифровывалось, как «вокально-инструментальный оркестр». Козлову не нравилась идея играть в биг-бенде и он предложил Саульскому встречную идею – разрешить ему выступать в рамках концерта «ВИО-66» отдельным блоком, со своим малым составом, квартетом. Он согласился – после чего Алексей уволился из «Молодежного» и перешел на работу в Москонцерт, в штат «ВИО-66». В то же время он поступил в очную аспирантуру при ВНИИ технической эстетики – из-за чего на три года стал свободным от посещения какой-либо службы, получил возможность ездить на гастроли.
К 1968-му году программа оркестра «ВИО-66 под давлением обстоятельств становилась все более эстрадной. Не выдержав этого, яркий индивидуалист Козлов ушёл из коллектива. У своего приятеля Миши Фарафонова Козлов слушал «New York Art Quаrtet», последние записи Джона Колтрейна, Арчи Шеппа, Альберта Айлера, Джузеппо Логана, Робина Кениату, Пола и Карлу Блэй. Он чувствовал, что эстетика их музыки созвучна его душе.
Вместе с тенор-саксофонистом Александром Пищиковым, барабанщиком Владимиром Васильковым и контрабасистом Юрием Маркиным Козлов создал квартет без фортепиано. В их музыке была полная свобода от аккордов, полифония, политональность, атональность. Их объединяла любовь к совершенно новой тогда эстетике джаза, пришедшей из жанров соул и фанк. Группа стала выступать в новом джазовом кафе «Ритм», созданном в бывшей шашлычной. Квартет исполнял политональный фанки-джаз – довольно много пьес из репертуара Хораса Сильвера, Джона Колтрейна, Орнета Коулмэна. Бопа практически не играли.
Авангард
После было кафе «Печора» и увлечение авангардом. Козлов начал интересоваться историей додекафонной системы, увлекаться игрой гениального новатора Эрика Долфи, изучать авангардную классическую музыку, дзен-буддизм.
В 1971-м памятными для Козлова были выступления в московском Театре эстрады оркестра Дюка Эллингтона. На них можно было услышать и увидеть живых «классиков»: Харри Карни, Кути Уильямса, Пола Гонзалвеса и самого Эллингтона. Также посчастливилось встретиться с этими музыкантами на приеме в Спасо-Хаузе (резиденции посла США в Москве).
На «джеме» была исполнена одна из популярнейших мелодий Эллингтона – медленная баллада «I’ve Got It Bad». Он сидел за роялем, а Алексей Козлов исполнил тему, после чего сыграл «квадрат» импровизации.
С 1968 года Козлов начал преподавать в джазовой студии, организованной Юрием Козыревым при МИФИ, а затем при ДК «Москворечье». Это был дополнительный приработок.
Рок
В 1969 году то ли разочаровавшись, то ли будучи опустошённым фри-джазом, Козлов увлекается рок-музыкой.
«И вдруг, сидя у Кости Орлова, я своими ушами слышу «King Crimson» и «Colosseum» – где на саксофоне играет явный колтрейнист Дик Хексталь-Смит! – узнаю, что в рок-группе «The Flock» играют такие джазмены, как трубач Иан Карр и скрипач Джерри Гудмен!.. Я открываю для себя группы «Аir Force», «Soft Machine», «Third Ear Band», меня потрясает музыка трио «Emerson, Lake and Palmer» – особенно их «Tarкus». Ну а «Chicago» и «Blood, Sweat and Tears» просто грели душу своей мужественной красотой. Следующим этапом после усвоения музыки, чем-то родственной джазу, стало восприятие тех, что уже тогда были рок-классиками: «Pink Floyd», «Kinks», «Cream», «Grand Funk Railroad», «Deep Purple» и «Led Zeppelin», Джими Хендрикс и Дженис Джоплин…»
(Из книги А.Козлова «Джазист»).
Так началось увлечение джаз-роком. Козлов долго ищет партнёров, равных ему по классу, внедряется в рок-среду выступает на концертах и фестивалях.
В 1973 году, находясь под огромным впечатлением от рок-оперы «Jesus Christ Superstar», он понял, что не успокоитсяь, пока не исполнит ее со своим ансамблем. Многое зависело от наличия вокалистов, хорошо знающих английский, и обладающих тем уровнем профессионализма, без которого партий Иисуса, Иуды и Марии не исполнить. Вокалисты нашлись в хипповой «тусовке».
«В ней я и познакомился с Мехрдадом Бади, Тамарой Квирквелия, Олегом Тверитиновым, Валерой Вернигора. А студент третьего курса Московской консерватории тромбонист Вадим Ахметгареев привел с собой в новый состав четырех сокурсников: трубачей Валерия Юдина и Евгения Пана, тромбонистов Александра Горобца и Валерия Таушана».
(Из книги А.Козлова «Джазист»).
Арсенальные годы
Это был первый состав группы «Арсенал», заложившей впоследствии основы отечественного джаз-рока. «Арсенал» сразу же попал в поле слухов – в первую очередь московских, затем сделался легендой и за пределами Москвы. Последовали приглашения выступить от самых разных организаций. После выступлений последовали вызовы в милицию и обвинения в «предпринимательстве»
Пробившись из подполья на официальную эстраду в 1976 году и начав гастролировать, "Арсенал" постепенно приобрел широкую известность в нашей стране и за рубежом. Им записано и выпущено шесть LP и шесть CD, не считая издания отдельных пьес на сборных пластинках. Одна из пластинок "Арсенала" - "Своими руками" была переиздана в США фирмой "East Wind Records".
С 1986 года Алексей Козлов ведет журналистско-публицистическую деятельность по пропаганде джаза и рок-музыки в СССР. В 90-е годы он становится автором-ведущим теле-программ "Весь этот джаз" ( 1-й канал ) и "Импровизация на тему" ( ТВ-Центр). Его книга об истории рок-культуры "Рок: истоки и развитие" вышла в издательстве "Мега-сервис". Издательство "Вагриус" выпускает книгу воспоминаний А. Козлова в серии "Мой ХХ век".
В 1990 году Алексей Козлов участвовал в международном театральном фестивале в Вудстоке (США) в качестве актера, композитора и музыканта. В 1993 г. выступал в Туре (Франция) и в Бонне (ФРГ) с камерным оркестром "Солисты Москвы" п/у Юрия Башмета.
В 1994 г. вел мастер-класс на факультете джаза в университете штата Оклахома (США). В 1995 г. вместе с "Арсеналом" и грузинской певицей Тамарой Гвердцители был на гастролях в США, где выступил в Карнеги-Холле, в Нью-Йорке.
Алексей Козлов - один из пионеров отечественной практики в области мультимедиа и освоения электронных музыкальных технологий, начиная с конца 70-х годов. Он автор музыки ко многим театральным постановкам, кино- и видеофильмам и рекламным роликам.
В 1996 году А. Козлов создал концертную программу, основанную на сотрудничестве с Государственным струнным квартетом имени Дмитрия Шостаковича. Она построена на переосмыслении классических произведений разных жанров. Последний проект Алексея Козлова ( 1998 г. ) - трио "ARS NOVA", исполняющее музыку в стиле "New Emotional Music".
В 1999 г. Алексей Козлов создал новый состав группы "Арсенал".
Личность Алексея Козлова, как типичного представителя культурного андеграунда сталинско-брежневских времен, представлена в ряде отечественных и зарубежных изданий (в романе писателя Василия Аксенова "Ожог", в известной на Западе книге американского журналиста Хедрика Смита "The Russians"). Имя Алексея Козлова упоминается в книге американского историка Фредерика Старра "Red and Hot", в целом ряде зарубежных джазовых энциклопедий и словарей, изданных в Польше, Чехословакии, Эстонии, Дании и др., а также в отечественных изданиях (Музыкальная энциклопедия и Большая Советская энциклопедия ( т. 8, статья "Джаз" )). Его имя занесено в международный справочник "The International Who's Who"(Europa Publications Ltd., London).
Заслуженный артист РСФСР, лауреат премии "Овация", член Союза композиторов России.
Alexey Kozlov - Leonard Bernstain - Somewhere
Алексей Козлов - "Nostalgie"
Сольная дискография
1969 — До Арсенала
1996 — Горы Киммерии
1996 — Ностальгия
1998 — Ars Nova трио (с Ars Nova Trio)
1996 — Пионерские блатные песни (с А. Макаревичем)
1998 — Пионерские-блатные-2[1]
1998 — Алексей Козлов с Квартетом им. Шостаковича.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.