Когда речь заходит о незамеченных героях джаза, непревзойденные таланты Бадди Коллетта (Buddy Collette) на тенор-саксофоне, флейте, кларнете наименее оценены. Одаренный композитор классической музыки в дополнение к его родословной пионера джазовой флейты, Коллетт вполне может стать на одну ступеньку вместе с наиболее известными музыкантами ХХ века.
Биография
Уильям Марсель "Бадди" Коллетт (William Marcel "Buddy" Collette) родился 6 авгута 1921 года в Лос-Анжелесе. Его отец Уильям Коллетт был пианистом, а мать Голди Мэри – певицей.
После посещения с родителями концерта легендарного трубача Луи Армстронга (Louis Armstrong), юный Коллетт загорелся идеей сделать карьеру в джазе. Достижения и образ жизни Satchmo представляли привлекательную альтернативу чернокожему парню во время Великой депрессии.
Поначалу обучавшийся игре на пианино, Коллетт начал играть на альт-саксофоне в возрасте 12 лет и собрал свою первую группу, в которую вошли Бритт Вудман (Britt Woodman) на тромбоне и Чарльз Мингус (Charles Mingus) на басу.
Талантливого подростка Мингуса Бадди убедил перейти с виолончели на бас. Мингус был уже экстраординарным талантом, но и известен своим невыносимым характером.
В последующие годы Коллетт сыграл важную роль в оказании помощи Мингусу наладить нормальные отношения с различными музыкантами и продюсерами. Спокойное, доброжелательное поведение Бадди было идеальным контрапунктом к «злобному» басисту и они стали друзьями на всю жизнь.
В 17 лет Бадди Коллетт начал играть профессионально.
Легендарный тенор-саксофонист Декстер Гордон (Dexter Gordon) стал другим джазовым светилом, которого Коллетт встретил в первые годы работы на оживленной джазовой сцене Лос-Анджелеса.
Во время Второй мировой войны Бадди был призван на службу, которую проходил в качестве бэндлидера армейской группы в ВМС США. Отслужив, начал играть с Stars of Swing с участием Вудмана, Мингуса и Лаки Томпсона (Lucky Thompson).
По возвращении в Лос-Анджелес, Коллетт быстро стал одним из первых исполнителей бибопа в городе. Наряду с саксофонистом Декстером Гордоном, басистом Чарльзом Мингусом и барабанщиком Чико Гамильтоном (Chico Hamilton), он представлял и развивал этот стиль в Лос-Анджелесе.
В 1949 году Коллетт записал "It's April" в закулисной студии Dolpin в Голливуде. Хотя эта и другие записанные в Dolpin мелодии получили успех в радиоэфире и хорошо продавались, владелец студии Джон Долфин редко платил музыкантам. Конфликт вокруг этих денег в итоге привело к убийству Долфина одним из его музыкантов.
Уйдя со студии Dolpin, Бадди преодолел жесткие расовые барьеры в отрасли, став первым афроамериканцем, который выступал со студийной группой в телевизионной программе Граучо Маркса You Bet Your Life.
Бадди Коллетт всё же не чувствовал себя комфортно, будучи единственным черным музыкантом в оркестре студии телевидения. В конце концов, он стал политическим активистом в борьбе с сегрегацией в музыкальной индустрии и растущим влиянием маккартизма. Коллетт также помог организовать концерт и митинг протеста против государственных репрессий легендарному негритянскому певцу, актеру и политическому деятелю Полю Робсону (Paul Robeson).
Артистическая и социальная деятельность Коллетта продолжилась, когда он возглавил антирасистскую кампанию Союза музыкант Лос-Анджелеса. Джеральд Уилсон (Gerald Wilson), Фрэнк Синатра (Frank Sinatra), Нэт "Кинг" Коул (Nat "King" Cole) и саксофонист Бенни Картер (Benny Carter) стали одними из первых сторонников Коллетта. Ни одно из этих мероприятий не мешало Бадди Коллетту создавать музыку.
В 1955 году он стал одним из основателей легендарного квинтета барабанщика Чико Гамильтона. В необычном квинтете также выступали пианист и виолончелист Фред Кац (Fred Katz), которого Коллетт называл "первым джазовым виолончелистом".
Год спустя Коллетт записал Man of Many Parts, свой первый альбом в качестве лидера группы. Альбом не только продемонстрировал мастерство Бадди на саксофоне, но и его таланты композитора.
В конце 1950-х карьера Коллетта и его современников на Западном побережье пошла вверх. Но в то время как большинство из них - Мингус, Гамильтон, саксофонисты Эрик Долфи (Eric Dolphy) и Чарльз Ллойд (Charles Lloyd) - переехали в Нью-Йорк на более прибыльные концерты, Бадди остался в Лос-Анджелесе.
Хотя имя Коллетта не стало именем нарицательным в джазе, как у его друзей, Бадди стал педагогом в 1960 году. Среди его учеников были такие замечательные игроки на духовых, как Джеймс Ньютон (James Newton), Фрэнк Морган (Frank Morgan), Сонни Крисс (Sonny Criss), уже упоминавшиеся Эрик Дольфи и Чарльз Ллойд.
В 1996 году Библиотека Конгресса поручила Бадди Коллетту написать и исполнить специальный концерт для бигбенда, чтобы ознаеновать его продолжительную карьеру. Для концерта собрались некоторые из его старых товарищей по Лос-Анджелесу, включая Джеки Келсона (Jackie Kelson), Бритта Вудмана и Чико Хэмилтона.
После этого концерта Коллетта «вспомнили» и он, наконец, начал получать признание. После инсульта в 1998 году Бадди перестал выступать.
Бадди Коллетт умер 10 сентября 2010 года в родном Лос-Анджелесе.
Ему довелось выступать и записываться с Фрэнком Синатрой, Nat "King" Cole, Нельсоном Риддлом (Nelson Riddle), Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), Каунтом Бейси (Count Basie), Чарли Паркером (Charlie Parker), Сарой Вон (Sarah Vaughan) и десятками других джазовых знаменитостей. Его резюме – это виртуальная историю джаза и традиционной поп-музыки второй половины 20-го века.
Как сказал однажды бендлидер и композитор Джон Клейтон (John Clayton), «он открыл дверь, зашёл сам, подставил ногу в щель, в которую затем прошли многие чернокожие музыканты. Он сделал великое дело».
Buddy Collette Quartet - Club Date (Live TV 1991)
Дискография
As sideman
With Brass Fever
Brass Fever (Impulse!, 1975)
Time Is Running Out (Impulse!, 1976)
With Gil Fuller
Gil Fuller & the Monterey Jazz Festival Orchestra featuring Dizzy Gillespie (Pacific Jazz, 1965)
With Eddie Harris
How Can You Live Like That? (Atlantic, 1976)
With Charles Mingus
The Complete Town Hall Concert (Blue Note, 1962 [1994])
With Blue Mitchell
Bantu Village (Blue Note, 1969)
With Lyle Murphy
Four Saxophones in Twelve Tones (GNP, 1955)
With Gábor Szabó and Bob Thiele
Light My Fire (Impulse!, 1967)
With The Three Sounds
Soul Symphony (Blue Note, 1969)
Persistent Percussion (1960, Kent Records, KST 500)
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.