Коулмен Хоукинс (Coleman Hawkins) - по прозвищу Hawk (Ястреб), а иногда и "Bean" ("Бин") - американский джазовый тенор-саксофонист. Он был одним из первых выдающихся джазовых музыкантов на своем инструменте. Как объяснил Йоахим Э. Берендт, "были некоторые тенор-саксофонисты перед ним, но инструмент не был признан джазовым". В то время как Хокинс был наиболее сильно связан с музыкой свинга и эпохой биг-бендов, он сыграл свою роль в развитие бибопа в 1940-е годы.
Известный саксофонист Лестер Янг (Lester Young), называемый "Pres", в 1959 году в интервью Jazz Review, сказал: "Насколько я могу судить, я думаю, Коулмен Хокинс был президентом во-первых, что же касается меня, то я думаю, я второй". Майлз Дэвис (Miles Davis) как-то сказал: "Когда я услышал Hawk, я научился играть баллады".
Биография
Коулмен Рэндольф Хокинс (Coleman Randolph Hawkins) родился в Сент-Джозеф, штат Миссури 21 ноября 1904 года. Некоторые из устаревших источников указывают 1901 год, но нет никаких доказательств этой, более ранней даты, вместо этого, есть запись родителей Хокинса, что первый ребёнок родился 8 марта 1901 года и умер в 1903 году в возрасте двух лет, что, возможно, послужило основой для ошибочного убеждения. Он был назван Coleman после того, как его мать взяла девичью фамилию Корделия (Cordelia).
Коулмен учился в средней школе в Чикаго, а затем в Топика, штат Канзас. Позже он заявил, что он изучал гармонию и композицию в течение двух лет в колледжа Washburn в Топика. В молодости Хоукинс играл на фортепиано и виолончели, на саксофоне начал играть в возрасте девяти лет. В возрасте четырнадцати лет он уже играл в окрестностях восточного Канзаса.
Эра свинга
Первый крупный концерт Коулмена Хокинса состоялся с Jazz Hounds Мами Смит (Mamie Smith) в 1921 году, к которым он присоединился постоянно в апреле 1922 года и гастролировал по 1923 год. В 1923 году, он уже как свободный музыкант приехал в Нью-Йорк и недолгое время выступал с Уилбуром Смитменом. В том же году он вступил в оркестр Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson), где оставался до 1934-го, иногда выступая также на кларнете и бас-саксофоне. Игра Хоукинса существенно изменилась во время пребывания Луи Армстронга (Louis Armstrong) с оркестром Хендерсона в течение 1924-25.
В конце 20-х, Хокинс также участвовал и в некоторых из самых ранних межрасовых сессиях записи с Mound City Blue Blowers. Выступая с коллективом Хендерсона, Коулмен стал солистом-звездой и сделал множество звёздных записей. Играя у Хендерсона, он выработал свою индивидуальную манеру исполнения - сильный, плотный и немного грубоватый звук его саксофона можно услышать в композициях «Stampede», «St. Louis Shuffle», «Sugar Foot Stomp», «Dee Blues», «One Hour», записанных им в составе хендерсоновского оркестра. В это же время он и Генри "Рэд" Аллен (Henry "Red" Allen) записали серию небольших записей для группы ARC (на их лэйблах Perfect, Melotone, Romeo и Oriole). Хоукинс также записал несколько сольных записей, либо с фортепиано или пикап группой музыкантов Хендерсона в 1933-34, незадолго до своего европейского тура. Он также участвовал в сессии Бенни Гудмена (Benny Goodman) 2 февраля 1934-го для Columbia, в которая также фигурирует Милдред Бэйли (Mildred Bailey) в качестве приглашенной вокалистки.
В конце 1934-го Хокинс принял приглашение играть с группой Джека Хилтона (Jack Hylton) в Лондоне и гастролировал по Европе в качестве солиста до 1939 года. Незабываемы его выступления с Джанго Рейнхардом (Django Reinhardt) и Бенни Картером (Benny Carter) в Париже в 1937-м. С Картером, Рейнхардтом и Стефаном Граппелли в Париже они записали знаменитые концерты Honeysuckle Rose и Crazy Rhythm. Оркестр Дж. Хилтона в то время гастролировал также и в Германии, но Хоукинсу, как негру, въезд в эту страну был запрещён.
Вернувшись в Соединенные Штаты 11 октября 1939-го Коулмен Хоукинс записал поп-стандарт "Body and Soul" ("Душа и тело"). Знаковым признаком записей эпохи свинга, записанных в качестве запоздалой мысли на сессии, является то, что Хокинс игнорирует практически все мелодии, только первые четыре такта узнаваемы. В своем исследовании гармонической структурой, по мнению многих, Коулмен делает следующий шаг в эволюции джазовых записей, которая остановилась на "West End Blues" Луи Армстронга в 1928 году.
Эра бибопа
В 1941 Хоукинс играет в группе Каунта Бэйси, в середине 40-х -с Тедди Уилсоном и Роем Элдриджем. В это время музыкант начинает увлекаться бибопом. После неудачной попытки создать биг-бэнд, Коулмен Хоукинс собирал комбо в «Конюшне Келли» (Kelly's Stables) на 52-й улице Манхэттена с Телониусом Монком (Thelonious Monk), Оскаром Петтифордом (Oscar Pettiford), Майлзом Дэвисом (Miles Davis) и Максом Роучем (Max Roach) в качестве сайдмена. Хокинс всегда был чутким ухом новых талантов и стилей, и он был лидером в том, что обычно считается первой в истории бибопа сессией записи с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Максом Роучем в 1944 году. Позже он гастролировал с Говардом МакГи (Howard McGhee) и записывался с Джей Джей Джонсоном (JJ Johnson) и Фэтсом Наварро (Fats Navarro). Он также гастролировал с Jazz at the Philharmonic.
В 1948-м Коулмен Хокинс записал Picasso, одну из ранних пьес для саксофона без аккомпанемента.
После 1948 года Хокинс делил свое время между Нью-Йорком и Европой, делая многочисленные записи фриланс. В 1960-е он регулярно появлялся в Village Vanguard в Манхэттене.
Хокинс непосредственно повлияли на многих исполнителей бибопа, а в своей поздней карьере записывался или выступал с такими музыкантами, как авантюрный Сонни Роллинз (Sonny Rollins), который считал его своим основным влиянием, и Джоном Колтрейном (John Coltrane). Он появляется на записи Thelonious Monk with John Coltrane (Riverside). В 1960 году он записал сюиту на Макса Роуча We Insist!
Поздние годы
В 1950-е Хокинс выступал с более традиционными музыкантами, такими как Генри "Рэд" Аллен и Рой Элдридж (Roy Eldridge), с которым он появился в 1957-м на Newport Jazz Festival и записал Coleman Hawkins Encounters Ben Webster с другим тенор-саксофонистом Беном Уэбстером (Ben Webster). В этой записи также участвовали Оскар Петерсон (Oscar Peterson, фортепиано), Херб Эллис (Herb Ellis, гитара), Рэй Браун (Ray Brown, бас), и Элвин Столлер (Alvin Stoller, ударные).
В 1960-е Коулмен Хоукинс начал сильно пить и его записи пошли на убыль. Тем не менее, ему удалось записать несколько заметных альбомов с такими музыкантами, как Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и другими. Его рабочий квартет в 1960-е состоял из великого пианиста Томми Фланагана (Tommy Flanagan), басиста Мэйджора Холли (Major Holley) и барабанщика Эдди Локка (Eddie Locke),
Его последняя запись была сделана в 1967-м. С пошатнувшимся здоровьем, Хокинс заболел пневмонией и умер 19 мая 1969 года. Он похоронен на участке Yew на кладбище Woodlawn в Бронксе.
В написанной в1990 году британским трубачом и историком джаза Джоном Чилтоном (John Chilton) биографии The Song of the Hawk (Песня Ястреба) дана хроника карьеры Коулмена Хоукинса как одного из величайших джазовых исполнителей 20-го века.
Молчаливый мастер
Коулмен Хокинс, несмотря на энергичные прозвища "Ястреб" и "Бина", был непубличным, молчаливым человеком и внимательным слушателем всех видов музыки. Среди его любимых записей были те оперные певцы, чьи восторгающие его качества Коулмен вопрощал в своей яростной страстной игре. Женатый мужчина с тремя детьми, имел единственным порок – потребление алкоголя.
Хокинса, возможно, слишком отождествляют с "Body and Soul". Для Мастера это, конечно, лишь одна из большого числа возвышенных произведений. Неполный список его лучших работ включает в себя: "Out of Nowhere" (1937, Hawk in Holland); "When Day Is Done" (c. 1940, Coleman Hawkins Orchestra); "I Surrender, Dear" и "I Can't Believe That You're in Love with Me" (1940, The Tenor Sax: Coleman Hawkins and Frank Wess); "I Only Have Eyes for You", "'S Wonderful", "Under a Blanket of Blue" ,"I'm Yours" и "I'm in the Mood for Love" с участием Роя Элдриджа (1944, Coleman Hawkins and the Trumpet Kings); "April in Paris", "What Is There to Say?" и "I'm Through with Love" (1945, Hollywood Stampede); "Say It Isn't So" (1946), "Angel Face" (1947) и "The Day You Came Along" (1956, Body and Soul); "La Rosita" и "Tangerine" в тандеме с великим тенор-саксофонистом Беном Уэбстером (1957, Tenor Giants ); "Mood Indigo" и "Self Portrait of the Bean" (1962, Duke Ellington Meets Coleman Hawkins); "Slowly" и "Me and Some Drums" (1962, Shelly Manne: 2, 3, 4).
Coleman Hawkins - Body & Soul
Coleman Hawkins Quintet South Of France Blues
Coleman Hawkins - Picasso
Дискография
As leader
Body and Soul (1939–1956, RCA)
Picasso (album) (1948)
The Hawk in Paris (1956, RCA Victor Gold)
The Hawk Flies High (1957)
Bean Bags (Atlantic, 1958)
Hawk Eyes! (1959)
In a Mellow Tone (1960)
Bean Stalkin' (1960)
At Ease with Coleman Hawkins (1960), Rerelease (1985) OJC-181
Night Hawk (1961, with Eddie Lockjaw Davis, Swingville)
The Hawk Relaxes (1961, Moodsville)
Good Old Broadway (1962, Moodsville)
Alive! (1962)
I'm Beginning To See The Light (1962)
Sonny Meets Hawk! with Sonny Rollins (1963)
Sirius (1966)
Jazz Reunion (with Pee Wee Russell, Candid Records)
Impulse! Records
1962: Duke Ellington Meets Coleman Hawkins
1962: Today and Now
1962: Desafinado
1965: Wrapped Tight
Pablo Records
1967: The Greatest Jazz Concert in the World
Verve Records
1957: Coleman Hawkins Encounters Ben Webster
1957: The Genius of Coleman Hawkins
1958: Coleman Hawkins and Confreres
1962: Hawkins! Eldridge! Hodges! Alive at the Village Gate
As sideman
With Kenny Burrell
Bluesy Burrell (Moodsville, 1962)
With Eddie "Lockjaw" Davis
Very Saxy (Prestige, 1959)
With Abbey Lincoln
Straight Ahead (Candid, 1961)
With Shelly Manne
2-3-4 (Impulse!, 1962)
With Thelonious Monk
Thelonious Monk with John Coltrane (Riverside, 1957)
With Max Roach
We Insist! (Candid, 1960)
With Ben Webster
Ben Webster and Associates (Verve, 1959)
With Randy Weston
Live at the Five Spot (United Artists, 1959).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.