Гил Эванс – канадский и американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик и руководитель оркестра.
Биография
Ян Гилмор Эрнест Грин (Ian Ernest Gilmore Green) или, как иногда упоминают, Гилмор Ян Родриго Грин, родился 13 мая 1912 года в Торонто, Канада. Мать его - Маргарет Джулия Макхонехи, а отца он никогда не знал. Он принял имя своего отчима и таким образом стал Гилом Эвансом. Отчим был шахтером, а мать его работала гувернанткой в богатых семьях, а также готовила еду для кемпингов. В поисках работы они перемещались из северо-американского горного штата к другому, в том числе Саскачевана, Британская Колумбии, Северо-Запада в Канадн, а США - Айдахо, Монтана и Вашингтон. Гил был помещен в пансионаты, переходя от одной семьи к другой, пока, наконец, поселился в Калифорнии в 1922 году. Эванс поступил в школу в Беркли, где началось его реальное музыкальное образование. Отец одного из его друзей был джазовым фанатом и привил любовь Гила к этой музыке. В 1927 году отец друга взял двух подростков, чтобы увидеть Дюка Эллингтона в театре Orpheum в Сан-Франциско.
Это стало откровением для Гила Эванса, который решил посвятить свою жизнь этой музыки. В том же году он купил свою первую пластинку, "No One Else But You" Луи Армстронга и Эрла Хайнса. В то же время он начал расшифровку по записям музыки таких великих джазовых аранжировщиков, как Рэда Николса, Дюка Эллингтона и Дона Редмана. В 1933 году Эванс собрал свою первую группу в Стоктоне, сначала из шести музыкантов, затем их число выросло до девяти в 1934 году. Группа играла композиции Дона Редмана, Флетчера Хендерсона и Дюка Эллингтона, все переписанные по записям. В 1935 году оркестр выступал на одной сцене в бальном зале Palomar с триумфальным Бенни Гудменом, а затем был приглашен играть в бальный зал Rendez-Vous в Бальбоа Бич в Южной Калифорнии, где он оставался до 1938 года. Гилу Эвансу была поручена разработка и проведение, а также, время от времени, Стэн Кентон играл на пианино.
В 1938 году Алекс Холден, который работал на MCA в то время, предложил оркестру Гила Эванса сопровождать певицу Скинни Эннис. Гил принял предложение, сохранив свою должность аранжировщика. Эннис нашла работу для группы в известном радио-шоу комика Боба Хоупа на NBC в Голливуде. Затем менеджером стал другой организатор работы с группой, Клод Торнхилл. Он и Гил Эванс стали коллегами и друзьями, но оба решили бросить эту конкретную работу в 1941 году. Торнхилл уже собрал свой оркестр в Нью-Йорке в 1939 году. Эта группа начала тур и оказалась летом 1940 года в Бальбоа Бич. В 1941 году Торнхилл решил вернуться в Нью-Йорк и 20 марта оркестр начал трехмесячное проживание в казино Глен Айленд. Гил Эванс присоединился к нему в качестве аранжировщика вместе с Биллом Борденом, а 17 ноября, в первый раз в своей карьере, одна из его аранжировок была записана. Вступление США в войну вынудило Торхилла распустить свой оркестр.
Гил Эванса стал гражданином США и пошел в армию. Он играл в различных армейских группах, часто на бас-барабане. В Августе, штат Джорджия, Гил встретился с Лестером Янгом. Именно во время исполнения армейского долга Гил Эванс познакомился с зарождающимся би-бопом, который его сразу же привлек. После увольнения Эванс переехал в Нью-Йорк в 1946 году, поселился в небольшой меблированной комнате на пятьдесят пятой улице, которой суждено было впоследствии стать своеобразным клубом единомышленников. Затем он возобновил свое сотрудничество с Клодом Торнхиллом, когда последний реанимировал свой оркестр. Эванс стал одним из аранжировщиков оркестра Торнхилла до 1948 года и много экспериментировал с мелодиями.
Его комната на пятьдесят пятой улице стало почти постоянным местом встречи, где многие музыканты были заняты созданием новой музыкальной вселенной. Это были Джерри Маллиган, Дэйв Ламберт, Джон Каризи, Джордж Рассел, Майлз Дэвис и Чарли Паркер. Гил Эванс и Джерри Маллиган задумали проект среднего оркестра, который бы сочетал характерный звук оркестра Торнхилла с новыми открытиями бибопа. Сначала в качестве лидера этого ансамбля был предложен Чарли Паркер, но, в конце концов, был выбран Майлз Дэвис. В 1948 году был сформирован нонет, который дал концерт в Royal Roost на 47-й улице. Группа была распущена сразу после этого, однако, ей все же удалось записать двенадцать композиций в 1949-м и 1950-м (в том числе две аранжировки Gil Evans), который позже вошли в 1953 году в альбом под названием Birth Of The Cool. Этот альбом теперь считается поворотным моментом в истории джаза.
Примерно в 1949 году Гил Эванс женился на Лилиан Грейс (позднее они были разведены), и до 1956 года он ограничил выпуск музыкальной продукции. Он иногда писал для певцов, радио и телевидения, но в области джаза работал лишь эпизодически, с такими артистами, как Перл Бэйли и Билли Баттерфилд в 1950 году и Чарли Паркером в 1953 году. В 1956 году его карьера пошла на подъём. Во-первых, Гил сотрудничал то с Хелен Меррилл (на альбоме Dream Of You), то с Майлзом Дэвисом, который только что подписал контракт с Columbia и выбрал Гила Эванса из-за его первые записей с большим ансамблем. Альбом Miles Ahead был выпущен в 1957 году. Затем последовал и ряд других совместных проектов, в том числе Porgy And Bess в 1958 году, Sketches Of Spain в 1960 году и Quiet Nights в 1962 году, все впоследствии ставшие оркестровой классикой джаза. За этот же период Гил Эванс записал несколько альбомов под своим собственным именем, с несколько меньшим ансамблем. К ним относятся Gil Evans And Ten (1957), New Bottle, Old Wine (1958) с участием Кэннобола Эддерли (Cannonball Adderley), Great Jazz Standards (Великий джазовые стандарты) (1959) и Out Of The Cool (1960). В 1960 году оркестр получил шестинедельный ангажемент в нью-йоркском клубе Jazz Gallery. Гил Эванс записал с 1962 по 1965 год, в частности, альбомы Individualism Of Gil Evans, Guitar Forms с Кенни Барреллом и Look To The Rainbow с Аструд Жилберто (Astrud Gilberto).
В 1962 году Гил Эванс познакомился с Анитой Купер. Они поженились в 1963 году и имели двух сыновей, Ноа (1964 г.р.) и Майлза (род. в 1965). В течение четырех лет Гил не занимался музыкой, а сконцентрировался на семье. Он начал записываться только в 1969 году, с использованием средних ансамблей (как правило, от двенадцати до пятнадцати музыкантов), в которых электрические инструменты стали играть очень важную роль. Количество духовых инструментов было уменьшено в пользу ритм-секции, которая теперь дополнилась гитарой, перкуссией и другими инструментами. Прогнозируемое сотрудничествс с Джими Хендриксом была прервано из-за преждевременной смерти гитариста, но альбом джазовых аранжировок композиций Хендрикса в исполнении оркестра Гила Эванса был, тем не менее, выпущен в 1974 году. Оркестр начал гастролировать за пределами США, особенно в Европе. В 1975 году Гил Эванс записал There Comes A Time, который окажется его последним студийным альбомом в течение довольно продолжительного времени. Все последующие записи оркестра были концертными альбомами, в первую очередь в Нью-Йорке, такие как Priestess (1977) и Live At The Public Theater (1980), а также записанные в Лондоне, в том числе Live At The Royal Festival Hall (1978).
В 1980 году Гил Эванс записал серию дуэтов с альт-саксофонистом Ли Конитцем (Heroes и Anti-Heroes), и, начиная с 1984 года, оркестр был нанят играть ночью по понедельникам в нью-йоркском клубе Sweet Basil. В ночь на вторник оркестр, как стало известно, играл там до самой смерти Гила, и записал несколько альбомов, в том числе Live At Sweet Basil (1984) и Bud And Bird (1986). В 1985-м и 1986-м Гил Эванс написал музыку к нескольким фильмам, в первую очередь Absolute Beginners Джулиана Темпла и The Color Of Money (Цвет денег) Мартина Скорсезе. 1987-й год был особенно плодовитым, отмеченным многочисленными записями, а также несколькими европейскими турами, в том числе совместно с поп-звездой Стингом. В декабре того же года Эванс записал еще один альбом дуэта, Paris Blues, на этот раз в сотрудничестве со своим старым коллегой, сопрано-саксофонистом Стивом Лейси.
Гил Эванс умер от пневмонии 20 марта 1988 года в Куэрнавака, Мексика, куда до него также пришел Чарльз Мингус, чтобы умереть в 1979 году.
За два года до смерти, в 1986 году, Эванс был введен в Зал славы Down Beat. В том же году его альбом Bud and Bird получил премию Грэмми за лучший джазовый инструментальный перфоманс для биг-бенда.
Gil Evans Orchestra 1976
Miles Davis & Gil Evans 1959
Sting & Gil Evans Orchestra-Strange Fruit
Дискография
Studio albums
1957: Gil Evans & Ten
1958: New Bottle Old Wine
1959: Great Jazz Standards
1960: Out of the Cool
1961: Into the Hot
1964: The Individualism of Gil Evans
1971: Blues in Orbit
1971: Where Flamingos Fly (Artists House)
1972: Masabumi Kikuchi + Gil Evans
1973: Svengali
1975: Plays the Music of Jimi Hendrix
1975: There Comes a Time
1977: Priestess (Antilles)
1978: Little Wing (Circle)
1978: Parabola
1980: Heroes & Anti-Heroes (duo with Lee Konitz)
1987: Collaboration (with Helen Merrill)
1987: Paris Blues (duo with Steve Lacy)
1990: Take Me To The Sun
Live albums
1974: Montreux Jazz Festival '74
1976: Tokyo Concert
1978: Live at Royal Festival Hall and The Rest of Gil Evans at the Royal Albert Hall
1980: Live at the Public Theater Volume 1 & 2
1986: Live at Sweet Basil Volume 1 & 2
1986: Farewell: Gil Evans & the Monday Night Orchestra Live at Sweet Basil
1986: Bud and Bird
1987: Live at Umbria Jazz Volume 1 & 2
1987: 75th Birthday Concert
1987: Rhythm-A-Ning
1987: Last Session (with Sting)
1988: Tribute to Gil
Arranger
1947-1949: The Real Birth of the Cool: Studio Recordings (Claude Thornhill)
1956: Johnny Mathis (Johnny Mathis)
1956: The Jazz Workshop (Hal McKusick)
1957: Miles Ahead (Miles Davis)
1957: Debut (Marcy Lutes)
1958: Porgy and Bess (Miles Davis)
1958: Dream of You (with Helen Merrill)
1958: Jamaica Jazz (Don Elliott)
1960: Sketches of Spain (Miles Davis)
1963: Quiet Nights (Miles Davis)
1965: Look To The Rainbow (Astrud Gilberto)
1965: Guitar Forms (with Kenny Burrell)
1968: Filles de Kilimanjaro (Miles Davis)
1982: Star People (Miles Davis).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.