Пол Гонсалвес (Paul Gonsalves) - американский джазовый тенор-саксофонист, наиболее известный работой с Дюком Эллингтоном. В 1956 году на фестивале Newport Jazz Festival Гонсалвес сыграл соло из 27-ми квадратов в середине композиции Эллингтона "Diminuendo and Crescendo in Blue". Именно присутствием в оркестре Пола Гонсалвеса объясняют оживление ослабевающей к тому времени карьеры Эллингтона в 50-е годы.
Биография
Пол Гонсалвес родился 12 июля 1920 года в Броктоне, штат Массачусетс. Его родители были из Кабо-Верде, а первым инструментом стала гитара. В детстве он регулярно просил, чтобы сыграли народные песни Кабо-Верде его семьи. Он вырос в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс и в юности играл в составе оркестра Сэбби Льюиса (Sabby Lewis).
Первым профессиональным опытом для Пола Гонсалвеса стали выступления в Бостоне с той же группой на тенор-саксофоне, на котором он играл до и после службы в армии во время Второй мировой войны. До прихода в оркестр Дюка Эллингтона (Duke Ellington) в 1950 году, Гонсалвес также играл с биг-бендами Каунта Бейси (1947-1949) и Диззи Гиллеспи (1949-1950).
Гонсалвес оставался с Эллингтоном до конца его жизни, лишь иногда выпадая из группы в результате пристрастия к алкоголю и наркотикам. Как и многие другие потенциальные тенор-саксофонисты Эллингтона, Пол Гонсалвес начал с изучения соло "Cottontail" Бена Вебстера (Ben Webster) «нота в ноту», но быстро выработал свой неповторимый стиль.
Будучи уже шестой год с оркестром Эллингтона, Пол переживал взлеты и падения. Гонсалвес получил репутацию непревзойденного исполнителя баллад, а также за бесподобное солирование в эллингтоновской "Diminuendo and Crescendo in Blue". В 1956 году Дюк объявил, что оркестр выступит на джазовом фестивале в Ньюпорте.
Концерт фестиваля проходил ночью, Эллингтон был раздражен размещением оркестра, шоу был долгим и зрители уже потихоньку расползались домой. Остановил их бегство и заставил вернуться к сцене Гонсалвес. Эллингтон объявил "Diminuendo and Crescendo in Blue", группа сыграла вступление, а затем Гонсалес вышел вперед и начал играть. И он играл, играл и играл.
Его штурм, заход на 27 квадратов сорвал аудиторию с мест. Группа уже играла хорошо и все были в чудесной форме и наслаждались импровизацией. Сэм Вудярд топил на барабанах, лидер рубил аккорды на рояле… Они в эту ночь превзошли все, что было за четверть века существования группы. Родилась легенда. Известный продюсер Ирвинг Таунсенд считает, что Гонсалвес сыграл в Ньюпорте не соло не из 27, а из 128 квадратов!
Этот перфоманс запечатлён на альбоме Ellington at Newport. Удивительное воздействие на присутствующих на ночном концерте, вдруг опривлекло внимание средств массовой информации. Это было началом возрождения Эллингтона и после этого ни он, ни Гонсалвес не смотрели назад. Обратной стороной медали стала неизбежность того, что саксофонист был вынужден играть быстрые соло каждую ночь и это не давало ему обратиться к своим любимым балладам.
Тем не менее, выступления с балладами были. Спокойной и продуманный подход Пола Гонсалвеса к мелодии отображает его любовь к мелодичности и возможности исполнять долгие, чистые и логические линии соло. Его восторженная игра на многих концертах Эллингтона свидетельствует о его уязвимом, часто предельном звуке. Игра Гонсалвеса на записях, сделанных без Эллингтона, как правило, такой же природа. Альбом 1970-го с Рэем Нэнсом (Ray Nance) является хорошим примером, в том числе чудесное исполнение Don’t Blame Me’. Гонсалес превзошел себя в 1967 году альбоме дуэтов с Эдди "Локью" Дэвисом (Eddie ‘Lockjaw’ Davis), где он обеспечивает то, что вполне может быть окончательной инструментальной версией этой же песни.
За 24 года Гонсалвес был солистом во многих композициях Эллингтона. Он получил от Дюка прозвище "Прогуливающаяся скрипка" ("The Strolling Violins") за игру соло, идя сквозь толпу.
Во время пребывания в Лондоне, Англии, здоровье Пола Гонсалвеса резко ухудшилось. Гонсалвес умер в Лондоне 15 мая 1974 года за несколько дней до смерти Дюка Эллингтона. Мерсер Эллингтон (Mercer Ellington) отказался сообщить о смерти Гонсалвеса, опасаясь, что шок может еще более ускорить кончину его отца. Эллингтон и Гонсалвес, а также тромбонист Тайри Гленн (Tyree Glenn), лежали в один день бок о бок в одном доме похорон в Нью-Йорке.
Paul Gonsalves - Diminuendo And Crescendo In Blue
Duke Ellington/Paul Gonsalves - Chelsea Bridge
Дискография
As leader
Cookin' (1957, Argo)
Diminuendo, Crescendo and Blues (1958, RCA Victor)
Ellingtonia Moods and Blues (1960, RCA Victor)
Gettin' Together! (1961, Jazzland Records)
Tenor Stuff (1961, Columbia Lansdowne Jazz) - with Harold Ashby
Tell It the Way It Is! (1963, Impulse)
Cleopatra - Feelin' Jazzy (1963, Impulse)
Salt and Pepper (1963, Impulse) - with Sonny Stitt
Rare Paul Gonsalves Sextet in Europe (1963, Jazz Connoisseur)
Boom-Jackie-Boom-Chick (1964, Vocalion)
Just Friends (1965, Columbia EMI) - with Tubby Hayes
Change of Setting (1965, World Record Club) - with Tubby Hayes
Jazz Till Midnight (1967, Storyville)
Love Calls (1967, RCA) - with Eddie Lockjaw Davis
Encuentro (1968, Fresh Sound)
With the Swingers and the Four Bones (1969, Riviera)
Humming Bird (1970, Deram)
Just A-Sittin' and A-Rockin' (1970, Black Lion)
Paul Gonsalves and his All Stars (1970, Riviera)
Paul Gonsalves Meets Earl Hines (1970, Black Lion)
Mexican Bandit Meets Pittsburgh Pirate (1973, Fantasy)
Paul Gonsalves Paul Quinichette (1974).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.