Бенни Гудмен (Benny Goodman) - американский джазовый и свинговый музыкант, кларнетист и руководитель оркестра, широко известный как "Король свинга".
В середине 1930-х годов, Бенни Гудмен руководил одной из самых популярных музыкальных групп в Америке. Его концерт 16 января 1938-го в Карнеги-Холле в Нью-Йорке описывается критиком Брюсом Эдером, как "самый важный джазовый концерт в истории: партия джаза" выходит "в мир" респектабельной "музыки".
В группе Гудмана начали карьеру многие будущие звёзды джаза, а в эпоху сегрегации Бенни также возглавлял один из первых известных смешанных расовых оркестров. Гудман продолжал выступать до конца своей жизни, в том числе занимаясь и классической музыкой.
Биография
Бенджамин Дэвид «Бенни» Гудмен (Benjamin David "Benny" Goodman) родился 30 мая 1909 года в Чикаго, штат Иллинойс, США. Он был девятым ребенком иммигрантов Дэвида Гудман и Доры Гризински Гудман, который уехали из России, чтобы избежать антисемитизма. Мать Бенни так и не научилась говорить по-английски. Его отец работал портным, чтобы содержать свою большой семьи, которая в итоге выросла до 12 детей, и с трудом сводил концы с концами.
Когда Бенни было 10 лет, отец отправил его учиться музыке в синагогу в Чикаго. Там, Бенни учился на кларнете под руководством члена Чикагского симфонического оркестра Франца Шоппа, в то время как два его брата изучали тубу и трубу. Он также играл в знаменитой социальной группе Hull-House Джейн Аддамс.
Способности Бенни играть на кларнете проявились сразу. Будучи ещё ребёнком, он стал профессиональным музыкантом и играл в нескольких группах в Чикаго. Гудмен играл со своей первой группой в возрасте 11 лет и стал членом Американской федерации музыкантов, когда ему было 14. В это время он бросил школу, чтобы продолжить свою карьеру в музыке. Когда умер его отец, 15-летний Бенни использовал заработанные деньги, чтобы помочь прокормить семью. В эти ранние годы в Чикаго, он играл со многими музыкантами, которые позже стали известными, такими как Фрэнк Течмахер и Дэйв Тач.
В возрасте 16 лет Бенни Гудмен был нанят в группу Бена Поллака и переехал в Лос-Анджелес. Он оставался с группой в течение четырех лет и стал в ней солистом. В 1929 году, ознаменованном началом Великой депрессии и временами бедствий в Америке, Бенни ушел из группы Бена Поллака, чтобы принять участие в записи альбома и радио-шоу в Нью-Йорке. Будучи свободным музыкантом, он записывается на радио, играет в оркестрах бродвейских мюзиклов, создаёт собственные композиции и сам же их исполняет совместно с первыми самостоятельно созданными небольшими инструментальными ансамблями.
Первая его композиция, ставшая известной широкой публике, называлась «Он не стоит твоих слёз» («He’s Not Worth Your Tears») и была записана в январе 1931 года компанией «Мелотон рекордс» с участием певицы Скрэппи Ламберт.
В 1933 году, Бенни Гудмен начал работать с джаз-промоутером Джоном Хэммондом, , который позже даст старт карьере Билли Холидей, Каунту Бейси и многим другим. Хаммонд хотел, чтобы Бенни записывался с ударником Джином Крупа и тромбонистом Джеком Тигарденом. Эта сессия записи стала началом национальной популярности Бенни. Позже, в 1942 году Гудмен женился на Алисе Дакворт Хаммонд, сестре Джона Хаммонда.
В конце 1933 года Гудмен подписал контракт со звукозаписывающей компанией «Коламбия рекордс», и уже в начале 1934 года его композиции «Разве она не счастлива?» («Ain’t Cha Glad?», пел Джек Тигарден), «Шотландский рифф» («Riffin’ the Scotch», вокал — Билли Холидей) и «Папаша» («Ol’ Pappy», пела Милдред Бэйли), а весной «Я не лентяй, я просто мечтаю» («I Ain’t Lazy, I’m Just Dreamin’», также с участием Джека Тигардена) попали в десятку самых популярных.
Бенни Гудмен создал свою первую группу в 1934 году и несколько месяцев работал в мюзик-холле Билли Роуза, играя аранжировки Флетчера Хендерсона вместе с участниками группы Бани Беригана, Джином Крупа и Джесс Стейси. Музыка, которую они играли произрастала корнями из южной формы джаза и диксиленда рэгтайма, а её структура была полна импровизаций. Это помогло ей стать доступной широкой американской аудитории. Всего месяц спустя инструментальная композиция Гудмена «Лунный свет» (Moon Glow) оказалась на вершинах хит-парадов.
Успех «Лунного света» повторили композиции «Верь мне» (Take My Word) и «Труба зовёт танцевать рэгтайм» (Bugle Call Rag). Бенни Гудмен с группой ушёл из мюзик-холла и Америка стала слушать их по радио, когда он получил возможность еженедельно участвовать в радио-шоу NBC "Let's Dance" (Потанцуем). За полгода работы Гудмена на радио его записи ещё одиннадцать раз попадали в десятку лучших, в том числе и после того, как Гудмен стал работать со звукозаписывающей компанией «RCA Victor».
Новый свинг зародился, когда 21 августа 1935 года группа Бенни играла в Palomar Ballroom в Лос-Анджелесе. Концерт был сенсационным и положил начало года, в котором Бенни Гудмен начал царствовать как «Король эры свинга».
Подростки и студенты изобрели новые танцевальные шаги, чтобы сопровождать новые ощущения музыки. Группа Бенни, наряду со многими другими, стал чрезвычайно успешной среди слушателей из самых разных слоев общества по всей стране.
В этот период Бенни стал известен как «расовый дальтоник», не приемлющий расовых предрассудков. Пианист Тедди Уилсон, афро-американец, впервые появился в Benny Goodman Trio в Конгресс-отеле в 1935 году. Бенни добавил Лайонела Хэмптона, который впоследствии образуют свою собственную группу, в свой Benny Goodman Quartet в следующем году. Это помогло сделать расово-смешанные группы более принятыми в мейнстриме. Бенни однажды сказал: "Я продаю музыку, а не предрассудки".
Через некоторое время Бенни Гудмен переезжает в Чикаго, где совместно с певицей Хелен Уорд создаёт ряд сочинений, ставших настоящими шлягерами своего времени, неоднократно попадавшими на первые строчки хит-парадов: «Это было так давно» («It’s Been So Long»), «Хороший парень» («Goody-Goody»), «Слава Любви» («The Glory of Love»), «Эти мелочи напоминают мне о тебе» («These Foolish Things Remind Me of You»), «Ты против меня с моим же оружием» («You Turned the Tables on Me»).
Гудмена вновь приглашают на радио в передачу «Караван верблюдов», а в октябре 1936 года его оркестр впервые появляется на телевидении. В это же время Гудмен возвращается в Нью-Йорк.
Успех Бенни, как иконы эры свинга, побудил журнал Time в 1937 году назвать его «Королем свинга». В 1937 году произведения Гудмена (в том числе «Поцелуи этого года» — «This Year’s Kisses») в очередной раз оказываются в числе наиболее популярных (не в последнюю очередь благодаря участию в их исполнении Эллы Фицджеральд и Маргарет МакКрэй, а также трубача Гарри Джеймса). В декабре того же года его оркестр снова снимается в фильме «Отель Голливуд».
В следующем году, на пике эры свинга, группа Бенни Гудмена вместе с музыкантами групп Каунта Бейси и Дюка Эллингтона, вошла в историю как первые исполнители джаза в престижном Карнеги-Холле в Нью-Йорке.
После концерта в Карнеги-Холле в группе Бенни Гудмана произошли изменения в составе. Джин Крупа покинул группу, в частности, и в последующие версии группы включены Кути Уильямс и Чарли Кристиан, а также Джимми Максвелл и Мел Пауэлл и другие.
Эры свинга стала приходить к завершению, когда Америка приняла активное участие во Второй мировой войне. Несколько факторов способствовали снижению успеха группы Гудмена, в том числе уход музыкантов и ограничения на гастроли. В это время Гудмен снимается в ряде кинофильмов: «Служебный вход в столовую» («Stage Door Canteen»), «Все здесь» («The Gang’s All Here», все — 1943), «Задушевно и без импровизаций» («Sweet and Low-Down», 1944) и других.
В декабре 1944 Гудмен вместе со своим квинтетом принимает участие в бродвейском шоу «Семь Искусств». Шоу пользовалось огромным успехом и выдержало 182 представления. А в начале 1945 года запрет на звукозапись был снят, и Гудмен смог вернуться на студию. Уже в апреле выходит альбом «Горячий джаз» («Hot Jazz»), который сразу же попадает в десятку лучших альбомов. Подобный же успех ожидал и следующие альбомы Гудмена — «Будет так или иначе» («Gotta Be This or That», на его записи Гудмен впервые сам исполнил вокальную партию), «Симфония» («Symphony») и многие другие, появившиеся в течение 1945—1948 годов.
Однако, несмотря на то, что эпоха биг-бендов подходила к концу, появлялись новые формы музыки, Бенни продолжал играть музыку в стиле свинг. Он пробовал себя в движении "бибоп" 1940-х годов, но никогда не поддался очарование рок-влияния в 1950-х и 1960-х. Вместо этого, Бенни пробовал свои силы в классической музыке, делать соло с ведущими оркестрами, а также учился у всемирно известного классического кларнетиста Реджинальда Келла. Он помог Бенни усилить некоторые элементы и ещё улучшить своё мастерство.
Несмотря на успехи в бибопе, в декабре 1949 года Бенни Гудмен распускает свой оркестр. В дальнейшем он собирал ансамбли на временной основе только на время концертов, гастролей и записей. В основном это были квинтеты или секстеты (т.е. группы из пяти-шести музыкантов), реже - биг-бэнды полного состава.
В 1953 году группа Бенни планирует присоединиться к Луи Армстронгу и его All Stars в совместном туре, но два лидера групп спорили и так никогда не открыли тур в Карнеги-холле, как это было запланировано.
Остальные десятилетия отмечено распространением музыки Бенни Гудмена в новуй аудитории по всему миру. Benny Goodman Story, фильм хронику его жизни, был выпущен в 1955 году. Бенни гастролировал по всему миру, в результате чего его музыку узнали в Азии и Европе. Когда он в 1962-м приехал в СССР, один писатель заметил, что "свинг почти сдул железный занавес".
В конце 1960-х и 1970-х годов Бенни воссоединился с другими членами его квартета: Тедди Уилсоном, Джином Крупа и Лайонелом Хэмптоном. В 1978 году группа Бенни Гудмена снова выступила в Карнеги-Холл снова по случаю 30-летия первого концерта.
В 1982 году Бенни был удостоен премии Центра Кеннеди за достижения в музыке свинга. В 1986 году он получил почетную степень доктора музыки в Колумбийском университете и премию Грэмми за жизненные достижения. Он продолжал играть музыку всей своей жизни до самой смерти 13 июня 1986 года от сердечного приступа. Он был похоронен в присутствии около 40 членов семьи на кладбище Long Ridge Cemeteryв Стэмфорде, штат Коннектикут. В течение своей удивительной карьеры, Бенни Гудмен, не изменил своему стилю, не пытался соответствовать последним тенденциям, а сохранил оригинальное звучание, которое определило эру свинга и сделало его всемирно известным «Королем свинга».
Benny Goodman Orchestra - Sing Sing Sing
Benny Goodman Quartet - Moonglow
Benny Goodman - In the Mood
Benny Goodman & Lionel Hampton - Stealin Apples
Дискография
A Jazz Holiday (1928, Decca)
Benny Goodman and the Giants of Swing (1929, Prestige)
BG and Big Tea in NYC (1929, GRP)
Swinging 34 Vols. 1 & 2 (1934, Melodean)
Sing, Sing, Sing (1935, Bluebird)
The Birth of Swing (1935, Bluebird)
Original Benny Goodman Trio and Quartet Sessions, Vol. 1: After You've Gone (1935, Bluebird)
Stomping at the Savoy (1935, Bluebird)
Air Play (1936, Doctor Jazz)
Roll 'Em, Vol. 1 (1937, Columbia)
Roll 'Em, Vol. 2 (1937, CBS)
From Spirituals to Swing (1938, Vanguard)
The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert Vols. 1, 2, & 3 (Live) (1938, Columbia)
Mozart Clarinet Quintet (with Budapest String Quartet) (1938, Victor)
Ciribiribin (Live) (1939, Giants of Jazz)
Swingin' Down the Lane (Live) (1939, Giants of Jazz)
Featuring Charlie Christian (1939, Columbia)
Eddie Sauter Arrangements (1940, Columbia)
Swing Into Spring (1941, Columbia)
Undercurrent Blues (1947, Blue Note)
Swedish Pastry (1948, Dragon)
The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert (1950, Columbia)
Sextet (1950, Columbia)
BG in Hi-fi (1954, Capitol)
The Benny Goodman Story Volume 1 (1955?, Decca)
Mozart Clarinet concerto (with Boston symphomy) (1956)
The Great Benny Goodman (1956, Columbia)
Peggy Lee Sings with Benny Goodman (1957, Harmony)
Benny in Brussels Vols. 1 & 2 (1958, Columbia)
In Stockholm 1959 (1959, Phontastic)
The Benny Goodman Treasure Chest (1959, MGM)
Texaco's Swing into Spring 59 (1959, Cunningham & Walsh, Inc.)
Swing With Benny Goodman And His Orchestra (1960s?, Columbia/Harmony)
Benny Goodman in Moscow (1962, RCA Victor)
Benny Goodman Today (London Records of (1970) Canada Ltd.)
Benny Goodman And His Orchestra (1977)
Benny Goodman Live at Carnegie Hall; 40th Anniversary Concert (1978)
Live! Benny Let's Dance (1986)
The King Swings Star Line
Pure Gold (1992)
1935–1938 (1998)
Portrait of Benny Goodman (Portrait Series) (1998)
Carnegie Hall Jazz Concert '38 (1998)
Bill Dodge All-star Recording (1999)
1941–1955 His Orchestra and His (1999)
Live at Carnegie Hall (1999)
Carnegie Hall: The Complete Concert (2006) Remastered again
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.