Регистрация пользователя

или Отмена

Материалы

Долфи Эрик

Эрик Долфи (Eric Dolphy)Эрик Долфи (Eric Dolphy) - американский джазовый альт-саксофонист, флейтист и бас-кларнетист. От случая к случаю он также играл на кларнете, пикколо и баритон-саксофоне. Долфи был одним из нескольких мульти-инструменталистов, получивших известность в 1960-е годы. Он также был первым знаменитым солистом на бас-кларнете в джазе и одним из первых значительных солистов на флейте. Для импровизационного стиля Эрика Долфи характерно использование широких интервалов, в дополнение к имитации звуков человека и животных, эффекты, которые буквально делали его инструмент говорящим. Хотя стиль Долфи иногда классифицируют как фри-джаз, его композиции и соло часто основываются на обычной (или сильно измененной) тональной гармонии бибопа и мелодических соло, указывающие на влияние современных классических композиторов Белы Бартока и Игоря Стравинского.

Биография

Эрик Аллан Долфи-младший (Eric Allan Dolphy, Jr.) родился 20 июня 1928 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США. Его отцом был Эрик Аллан Долфи-старший, а мать - эммигрантка и из Панамы Сэди Долфи. Долфи-младший начал обучение на кларнете в возрасте шести лет, и менее чем через месяц уже играл в школьном оркестре. Он также изучал гобой в младших классах средней школы, хотя он никогда не записывался позже с этим инструментом. Услышав, как играют великие джазмены Фэтс Уоллер (Fats Waller), Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins), Эрик полюбил джаз и он стал учиться игре на саксофоне и флейте. Отец построил студию для сына в их дворе, куда к Эрику часто приходили друзья на джем-сешн, записывались с Клиффордом Брауном (Clifford Brown) в этой студии.

Эрик Долфи выступал в течение нескольких лет в составе играющих бибоп биг-бэндов во главе с Джеральдом Уилсоном (Gerald Wilson) и Роем Портером (Roy Porter). Он получил образование в City College Лос-Анджелеса, а также руководил там оркестром. На ранних записях Долфи иногда играл на баритон-саксофон, а также на альт-саксофоне, флейте и кларнете-сопрано. Большой прорыв Долфи, наконец, совкршил в составе квинтета Чико Гамильтона (Chico Hamilton). В группе он стал известен более широкой аудитории и смог совершить гастрольный тур в 1959-м, когда он расстался с Гамильтоном и переехал в Нью-Йорк. Долфи снялся с квинтетом Гамильтона в фильме Jazz on a Summer's Day (Джаз в летний день), играя на флейте.

Раннее творчество

Чарльз Мингус (Charles Mingus) знал Эрика Долфи, поскольку тоже вырос в Лос-Анджелесе, и Долфи присоединился к его группе вскоре после прибытия в Нью-Йорк. Он принял участие в записи альбома биг-бэнда Мингуса "Pre-Bird", и представлен на "Bemoanable Lady". Позже он присоединился к рабочей группе Чарльза, которая также включала Дэнни Ричмонда (Dannie Richmond) и Теда Кёрсона (Ted Curson). Они работали на Showplace в 1960 году и записали классические альбомы "Charles Mingus Presents Charles Mingus" и "Mingus at Antibes".

«Долфи был полноценный музыкант, - вспоминал Мингус. - Он мог поместиться в любом месте. Он был прекрасным альт-лидером в биг-бэнде. Эрик мог бы сделать это и в классической группе. И, конечно же, он был совершенно своим человеком, когда он солировал ... Долфи освоил джаз. И он освоил все инструменты и знал о них больше, чем это было возможно».

За это время Эрик Долфи также записал сессии с большим ансамблем на лэйбле Candid и принял участие в сессии Newport Rebels. Он оставил группу Мингуса в 1961 году, хотя и продолжал с ним записываться на протяжении всей своей карьеры. Долфи отправился в Европу на несколько месяцев, где записывался в Скандинавии и Берлине. Он принимал участие в весенней сессии группы для альбома "Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus" в 1963 году и представлен на "Hora Decubitus". В начале 1964 года Эрик присоединился к рабочей группе Мингуса снова вместе с Яки Байярдом (Jaki Byard), Джонни Коулзом (Johnny Coles) и Клиффордом Джорданом (Clifford Jordan). Этот секстет по праву считается одной из лучших групп за все времена, они работали на Five Spot , выступали в Корнеллском университете и Town Hall в Нью-Йорке и совершили тур по Европе. Многие записи были сделаны во время тура.

Эрик Долфи и Джон Колтрейн (John Coltrane) знали друг друга прежде, чем они стали играть вместе, собравшись, когда Колтрейн был в Лос-Анджелесе с Майлзом Дэвисом (Miles Davis). Они будут часто обмениваться идеями и учиться друг у друга, и в конце концов, после многих ночей сидения с группой Колтрейна, Долфи было предложено стать полноправным членом. Колтрейна критиковали в квинтете Майлза Дэвиса, когда он начал отходить от присущего хард-бопа. Несмотря на это, квинтеты Колтрейна с Долфи (в том числе сессии Village Vanguard и Africa/Brass) теперь считается легендарным, хотя первоначально журнал Down Beat называл бренд Колтрейна и музыку Долфи "анти-джазом". Колтрейн позже сказал на эту критику: "они сделали вид, что мы даже ничего не понимаем в музыке (...) и мне больно видеть как Долфи страдал от этого".

Букер Литтл (Booker Little) был трубачом, который трагически погиб в возрасте 23 лет от уремии, но у него и Долфи было очень плодотворное, хотя и непродолжительное музыкальное партнерство. Альбом Букера "Out Front" вышел на Candid с участием Долфи, который в основном играл на альт-саксофоне, хотя и исполнял соло на бас-кларнете и флейте. После этого Эрик закончил запись "Free Jazz" с Орнеттом Коулманом (Ornette Coleman) и вновь вернулся к Литтлу. "Far Cry" был записан для Prestige с Буккером, включая "Mrs. Parker Of K.C." и "Ode To Charlie Parker" Яки Байярда, а также "Far Cry" и "Miss Ann" Долфи. Эрик Долфи и Букер Литтл также были одними из руководителей квинтета на Five Spot в 1961 г. создал некоторые из самых знаменитых записей джаза. Ритм-секция состояла из Ричарда Дэвиса (Richard Davis), Мэла Уолдрона (Mal Waldron) и Эда Блэкуэлла (Ed Blackwell). Однажды ночью он был задокументирован и выпущен на трёхтомнике "At the Five Spot", а также на сборнике "Here and There". Долфи и Литтл звучат на альбоме "Straight Ahead" Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), и играли на "Percussion Bitter Sweet" Макса Роуча, а также в секции горнистов в сессии "Africa/Brass" Джона Колтрейна.

В этот период Долфи также играл в ряде сложных комбо, в частности, в основных записях Орнетта Коулмана (Free Jazz: A Collective Improvisation), аранжировщика Оливера Нельсона ("Screamin' the Blues", The Blues and the Abstract Truth и Straight Ahead) и Джорджа Рассела (Ezz-thetics). Он также работал с Гюнтером Шулером (Gunther Schuller), Максом Роучем, Эбби Линкольн, Мэлом Уолдроном, мульти-инструменталистом Кеном Макинтайром (Ken McIntyre), басистом Роном Картером (Ron Carter) и другими.

Лидерский период

Делать записи в качестве лидера Эрик Долфи начал на лэйбле Prestige. Его связь с этой студий записи вылилась в 13 альбомов, записанных в период с апреля 1960 по сентябрь 1961 года, хотя Эрик не был лидером всех сессий.

Первыми двумя альбомами в качестве лидера были Outward Bound и Out There, при участии Ричарда "Пророка" Дженнингса (Richard "Prophet" Jennings). Первый альбом в стиле, близком к хардбопу, был записан в студии Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси с новым трубачом Фредди Хаббардом. В альбоме есть три композиции Долфи: "GW", посвященная Gerwald Wilson, блюз " Les " и "245". Альбом Out There, на котором Рон Картер играл на виолончели, ближе к "третьему течению" музыки, являющемуся частью наследия Долфи. Композиция Чарльза Мингуса "Затмение" из этого альбома является одним из редких случаев, когда Долфи исполнял соло на кларнете-сопрано.

Far Cry был записан для Prestige в 1960 году и представил первую работу в сотрудничестве с трубачом Букером Литлом, единомышленником по духу, с которым он сделает множество легендарных концертных записей на Five Spot в Нью-Йорке. В альбом вошли его композиции "Far Cry" и "Miss Ann».

Эрик Долфи записал несколько треков без аккомпанемента на саксофоне, что в то время делали только Коулмен Хокинс и Сонни Роллинс. В альбом Far Cry вошло знаменитое произведение Гросс-Лоуренса, стандарт "Tenderly", исполненный на альт-саксофоне. Последующее турне по Европе быстро установило высокие стандарты для сольного исполнения на бас-кларнете волнующей песни "God Bless The Child" Билли Холидей («Бог благословит ребенка», ранняя версия этой мелодии была записана на Five Spot во время его проживания с Booker Little). Многочисленные концертные записи были сделаны на выступлениях Долфи в этом туре, в частности, в Копенгагене, Упсале и других городах. Эрик также записал короткое соло "Love Me" на "Conversations".

Классическая музыка 20-го века также сыграла важную роль в музыкальной карьере Долфи. Он исполнял Density 21.5 Эдгара Вареза для флейты соло на фестивале Ojai Music Festival в 1962-м и принял участие в Третьем течении (Third Stream) Гюнтера Шуллера в 1960-х годах.

Примерно в 1962-63 в одну из рабочих групп Долфи входил молодой пианист Херби Хэнкок (Herbie Hancock), которого можно услышать на "The Illinois Concert" и "Gaslight 1962".

В июле 1963-го Эрик Долфи и продюсер Алан Дуглас организовали сессии записей, на которых sidemen для Долфи были одни из ведущих развивающихся музыкантов того времени, в результаты вышли альбомы Iron Man и Conversations. На этих сессиях Долфи играл с Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson), которого знал по Лос-Анджелесу. На этих сессиях записаны самый известные три дуэта Долфи с Ричардом Дэвисом - "Alone Together", "Ode To Charlie Parker" и "Come Sunday". Они также включают исполнение классических композиций «Jitterbug Waltz» Фэтса Уоллера, "Music Matador" Сонни Симмонса, и самого Долфи "Iron Man" и "Mandrake" (или "The Madrig Speaks, The Panther Walks") и "Burning Spear" (или "Half-Note Triplets").

В 1964 году Эрик Долфи подписал контракт с Blue Records и записал Out to Lunch! с Фредди Хаббардом, Бобби Хатчерсоном, Ричардом Дэвисом и Тони Уильямсом. В этом альбоме Долфи показал полностью разработанный авангардный, но очень структурированный композиционный стиль, уходящий корнями в традиционный джаз. Это была его последняя крупная работа для звукозаписывающей студии.

Последние месяцы

После Out to Lunch! и записи в качестве аккомпаниатора в классической Point of Departure Эндрю Хилла, Долфи оставил тур по Европе с секстетом Чарльза Мингуса в начале 1964 года. Перед концертом в Осло он сообщил Мингусу, что он планирует остаться в Европе после окончания тура. По этому поводу Мингус назвал один из блюзов, который исполняли в туре, "So Long Eric". Долфи намеревался обосноваться в Европе со своей невестой, которая работала в балетв в Париже. После ухода от Мингуса Эрик исполнил и записал несколько альбомов с различными европейскими группами, а также с американскими музыкантами, живущими в Париже, например, с Дональдом Бердом (Donald Byrd) и Натаном Дэвисом (Nathan Davis). Знаменитый Last Date с Мишей Менгельбергом (Misha Mengelberg) и Хан Беннинком (Han Bennink) был записан в Hilversum, Голландия, хотя это был на самом деле не последний концерт Долфи. Эрик также готовится к вступлению к Альберту Эйлеру (Albert Ayler) для записи, и говорил о своем желании играть с Сесилом Тейлором (Cecil Taylor). Он также планировал сформировать группу с Вуди Шоу (Woody Shaw) и Билли Хиггинсом (Billy Higgins), и писал музыку для струнного квартета под названием "Love Suite".

Эрик Долфи умер скоропостижно в Берлине 28 июня 1964 года в возрасте 36 лет, через неделю после дня рождения. Некоторые подробности о его смерти по-прежнему оспаривается, но считается, что он умер от комы, вызванной невыявленным диабетом. В буклете бокс-сета полной коллекции записей для Prestige говорится, что Долфи "рухнул в своем гостиничном номере в Берлине, а когда его привезли в больницу, у него был диагностирована диабетическая кома. После того, как ему ввели инсулин (видимо, более сильного типа, чем распространённый тогда в США), он впал в инсулиновый шок и умер". Некоторые документалисты оспаривает это, говоря, что Долфи рухнул на сцену в Берлине и был доставлен в больницу. Лечащие врачи больницы не знали, что у Долфи был диабет, и решил по стереотипному представлению о джазовых музыкантах, что у него передозировка наркотиков. Он оставался в больнице без лекарств, пока не умер.

Тед Кёрсон (Ted Curson) вспоминает: «Это действительно сломало меня. Когда Эрик заболел [в Берлине], и был черным и джазовым музыкантом, они [врачи] думали, что он наркоман. Эрик не употреблял наркотики. Он был диабетиком и всё, что они должны были сделать - это взять анализ крови, и они бы ни за что дали ему лекарства для детоксикации, отчего он и умер. И никто никогда не пошел бы в этот клуб в Берлине снова. Это было бы концом этого клуба».

Чарльз Мингус сказал: "Обычно, когда человек умирает, вы помните, или вы говорите, что помните только хорошее о нем. С Эриком, это все, что мог вспомнить. Я не помню никаких наркотиков. Этот человек не имел абсолютно такой необходимости".

Долфи был посмертно введен в Зал славы журнала Down Beat в 1964 году. Колтрейн воздал должное Долфи в интервью: "Все, что я бы сказал, было бы преуменьшением. Могу только сказать, моя жизнь стала намного лучше, оттого что я знал его, он был одним из величайших людей, которых я когда-либо знал, как человек, друг и музыкант .

Мать Долфи, Сэди, отдала Контрейну инструменты, которые Долфи купил во Франции, но никогда не играл на них. Джон Колтрейн впоследствии сыграл на этих флейте и бас-кларнете на несколько альбомах, вплоть до своей смерти в 1967 году.

Эрик Долфи была помолвлен с Джойс Мардохей, учительницей классического танца.

Наследие

Эрик Долфи оказал влияние на развитие многих молодых джазовых музыкантов, ставших впоследствии легендарными. Долфи работал с перерывами с Роном Картером и Фредди Хаббардом на протяжении всей своей карьеры, в последующие годы он нанял Херби Хэнкока, Бобби Хатчерсона и Вуди Шоу работать в своей студийной и концертной группе. В альбоме Out to Lunch! показан еще один молодой лев, который только начал работать с Долфи и барабанщиком Тони Уильямсом, также принявший участие в записи сессии Point of Departure - Джо Хендерсон (Joe Henderson).

Картер, Хэнкок и Уильямс будут продолжать работать вместе, чтобы стать одной из наиболее знаменитых ритм-секций десятилетия и основой второго великого квинтета Майлза Дэвиса. Дэвис не любил музыку Долфи, но его ритм-секция продолжала создавать «музыку Долфи» и работать "под Долфи", о чём сам Майлз иногда делал иронические замечания.

Виртуозные инструментальные возможности Долфи и его уникальный стиль джаза, глубоко эмоциональные и свободные, но сильно погружённые в традиции и структурированные композиции, в значительной степени повлияли на таких музыкантов, как Энтони Брэкстон (Anthony Braxton), членов Art Ensemble Of Chicago, Оливер Лейк (Oliver Lake), Джулиус Хэмфил (Julius Hemphill), Артур Блайт (Arthur Blythe), Дон Байрон (Don Byron) и многих других. Композиции Долфи являются источником вдохновения для многих альбомов в его честь, таких как "Prophet" и "Dedicated to Dolphy" Оливера Лейка, "Hidden In Plain View" Джерома Харриса (Jerome Harris) и переосмысление "Out to Lunch" Отомо Йошихиде (Ōtomo Yoshihide).

Кроме того, его работа с джаз- и рок-продюсером Аланом Дугласом позволила стилю Долфи после его смерти распространиться на музыкантов фьюжн-джаза и в рок-среде, в первую очередь на таких артистов, как Джон Маклафлин (John McLaughlin) и Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix). Фрэнк Заппа (Frank Zappa), очень влиятельный композитор, который черпал вдохновение из самых разных музыкальных стилей, воздал должное Долфи в инструментальной "The Eric Dolphy Memorial Barbecue" (на альбоме 1970-го Weasels Ripped My Flesh Weasels), а также упомянул Долфи как оказавшего влияние на буклете первого LP для матерей, "Freak Out!".

Eric Dolphy - GW

 

Eric Dolphy - God Bless the Child

 

Eric Dolphy - Feathers

Дискография

(Некоторые релизы с Долфи в качестве аккомпаниатора были выпущены гораздо позже, чем дата записи сессий)

Авторизованные релизы

1960: Outward Bound (New Jazz)
1960: Out There (New Jazz)
1961: Far Cry (New Jazz)
1961: At the Five Spot, Vol. 1 (New Jazz) (live)
1964: Out to Lunch! (Blue Note)

Посмертные сборники (указаны даты записи сессий)

1959: Hot & Cool Latin
1959: Wherever I Go
1960: Candid Dolphy
1960: Status
1960: Dash One (Prestige)
1960: Fire Waltz
1960: Magic
1960: Other Aspects (Blue Note)
1960: Eric Dolphy
1961: Here and There
1961: Eric Dolphy in Europe, Vols. 1-3 (Prestige) also released as Copenhagen Concert (live)
1961: The Complete Uppsala Concert
1961: Stockholm Sessions
1961: Quartet 1961 also released as Softly, As in a Morning Sunrise (live)
1961: At the Five Spot, Vol. 2 (Prestige) (live)
1961: Memorial Album (Prestige) (live)
1962: Vintage Dolphy
1962: Eric Dolphy Quintet featuring Herbie Hancock: Complete Recordings
1962: Berlin Concerts (live)
1963: Iron Man
1963: Conversations (both Conversations and Iron Man were released as a double LP titled Jitterbug Waltz)
1963: The Illinois Concert (Blue Note) (live)
1964: Last Date (live)
1964: Naima
1964: Unrealized Tapes
1964: The Complete Last Recordings In Hilversum & Paris 1964

As sideman

With Ornette Coleman
Free Jazz: A Collective Improvisation (1960)

With John Coltrane
Olé Coltrane (1961)
Africa/Brass (1961)
Live! at the Village Vanguard (1961)
Impressions (1963)

With Phil Diaz
The Latin Jazz Quintet (United Artists, 1961)

With Chico Hamilton
Chico Hamilton Quintet with Strings Attached (1958)
The Original Ellington Suite (1958)
Gongs East! (1958)
That Hamilton Man (also released as Truth) (1959)

With Andrew Hill
Point of Departure (1964)

With The Latin Jazz Quintet
Caribe (Prestige) (1960)

With John Lewis
The Sextet of Orchestra U.S.A. (1964)
John Lewis Presents Jazz Abstractions (1960)
Play Kurt Weill (1961)

With Abbey Lincoln
Straight Ahead (Candid, 1961)

With Booker Little
Out Front (1960)

With Ken McIntyre
Looking Ahead (1960)

With Charles Mingus
Mingus Revisited (a.k.a. Pre-Bird) (1960)
Mingus at Antibes (1960)
Charles Mingus Presents Charles Mingus (Candid, 1960)
"Mingus" (Candid, 1960)
"The Complete 1960 Nat Hentoff Sessions" (Candid, 1960)
Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus (1963)
Town Hall Concert (1964)
The Great Concert of Charles Mingus (1964)
Revenge! (1964)
Charles Mingus Sextet with Eric Dolphy: Cornell 1964 (1964)
"Complete Live In Amsterdam" (1964)
"Complete Bremen Concert" (1964)
Astral Weeks (1964)

With Oliver Nelson
Screamin' the Blues (1960)
The Blues and the Abstract Truth (1961)
Straight Ahead (1961)

With Max Roach
Percussion Bitter Sweet (1961)

With George Russell
Ezz-thetics (1961)

With Mal Waldron
The Quest (New Jazz, 1961)

With Ron Carter
Where (New Jazz, 1961)

With Freddie Hubbard
The Body & The Soul

With Ted Curson
Plenty of Horn.

Комментировать с помощью:

Добавить комментарий

Запрещается использование ненормативной лексики, разжигание межнациональной вражды, обсуждение не связанных с джазом тем.


Защитный код
Обновить

Последние новости

  1. Популярное
  2. Комментарии
  • Экстайн Билли

    what is debt 07.10.2014 00:34
    Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my ...
     
  • Великий джазовый пианист и композитор Хорас Сильвер скончался в возрасте 85 лет

    Руслан 02.10.2014 14:04
    Ребята, подСкажите где в Севастополе в октябре можно послушать живой джаз???
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    татьяна 20.09.2014 14:37
    Поздравляю... люблю ВАШ талант.......и. .. ВАС, ...маэстро...
     
  • Джонс Куинси

    preeducational 08.09.2014 09:06
    When some one searches for his required thing, so he/she wishes to be available that in detail, so ...
     
  • Гершвин Джордж

    google advertising 04.08.2014 13:28
    This website definitely has all of the information I wanted about this subject and didn't know who ...
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    edit google plus age 03.08.2014 12:28
    Very rapidly this web site will be famous amid all blog visitors, due to it's nice posts
     
  • Кентон Стэн

    reasons for insomnia 07.07.2014 12:06
    bookmarked!!, I like your blog!
     
  • Картер Рон

    bassyak 04.07.2014 19:49
    Трио Картера просто огонь!

Найдите нас на Facebook

Мы ВКонтакте

Sevastopol Jazz

Севастопольский джазовый портал.

Джаз для Вас.

 

По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.