Марк Копленд (Marc Copland) - американский джазмен, начинавший как саксофонист, но затем ставший величайшим пианистом и композитором.
Биография
Марк Коэн (Marc Cohen) – это его настоящее имя - родился 27 мая 1948 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, США.
Марк Копленд начал брать уроки игры на фортепиано в возрасте семи лет, но вдруг перестал этим заниматься в десять лет, когда в школе была представилась возможность обучения на саксофон. Начав свою карьеру на альт-саксофоне, Копленд стал выступать в родном городе в начале 1960-х, учась и играя с Майклом Бреккером (Michael Brecker), близким другом и товарищем по средней школе. В 1965 году Марк недолго изучал гармонию с Ромео Каскарино в Филадельфии, а также начал подготовку в составе с Мейером Купферманом (Meyer Kupferman) и изучал саксофон с Иосифом Аллардом в Нью-Йорке.
В 1966 году Марк Копленд переехал в Нью-Йорк, где он поступил в Колумбийский университет. В конце 1960-х и начале 1970-х годов джазовая сцена города расширялась с традиционных клубов на чердаки и Марк стал её частью. В течение этого периода Копленд был членом квартета Чико Гамильтона вместе с Джоном Аберкромби и Гленом Муром. Он экспериментировал, добавив электронный процессор на свой альт-саксофон, что привело к записи Friends, электрического джазового альбома на небольшом лейбле Oblivion Records. Этот альбом с Аберкромби, Клинтом Хьюстоном и Джеффом Уильямсом, достигн своего рода культового статуса, получив пять звезд в обзоре журнала Down Beat.
Однако все чаще Марк Копланд писал музыку с более сложными аккордами, чем мог сыграть на своих акустических и электронных саксофонах. Он почувствовал, что в качестве инструмента, саксофон не мог в полной мере выразить его музыкальное воображение. К 1973 году Марк решил перейти на фортепиано.
В течение следующего десятилетия Копленд работал в Вашингтоне и Балтиморе в относительной безвестности при освоении своего нового инструмента. В этот период он прошел своего рода обучение, играя с известными музыкантами, гастролирующими там, которые приглашали его в качестве аккомпаниатора. Марк работал с такими артистами, как Рэнди Бреккер (Randy Brecker), Боб Берг (Bob Berg), Хэнк Кроуфорд (Hank Crawford), Арт Фармер (Art Farmer), Кертис Фуллер (Curtis Fuller), Том Харрелл (Tom Harrell), Эдди Харрис (Eddie Harris), Гарольд Лэнд (Harold Land) и Блю Митчелл (Blue Mitchell), Дэйв Либман (Dave Liebman), Боб Минтцер (Bob Mintzer), Гэри Пикок (Gary Peacock) и Сонни Ститт (Sonny Stitt). За это время он также собирал свои группы в местных клубах, играя со многими музыкантами, которые жили и работали в этом районе. Один из них, басист Дрю Гресс (Drew Gress), затем переехал в Нью-Йорк и на долгие годы стал одним из главных музыкальных партнёров Копленда.
В начале 1980-х годов Копленд вернулся в Нью-Йорке. На какое-то время он ездил еженедельно в Вашингтон, чтобы продолжить частное обучение и выступление с трио, но через пару лет эти регулярные визиты прекратились. В этот период он работал с Бобом Бельденом, Джейн Айра Блум, Джо Ловано, Херби Манном, Джеймсом Муди (с которым он гастролировал в течение трех лет), Джоном Скофилдом, Джимом Снидеро и Дэйвом Страйкером. В качестве аккомпаниатора Марк начал появляться со своими группами в местных клубах, но не учитывался в качестве лидера. Японский лэйбл Jazz City в то время искал десять американских пианистов и Копленд послал ленту для прослушивания гитаристу и продюсеру Ёшике Масуо. Оказалось, что 10 пианистов уже набраны, но когда один из них через неделю отказался, Масуо предложил Копланду его первый контракт. Дебютный диск Копленда в качестве лидера My Foolish Heart был записан в "The Studio" в Сохо, и Копленд пошел на запись двух других дисков на этом лэйбле:
1988 - My Foolish Heart/Jazz City (John Abercrombie, Gary Peacock, Jeff Hirshfield)
1992 - All Blues At Night/Jazz City (Tim Hagans, Peacock, Bill Stewart)
1994 - Songs Without End/Jazz City Spirit (в дуэте с Ralph Towner).
Копленду, видимо, понравился звук в "Studio", потому что он записал несколько альбомов в последующие годы. Концерты его местного трио и квартета стали более частыми, он начал регулярно играть в нескольких местах на территории США, сначала с Пикоком и барабанщиком Биллом Стюартом, а позже с Билли Хартом вместо Стюарта. Последняя тройка сделала два альбома:
1992 - At Night/Sunnyside (Gary Peacock и Billy Hart)
1995 - Paradiso/Soul Note (Gary Peacock и Billy Hart).
В 1990 году по рекомендации Петера Эрскина и Джона Аберкромби, Марк Копленд, записывался с Винсом Мендоса и в процессе познакомился с японским продюсером Такао Огава. Через несколько лет Огава и Копленд столкнулись друг с другом в студии Нью-Йорка, согласившись встретиться и обсудить возможности записи. Огава впоследствии организовал и продюсировал альбом Stompin’ с Savoy, с участием квинтета всех звезд в том числе Рэнди Брекер и покойный Боб Берг. Из-за ограниченного распространения в США его предыдущих дисков, этот релиз стал эффективным американским дебютом Копленда. Он получил высокую оценку в американской прессе, которые цитировала его уникальный способ повторной интерпретации стандартного репертуара, подход, который был широко скопирован молодыми музыкантами в конце десятилетия. Выпуск привел к трехлетним гастролям с квинтетом в крупнейших клубах по всей стране. Savoy записал три других альбомы, а также четвертый диск, который не был выпущен.
1995 - Stompin’ with Savoy/Savoy, (Randy Brecker, Bob Berg, James Genus, Dennis Chambers)
1996 - Second Look/Savoy, (John Abercrombie, Drew Gress, Billy Hart)
1998 - Softly/Savoy, (Michael Brecker, Tim Hagans, Joe Lovano, Gary Peacock, Bill Stewart)
Untitled/Savoy, unreleased (Drew Gress, Bill Stewart, Jochen Rueckert)
Softly, как и другие альбомы Savoy, получил высокую оценку за его оригинальный исложный музыкальный подход, а также единой концепции альбома.
Каталог джаза Savoy был неактивным в конце 1990-х и несколько лет Копленда прошли без записи. Но в середине девяностых годов Копленд начал турне по Европе со своими группами, сначала в дуэте с Джоном Аберкромби, а затем с трио и квартетом. В результате в начале нового тысячелетия несколько европейских лейблов заинтересовались работой Марка и начали его записывать. Эти записи укрепили позиции Марка Копленда в качестве ведущего и оригинального голоса на своем инструменте в различных контекстах, каждый диск был встречен с энтузиазмом в прессе. Его работы с 2000 года можно разделить на фортепиано сольные работы, дуэты, трио, квартеты.
В 2001 году французский продюсер Филипп Жилметти услышал Копленда с его трио в Париже, и предложил ему записать свой дебютный сольный фортепианный альбом. Спустя три года швейцарский продюсер Вернер Уехлингер последовал его примеру. Два альбома способствовало дальнейшему созданию уникального подхода Copland в музыке:
2001 - Poetic Motion/Sketch (Solo piano)
2005 - Time Within Time/Hatology (Solo piano)
В альбоме Poetic Motion использованы ссылки на стихотворения Билла Заватски с таким же названием. К альбому Time Within Time Марк Копленд написал свои стихи, которые помогли объединить тему "время", присутствующую в названии компакт-диска, на обложке, в названии и содержании.
В течение многих лет дуэт является в джаз редким ансамблем. Марк Копленд сосредоточился на этом формате во многих своих записях между 2000 и 2005 годах. Его партнеры во различных проектах играли различных инструментах, в том числе альт-саксофоне, сопрано и тенор-саксофоне, гитаре, басе и трубе:
2000 - Between the Lines/Steeplechase, (вместе с Tim Hagans)
2001 - Double Play/Steeplechase, (вместе с Vic Juris)
2002 - Bookends/Hatology, (вместе с David Liebman)
2003 - Round and Round/Nagel Heyer, (вместе с Greg Osby)
2004 - Night Call/Nagel Heyer, (вместе с Greg Osby )
2004 - What it Says/Sketch, (вместе с Gary Peacock).
Финальный релиз дуэта в этот период показал Копленда в дуэте с пианистом американцем Биллом Кэрротерсом:
2005 - No Choice/Minium, (duets with Bill Carrothers).
Широкое общественное признание Марку Копленду принесло его возвращения к формату трио с с Дрю Грессом на басу и Йохеном Рюкертом на барабанах. Альбом был полон лирических интерпретаций баллад, песенных форм. Трио работало в течение нескольких лет на концертах в Нью-Йорке, в США и ряде европейских туров. Второе, очень отличное трио с Кенни Уилером и Джон Аберкромби явилось встречей трех индивидуальностей, инструменталистов и композиторов. Последнее трио записывалось два раза, а также часто гастролировало по Европе:
2001 - Haunted Heart and Other Ballads/Hatology, (Drew Gress, Jochen Rueckert)
2000 - That's for Sure/Challenge, (John Abercrombie, Kenny Wheeler)
2003 - Brand New/Challenge, (John Abercrombie, Kenny Wheeler).
В девяностые годы Копленд много писал и делал аранжировок для своих квинтетов и квартетов, он вернулся в этот формат с четырьмя компакт-дисками в 2000-х годов. Каждый инструменталист квартета знаком с переработками стандартов Марка Копленда, и его смысл оригинальных композиций:
2001 - Lunar/Hatology, (Dave Liebman, Mike McGuirk, Tony Martucci)
2003 - And…/Hatology, (Michael Brecker, John Abercrombie, Drew Gress, Jochen Rueckert
2006 - Both/And—Nagel Heyer, (Randy Brecker, Ed Howard, Victor Lewis)
2008 - Another Place/Pirouet, (John Abercrombie, Drew Gress, Billy Hart).
Эти альбомы отражают работы Марка в компании сильных солистов.
Период после 2005-го года ознаменовал собой новый этап в работе Марка Копленда. Он начал записываться на немецком лэйбле Pirouet, как в качестве аккомпаниатора, так и лидера, и продолжает свои отношения с этим лейблом и по сей день. Итогом являются три диска. Some Love Songs напоминает ранее записанный диск баллад Haunted Heart, с тем же трио Гресса и Рюкерта. Альбомом Modinha пианист начал три диска серии с некоторыми легендами джаза:
2005 - Some Love Songs/Pirouet, (Drew Gress, Jochen Rueckert)
2006 - Modinha—NY Trios Vol. 1/Pirouet, (Gary Peacock, Bill Stewart)
2007 - Voices—NY Trios Vol. 2/Pirouet, (Gary Peacock, Paul Motian)
2008 - Night Whispers-NY Trios Vol. 3/Pirouet, (Drew Gress, Bill Stewart).
Релиз Modinha получил весьма положительные отзывы, и трио часто упоминается в качестве, достигшие такого уровня, который помещает его в первый ряд самых лучших джазовых фортепианных трио последних нескольких десятилетий.
Марк Копленд продолжает оставаться образцом лирической школы джазового фортепиано. Его музыку, часто отличающаяся инновационным гармоническим языком, тем не менее, многие считают легкодоступной для слушателя. Многие рецензенты отмечают его отличительную работу педалей. Его восемнадцать CD-релизов под своим именем с 2000 года делают Копленда одним из самых плодовитых джазовый пианистов нового тысячелетия.
Marc Copland, John Geggie, John Fraboni in Ottawa
Copland - Peacock - "Calls and Answers"
Marc Copland - Into The Silence
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.