Джимми Хит (James Heath) по прозвищу Little Bird - американский джазовый саксофонист, композитор и аранжировщик. Он является братом басиста Перси Хита (Percy Heath) и барабанщика Альберт Хита (Albert Heath).
Биография
Джеймс Эдвард Хит (James Edward Heath) родился 26 октября 1926 года в семье в Арлетии и Перси-старшего. Джимми Хит рос в окружении музыки в Южной Филадельфии, бывшей в то время оплотом афро-американской культуры на северо-востоке Соединенных Штатов. Семья была очень музыкальной, и у Джимми был старший его на три года брат-басист Перси и младший на восемь лет брат Альберт Тути, барабанщик. На вопрос отца, на каком инструменте он хотел бы играть, Джимми выбрал альт-саксофон. В молодости он любил слушать Бенни Картера (Benny Carter) и Джонни Ходжеса (Johnny Hodges), а играть профессионально начал в возрасте четырнадцати лет.
Джимми Хит вышел на джазовую сцену в разгар эры свинга, но был быстро захвачен музыкальным движением, которое стало известно как бибоп. Во время путешествия в 1945 году с группой Нэта Тоулса (Nat Towles) из Омахи, штат Небраска, Джимми впервые услышал и встретился с трубачом Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), который начал экспериментировать с саксофонистом Чарли Паркером (Charlie Parker) в разработке нового, более гармонично развитого языка для джаза. Хит получил шанс быть вместе с Гиллеспи и Паркером 5 июня 1945 года, когда динамичный дуэт выступал в Филадельфии. В зале были многие известные музыканты Филадельфии, в том числе саксофонисты Джон Колтрейн (John Coltrane) и Бенни Голсон (Benny Golson).
Пребывание в группе Towles закончилась в 1946 году и Джимми остановился в Филадельфии. Примерно в то же время его брат Перси взялся за бас. К братьям затем присоединился трубач Ховард МакГи (Howard McGhee). Группа совершила тур в Париж в 1948-м, чтобы принять участие в Первом Международном джазовом фестивале в зале Плейель. Это был первый джазовый фестиваль в Европе после Второй мировой войны, и многие крупные джазовые музыканты, в том числе Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins), Эррол Гарнер (Erroll Garner), Чарли Паркер и Майлз Дэвис (Miles Davis) выступали там. Вскоре после этого, Джимми создал биг-бэнд из десяти музыкантов в Филадельфии, в который вошли Колтрейн и Голсон.
В то же время Gillespie слышал о выступлениях Джимми с Перси, который строил свою репутацию в качестве первого вызова джазовым басистам. И Джимми и Перси стали ассоциироваться с Гиллеспи, играя в течение двух лет в его группе, перед турне в качестве части симфонии Sid All Stars, которая включала Майлза Дэвиса, Джей Джей Джонсона (J.J. Johnson), Милта Джексона (Milt Jackson) и Кенни Кларка (Kenny Clarke). Обоих братьев Хит в этот период можно услышать в смешной "You Stole My Wife, You Horsethief".
За мастерскую игру на альт-саксофоне Джимми получил прозвище Little Bird, но он переключился на тенор-саксофон в 1951 году, с тем чтобы избежать постоянного сравнения с Чарли «Бёрд» Паркером. Вскоре его тенор украсил такие записи, как "Turnpike" тромбонистом JJ Johnson. Концерты с трубачом Клиффордом Брауном (Clifford Brown) и работа в качестве аранжировщика и композитора с трубачом Четом Бейкером (Chet Baker) между 1952 и 1954 годами помогли повысить репутацию Джимми в джазовом сообществе. Затем он стал одним из руководителей боп-группы с трубачом Кенни Дарэмом (Kenny Dorham), и записал партии на баритон и тенор саксофонах первой сессии для лэйбла Debut Чарльза Мингуса (Charles Mingus) под названием Kenny Dorham Quintet в декабре 1953 года.
Тем не менее, растущий успех Джимми Хита была подорван его растущей зависимостью от героина. Эта зависимость была отчасти из-за его преданности Чарли Паркера, и вера некоторых музыкантов в то время, для того чтобы играть так, как Паркер, надо было имитировать все аспекты его жизни, в том числе его злоупотребления наркотиками. Тедди Стюарт (Teddy Stewart), барабанщик Диззи Гиллеспи, подсадил Джимми на героин. Хит сам объяснил, что был подготовлен к наркотикам во время глубокой депрессии, которой страдал после разрыва с женщиной, родившей ему сына.
Джимми Хит сел в тюрьму за хранение наркотиков с января 1955-го по май 1959-го. Он не сник, однако, за решеткой. Хит сформировал биг-бенд, в том числе из профессионалов, которые были заключенными там. Он также написал много музыки для Chet Baker, которая появилась на альбоме 1956 года Playboys с альт-саксофонистом Артом Пеппером (Art Pepper) на Pacific Jazz. В 1990-х годах тот же альбом, включающий в себя C.T.A. и "Picture of Heath" будет выпущен на Blue Note в качестве Picture of Heath.
Когда Хит был освобожден из тюрьмы в 1959 году, он не мог работать в ночные клубы из-за своей судимости. Вместо этого он поехал в тур с Майлзом Дэвисом в Калифорнию на два месяца летом 1959 года, заменив Джона Колтрейна, который был уволен из группы Дэвиса из-за употребления наркотиков.
Когда офицер службы надзора узнал, что Джимии пересек границу штата, а это противоречило условиям его условно-досрочного освобождении, он предписал саксофонисту оставаться в девяноста милях от Филадельфии. Дэвис боролся, чтобы Джимми мог вернуться в группу, но безрезультатно. Это оказалось поворотным моментом в джазе, потому что вместе с Хитлм был недоступен Дэвису и Колтрейн, с которым он записал Kind of Blue в апреле 1959-го.
Хит пошел на работу с другим трубачом, Блю Митчеллом (Blue Mitchell), услышав Blue Soul Митчелла на Riverside Records, который включал в себя трек "Polka Dots and Moonbeams".
Продюсер Оррин Кипньюс нанял саксофониста, чтобы написать аранжировки и провести сессии. В 1959 году Джимми сделал первые сессии для Thumper, которая включает в себя For Minors Only. Звёздная команда на этой сессии состояла из Уинтона Келли (Wynton Kelly), Нэта Эддерли (Nat Adderley), Кертиса Фуллера (Curtis Fuller), Пола Чемберса (Paul Chambers) и брата Тути. Его вторая сессия лидера на Риверсайд была для альбома Really Big с биг-бендом из 10 человек.
Между 1961 и 1963 году, Джимми написал аранжировки для струнных альбомов, который показал Джулию Уоткинс (Julius Watkins) на валторне в ансамблях, в том числе The Quota в 1961 году, Triple Threat в 1962 году и Swamp Seed в 1963 году.
В окончание своей прекрасной сессии в качестве боп-лидера для Riverside в 1964 году, Хит записал с Чемберсом и Келли альбом On the Trail, добавив гитариста Кенни Баррелла (Kenny Burrell). Между тем, Джимми продолжает сотрудничать с другими артистами на Blue Note, выступая в качестве аккомпаниатора для записей Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard), Джулиана Пристера (Julian Priester), Гранта Грина (Grant Green) и Дональда Бёрда (Donald Byrd).
Джимми и его жена Мона переехали в Квинс, Нью-Йорк в 1964 году, где они делили квартиру с трубачом Кларком Терри (Clark Terry) и саксофонистом Кэнноболом Эддерли (Cannonball Adderley). У них было двое детей вместе, и их сын Джеймс Мтуми (James Mtume) будет расти, чтобы стать хорошим ударником и работать с Майлзом Дэвисом в 1970 году.
В начале 1970-х Джимми Хит активно взялся осваивать сопрано-саксофон, кроме того использовал флейту в течение этого периода. Его использование флейты, сопрано и тенора можно услышать на альбоме Black Drops органиста Чарльза Эрлэндса (Charles Earlands) в 1970-м, а также в собственном альбоме The Gap Sealer (1972).
Продолжая быть универсальным аранжировщиком, Джимми написал для Big Bad Band Кларка Тэрри, созданного после того как трубач оставил The Tonight Show. Он прочно сотрудничад с пианистом Стэнли Коувеллом (Stanley Cowell), Джимми играл на его альбомах Music, Inc и Big Band, Regeneration, and Marchin. Хит также записывал альбомы в качестве лидера на целом ряде небольших лейблов, таких как Love и Understanding для Xanadu в 1973 году, The Time and the Place для Landmark в 1974 году, и Picture of Heath для Xanadu в 1975 году.
Джимми также сочинил состоящую из многих частей Afro-American Suite of Evolution, с каждой частью в честь различных легенд джаза. В 1973 году он провел all-star дебют в Town Hall в Нью-Йорке, по заказу Jazzmobile Билли Тейлора. В рамках подготовки к большому оркестровому проекту, Джимми обучался под руководством профессора Рудольфа Шрамма, самого известного педагога системы Schillinger.
Его связи с Jazzmobile помогли Джимми начать преподавательскую деятельность, сначала в Houstatonic колледж в городе Бриджпорт, штат Коннектикут, а в последующие годы в Сити-колледже в Гарлеме. Он продолжал работать в качестве солиста, а также со своими двумя братьями. Трио включало Stanley Cowell и Роланда Ханна (Roland Hanna) на фортепиано. Вскоре The Heath Brothers выпустили альбом названный просто Heath Bros для CBS Records, его было продано 40000 копий. Эта рабочая группа собиралась всякий раз, когда The Modern Jazz Quartet, самая громкая группа Перси, брала перерыв. Джимми тогда была предложена должность преподавателя в Аарон Копленд школе музыки в Квинс Колледж в конце 1980 года.
Продолжая работу в качестве аккомпаниатора, Джимми играл на альбоме гитариста Марка Эльфа (Mark Elf) The Eternal Triangle, который включает в себя трек "Tea Cup" в 1988 году, и Lets Hang Out Джей Джей Джонсона в 1993 году. Молодой саксофонист по имени Антонио Харт (Antonio Hart) начинает светиться под опекой Джимми, и наставник появился на его многочисленных релизах на протяжении 1990-х. В 1998 году Джимми ушел из Queens College, но продолжает обучение в музыкальных программах. Он сделал свой собственный лидерский альбом с биг-бендом Little Man в 1992 году для Verve.
В 1993 году Джимми был номинирован на крупнейшую международную джазовую премию - датскую премию JazzPar, и получил премию Грэмми в 1995 году за написания буклета к бокс-сету из ранних релизов Coltrane на Atlantic Records под названием Heavyweight Champion.
The Heath Brothers продолжают гастролировать, а после 1997 года вышел альбом As We Were Saying. Аспирант Queens College Джеб Паттон (Jeb Patton) занял стул пианино в группе на вышедшем в 1998-м релизе Jazz Family. 19 и 20 октября 2001 года в Джаз Линкольн-центре состоялось празднование семьдесят пятого дня рождения Джимми Хита под названием He Walked With Giants. Джимми продолжает получать награды от международных организаций и музыкальных программ, и в частности был первым джазменом, получившим степень почетного доктора Juilliard.
Jimmy Heath продолжает активно управлять многочисленными биг-бэндами и малыми группами, в их числе недавно созданный Jazz Orchestra Queens, Jimmy Heath Generations Quintet и Jimmy Heath Big Band. Он также часто появляется в секции саксофонов Dizzy Gillespie Alumni Big Band.
Он также входил в состав совета архивов Луи Армстронга на территории кампуса, а также восстановливал и управлял резиденцией Луи Армстронга и Люсиль в Короне, Куинс, недалеко от его собственного дома.
Джимми Хит получил премию NEA Jazz Masters в 2003-м. В 2004 году он был удостоен звания почетного доктора гуманитарного права.
Jimmy Heath - For Minors Only
Jimmy Heath, Mulgrew Miller, David Wong and Tootie Heath
Дискография
As leader
1959: The Thumper (Riverside Records)
1959: Nice People (Original Jazz Classics)
1960: Really Big! (Riverside Records)
1961: The Quota (Riverside Records)
1962: Triple Threat (Riverside Records)
1963: Fast Company (Milestone Records)
1963: Swamp Seed (Riverside Records)
1964: On the Trail (Riverside Records)
1972: The Gap Sealer (Cobblestone Records)
1972: Jimmy (Muse Records)
1973: Love and Understanding (Xanadu Records)
1974: Time and the Place (Landmark Records)
1975: Picture of Heath (Xanadu Records)
1975: Marchin' On (Strata East Records)
1979: In Motion (Columbia Records)
1985: New Picture (Landmark Records)
1987: Peer Pleasure (Landmark Records)
1992: Little Man, Big Band (Verve Records)
1994: You've Changed (Steeplechase Records)
1995: You or Me (Steeplechase Records)
2006: Turn Up the Heath (Planet Arts Recordings)
2009: Endurance (Jazz Legacy Productions)
As sideman
Further information: Heath Brothers
1948: Howard McGhee – The Howard McGhee Sextet with Milt Jackson
1959: Blue Mitchell – Blue Soul (Riverside)
1960: Sam Jones - The Soul Society (Riverside)
1960: Nat Adderley – That's Right! (Riverside)
1960: Kenny Dorham – Show Boat (Time)
1961: Milt Jackson – Vibrations (Atlantic)
1962: Blue Mitchell – A Sure Thing (Riverside)
1962: Curtis Fuller – Soul Trombone (Impulse!)
1962: Milt Jackson – Big Bags (Riverside)
1962: Milt Jackson – Invitation (Riverside)
1962: Pony Poindexter – Pony's Express
1962: Milt Jackson – Statements (Impulse!)
1963: Milt Jackson – Milt Jackson Quintet Live at the Village Gate (Riverside)
1964: Milt Jackson – Jazz 'n' Samba (Impulse!)
1964: Milt Jackson – In a New Setting (Limelight)
1965: Milt Jackson – Ray Brown / Milt Jackson with Ray Brown (Verve)
1965: Donald Byrd – Up with Donald Byrd (Verve)
1965: Cal Tjader – Soul Sauce (Verve)
1966: Milt Jackson – Born Free (Limelight)
1969: Herbie Hancock – Baraka (Jazz World)
1970: Herbie Mann – Big Boss Mann
1972: Curtis Fuller - Smokin' (Mainstream)
1974: Red Garland – The Quota
1974: Milt Jackson – Olinga (CTI)
1976: Stanley Cowell – Regeneration
1994: Modern Jazz Quartet - MJQ & Friends: A 40th Anniversary Celebration (Atlantic)
2006: Nancy Wilson – Turned to Blue
With Continuum
Mad About Tadd (1980, Palo Alto Records).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.