«Чёрный принц джаза», трубач, композитор, руководитель самых известных джазовых ансамблей ХХ века, выдающийся новатор, оказавший значительнейшее влияние на развитие музыки XX века.
Начав карьеру джазового музыканта в квинтете Чарли Паркера, Майлз Дэвис через несколько лет стал родоначальником множества стилей и направлений в джазе, таких как модальный джаз (modal jazz), прохладный джаз (cool jazz) и фьюжн (fusion), первым создал джаз-рок-группу.
Отмечая широту интересов и многогранность таланта Майлза Дэвиса, Дюк Эллингтон сравнивал его с Пикассо.
Биография
Майлс Дьюи Дейвис (Майлз Дэвис / Дэйвис; англ. Miles Dewey Davis III) родился в богатой афро-американской семье 26 мая 1926 года в Олтоне, штат Иллинойс, США. Его отец, доктор Майлз Генри Дэвис, был стоматологом. В 1927 году семья переехала в Восточный Сент-Луис, штат Иллинойс. Семья также владела большим ранчо на севере штата Арканзас, где Дэвис ещё ребёнком научился ездить верхом.
Мать Дэвиса, Cleota Mae (Henry) Davis, хотела, чтобы ее сын учился на фортепиано, она была способной блюзовой пианисткой, но скрывала этот факт от сына. Музыкальное образование Майлза началось в 13 лет, когда отец подарил ему трубу и организовал занятия с местным музыкантом Элвудом Бьюкененом. Дэвис позже предположил, что выбор инструмент отцом был в значительной степени обусловлен желанием позлить жену, которая не любила звук трубы. Против моды того времени, Бьюкенен подчеркивал важность игры без вибрато, он, бил по пальцам Дэвиса каждый раз, когда он начал использовать тяжелое вибрато. Майлз Дэвис будет нести его ясные тона в виде фирменного звучания на протяжении всей своей карьеры. Однажды он рассказал, как это важно для него: "Я предпочитаю круглый звук, в котором не слишком много тремоло и не слишком много баса. Просто что-то среднее. Если я не могу получить такой звук, я не могу играть ничего ».
В возрасте 16 лет Дэвис был членом музыкального общества и играл профессионально, в свободное от школы время. В 17 лет он провел год в группе Эдди Рэндла - Blue Devils. За это время, Sonny Stitt пытался убедить его присоединиться к группе Тини Брэдшоу (Tiny Bradshaw), но мать Майлза убедила его закончить свой последний год в средней школе.
В 1944 году группа Билли Экстайна (Billy Eckstine) посетила Восточный Сент-Луис. Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер были членами группы, а Майлз Дэвис на время болезни основного трубача Бадди Андерсона играл в течение нескольких недель. Даже после того, как группа Экстайна покинула город, родители Дэвиса по-прежнему хотели, чтобы он продолжил академическое образование.
В 1945, учась в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке, Майлз посещал джем-сейшнз на 52-й улице. В ноябре этого же года Дэвис вошел в квинтет Чарли Паркера, записав "Now's The Time и Billie's Bounce". Не обладая виртуозной техникой, Майлс Дейвис постепенно вырабатывал собственное звучание - длинные ноты без вибрато, частое использование сурдины, короткие фразы и многозначительные паузы. По мнению критика Андре Одэра: «Дейвис придал музыке Паркера интимный характер».
В конце 1945 Майлз года уехал в Сент-Луис, чтобы присоединиться к оркестру Бенни Картера, но работа в биг-бэнде ему не понравилась и поэтому он через несколько месяцев вернулся в Нью-Йорк и снова присоединился к Паркеру.
В 1946 Майлз Дэвис заменил Диззи Гиллеспи в оркестре Билли Экстайна, в то же время выступал с Сонни Ститом и Джином Эммонсом. В 1948 судьба опять свела его с Паркером, кроме того его партнерами стали Сонни Роллинз, Джон Льюис и Макс Роуч.
В 1948 собрал нонет, который вошел в историю джаза как Capitol Band - первый ансамбль так называемого «прохладного джаза». Состав нонета был для того времени достаточно оригинален - труба, тромбон, валторна, туба, альт- и баритон-саксофон, фортепиано, контрабас, ударные. Термин «кул» впервые появился на пластинке Дейвиса The Birth Of The Cool (1949), на которой были записаны композиции и аранжировки Джерри Маллигена, Джона Льюиса, Гила Эванса и Джона Каризи.
К сожалению, карьера Дейвиса была неровной, в 1950-е. он увлекся наркотиками и после записей 1950-51 гг. с составом Metronome All Stars не появлялся на сцене 4 года. Только в 1955 он собрал ансамбль, в который вошли Джон Колтрейн, Рэд Гарленд, Пол Чемберс, Фили Джо Джонс (иногда присоединялся Кэннонбол Эддерли).
Во второй половине 1950-х гг. Дейвис становится признанным лидером современного джаза и начинает экспериментировать в области формы и гармонии, заменяя традиционные аккордовые последовательности остинатными басовыми формулами (альбомы Milestones, 1958, Kind Of Blue, 1959). В то же время он записывает (на трубе и флюгельгорне) с оркестром Гила Эванса сюиты, которые можно отнести к «третьему течению» - Miles Ahead (1957), Porgy And Bess (1958), Sketches Of Spain (1959).
В 1960-е гг. Дейвис собрал новый квинтет, в который пригласил молодых виртуозов - Уэйна Шортера, Херби Хэнкока, Рона Картера, Тони Уильямса, триумфально гастролировал в Европе и выпустил альбомы, которые считаются вершиной развития акустического джаза - Davis In Europe (1963), Seven Steps To Heaven (1963), My Funny Valentine (1965), E.S.P.(1965), Miles Smiles (1967) и другие.
Новый виток популярности возник в конце 1960-х гг., когда Дейвис обратил внимание на электроинструменты, на энергетику рок-музыки, отказался от использования тем, напоминающих джазовые стандарты, разработал новый тип аранжировки (продолжительные композиции цементировались короткими риффами) и пригласил в свою группу молодых исполнителей - Джо Завинула, Джона МакЛафлина, Чика Кориа, Дэйва Холленда, Ленни Уайта, Билли Кобэма, Стива Гроссмана, Аирто Морейру. С ними он записал ряд джаз-роковых альбомов - Filles De Kilimanjaro (1968), In A Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970).
В 1970-е гг. Майлз Девис утвердил на сцене новый тип джазового шоу, после чего стал частым гостем американских и европейских джаз- и рок-фестивалей. Однако здоровье Дейвиса ухудшалось. Смерть близких ему музыкантов, воспаление легких, автокатастрофа и повреждение коленного сустава, наркотики и неприятности с полицией - все это привело к сильной депрессии, и после 1975 он не появлялся на сцене 6 лет.
О выздоровлении и возвращении возвестил альбом The Man With A Horn (1981). В оркестре вновь появились новые имена (он всегда умел открывать таланты) — Джон Скофилд, Кенни Гаррет, Майк Стерн, Эл Фостер, Маркус Миллер, Боб Берг и другие. Новый стиль, который можно охарактеризовать как фанк-рок-джаз, был представлен альбомом Tutu (1986). Майк Зверин назвал его «звуковой дорожкой десятилетия». Дейвис продолжал гастролировать вплоть до своей кончины в 1991.
В начале 1991 года он появился в фильм Рольфа де Хира «Динго» как джазовый музыкант. В начальной сцене фильма Дэвис и его группа неожиданно приземляются на взлетно-посадочной полосе в австралийской глубинке и начинают выступать перед ошеломленные местные жители. Этот перфоманс стал последней записью Дэвиса на пленке.
Майлз Дэвис умер 28 сентября 1991 года от инсульта, пневмонии и лёгочной недостаточности в Санта-Монике, штат Калифорния, в возрасте 65 лет. Он был похоронен на кладбище в Woodlawn Бронксе.
С 1981 по 1988 год Дэвис был женат на американской актрисе Сисели Тайсон.
Среди главных достижений Майлза Дэвиса:
создание оригинального стиля игры на трубе, который впервые проявился в записях, сделанных Дейвисом с Чарли Паркером в середине 1940-х годов и который оказал влияние на огромное количество трубачей, играющих в стиле бибоп и кул (прохладный джаз);
Майлс Дейвис стоял у истоков таких направлений в джазе, как фьюжн и джаз-рок;
запись основополагающих альбомов для т. н. прохладного джаза — «Birth of the Cool» (1949), модального джаза — «Kind of Blue» (1959), стиля джаз-фьюжн — «In a Silent Way» и «Bitches Brew» (оба записаны в 1969 году).
Самые популярные темы Дейвиса — Tutu, All Blues, Tune Up, Bitches brew, Seven Steps To Heaven, Solar, Milestones, So What.
В 2002 году одна из работ Майлса Дейвиса - альбом In a Silent Way - была включена в рейтинг The 25 Most Influential Ambient Albums Of All Time (25 главных эмбиент альбомов всех времён).
Майлз Дэвис завоевал массу наград и премий:
Winner; Down Beat Reader's Poll Best Trumpet Player 1955
Winner; Down Beat Reader's Poll Best Trumpet Player 1957
Winner; Down Beat Reader's Poll Best Trumpet Player 1961
Grammy Award for Best Jazz Composition Of More Than Five Minutes Duration for Sketches of Spain (1960)
Grammy Award for Best Jazz Performance, Large Group Or Soloist With Large Group for Bitches Brew (1970)
Grammy Award for Best Jazz Instrumental Performance, Soloist for We Want Miles (1982)
Sonning Award for Lifetime Achievement In Music (1984; Copenhagen, Denmark)
Doctor of Music, honoris causa (1986; New England Conservatory)
Grammy Award for Best Jazz Instrumental Performance, Soloist for Tutu (1986)
Grammy Award for Best Jazz Instrumental Performance, Soloist for Aura (1989)
Grammy Award for Best Jazz Instrumental Performance, Big Band for Aura (1989)
Grammy Lifetime Achievement Award (1990)
Australian Film Institute Award for Best Original Music Score for Dingo, shared with Michel Legrand (1991)
Knighted into the Legion of Honor (July 16, 1991; Paris)
Grammy Award for Best R&B Instrumental Performance for Doo-Bop (1992)
Grammy Award for Best Large Jazz Ensemble Performance for Miles & Quincy Live at Montreux (1993)
Hollywood Walk of Fame Star (February 19, 1998)
Rock and Roll Hall of Fame Induction (March 13, 2006)
Hollywood's Rockwalk Induction (September 28, 2006)
RIAA Quadruple Platinum for Kind of Blue
St. Louis Walk of Fame
Miles Davis - Walkin'
The Miles Davis Quintet digs into this classic on November 7, 1967 at the Stadthalle, Karlsruhe, Germany.
Miles Davis - Tutu (live)
Miles Davis with Marcus Miller.
Дискография:
Полную дискографию можно посмотреть в английской версии Википедии - en.wikipedia.org/wiki/Miles_Davis_discography
Избранная дискография Дейвиса
Round About Midnight (1955 — 56)
Miles Ahead (1957)
Milestones (1958)
Porgy and Bess (1958)
Kind of Blue (1959)
Sketches of Spain (1959 — 60)
Someday My Prince Will Come (1961)
Miles Davis at Carnegie Hall (1961)
Seven Steps to Heaven (1963)
Miles Smiles (1966)
Sorcerer (1967)
Nefertiti (1967)
Miles in the Sky (1968)
Filles de Kilimanjaro (1968)
In a Silent Way (1969)
Bitches Brew (1969)
Big Fun (1969 — 72)
Live-Evil (1970)
Live at Fillmore East (1970)
Black Beauty (1970)
Get Up With It (1974)
On the Corner (1972)
Live at Philharmonic Hall (1972)
Agharta (1975)
Pangaea (1975)
Tutu (1986)
Doo Bop (1991)
Ранние студийные записи, 1945—1956
Bopping the Blues (1946)
Cool Boppin' (1948)
Birth of the Cool (1949 и 1950)
Conception (1951)
Blue Period (1951)
Dig (1951)
Miles Davis with Horns (1951 и 1953)
Miles Davis Volume 1 (Blue Note Records, 1952 и 1954)
Miles Davis Volume 2 (Blue Note Records, 1953)
Blue Haze (1953 and 1954)
Walkin' (1954)
Bags' Groove (1954)
Miles Davis and the Modern Jazz Giants (1954, с одной записью 1956)
Musings of Miles (1955)
Blue Moods (1955)
Quintet / Sextet (1955, Miles Davis и Milt Jackson)
Miles: The New Miles Davis Quintet (1955)
Relaxin' with the Miles Davis Quintet (1956)
Steamin' with the Miles Davis Quintet (1956)
Workin' with the Miles Davis Quintet (1956)
Cookin' with the Miles Davis Quintet (1956)
Студийные записи в Columbia, 1955—1975
Round About Midnight (1955—1956)
Miles Ahead (1957)
Ascenseur pour l'Échafaud (Fontana, 1957 — саундтрек)
Milestones (1958)
Somethin' Else (Blue Note Records, 1958 — Cannonball Adderley quintet)
Porgy and Bess (1958)
Kind of Blue (1959)
Sketches of Spain (1960)
Someday My Prince Will Come (1961)
Quiet Nights (1962—1963)
Seven Steps to Heaven (1963)
E.S.P. (1965)
Miles Smiles (1966)
Sorcerer (1967)
Nefertiti (1967)
Miles in the Sky (1968)
Filles de Kilimanjaro (1968)
In a Silent Way (1969)
Bitches Brew (1969)
A Tribute to Jack Johnson (1970)
Live-Evil (1970) — студийный и концертный
On the Corner (1972)
Big Fun (1969—1972)
Get Up with It (1970—1974)
Студийные записи 1981—1991
The Man With The Horn (1980/1981)
Star People (1982/1983)
Decoy (1983)
You’re Under Arrest (1984/1985)
Aura (1985)
Tutu (1986)
Music from Siesta (1987 — саундтрек)
Back on the Block (1989)
Amandla (1989)
Dingo (1991 — саундтрек)
Doo-Bop (1992)
Концертные записи
Birdland 1951 (1951)
Miles & Coltrane (1955)
Amsterdam Concert (1957)
Live in Den Haag (1960)
Olympia, 20th March 1960 (1960)
Manchester Concert (1960)
Olympia, 11th October 1960 (1960)
In Person: At The Blackhawk, San Francisco (1961)
At Carnegie Hall (1961)
Miles & Monk at Newport (1963 — концерт 1958)
In Europe (1963)
My Funny Valentine (1964)
Four & More (1964)
Miles In Tokyo (1964)
Miles In Berlin (1964)
The Complete Live at the Plugged Nickel (1965)
1969 Miles — Festiva De Juan Pins (1969)
Live at the Fillmore East, March 7, 1970: It’s About That Time (1970)
Black Beauty: Miles Davis at Fillmore West (1970)
Miles Davis at Fillmore: Live at the Fillmore East (1970)
Message to Love: The Isle of Wight Festival 1970 (1970)
The Cellar Door Sessions (1970)
Live-Evil (1970)
In Concert: Live at Philharmonic Hall (1972)
Jazz at the Plaza (1973)
Dark Magus (1974)
Agharta (1975)
Pangaea (1975)
Miles! Miles! Miles! (1981)
We Want Miles (1982)
The Complete Miles Davis at Montreux (1973—1991)
Miles & Quincy Live At Montreux (1991)
Live Around The World (1988—1991)
Miles Davis & Thelonious Monk: Live at Newport 1958 & 1963 (1994)
Сборники
Facets (1973)
Water Babies (1977)
Circle in the Round (1979)
Directions (1980)
The Columbia Years (1990)
The Essential Miles Davis (2001)
Cool & Collected (2006)
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.