Сидней Беше (Sidney Bechet) – один из пионеров джаза, апологет новоорлеанского стиля. Он первым ввёл в джаз сопрано-саксофон. В 1924 году Беше признали лучшим исполнителем на духовых инструментах, Армстронг был вторым.
Биография
Сидней Джозеф Беше (Sidney Joseph Bechet) родился 14 мая 1897 года в Новом Орлеане, штат Луизиана, в небогатой, музыкальной негритянско-креольской семье. От своих европейских предков Беше унаследовал светлый цвет кожи. Он рос во французском квартале Нового Орлеана и с малых лет проявил склонность к музыке. Все его четверо братьев умели играть на каком-либо инструменте. Отец-портной увлекался музыкой, играл в домашнем кругу, а старший брата Леонард, хотя и был зубным техником, завоевал известность как кларнетист и руководитель любительского оркестра. В таком музыкальном окружении, под руководством брата, Беше начинает с 6 заниматься на кларнете, а с 8 лет берёт частные уроки у Лоренцо Тио-старшего, Луи Нельсона (Big Louis Nelson) и Джорджа Бэкета (George Baquet). В 1910 году Сидней Беше в возрасте 13 лет уже играл в крупных городских джазовых ансамблях и даже обучает других игре на кларнете (среди его учеников - Джимми Нун, который был старше его на два года).
Он выступает с ансамблем Фредди Кеппарда, играет в Olympia Band Бадди Болдена (вместе с Банком Джонсоном), а в 1911 году в Eagle Band с Кингом Оливером, Фредди Кеппардом, Джимми Нуном, Банком Джонсоном, Мэттом Кэри. Чуть позже Сидней Беше начинает выступать выступления с Crescent Band Джека Кэрри, с Ричардом М.Джонсоном и Бадди Пти, а с 1913 года - с ансамблем Кинга Оливера. Кроме выступлений в родном городе, Беше гастролирует по Техасу и Калифорнии с ансамблем Кларенса Уильямса и Луиса Уэйда, сотрудничает с Кидом Ори и совершает турне с оркестром Динка Джонсона. В 1916 году Сидней уезжает из Нового Орлеана и отправляется играть в передвижных шоу и цирках.
Попав в 1917 году в Чикаго, Сидней Беше на протяжении двух лет работает в оркестрах новоорлеанских пионеров джаза - Фредди Кеппарда, Кинга Оливера, Лоуренса Дюше.
В 1919 году Беше принимают попадает в Southern Syncopated Orchestra - большой эстрадный оркестр Уилла Мэриона Кука, на должность кларнетиста и главного солиста при исполнении блюзов. С оркестром Сидней съездил в концертный тур по Европе, где в Лондоне купил сопрано-саксофон, ставший с этого времени его основным инструментом. В Лондоне же его услышал знаменитый дирижёр Эрнест Ансерме, который охарактеризовал в прессе Беше как выдающегося кларнетиста-виртуоза» и «гениального артиста».
Сидней Беше покидает Southern Syncopated Orchestra Беше и работает в небольшом рэгтайм-бэнде Бенни Пэйтона (Benny Peyton), выступая с ними в Англии и Франции.
В США в 1923 году, Беше сделал свою первую запись совместно с Кларенсом Уильямсом. В течение последующих двух лет периодически появлялся на записях блюзовых певиц вместе с Луи Армстронгом, иногда исполняя соло. Пластинки с записями были выпущены под разными названиями: Clarence William’s Blue Five и Red Onion Jazz Babies. Эти записи стали зарождением новоорлеанского джаза. Интересно, что на одной из этих записей Беше играет на сарюзофоне, что явилось единственным известным случаем использования данного инструмента в записи джазовой музыки.
В 1924 году в течение трех месяцев Беше играет уже в оркестре Дюка Эллингтона, который в это время был на пути от танцевальной музыки к джазу. У Эллингтона Сидней играл такой интенсивный свинг, что в те годы в этом компоненте ему не было равных. Считается, что именно Беше подтолкнул оркестр Дюка Эллингтона к исполнению джазовой музыки.
Получив достаточный музыкальный опыт, Сидней Беше открывает в Гарлеме свой собственный клуб «Club Basha», собирает собственный оркестр, в который приглашает играть своего ученика - молодого Джонни Ходжеса. Затем вновь гастролирует в Европе (Франция, Бельгия, Германия, Венгрия, Польша) с труппой Black Revue, «звездой» которого была негритянская певица и танцовщица Джозефина Бэйкер.
В 1926 году Беше концертирует в СССР с ансамблем Фрэнка Уитерса, состоявшим из музыкантов оркестра Jazz Kings Луиса Митчелла (Джон Смит - корнет, Фрэнк Уитерс - тромбон, Фред Коксито - баритон-саксофон, Дэн Париш -фортепиано, Бенни Пейтон - ударные). Кроме Москвы коллектив выступил в Харькове, Киеве, Одессе. Турне по стране продолжалось более трех месяцев.
Получив ангажемент в Париже в коммерческом оркестре Нобла Сиссла, Сидней Беше выступает с ними до 1930 года. Здесь с ним случается криминальная история. В ответ на оскорбления со стороны некоторых музыкантов оркестра Беше ранит выстрелом из пистолета одного из них. Его садят в тюрьму, но вскоре выпускают и высылают обратно в США.
В 1932 году в Нью-Йорке совместно с трубачом Томми Лэдниером создает ансамбль New Orleans Feetwarmers для выступлений и записей пластинок. В состав входили Тедди Никсон (тромбон), Хэнк Дункан (фортепиано), Уилсон Майерс (контрабас), Моррис Морлэнд (ударные).
Во времена Великой депрессии в США середины 30-х годов интерес к музыке падает и Сидней Беше был вынужден искать средства к существованию. Он открывает портняжную лавку, которая, тем не менее, почти не работала по прямому назначению - там часто собирались музыканты и устраивались джазовые концерты.
В 1938 году Беше записал знаменитую композицию Джорджа Гершвина «Summertime», которая стала его хитом. Аккомпанировали ему Мид Лакс Льюис (фортепиано) и Сид Кэтлетт (ударные). Другим хитом, сочинённым Беше в то же время, стала композиция «Petite fleur» («Маленький цветок»). После этого его пригласил на запись нескольких композиций известный французский музыкальный критик и инициатор ривайвл-движения Юг Панасье, а вскоре звукозаписывающая фирма Bluebird предложила ему подписать контракт на три года, в течение которых он записал несколько классических джазовых композиций. В дальнейшем были записаны серии прекрасных пластинок с Big Four и с кларнетистом Меззом Меззроу (Mezz Mezzrow) на фирме King Jazz. Начинается возрождение новоорлеанского стиля и Сиднея Беше критики провозглашают одним из величайших мастеров джаза. Он регулярно появляется в Нью-Йорке, где принимает участие в нескольких концертах с Эдди Кондоном в Таун Холле и записывается с другими мастерами джаза.
В 1944 году выходит пластинка с записью шедевра Сиднея Беше - соло на кларнете «Голубой горизонт». Известный исследователь американского джаза Джеймс Линкольн Коллиер писал: «Это обычный блюз в тональности ми-бемоль-мажор, исполняемый в темпе 70 ударов метронома, то есть медленнее, чем обычно принято в джазе. Беше постоянно варьирует высоту звуков, и прежде всего блюзовых тонов. Его исполнение насыщено большими длительностями, некоторые звуки он растягивает на целый такт… Каждый звук извлекается с восходящим и нисходящим глиссандо… Эта музыка рождает в воображении образ вольно вьющейся лозы. Так, спустя почти двадцать лет после звездного часа новоорлеанского стиля возник его непревзойденный образец».
В 1945 году Беше пытается создать собственный оркестр вместе с трубачом Банком Джонсоном, но это не удаётся из-за пьянства последнего. Портняжная лавка окончательно перестала приносить Беше доход и превратилась, по сути, в музыкальную школу. Самым известным среди его учеников стал Боб Уилбер, в дальнейшем он оказывал своему учителю ощутимую материальную поддержку.
Однако, 1949 году карьера Сиднея Беше круто пошла в гору. После успешного выступления на джазовом фестивале в Париже он решил окончательно перебраться в Европу. Выступает и записывается на пластинки с оркестром Клода Лютера и Анддрю Ревельотти (Франция), Хэмфри Литлтона (Англия), Dutch Swing College Band (Голландия) и с американскими гастролерами. Европейская слава Беше растёт, а во Франции он практически стал национальным героем, сравнимым разве что с Морисом Шевалье. Между тем в США его в это время почти забыли, хотя Сидней и наведывался с концертами и делал записи.
Сидней Беше умер в Париже 14 мая 1959 года от рака.
В 1960 году на первом европейском джаз-фестивале в Антибе состоялись торжества, посвященные Сиднею Беше. В честь него установлен памятник во французском городе Жуан-ле-Пинс, а в Париже его именем названа улица.
Sidney Bechet - Petite fleur
Sidney Bechet - Blue Horizon
Sidney Bechet : Summertime & Egyptian Fantasy
Дискография
1923 — Unique Sidney
1923 — In New York
1937 — Jazz From California
1938 — Superb Sidney
1939 — Summertime
1940 — Double Dixie
1945 — Jazz Nocturne, vol.1
1945 — Jazz Nocturne, vol.2
1945 — Jazz Nocturne, vol.3
1945 — Jazz Nocturne, vol.4
1945 — Jazz Nocturne, vol.5
1945 — Jazz Nocturne, vol.6
1945 — Jazz Nocturne, vol.7
1945 — Jazz Nocturne, vol.8
1945 — Jazz Nocturne, vol.9
1945 — Jazz Nocturne, vol.10
1945 — Jazz Nocturne, vol.11
1945 — Jazz Nocturne, vol.12
1945 — Bechet, Bunk and Boston
1945 — Bunk & Bechet in Boston (live)
1945 — Masters Of Jazz, vol.4
1946 — Sidney Bechet Sessions
1947 — Wingy Manone and Sidney Bechet: Together At …
1949 — Sidney Bechet with Wild Bill Davison
1949 — In The Groove
1950 — Bechet In Philadelphia, vol.2
1950 — Sidney Bechet’s Blue Note Jazzmen
1951 — His Way
1951 — The Fabulous Sidney Bechet
1951 — The Fabulous Sidney Bechet and His Hot Six
1951 — Days Beyond Recall
1951 — Sidney Bechet, vol.1
1951 — Sidney Bechet, vol.2
1952 — Salle Pleyel: 31 January 52
1952 — Jazz Festival Concert Paris 1952 (live)
1952 — Wally Bishop’s Orchestra
1952 — Sidney Bechet (Savoy)
1952 — Sidney Bechet Solos
1952 — New Orleans Style, Old and New
1952 — Immortal Performances
1953 — Sidney Bechet in Paris, vol.1
1953 — Jazz At Storyville
1953 — Dixie By The Fabulous Sidney Bechet
1954 — In Concert 1954 — Olympia Concert, Paris (live)
1954 — Sidney Bechet At Storyville, vol.1
1954 — Sidney Bechet At Storyville, vol.2
1954 — New Orleans Feetwarmers
1955 — Olympia Concert, October 19, 1955 (live)
1955 — High Society (live)
1955 — King of the Soprano Saxophone
1955 — Sidney Bechet At Storyville (live)
1955 — La Nuit Est Une Sorciere
1955 — Jazz A La Creole
1955 — Olympia Concert (live)
1956 — Back to Memphis
1956 — With Sammy’s Price’s Blusicians
1956 — Sidney Bechet Duets
1956 — Creole Reeds
1956 — Grand Master Of The Soprano Sax And Clarinet
1957 — When a Soprano Meets a Piano
1957 — Paris Jazz Concert (live)
1957 — Young Ideas
1958 — Ammy Price and Sidney Bechet in Paris
1958 — Parisian Encounter
1958 — Brussels Fair’58 (live)
1960 — In Memoriam
1961 — Bechet
1963 — The Immortal Sidney Bechet
1965 — Bechet Of New Orleans
1967 — The Blue Bechet
1981 — Sidney Bechet And His New Orleans Feetwormers. Vol. 1-3. 1940-41
1983 — The Complete Sidney Bechet
1983 — Louis Armstrong & Sidney Bechet. 1924-25
1991 — Sidney Bechet (GNP)
1994 — Bechet in Philadelphia (live)
1995 — Young Bechet
1995 — Blues in Thirds
1995 — Quintet & Septet
1995 — Jam Session
1996 — Together Town Hall 1947
1996 — Weary Blues
1998 — Runnin’Wild
2000 — Immortal Concert: Salle Pleyel, Paris…(live)
2001 — Et Claude Luter
2002 — And Friends
2003 — Giant of Jazz, vol.1.
Singles
"Texas Moaner Blues" (recorded with Louis Armstrong) - 1924
"Cake Walkin' Babies from Home" (with Red Onion Jazz Babies) - 1925
"Blues In Thirds" - 1940
"Dear Old Southland" - 1940
"Egyptian Fantasy" -1941
"Muskrat Ramble" - 1944
"Blue Horizon" - 1944.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.