Полное имя - Юджин (Джин) Бертрам Крупа (Eugene Bertram Krupa). Крупа начал играть на барабанах в юности, его первый альбом был записан в Чикаго в 1927 г. Через два года он переехал в Нью-Йорк, где играл в театральных бэндах, участвовал в бродвейских шоу, вошел в группу Рэда Николза. Его кумиром стал Чик Уэбб.
Биография
Джин Крупа (Gene Krupa) родился в Чикаго 15 января 1909 года и был самым младшим среди девяти детей Анны (Oslowski) и Бартоломью Крупа. Его отец был иммигрантом из Польши, а мать родилась в Shamokin, штат Пенсильвания, была также польского происхождения. Его родители были очень религиозны и готовили Джина к священству. Он учился в различных церковно-приходских школах и после окончания поступил в Колледж Святого Иосифа, где проучился год, но потом решил, что это не его призвание.
Джин Крупа учился у А. Sanford Moeller и начал играть профессионально в середине 1920-х годов с различными группами в штате Висконсин. Он ворвался на сцену в Чикаго в 1927 году, когда был выбран MCA, чтобы стать членом Thelma Terry and Her Playboys, первый заметный джазовой американской группа, состоящей не из девушек, но руководимой женщиной-музыканткой. Playboys были домашней группой в ночном клубе The Golden Pumpkin в Чикаго, а также гастролировали по всей восточной и центральной части США.
Джин Крупа сделал свои первые записи в 1927 году, с группой под руководством банджоиста Эдди Кондона (Eddie Condon) и Рэда МакКензи (Red McKenzie): вместе с другими записями, начиная с 1924 года музыкантов известной сцены "Чикаго", таких как Бикс Байдербек (Bix Beiderbecke). Эти записи являются примерами «чикагского стиля» джаза.
На этой сессии были записаны: "China Boy", "Sugar", "Nobody's Sweetheart" и "Liza". Записи МакКензи-Кондона также были примечательны тем, что являются одним из ранних примеров использования полного комплекта барабанов. На Джина Крупа большое влиянием в это время оказывали Табби Холл (Tubby Hall) и Зутти Синглтон (Zutty Singleton). Но, наибольшее влияние на него в этот период имел барабанщик Бэби Доддс (Baby Dodds), что очень сильно отразилось на манере игры Джина Крупа.
В 1934 году Джин Крупа присоединился к оркестру Бенни Гудмана. Одной из самых популярных песен оркестра с участием Джина стала «Sing, Sing, Sing», записанная в 1938 году. В том же году Джин покинул оркестр из-за разногласий с Гудманом, который считал, что Джин подменяет настоящую музыку шоу.
Премьера собственного оркестра Крупы состоялась уже в ноябре. Этот бэнд существовал до 1943 года и стал заметным явлением в жизни Нью-Йорка, особенно в тот период, когда в нем работали трубач Рой Элдридж и певица Анита О’Дэй. В 1943 году Крупа был арестован за хранение двух сигарет с марихуаной и получил три месяца тюремного заключения.
По окончании 1940-х годов биг-бенды оказались на обочине джазовой дороги: Каунт Бейси (Count Basie) распустил свой биг-бенд, а Вуди Герман (Woody Herman) уменьшил его до октета. Джин Крупа постепенно сокращал размер группы в конце 1940-х годов, а с 1951-го выступал во главе трио или квартета, часто показывая мульти-инструменталиста Эдди Шу (Eddie Shu) на тенор-саксофоне, кларнете и губной гармошке. Джин Крупа регулярно выступал на шоу Jazz At the Philharmonic . Наряду с Ball of Fire, он снялся в 1946 году в классическом The Best Years Of Our Lives. Его спортивный барабанный стиль, временные интервалы и использование тарелок развивались в течение этого десятилетия, чтобы угнаться за изменениями моды и вкусы, но не дошли до периода бибопа.
В 1945-51гг Крупа возглавил второй состав своего биг-бэнда, в котором выступали Чарли Вентура, Анита О’Дэй и начинающий аранжировщик и саксофонист Джерри Маллиген.
В 1954 году Джин Крупа вернулся в Голливуд, чтобы сниматься в таких фильмах, как «История Гленна Миллера» (The Glenn Miller Story) и «История Бенни Гудмена» (The Benny Goodman Story). В 1959 году вышел фильм-биография самого Крупа The Gene Krupa Story, Сэл Минео (Sal Mineo) изобразил Крупа, в фильме имел эпизодическую роль Рэд Николс (Red Nichols). Пианист Дэйв Фришберг (Dave Frishberg), который играл с Крупа, был особенно поражен точностью одного ключевого момента в фильме: "Сцена, где персонаж Крупа роняет палки во время большого сольного выступления и публика понимает, что он "back on the stuff". Я помню, по крайней мере, пару раз в жизни, когда Джин уронил палку и люди в аудитории начали шептаться между собой, показывая на него".
Он продолжал выступать в знаменитых клубах в 1960-х годах, как Metropole возле Таймс-Сквер в Нью-Йорке, часто играя в дуэте с барабанщиком Кози Коулом (Cozy Cole). Все чаще его беспоколи боли в спине, Джин Крупа перестал играть в конце 1960-х и открыл музыкальную школу. Одними из его учеников были барабанщик KISS Питер Крисс (Peter Criss) и Джерри Нолан (Jerry Nolan) из The New York Dolls, о чем свидетельствует сходство между стилем игры на барабанах Black Diamond KISS и New York Dolls 'Jet Boy. Крупа иногда играл на публике в начале 1970-х годов незадолго до смерти.
Джин Крупа женился на Этель Магуайр дважды: первый брак длился с 1934 по 1942-й, второй - с 1946 до её смерти в 1955 году. Их отношения были экранизированы в биографическом фильме о барабанщике. Крупа снова женился в 1959 на Пэтти Боулер.
Крупа стал первым значительным солистом эпохи свинга. Он был первым барабанщиком, который использовал том-томы и продумывал свои сольные эпизоды.
«Соло на ударных должно обладать целостностью. Когда я начинаю соло, то должен иметь точное представление о том, что я собираюсь сыграть, - говорил Джин Крупа. - Я счастлив, что мне удалось сделать две вещи — я превратил барабанщика оркестра в высокоуважаемого человека и мне удалось привлечь к джазу внимание многих людей».
Джин Крупа умер 16 октября 1973 года умер от сердечного приступа в городе Йонкерс, штат Нью-Йорк, в возрасте 64 лет. На его похоронах знаменитый барабанщик Бадди Рич сказал: «Он был не просто лучшим — он был самым лучшим».
В 1978 году Джин Крупа стал первым барабанщиком, введенным в Зал славы современного барабанщика (Modern Drummer Hall of Fame).
Дискография
Timme Rosenkrantz' 1945 Concert, Vol. 3 [live] (Commodore, 1945)
Town Hall Concert (1945) [live] (Commodore, 1945)
Trio at Jatp [live] (Verve, 1946)
The Original Drum Battle (Verve, 1952)
Drum Battle (Verve, 1952)
The Exciting Gene Krupa (Enoch's Music, 1953)
Sing Sing Sing (Verve, 1954)
The Driving (Verve, 1954)
Gene Krupa, Vol. 1 (Clef, 1954)
Gene Krupa, Vol. 2 (Clef, 1954)
The Jazz Rhythms of Gene Krupa (Verve, 1955)
Krupa & Rich (Verve, 1955)
The Gene Krupa Quartet (Clef, 1955)
Drummer Man [Verve] (Verve, 1956)
Hey...Here's Gene Krupa (Verve, 1957)
Krupa Rocks (Verve, 1957)
Gene Krupa Plays Gerry Mulligan Arrangements (Verve, 1958)
Big Noise from Winnetka [live] (1959)
The Gene Krupa Story [Original Soundtrack] (Verve, 1959)
Percussion King (Verve, 1961)
Burnin' Beat (Verve, 1962)
The Great New Gene Krupa Quartet (Verve, 1964).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.