Самый известный в мире джаза инженер звукозаписи определил звучание лэйблов Blue Note, Prestige, "A Love Supreme" и других записей.
Руди Ван Гелдер (Rudy Van Gelder), дотошный и инновационный инженер звукозаписи, чьи долгоиграющие джазовые пластинки Blue Note 1950-х и 60-х годов считаются одними из лучших в звучании, внезапно умер 25 августа в своем доме в Englewood Cliffs, NJ. Ему был 91 год, сообщает Jazz Music.
Работая над тем, чтобы удовлетворить требовательные стандарты соучредителя и продюсера Blue Note Альфреда Лиона (Alfred Lion), Ван Гелдер записал большинство канонических пластинок лейбла, сначала в своей студии, встроенный в дом его родителей в Хакенсак, Нью-Джерси, а, начиная с 1959 г., в собственном удивительном акустическом объекте в Englewood Cliffs.
Ван Гелдер также имел партнерские взаимоотношения с Бобом Вайнштоком (Bob Weinstock), главой лейбла Prestige, чьи альбомы инженер записывал одновременно с Blue Note.
Работу одновременно на два лэйбла Ван Гелдер рассматривал, как менее важную-свою цели: как инженер он всегда хотел передать музыку с такой же искренностью и точности, насколько это было возможно для студий звукозаписи, подходы к передаче звука которых отличались как инь и янь. Альбомы Blue Note характеризовались более оригинальной музыкой, с репетициями и жестким, последовательным контролем Лиона; вместе с тем, Вайншток был более беспечным, что выражалось, по существу, в «выдуве» сессий одними из лучших музыкантов в истории джаза, в том числе Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна.
Ван Гелдер позднее оказал жизненно важную помощь для лейбла CTI продюсера Крида Тейлора (Creed Taylor), помогая развитию джаз-фанка, фьюжн и современного или смуш-джаза. Также он записывал сессии для других лейблах, таких как Verve, A & M, Concord Jazz и Impulse! -включая «тотемическую» сессию Джона Колтрейна A Love Supreme. "Это было гипнотически. Это было захватывающе. Это было по-другому. Но у меня не было тех взглядов, когда она была записана", рассказал он The Wall Street Journal. - Я пришел к этой реализации только тогда, когда я делал ремастеринг альбома для цифрового переиздания в 2002 году. Вы должны понять, что я был очень занят, пока не убедился, что работа была записана совершенно".
Ван Гелдер был непубличным человеком, редко дававшим интервью и предпочитавшим не говорить подробно о своих методах записи.
В 1940-х и 50-х годах он работал окулистом, чтобы поддерживать свою карьеру инженера и иметь возможность приобретать оборудование. Руди был непреклонен в том, чтобы его считали инженером, а не продюсером – он не направлял музыкантов и не принимал решения об аранжировках.
Ван Гелдер был известен тем, что работал на своем оборудовании в перчатках, а также делал свои собственные мастер-записи и работал над секвенированием непосредственно со своими клиентами, имея контроль над техническим процессом от начала до конца.
Предпочитая работать в качестве мастера-документатора живых выступлений в джаз в студии, Ван Гелдер также мог делать классические записи в пустынном ночном клубе (см. A Night at Birdland Арта Блэйки) или с помощью изолированной кабины, которую он построил в своем Englewood Cliffs по настоянию Крида Тейлора. И почитатели этой музыки могли с удовольствием слушать джаз.
Работа Ван Гелдер имела определённые «фишки», и он раскрывал свои «секреты» записи время от времени. Теплота и ощущение пространства определяли его продукцию в середине века, и он достиг этих свойств с помощью размещения микрофона, который был гораздо более интимным, чем у других технических специалистов студии в то время. Пророческим стало использование им конденсаторного микрофона Neumann U-47, модернизированного коллегой для записи с близкого расстояния без искажений, что является существенным элементом «визитки» инженера, как и реверберация.
Был, в конце концов, большая ирония в наследстве, оставленном Ван Гелдером. Рано приняв магнитные ленты, несмотря на почитание его пластинок аудиофилами, он тем не менее стал защитником контроля и последовательности цифровых технологий записи. "Линейное хранение цифровой информации идеализируется. Это может быть совершенным", - сказал он в интервью журналу Audio в 1995 году. - Самым большим исказителем является сам LP. Я сделал тысячи LP записей ... и я рад видеть LP ещё живым. Это была постоянная борьба, чтобы попытаться сделать чтобы музыка звучала так, как надо. И если людям не нравится то, что они слышат в цифровом формате, они должны винить инженера, сделавшего это. Виноваты студии мастеринга. Виноваты инженеры смешивания".
Часто Ван Гелдер выражал презрение к одержимости джазовой индустрии звукозаписи переизданиями на рынке с обещанием "альтернативного звучания" или, как он называл их, "отклоненные купюры". Тем не менее, его RVG ремастеринг серии компакт-дисков для Blue Note и Prestige стали одними из самых ярких и амбициозных программ переиздания в джазе.
На фото: Руди Ван Гелдер (слева) и Кристиан Скотт
По материалам JazzTimes
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.