За 28 лет жизни этот не знавший нот корнетист сумел перевернуть мир джаза и соединить его с классической музыкой. Как пишут джазовые критики, гармоническое мышление Бикса Байдербека выходило за рамки традиционных джазовых стилей того времени. Это позволило сторонникам кула считать его своим предшественником. Влияние Байдербека испытали Бобби Хэккет, Рой Элдридж, Рэд Николз и Майлз Дэвис.
Биография
Ранние годы. Дэвенпорт и Лейк-Форест
Леон Бисмарк «Бикс» Байдербек (Leon Bismarck «Bix» Beiderbecke) родился 10 марта 1903 года в городе Давенпорт, штат Айова, США. Его отец, Герман Бисмарк Байдербек, работал в компании по продаже топлива и пиломатериалов. Его мать, урожденная Агата Джейн Хилтон, был одаренной пианисткой. Благодаря этому Бикс в раннем возрасте начал учился играть на фортепиано. Его музыкальный слух был настолько удивительным, что он научился не читать ноты. Он просил своего учителя музыки проиграть «кусок произведения», чтобы услышать, как это звучит и был в состоянии повторить нота в ноту.
В 1919 году брат Бикса Чарльз (Берни) начал записываться с Original Dixieland Jass Band. Бикс был немедленно принят в группу в качестве горниста. Он внимательно слушал записи Tiger Rag и воспроизводил их на фортепиано. Вскоре после этого Бикс Байдербек переключился на корнет и самостоятельно его освоил. Вначале он играл на корнете, одолженном у соседа. В сентябре 1919 года Бикс купил свой первый корнет, Conn Victor, и играл на школьных мероприятиях и с местными группами. К лету 1921 года он уже выступал с несколькими группами, включая свою собственную Bix Beiderbecke Five.
Как и у многих одаренных людей, успеваемость Бикса в школе была слабой. Как следствие, его родители решили зачислить его в Lake Forest Academy штата Иллинойс, в 35 милях к северо-западу от Чикаго. Бикс прибыл туда в сентябре 1921 года и вскоре после этого начал играть с несколькими группами, в основном в школе, но иногда вырываясь в Чикаго. Поездки Байдербека в Чикаго и неуспеваемость привели к отчислению Академии в мае 1922 года.
В оставшуюся часть 1922 года и большую часть 1923 года Бикс делил свое время между выступлениями в районе Чикаго, концертами в Сиракузах и в городе Давенпорт. В апреле 1923 года Benson Orchestra, в том числе Frankie Trumbauer (обычно известный как Tram, он был саксофонистом), играли в Davenport Coliseum. Это было важное событие, потому что Бикс и Трам встретились в первый раз. К концу 1923 года Бикс вернулся в Чикаго и начал серьёзно заниматься профессиональной музыкой.
Оркестр «Росомаха» и оркестр Фрэнка Трамбауэра (Wolverine Orchestra, the Frank Trumbauer Orchestra)
Wolverine Orchestra был организован в конце 1923 года и его расцвет пришёлся на 1924 год. Это несколько выступлений в различных местах на Среднем Западе, феноменальный успех в Университете Индианы, появление на балу Золушки в Нью-Йорке, а также несколько исторических записей для звукозаписывающей компании Gennett. Первая пластинка Бикса была нарезана в феврале и выпущена в мае 1924 года. Fidgety Feet на одной стороне и Jazz Me Blues на другой. Эта запись и еще несколько записей с Wolverine Orchestra стали основой растущей репутации Бикса среди джазовых музыкантов.
В октябре 1924 года Бикс Байдербек покинул оркестр Wolverine присоединиться к оркестру Жана Голдкетта (Jean Goldkette). Goldkette был пианист и музыкальный предприниматель со штаб-квартирой в Детройте, штат Мичиган. Первый опыт Бикса с группой Голдкетта длился менее двух месяцев и было довольно сложным. В отличие от ситуации с оркестром Wolverine, где запоминание мелодий было обычным делом, музыканты Голдкетта были профессионалами и умение читать ноты имело важное значение. Бикс был слаб в этом отношении и этот недостаток усугублялся из-за контракта Голдкетта с Victor Company. У директора этого лэйбла Эдди Кинга было отвращение к горячему джазу и, видимо, сильная неприязнь конкретно к Байдербеку. Таким образом, к декабрю 1924 года, и к разочарованию своих коллег-музыкантов, Бикс был вынужден покинуть Frank Trumbauer Orchestra.
В январе 1925 года Бикс Байдербек вернулся в Ричмонд, штат Индиана, и записал на Gennett Records со своим первым составом бессмертный Davenport Blues, на обратной стороне был записан Blues Toddlin. Диск был издан под названием Bix Beiderbecke and His Rhythm Jugglers (Бикс Байдербек и его Жонглеры Ритма), в записи участвовали также Дон Мюррей (кларнет), Томми Дорси (тромбон), Пол Мерц (фортепиано), и Томми Гаргано (ударные).
Бикс решил заняться своим музыкальным образованием и поступил в Университет штата Айова в весеннем семестре 1925. Он хотел, чтобы главной была музыка, но были и другие академические требования, которые он не желает выполнять. Что еще хуже, Байдербек был втянут в драку в местном баре. Таким образом, обучение Бикса колледже продолжалось ровно 18 дней.
С февраля по август 1925 года Бикс дрейфовал по округе. Он провел несколько месяцев в Нью-Йорке, где выступал вместе с корнетистом Рэдом Николсом, который много записывался в 1920-е и 30-е годы, запомнился своей группой Five Pennies и связью с великим тромбонистом Miff Mole. Бикс участвовал в California Ramblers, в которую вошли братья Дорси и великий бас-саксофонист Adrian Rollini. В Чикаго он присоединился к оркестру Charlie Straight и оставался с ними до июля. Затем Бикс Байдербек вошёл в состав Breeze Blowers (Island Lake, штат Мичиган). В этой группе попеременно играли разные музыканты: Билл Рэнк (тромбон), Дон Мюррей (деревянные духовые), Фрэнки Трамбауэр (C-melody sax) и Стив Браун (бас). В августе 1925 года Бикс Байдербек снова вступил оркестр Трамбауэра в Сент-Луисе и оставался с ними до мая 1926 года, после чего вместе с Трамом присоединился к оркестру Жана Голдкетта. В сентябре 1926 года Билл Чаллис присоединился к оркестру в качестве аранжировщика. В дальнейшем оказалось, что Чаллис стал ключевой фигурой в жизни Бикса Байдербека. Его подходы давали достаточно места для изобретательности и таланта импровизации Бикса в оркестрах Голдкетта и Вайтмана.
Годы расцвета. Оркестры Жана Голдкетта и Пола Уайтмена
Главным событием 1926 года стал баттл между оркестрами Жана Голдкетта и Флетчера Хендерсона в бальном зале Roseland в Нью-Йорке. В группе Хендерсона были такие знаменитости, как Рекс Стюарт, Коулмен Хокинс и Бастер Бэйли. Исход «боя» был удивительным. По словам Рекса Стюарта (Jazz Masters тридцатых годов, стр. 11) "Это оказалось самым унизительным опытом для нас, так как, в конце концов, мы должны были стать наилучшим танцевальный оркестром в мире." "Это факт, что мы просто не смогли конкурировать с оркестром Жан Голдкетта. Их импровизации были творческими и их ритм был сильным".
В 1927 году у Jean Goldkette Orchestra был плотный график. Они играли на балах в Детройте, путешествовали по всему Среднему Западу и Северо-Востоку, записывались на Victor Company и сделали несколько радиопередач. Это был год, в котором Бикс Бейдербек достиг вершины своего музыкального творчества. Бикс выпустил серию легендарных записей в 1927 году с малыми группами большого оркестра Goldkette, с добавлением некоторых первоклассных музыкантов, таких, как великий бас-саксофонист Адриан Роллини или Frankie Trumbauer.
4 февраля Фрэнки Трамбауэр и его оркестр с Байдербеком, Джимми Дорси (кларнет), Биллом Рэнком (тромбон), Полом Мерцем (фортепиано), Эдди Лангом (гитара) и Чонси Морехоузом (барабаны) записали Singin' the Blues (Поющие блюз). Многие критики считают эту запись одной из двух величайших джазовых записей всех времен (другой является West End Blues Луи Армстронга). На обратной стороне пластинки была ещё одна классическая запись Бикса - Clarinet Marmalade.
В мае Бикс Байдербек записал с оркестром Трамбауэра сделал четыре записи, включая Ostrich Walk, Way Down Yonder in New Orleans и Hoagy Carmichael's Riverboat Shuffle. Четвертая запись, I'm Coming Virginia, вероятно, является наиболее ярким примером глубокой лирической импровизацией Бикса.
В октябре Bix Beiderbecke и его бэнд (Bill Rank, Don Murray, Adrian Rollini, Frank Signorelli, Chauncey Morehouse), записали At the Jazz Band Ball, Royal Garden Blues, Jazz Me Blues, Goose Pimples, Sorry и Since My Best Girl Turned Me Down. Эти записи с оркестром Трамбауэра иллюстрируют некоторые из самых творческих работ Бикса и представляют собой важный компонент его музыкального наследия.
9 сентября 1927 стало еще одной вехой в карьере Бикса. Он записал для Okeh Record Co, собственное сочинения для фортепиано - In A Mist (В тумане). Несомненно, это самая известная и наиболее значимая композиция Байдербека. Спустя год, 7 октября 1928 года, Бикс играл In A Mist, как часть концерта Пол Уайтмена в Карнеги-Холле. In A Mist вместе с Davenport Blues и другие его фортепианные сочинения - Candlelights, Flashes и In the Dark (Пламя свечи, Вспышки, В темноте), были выпущены в 1938 году, как творения "всемирно известного композитора" и "В первую очередь представители современной американской музыки".
К концу 1927 года Оркестр Голдкетта распался, выпустив перед этим в сентябре одну из лучших записей - Clementine. После этого Бикс присоединился к Адриану Роллини и New Yorkers, группе талантливых джазовых музыкантов, среди которых кроме Rollini (бас-саксофон) были Сильвестр Ахола (труба), Бобби Дэвис (деревянные духовые), Эдди Ланг (гитара), Франк Трамбауэр (C-мелодии саксофона), Чонси Морехоуз (ударные), Дон Мюррей (кларнет), Билл Рэнк (тромбон), Фрэнк Синьорелли (фортепиано) и Джо Венути (скрипка). Можно получить представление о белом джазе по лучшей из записей, которые группа сделала 28 и 30 сентября 1927. Хотя выбор песен был не самым удачным (Humpty Dumpty, Krazy Kat, The Baltimore, Just an Hour of Love, I'm Wondering Who), музыкальная изобретательность талантливых и умелых музыкантов делает выдающийся джаз и исполняет творческие соло.
К сожалению, работа с New Yorkers длилась всего несколько недель и 27 октября Бикс и Трам присоединились оркестру Пола Уайтмана. Paul Whiteman и его оркестр играли в Нью-Йорке с 1920 года. К середине 20-х годов Whiteman был известен и ему подражали по всему миру. В 1924 году Whiteman исполняли «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина с самим композитором на фортепиано в Эолийские зале. Когда Байдербек и Трамбауэр пришли в оркестр, Пол Уайтмен был королем джаза.
Оставшаяся часть 1927 года и весь 1928 год представляли собой период высокой активности Бикса, с гастролями по всему Среднему Западу и Северо-Востоку, части Юга и Юго-Западна, записями в составе больших и малых групп под руководством Trumbauer или Байдербека. Среди наиболее заметных записей 1928 года I cite Changes, San, Mississippi (две версии, Вайтмана и Трамбауэра), here Ain't No Sweet Man That's Worth the Salt of My Tears, Dardanella, From Monday On, Somebody Stole My Gal, Louisiana, You Took Advantage of Me, That's My Weakness Now, Concerto in F, Sweet Sue.
Среди этих записей выделяется I highlight From Monday On с феерическими импровизациями Байдербека.
Последние годы
Годы 1929 по 1931 были отмечены ухудшение здоровья Бикса Байдербека. Постоянное чрезмерное потребление самогона от бутлегеров уничтожили его молодое тело. Он провел много времени в больницах и на дому пытаясь восстановить свое здоровье. Но после возвращения в Нью-Йорк Бикс снова возобновлял свои вредные привычки. Несмотря на ухудшение здоровья, Байдербек все же смог принять участие в радиопередачах Уайтмена на Old Gold radio и сделать хорошие записи, такие как China Boy and Oh, Miss Hannah. Последняя запись Бикса с группой Уайтмена в сентябре 1929 года, пророчески озаглавленная End of the Road, достойна особого упоминания из-за приглушенного соло Бикса как будто в ожидании того, что должно было произойти.
У Бикса Байдербека была пара записей в 1930 году. В мае он присоединился к Хоуги Кармайклу (Hoagy Carmichael) и другим гигантам джаза - Бенни Гудмену, Джину Крупе, Джо Венути, Эдди Лангу, Баду Фриману и они вместе записали пару песен. За восемь месяцев, кроме сессии Waiting at the End of the Road, Бикс не сделал никаких записей. 8 сентября 1930 года Бикс собрал группу из числа музыкантов, участвовавших в майской записи с Кармайклом и записали три композиции, одна из которых, I'll Be a Friend with Pleasure, рассматривается как одна из его лучших записей. Это упреждение эры свинга в его ритмическом построении и ее оркестровке.
До 1930 года Бикс было на его счету только две композиции, Davenport Blues и In A Mist. Конечно, его импровизации на горне были также композициями, но, возможно, не в формальном смысле. В 1930 и 1931 Бикс Байдербек работал не на шутку за роялем и кристаллизовал свои музыкальные идеи, которые он развивал в течение нескольких лет. Помощь Билл Чаллиса оказалась бесценной для записи на ноты. В результате совместной работы вышли защищенные авторским правом Бикса CandleLights с компанией Robbins Music 29 августа 1930 года и Flashes and In the Dark 18 апреля 1931 года.
Летом 1931 года Бикс играл случайные концерты в основном с музыкантами, которые стали чрезвычайно успешным в середине-конце тридцатых - Бенни Гудмен, братья Дорси, Джек Тигарден, Арти Шоу, Джин Крупа. В конце июня, Бикс переехал из Нью-Йорке в Sunnyside, Queens. Леон Бисмарк Байдербек умер 6 августа 1931 года в 9:30 вечера и был похоронен 11 августа 1931 года на кладбище в Oakdale Давенпорт, штат Айова,.
Судя по всему, Бикс был добрым, нежным и великодушным человеком. Современники рассказывают, что он был человеком немногословным и не заботился о поверхностных деталях и требованиях повседневной жизни. Музыка была всепоглощающей центром его жизни, сутью его бытия, и в музыке он оставил свое вечное наследие.
Bix Beiderbecke - Davenport Blues
Bix Beiderbecke - In A Mist
Bix Beiderbecke, piano solo. New York, September 9, 1927.
Дискография
Bix Beiderbecke's first recordings were as a member of the Wolverine Orchestra
"Fidgety Feet" / "Jazz Me Blues," recorded on February 18, 1924, in Richmond, Indiana, and released as Gennett 5408
"Copenhagen", recorded on May 6, 1924, and released as Gennett 5453B and Claxtonola 40336B
"Riverboat Shuffle" / "Susie (Of the Islands)", recorded on May 6, 1924, and released as Gennett 5454[62]
As Bix Beiderbecke and his Rhythm Jugglers
"Toddlin' Blues" / "Davenport Blues", recorded on January 26, 1925, in Richmond, Indiana, and released as Gennett 5654
With the Jean Goldkette Orchestra in 1926–1927
"My Pretty Girl" / "Cover Me Up with Sunshine", recorded on February 1, 1927, in New York and released as Victor 20588
"Sunny Disposish" / "Fox Trot" from "Americana", recorded on February 3, 1927, in New York and released as Victor 20493B[119]
With Frankie Trumbauer and His Orchestra and guitarist Eddie Lang
"Clarinet Marmalade" / "Singin' the Blues", recorded on February 4, 1927, in New York and released as Okeh 40772
"I'm Coming, Virginia" / "Way Down Yonder in New Orleans", recorded on May 13, 1927, in New York and released as Okeh 40843
"For No Reason at All in C" / "Trumbology", recorded on May 13, 1927, in New York and released as Okeh 40871, Columbia 35667, and Parlophone R 3419
"In a Mist" / "Wringin' an' Twistin'", recorded on September 9, 1927, in New York and released as Okeh 40916 and Vocalion 3150
"Borneo" / "My Pet", recorded on April 10, 1928, in New York and released as Okeh 41039
As Bix Beiderbecke and His Gang
"At the Jazz Band Ball" / "Jazz Me Blues", recorded on October 5, 1927, in New York and released as Okeh 40923
"Royal Garden Blues" / "Goose Pimples", recorded on October 5, 1927, in New York and released as Okeh 8544
"Sorry" / "Since My Best Gal Turned Me Down", recorded on October 25, 1927, in New York and released as Okeh 41001
"Wa-Da-Da (Everybody's Doin' It Now)", recorded on July 7, 1928 in Chicago, Illinois and released as Okeh 41088
"Rhythm King", recorded on September 21, 1928 in New York and released as Okeh 41173
With the Paul Whiteman Orchestra
"Lonely Melody" [Take 3] / "Mississippi Mud" [Take 2], with Bing Crosby, the Rhythm Boys, and Izzy Friedman, recorded on January 4, 1928, in New York and released as Victor 25366
"Ramona", recorded on January 4, 1928 in New York and released as Victor 21214-A. #1 for 3 weeks
"Ol' Man River" (From Show Boat), recorded on January 11, 1928 in New York and released as Victor 21218-A and Victor 25249 with Bing Crosby on vocals. #1 for 1 week
"San" [Take 6], recorded on January 12, 1928 in New York and released as Victor 24078-A
"Together", recorded on January 21, 1928 in New York and released as Victor 35883-A. #1 for 2 weeks
"Mississippi Mud" [Take 3] / "From Monday On" [Take 6], with vocals by Bing Crosby, recorded on February 28, 1928, in New York and released as Victor 21274
"My Angel", recorded on April 21, 1928 in New York and released as Victor 21388-A. #1 for 6 weeks
"My Melancholy Baby", recorded on May 15, 1928, in New York and released as Columbia 50068-D
"Sweet Sue", recorded on September 18, 1928, in New York and released as Columbia 50103-D
As Bix Beiderbecke and His Orchestra
"I Don't Mind Walking in the Rain" / "I'll Be a Friend with Pleasure", recorded on September 8, 1930, in New York and released as Victor 23008
With Hoagy Carmichael and His Orchestra
"Barnacle Bill, the Sailor" / "Rockin' Chair", with vocals by Carson Robison, recorded on May 21, 1930, in New York and released as Victor V-38139 and Victor 25371
"Georgia on My Mind", with Hoagy Carmichael on vocals, recorded on September 15, 1930, in New York and released as Victor 23013.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.