Дон Эллис (Don Ellis) - американский джазовый трубач, барабанщик, композитор и руководитель оркестра. Наиболее известен своими обширными музыкальными экспериментами, в частности, в области необычных музыкальных размеров. Также писал музыку к фильмам, в частности к фильму «Французский связной» (1971) и The Seven-Ups (1973).
Биография
Дон Эллис родился 25 июля 1934 года в Лос-Анджелесе, Калифорния. Его мать церковной органисткой. Увидев биг-бэнд Томми Дорси (Tommy Dorsey) на концерте, Дон впервые заинтересовался джазом. Большое вдохновение он получал от записей Луи Армстронга и Диззи Гиллеспи. Эллис окончил Бостонский университет в 1956 году со степенью по композиции.
Первая работа Эллиса была с оркестром Гленна Миллера (Glenn Miller) под руководством Рэя МакКинли (Ray McKinley). Он оставался с группой до сентября 1956 года, после чего присоединился к Seventh Army Symphony и Soldiers' Show Company. Он был отправлен во Франкфурт, Германия. В армейской группе Эллис встретил пианиста Цедара Уолтона (Cedar Walton) и саксофонистов Эдди Харриса (Eddie Harris) и Дона Менза (Don Menza). Именно в этой группе Дон получил первую возможность что-то написать для биг-бэнда.
Через два года Дон Эллис ушёл из армейской группы и переехал в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. Работу удавалось получить только с танцевальными группами. Он гастролировал недолго с оркестром Чарли Барнета (Charlie Barnet), пока не присоединился к группе Мейнарда Фергюссона (Maynard Ferguson) весной 1959 года. Он оставался с Фергюсоном в течение девяти месяцев.
Вскоре после этого Дон Эллис стал выступать на авангардной джазовой сцене Нью-Йорка. Он появился на альбомах Чарльза Мингуса (Charles Mingus), Эрика Долфи (Eric Dolphy) и Джорджа Рассела (George Russell), входящих в секстет в течение последних двух лет. Рассел заявил, что многие из солистов в комбо не могут придерживаться его «лидийской концепции» (Lydian Concept), которая не позволяет многим "слизывать джаз", что ложится в стандартный язык джаза, и поэтому он вынужден был написать некоторые соло, а не позволить импровизацию, но Эллис понимает концепцию и может импровизировать в ней.
Под своим собственным именем, Эллис сделал несколько записей с небольшими группами в период между 1960 и 1962, в частности, с Яки Байярдом (Jaki Byard), Полом Блей (Paul Bley), Гэри Пикоком (Gary Peacock), Роном Картером (Ron Carter), Чарли Персипом (Charlie Persip) и Стивом Свэллоу (Steve Swallow). Эти альбомы отличается исследования темпа, формы и тональности, так и отличной музыкальностью. Последний из альбомов – Essence - был зафиксирован в середине июля 1962 года, после чего Ellis не выпускал новые альбомы в Америке в течение нескольких лет. Но в течение этого периода он был весьма активен.
В октябре 1962 года Дон Эллис ездил в Польшу, чтобы принять участие в 1962 Jazz Jamboree в Варшаве, а концерт его квартета был частично записан на 10-дюймовый EP. Эллис описал свой опыт в статье под названием «Варшавский дневник», который был напечатан в 3 января 1963 журналом Down Beat. В декабре Эллис принял участие в джаз семинар NDR в Гамбурге, Германия, а в начале 1963-го отправился в Стокгольм, Швеция. Находясь там, он стал хорошо известен своими экспериментами с события, подобным тем, которые используются членами движения Fluxus art.
Вернувшись в Нью-Йорк, Эллис создал Improvisational Workshop Orchestra, который совершил свое дебютное выступление 10 февраля 1963 года в Five Spot. Выступление было очень похоже на те, которые Дон дал в Швеции. Исполнители использовали карты, чтобы определить порядок выступлений, музыканты использовали свои инструменты для интерпретации картин художников и т.д. Кроме того, некоторые необычные музыкальные элементы были использованы, например, использование арабских ритмов и размеров, и перетасовка ног.
В 1964-м Дон Эллис поступил в аспирантуру на кафедру этномузыковедения в Лос-Анджелесе, где он учился с индийским музыкантом Харихаром Рао (Harihar Rao). Очень вдохновлённый Рао, Эллис стремился применить странные размеры в западном импровизированном контексте. Вместе с Рао он написал в соавторстве статью в 1965 году под названием "Введение в индийскую музыку для джазового музыканта". Он ненадолго собрал первую версию своего биг-бэнда в это время, но он был расформирован, когда Эллис получил грант Рокфеллера на работу в SUNY Buffalo на один год.
Во время пребывания в Нью-Йорке, Эллис был связан с несколькими проектами Третьего потока (Third Stream). Живое выступление 8 февраля 1964 года в Линкольн-центре было снято для серии Young People's Concerts Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein). Дон выступал с другими джазовыми музыкантами, наряду с New York Philharmonic на "Импровизации для оркестра и солистов джаза" Ларри Остина (1961) и "Путешествие в Джаз" Гюнтера Шуллера (1962). Более поздняя запись части Остина, показывая Эллиса, басиста Барри Филлипса (Barre Phillips), барабанщика Джо Кокуззо (Joe Cocuzzo) и Нью-Йоркской филармонии (дирижер Бернштейн) был выпущен альбом под названием Leonard Bernstein Conducts Music Of Our Time (Леонард Бернстайн исполняет Музыку нашего времени) (1965).
В ноябре 1967 года первая симфония Эллиса "Contrasts for Two Orchestras and Trumpet" дебютировала с филармоническим оркестром Лос-Анджелеса под управлением Зубина Мета (Zubin Mehta).
Вернувшись на западное побережье, Эллис формирует The Hindustani Jazz Sextet, в котором применяет некоторые понятия, разработанные в Лос-Анджелесе. Секстет, как правило, считается первой группой такого рода в Америке. Секстет включал Дона Эллиса и его наставника Харихара Рао, который играл на ситаре и табла, а также с участием вибрафониста Эмиля Ричардса (Emil Richards), барабанщика Стива Боханнона (Steve Bohannon), басистов Чака Доманико (Chuck Domanico) и Рэя Неополитано (Ray Neapolitan), пианиста Дэйва Маккея (Dave Mackay). По крайней мере в одном концерте также фигурирует саксофонист Гейб Балтазар (Gabe Baltazar). Группа выступала главным образом с оригинальными композициями, которые назывались "Sweet Nineteen", "Turks Works" и "Bombay Bossa Nova".
Секстет стал известен во всем Лос-Анджелесе, несмотря на отсутствие записей в продаже. Наиболее удачной была композиция Эллиса "Synthesis", в которой Sextet выступал вместе с оркестром Neophonic Стэна Кентона (Stan Kenton). Концерт состоялся в феврале 1966-го в музыкальном центре Лос- Анджелеса.
14 июля того же года Sextet выступал в зале Fillmore West Билла Грэхема, открывая концерт перед Grateful Dead, Big Brother и Holding Company. Это последнее из известных выступлений секстета, до 1971 года, когда группа в составе ритм-секции Милко Левиев (Milcho Leviev), Ральф Хамфри (Ralph Humphrey) и Деннис Паркер (Dennis Parker), сыграли несколько концертов в Donte в Северном Голливуде.
В дополнение к работе с Hindustani Jazz Sextet, Эллис продолжал писать и аранжировки для репетиций своего Don Ellis Orchestra. На этих репетициях / семинарах группа играла каждый понедельник в течение почти года, сначала в клубе Havana, а затем в клубе Bonesville в Голливуде, где им стали платить значительно меньше. Группа начала зарабатывать деньги, взимая небольшую плату за допуск на репетиции,
The Don Ellis Orchestra отличается от большинства других биг-бэндов в нескольких направлениях, наиболее очевидно в его инструментах (см. ниже), но и включением Эллисом индийских музыкальных элементов в современный биг-бэнд. Исходя из его композиционного и аранжировочного опыта, а также изучения индийской музыки, Эллис начал писать джаз-музыку с новыми размерами. К их числу относятся не только 5/4, 7/8, и 9/4, но и более сложные ритмические циклы, как 19/8 и 27/16. В будущем, Эллис будет использовать много более сложных метров, а также комплекс соединений более стандартных метров. Многие из этих более сложных циклов были вдохновлены позже интерес Эллиса к Восточно-европейской народной музыке, например, Греции и Болгарии.
Дон Эллис также использовал специально настроенные трубы, сделанные для него компанией Холтона, которые он получил в сентябре 1965 года. Эта труба имела дополнительный клапан, для воспроизведения четверть тона. Некоторые утверждают, что источником вдохновения для этого может быть его изучение индийской музыки, которая включает в себя элементы, называемые некоторыми этнологистами "микротонами". Тем не менее, это был, вероятно, больше результат предыдущего соприкосновения Эллиса с авангардной классической музыкой, в которой многие композиторы экспериментировали с западными тональностями и интервалами, особенно Гарри Партч (Harry Partch), с которым Эллис, как известно, встречался и обсуждал идеи.
Все эти необычные элементы были объединены и показаны на фестивале в Monterey. Оркестр получил бурные аплодисменты и овации по окончании своей первой мелодии, под названием "33 222 1 222" в соответствии со своим подразделением на 19. Группа продолжала играть мелодии в 7, 9 и 27, а также в более стандартных размерах. Части концерта были выпущены на Pacific Jazz в следующем году.
После этого успешного выступления группа играла на фестивале Pacific Jazz Festival в октябре 1966 -о, и Manne Hole Шелли в марте 1967 года, выпустив сегменты Live in 3 2/3 4 Time (1967) на Pacific Jazz.
В сентябре 1967-го продюсер Columbia Records Джон Хэммонд подписал контракт с группой. Группа записала альбом Electric Bath (Электрическая баня), выпущенный в следующем году и получивший широкое признание. Альбом был номинирован на премию Грэмми, выиграл в 1968 году приз от Down Beat как "Альбом года" и достиг № 8 в джаз-чарте Billboard. Песня "Indian Lady" стала одной из самых популярных мелодий группы. В композиции "Open Beauty" Дон Эллис использовал для соло трубу Echoplex, новаторское сочетание акустических инструментов и электронных технологий. Эллис будет и впредь развивать "электрофонные трубы" в течение ближайших пяти лет. (См. ниже)
В феврале 1968 года оркестр вернулся в студию для записи второго альбома Shock Treatment (Шоковая терапия). Тем не менее, возникло непонимание и альбом был выпущен в плохой версии, с использованием неудачных студийных записей, что Эллис не одобрял. По настоянию Дона альбом был перезаписан и вышел в той версии, в которой его видел сам композитор.
На протяжении конца 1968 года оркестр возвращался в студию несколько раз, чтобы записывать песни для альбома "Autumn". В него вошёл 20-минутный опус "Вариации для трубы", который продемонстрировал виртуозную игру на трубе Эллиса. Также на альбоме была "Pussy Wiggle Stomp", ставшая наряду с "Indian Lady" визитной карточкой оркестра. Вторая сторона содержит две длительные мелодии с концерта в Стэнфордском университете в августе 1968-го. Треки звуком, который был гораздо более хриплым, чем на любой из их предыдущих концертных записей.
В начале 1969-го оркестр записал "The Don Ellis Band Goes Underground" (Группа Дона Эллиса уходит в подполье), коллекцию из нескольких популярных песен (переложение Эллиса) и некоторые оригинальные композиции Дона. В записи альбома принимали участие вокалист Патти Аллен (Patti Allen), Isley Brothers и Слай Соун (Sly Stone), он также включает в себя "Bulgarian Bulge", композицию на основе болгарской народной мелодии в размере 33/16.
Энергичные живые выступления группы, такие как в Стэнфорде, обусловили её популярность среди студентов колледжей. В июне 1970 года оркестр выступал три ночи в зале Fillmore, выступая перед Quicksilver Messenger Service и Леоном Расселом (Leon Russell.). В результате была сделана запись двойного альбома в конце 1970 года. "Live at Fillmore" был счастливым возвращением в исходным материалам и даже включает один кавер Beatles - экспериментальное исполнение "Hey Jude", а также еще один вариант "Pussy Wiggle Stomp".
В мае 1971-го Эллис добавил струнный квартет в оркестр. Он также нанял болгарского пианиста-виртуоза Милко Левиева, который смог свободно импровизировать в момент изменения размера, что первоначально пугало большинство американских импровизаторов. Он был важным активом группы Эллиса и оставался с Доном в течение пяти лет. Оркестр был записан в конце мая в Basin Street West в Сан-Франциско. В результате альбом "Tears of Joy" ("Слезы радости") стал еще одним живым двойным LP и был выпущен в конце 1971 года. На альбоме была композиция под названием "Strawberry Soup" ("Клубничный суп"), ставшая впоследствии предметом нескольких докторских диссертаций в связи с её метрической сложностью, его простыми и сложными темами вариаций, и тембральным спектром своих каверов.
Примерно в это время к Дону Эллису обратился режиссер Уильям Фридкин, чтобы написать музыку к его фильму «Французский связной». Эллис принял проект и написал музыку, которые исполнил его оркестр. Эллис позже выиграл Грэмми за этот проект («Лучшая инструментальная аранжировка»), и егопопросили написать музыку к продолжение фильма, «Французский связной II» в 1975 году.
Последний альбом Эллис для Коламбиа, Connection, был записан в августе 1972 года. В записи альбома "Тема из" Французского связного", сокращенная версия фильма счет Эллис, и" Цепная реакция" с давним партнёром Хэнком Леви (Hank Levy). Наряду с этим были аранжировки нескольких популярных песен таких артистов, как Кэрол Кинг (Carole King), Yes, Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber) и The Carpenters. Аранжировки были сделаны Эллисом в очень нестандартных размерах, и были исполнены в юмористической форме. На этом альбоме совершенно не было вокала.
В 1973 году оркестр записал Soaring, коллекцию оригиналов. Милко Левиев сделал свой вклад - "Sladka Pitka", на основе болгарской народной песни. Запись была выпущена MPS Records, которая также выпустит новый альбом Эллиса Haiku. В записи последнего альбома участвовали Милко Левиев, басист Рэй Браун (Ray Brown), ударник Джон Герин (John Guerin) и большой струнный оркестр. Альбом состоит из десяти песен, каждая из которых основана на японском стихотворении хайку. Альбом очень спокойный и интроспективный. Haiku предположительно записан в конце 1973 года и выпущен в 1974 году.
В 1974 году Дон Эллис стал интересоваться музыкой Бразилии, даже изучал португальский, чтобы лучше общаться с местными музыкантами. Он создал группу для «живых» выступлений подназванием "Organic Band", которая являлась урезанной версией оркестра, без электронных инструментов. Зато в группе был вокальный квартет.
Эти занятия были отложены, когда у Эллиса начались проблемы со здоровьем, чувство "запыхавшись после подъёма на один лестничный марш". Он проверился в больнице в Нью-Йорке, где доктора поставили ему диагноз митрального стеноза, при котором сердце бьётся в нечетном ритме. Дону был назначен препарат и он вернулся домой в Лос-Анджелес. Вскоре после этого Эллис начал чувствовать себя странно снова, и отправился в местную больницу, где был поставлен диагноз: дефект межпредсердной перегородки. И, наконец, диагноз: кардиомиопатия. Эллису прописали больше лекарств, но его состояние ухудшилось, ему делали дефибрилляцию желудочков ранним майским утром 1975 г. Эллис позже описал своё состояние на грани смерти, когдак врачи пытались спасти ему жизнь. "Это звучит странно, я знаю, но это был необыкновенно красивый опыт, может быть очень высокий "
К 1976 году Эллис был снова в действии, хотя эта деятельность мало документирована. 3 декабря 1976 года, Дон Эллис оркестр выступал в телепередаче Ширли Маклейн специально озаглавленной "Where Do We Go From Here?" Оркестр играет аранжировку Эллиса "Sweet Georgia Brown", переименованную в "Sweet Shirley MacLaine". В аранжировке играл соло Арт Пеппер (Art Pepper), был хор танцоров, и возвращение электрофонных труб.
В 1977 году Эллис был подписан Atlantic Records, который пообещал профинансировать предстоящие поездки оркестра для выступления группы на фестивале Montreux Jazz в Монтре, Швейцария, в обмен на живые записи. Тем не менее, звукозаписывающая компания попросила Дона первым записывать по договоренности две песни из Звездных войн. Песня "Star Wars (Main Title)" и "Princess Leia's Theme" ("Тема принцессы Леи"), которые должны были быть выпущены синглом на 45 оборотов в минуту. В июне, звукозаписывающая компания попросила Дона записать весь альбом, для того, чтобы продавать его в том случае, если сингл станет хитом. Дон должен был сделать это в течение недели до отъезда группы в Монтре. Кроме того, песни, которые должны были быть на этом альбоме не могли быть дубликатами того, что позже появится на концертном альбоме.
Эллис получил помощь от других композиторов и аранжировщиков Томми Вига (Tommy Vig) и Курта Берга (Curt Berg), но в основном писал все по-своему. Альбом был сделан вместе и выпущен как Music from Other Galaxies and Planets (Музыка для других галактик и планет), все песни были переименованы с новвыми космическими именами, как "Orion's Sword" ("Меч Ориона") и "Crypton" ("Криптон").
Выступление группы в Монтре было очень хорошо принято, и последующее альбом достиг # 48 в джаз-чартах Billboard. Это был последний альбом Дона Эллиса в качестве лидера, хотя он появится на альбомах Ника Гилдера (You Know Who You Are) и Томми Вига (1978).
Последний известное публичное выступление Эллиса состоялось 21 апреля 1978 года в Westside Room в Сенчури-Сити. После этого, его врач велел ему воздержаться от гастролей и игры на трубе, потому что это давало слишком большую нагрузку на сердце. 17 декабря 1978 года, увидев концерт Джона Хендрикса (Jon Hendricks), Эллис перенес сердечный приступ в Северном Голливуде в своём, где он жил вместе с родителями. Ему было 44.
Don Ellis - Indian Lady
Don Ellis - Strawberry Soup
Don Ellis - Turkish Bath
Дискография
New Sounds for the '60s [unreleased] (Enrica, 1960)
...How Time Passes... (Candid, 1960)
Out of Nowhere (Candid, rec. 1961, released in 1988)
New Ideas (Prestige, 1961)
Essence (Pacific Jazz, 1962)
Jazz Jamboree 1962 (Muza, 1962)
Don Ellis Orchestra Live at Monterey (Pacific Jazz, 1966)
Live in 3 2/3 4 Time (Pacific Jazz, 1966)
Electric Bath (Columbia, 1967)
Shock Treatment (Columbia, 1968)
Autumn (Columbia, 1969)
The New Don Ellis Band Goes Underground (Columbia, 1969)
Don Ellis at Fillmore (Columbia, 1970) Recorded "Live" at The Fillmore West; San Francisco, CA
Tears of Joy (Columbia, 1971) Recorded "Live" at Basin Street West; San Francisco, CA
Connection (Columbia, 1972)
Soaring (MPS Records, 1973)
Haiku (MPS Records, 1973)
Music from Other Galaxies and Planets (Atlantic, 1977)
Live at Montreux (Atlantic, 1977)
Pieces of 8 (Wounded Bird, rec. 1967, released 2005)
Live in India (Sleepynightrecords, 2010) The Lost Tapes of a Musical Legend, Vol. 1
ELECTRIC HEART Special Edition DVD (Sights & Sounds Films / Sleepynightrecords, 2009).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.