Кэннобол Эддерли (Cannonball Adderley) - джазовый альт-саксофонист эпохи хард-бопа 1950-х и 1960-х годов. Известен своим синглом 1966-го года "Mercy Mercy Mercy", вошедшим в поп-чарты, а также работой с трубачом Майлзом Дэвисом, в том числе над эпохальным альбомом Kind Of Blue (1959). Он был братом джазового корнетиста Нэта Эддерли (Nat Adderley), члена его группы.
Биография
Джулиан Эдвин "Кэннобол" Эддерли (Julian Edwin "Cannonball" Adderley ) родился 15 сентября 1928 года в Тампа, штат Флорида. Прозвище Кэннонбол приклеилось к Эддерли еще в старших классах школы и происходит от слова «каннибал», которое было данью уважения соучеников его огромному аппетиту.
Обучение Джулиана музыке началось задолго до того, как он начал обучаться инструментальной музыке в старшей школе Диллард в Форт-Лодердейл, штат Флорида. Кэннонбол переехал в Таллахасси, штат Флорида, когда его родители оба получили преподавательские должности во Флоридском университете сельского хозяйства и машиностроения, исторически черного вуза, основанного в 1887 году как колледж для негров. Кэннонбол вместе с младшим братом Нэтом играли вместе с Рэем Чарльзом (Ray Charles) в начале 40-х, когда тот жил в Таллахасси. Кэннонбол стал местной легендой во Флориде, пока не переехал в Нью-Йорк в 1955-м, где поселился в Короне, Квинс.
Однажды Эддерли пришел в клуб Cafe Bohemia, в котором в тот вечер играла группа Оскара Петтифорда (Oscar Pettiford), и принес с собой свой саксофон, поскольку боялся, что дома саксофон могут украсть. Музыканты предложили ему сыграть за саксофониста, в результате Кэннонбол стал сенсацией.
В 1957-м Кэннобол Эддерли собрал собственную группу вместе с братом Нэтом и подписал контракт с лейблом Savoy. Спустя непродолжительное время Майлз Дэвис (Miles Davis) обратил на Эддерли внимание, оценил блюзовое звучание альт-саксофона и предложил присоединиться к своему коллективу. Эддерли стал участником секстета Майлза Дэвиса в октябре 1957-го, за три месяца до того, как в группу вернулся Джон Колтрейн (John Coltrane). Его можно услышать на пяти альбомах Дэвиса в 1958-1959. Этот период также совпадает со временем пребывания пианиста Билла Эванса (Bill Evans) с секстетом, что привело к записи альбомов Portrait of Cannonball и Know What I Mean?.
Интерес Эддерли к преподаванию сказался на его релизах – в 1961 году Кэннонбол выпустил на Riverside Records альбом The Child's Introduction to Jazz, в котором рассказывал детям об особенностях джазовой музыки.
Братья создали квинтет Cannonball Adderley Quintet, в котором Кэннонбол играл на альт-саксофоне, а Нэт на кларнете. Этот квинтет Эддерли был не слишком успешным, но после ухода из группы Дэвиса, он снова вместе с Нэтом собрал другой, который добился гораздо большей популярности и со временем превратился в секстет Cannonball Adderley Sextet. В его составе и составе других групп Кэннонбола играли такие музыканты, как пианисты Бобби Тиммонс (Bobby Timmons), Виктор Фельдман (Victor Feldman), Джо Завинул (Joe Zawinul), Хэл Гальпер (Hal Galper), Майкл Вольф (Michael Wolff), Джордж Дюк (George Duke), Уинтон Келли (Wynton Kelly) и Билл Эванс (Bill Evans); контрабасисты Рэй Браун (Ray Brown), Сэм Джонс (Sam Jones), Уолтер Букер (Walter Booker) и Виктор Гаскин (Victor Gaskin); барабанщики Луис Хайес (Louis Hayes) и Рой Маккарди (Roy McCurdy); саксофонисты Чарльз Ллойд (Charles Lloyd) и Юсеф Латиф (Yusef Lateef). Особенно интересны работы квинтета конца 60-х, сочетающие джаз и поп-музыку.
С конца 60-х Кэннобол Эддерли увлёкся электрическим джазовым авангардом, что нашло отражение в экспериментальном альбоме Bitches Brew (1970) Майлза Дэвиса. На таких альбомах Кэннонбола, как Accent on Africa (1968) и The Price You Got to Pay to Be Free (1970), где музыкант использует сопрано-саксофон, ясно прослеживается влияние Джона Колтрейна и Уэйна Шортера (Wayne Shorter). В том же году квинтет выступил на Джазовом фестивале на Monterey Jazz Festival в Калифорнии, и небольшая часть этого выступления попала в психологический триллер «Сыграйте мне туманно» (Play Misty for Me, 1971) с Клинтом Иствудом (Clint Eastwood) в главной роли. В 1975-м Эддерли снялся в телесериале «Кунг-фу» (Kung Fu).
Композиция Cannon Ball Джо Завинула из альбома Black Market - это дань уважения и памяти бывшему лидеру.
Кэннонбол Эддерли скончался от инсульта в возрасте 46 лет 8 августа 1975 года в Гэри, штат Индиана, и был похоронен у себя на родине в Таллахасси. Позже в том же году его имя было увековечено в Зале джазовой славы (Jazz Hall of Fame) музыкального журнала Down Beat.
Cannonball Adderley Quintet - "Mercy Mercy Mercy"
Cannonball Adderley - Bohemia After Dark
Дискография
As leader
Title Year Recorded Label
Presenting Cannonball Adderley 1955 Savoy
Julian "Cannonball" Adderley 1955 EmArcy
Julian Cannonball Adderley and Strings 1955 EmArcy
In the Land of Hi-Fi with Julian Cannonball Adderley 1956 EmArcy
Sophisticated Swing 1957 EmArcy
Cannonball Enroute 1957 Mercury
Cannonball's Sharpshooters 1958 Mercury
Somethin' Else - with Miles Davis 1958 Blue Note
Portrait of Cannonball 1958 Riverside
Jump for Joy 1958 EmArcy
Things Are Getting Better - with Milt Jackson 1958 Riverside
Blue Spring - with Kenny Dorham 1959 Riverside
Cannonball Adderley Quintet in Chicago 1959 Mercury
Cannonball Takes Charge 1959 Riverside
The Cannonball Adderley Quintet in San Francisco 1959 Riverside
Them Dirty Blues 1960 Riverside
Cannonball Adderley and the Poll Winners 1960 Riverside
The Cannonball Adderley Quintet at the Lighthouse 1960 Riverside
Know What I Mean? - with Bill Evans 1961 Riverside
African Waltz - with orchestra conducted by Ernie Wilkins 1961 Riverside
Plus 1961 Riverside
Nancy Wilson/Cannonball Adderley 1961 Capitol
The Cannonball Adderley Sextet in New York 1962 Riverside
Cannonball in Europe! 1962 Riverside
Jazz Workshop Revisited 1962 Riverside
Cannonball's Bossa Nova 1962 Riverside
Autumn Leaves 1963 Riverside (Japan)
Nippon Soul 1963 Riverside
Cannonball Adderley Live! 1964 Capitol
Live Session! - with Ernie Andrews 1964 Capitol
Cannonball Adderley's Fiddler on the Roof 1964 Capitol
Domination - with orchestra conducted by Oliver Nelson 1965 Capitol
Money in the Pocket 1966 Capitol
Great Love Themes - with strings conducted by Ray Ellis 1966 Capitol
Mercy, Mercy, Mercy! Live at 'The Club' 1966 Capitol
Cannonball in Japan 1966 Capitol
Radio Nights 1967 Night
74 Miles Away 1967 Capitol
Why Am I Treated So Bad! 1967 Capitol
In Person - with Lou Rawls and Nancy Wilson 1968 Capitol
Accent on Africa 1968 Capitol
Country Preacher 1969 Capitol
The Cannonball Adderley Quintet & Orchestra 1970 Capitol
Love, Sex, and the Zodiac 1970 Capitol
The Price You Got to Pay to Be Free 1970 Capitol
The Happy People 1970 Capitol
The Black Messiah 1970 Capitol
Music You All 1970 Capitol
Inside Straight 1973 Milestone
Pyramid 1974 Milestone
Phenix 1975 Milestone
Lovers 1975 Milestone
Big Man 1975 Milestone
As sideman
With Kenny Clarke
Bohemia After Dark (1955)
With Nat Adderley
Introducing Nat Adderley (1955)
To the Ivy League from Nat (1956)
That's Right! (1960)
In the Bag (1962)
Soul Zodiac (1972)
Soul of the Bible (1972)
Double Exposure (1975)
With Sarah Vaughan
In the Land of Hi-Fi (1955)
With Dinah Washington
In the Land of Hi-Fi (1956)
With Milt Jackson
Plenty, Plenty Soul (Atlantic, 1957)
With Miles Davis
Milestones (1958)
1958 Miles (1958)
Miles & Monk at Newport (1958)
Jazz at the Plaza (1958)
Porgy and Bess (1958)
Kind of Blue (1959)
With Louis Smith
Here Comes Louis Smith (1958)
With Gil Evans
New Bottle Old Wine (1958)
With John Benson Brooks
Alabama Concerto (1958)
With Paul Chambers
Go (1959)
With Philly Joe Jones
Drums Around the World (1959)
With Jon Hendricks
A Good Git-Together (1959)
With Jimmy Heath
Really Big! (1960)
With Sam Jones
The Chant (1961)
With Eddie "Cleanhead" Vinson
Back Door Blues (1961)
With Ray Brown
Ray Brown with the All Star Big Band (1962)
With Oscar Peterson
Bursting Out with the All-Star Big Band! (1962)
With Joe Williams
Joe Williams Live (1972)
With David Axelrod
Heavy Axe (1974)
With Raul de Souza
Colors (1974)
As a producer
Wide Open Spaces (1960) - David Newman
A Portrait of Thelonious (1961) - Bud Powell
Don Byas & Bud Powell - Tribute To Cannonball (1961).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.