Анатолий Вапиров (Anatoly Vapirov) – советский и болгарский тенор- и сопрано-саксофонист, кларнетист, композитор. Универсальный музыкант, способный реализовать любой художественный проект. Диапазон его увлечений огромен — от традиционного бибопа до фри-джаза, от фольклора до "третьего течения" и авангарда.
Биография
Анатолий Петрович Вапиров родился 24 ноября 1947 года в Бердянске, Украинская ССР. Окончил общеобразовательную школу №1 и музыкальную школу по классу кларнета. Для молодого парня не было долгих исканий и мучений по поводу поиска своего будущего места в жизни. Он с детства знал, что хочет стать музыкантом. Вапиров с удовольствием играл в школьном оркестре, в городской джаз-группе. Поэтому по окончании 8 классов он поступил в киевское музыкальное училище, откуда перевелся в ленинградское музыкальное училище, которое и окончил с отличием, после чего сразу поступил в Ленинградскую музыкальную консерваторию.
В эти годы Анатолий Вапиров начал играть в студенческом ансамбле, в 1967–76 - тенор-саксофонист в оркестре Ленинградского мюзик-холла, входил в биг-бэнд Олега Куценко. Вапиров был одним из первых фаворитов питерского джаз-клуба «Квадрат», того самого, где верховодил Ефим Барбан, первый в СССР теоретик новой свободной музыки. Он существовал вполне на легальном положении - да, зачастую Вапирову, чтобы записаться, сделать желаемый звук или собрать желаемый состав, приходилось ехать в Новосибирск.
Затем Вапиров организовывает свой коллектив, и в 1975 году выходит его первая пластинка «Ленинградский джаз-ансамбль Анатолия Вапирова».
У Ленинградского джаз-ансамбля был интересный состав - помимо традиционных ритм-секции и духовых (на саксофоне играл сам Вапиров) есть скрипка и высокий, почти оперный женский голос. Открывается все композицией «Болгарское рондо», а последующее ее в той или иной степени развивает; и, в общем, это точное название — тут и правда слышатся некие национальные мотивы (скрипка играет, опять же), которые, впрочем, претворены в богатый и занимательный интернационал. Все течет, бурлит, искрится, меняется; всегда есть ясная и остроумная мелодическая тема, которая живет мощной приключенческой жизнью; логика музыки предполагает захватывающие алогизмы.
Впоследствии музыкант оканчивает аспирантуру при Ленинградской консерватории по классу саксофона, несколько лет сам работает в этом учебном заведении преподавателем. В это же время, со второй половины 1970-ых, Анатолий Вапиров активно сочиняет музыку.
Подлинную всесоюзную известность Анатолию Вапирову принесла программа «Славянская мистерия» (1977) - монументальное сочинение вполне академического размаха и практически симфонического звучания, да еще и густо замешанное на славянском музыкальном фольклоре, что было для советского джаза решительно в новинку. Причем, что уж решительно невероятно для советского джаза 1970-х - в «Мистерии», помимо ленинградского гитариста Бориса Лебединского (ныне проживающего в Санкт-Петербурге, только… в штате Флорида) играл американский барабанщик Дэниел Мартин, на обложке компромиссно указанный как Д.Мартин! Позже Вапиров выпустил также "Хор Мистерия Болгарских Голосов" в составе квартета с участием Юрия Кузнецова, Владимира Волкова и Стояна Ядкулова. Он хотел чтобы это название - "Славянская мистерия" было издано, ведь на "Мелодии" слово "Славянская" было опущено. Побоялись редакторы соединять эти два слова в одном названии.
Анатолий Вапиров в 1978-м первым заметил и признал Сергея Курехина как пианиста и взял его в свой ансамбль, и даже записал с ним альбом на двоих (который в итоге вышел в начале 2000-х, пять лет спустя после смерти Курехина, под названием «Forgotten Ritual»).
Вапиров усвоил и присвоил скорее американскую, чем европейскую традицию свободного джаза, он почти никогда не полагается на чистую звуковую атаку, на воинственный напор, тем, что у него всегда есть некая ясная и прекрасная тема, которую он берет в оборот. В одном из немногочисленных интервью Анатолий рассказывал, что не очень любит голую агрессию. Можно сказать, что он больше композитор, чем импровизатор, скорее Колтрейн, чем Бретцманн. На рубеже 1970-х и 1980-х Вапиров советской новой музыке определенно был одной из фигур самого первого ряда.
Занимаясь композиторской работой, Анатолий Вапиров начал тяготеть к крупным музыкальным формам, писал почти что симфонии, записывался с оркестрами, вплоть до того, что делал большие постановки где-то в Бурятии. Далее были еще более амбициозные записи - по мотивам шекспировского «Макбета», памяти Чарльза Мингуса, памяти Альбана Берга, даже нечто с названием «De Profundis». Курехин, как это описано у Кана, в какой-то момент от вапировской грандиозности подустал и из ансамбля ушел.
В общем, в то время Анатолий Вапиров был настоящим лидером ленинградской джазовой жизни и своеобразнымй мостом между джазовыми традиционалистами - академической современной музыкой и авангардистскими экспериментами.
В начале 80-х альбомы (тогда еще виниловые) Вапирова начали выходить на британском лейбле Leo Records, основанном советским эмигрантом Лео Фейгиным. Два из них, 1983 («Sentenced To Silence») и 1984 («Invocations»), с добавлением интересного материала тех же лет были переизданы в 2002 г. московским лейблом SoLyd Records в виде двойного CD под названием «Забытый ритуал».
В 1982 году Анатолий Вапиров угодил в тюрьму, приговор, видимо, был «за спекуляцию на черном рынке» - распространённая формулировка для многих советских музыканто в то время. Во время пребывания Анатолия в тюрьме в Англии вышла пластинка с его записями "Sentenced to Silence".
Сколько отсидел Вапиров, нигде не упоминается, но в джазовых словарях указано, что в 1983 он создал первый междугородный проект - Современное камерное трио (Иварс Галениекс - контрабас, Сергей Беличенко - ударные), позже на его основе группу "Золотые годы джаза" - Golden Years Of Jazz (добавились пианист Игорь Дмитриев, трубач Валерий Колесников, тромбонист Виктор Бударин, вибрафонист Игорь Уваров).
В 1986 году (по другим данным – в 1987-м) Анатолий Вапиров уехал из СССР на историческую родину – в Болгарию. Он был болгарином по происхождению, поскольку в Приазовье, а в окрестностях Бердянска особенно, и сейчас есть сёла, населённые полностью болгарами.
Поселившись в Варне, Вапиров активно включился в джазовую жизнь новой родины. Он стал директором организованного им же международного джазового фестиваля. После 1987 выступал с болгарскими музыкантами или со старыми знакомыми из СНГ (Юрий Кузнецов, Сергей Беличенко, трубач Сергей Пронь и другие). В 1996 на Варненском фестивале представил Международный оркестр, в котором наряду с болгарскими и другими европейскими музыкантами играли Пятрас Вишняускас, Александр Фишер, Витас Лабутис, Юрий Парфенов, Гедиминас Лауринавичюс.
Авторитет Анатлия Вапирова в европейском джазе очень высок, достаточно сказать, что глава известнейшей французской фирмы "Selmer", выпускающей, наверное, лучшие в мире саксофоны, услышав игру Анатолия, самолично подарил ему пять (!) саксофонов и кларнет.
В настоящее время Вапиров - автор более 80 записей и компакт-дисков в России, Болгарии, Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, Швейцарии, США. Он принимает участие в джазовых фестивалях в России, Болгарии, Румынии, Чехии, Австрии, Германии, США, Франции, Италии, Швейцарии, Дании, Греции. И обязательно – в джазовом фестивале в родном Бердянске.
Из интервью А.Вапирова:
«Я, например, считаю, что в XXI веке джаз обязательно будет связан с аутентичным фольклором, остальное останется в джазовом музее. Я никому не хочу навязывать свое мнение, пройдет время, посмотрим... А все же главное - не стиль, а личность, которая его представляет. В 1967 году на фестивале в Таллинне на пресс-конференции у Виллиса Коновери спросили: "Как вы относитесь к советскому джазу?" Он сказал: "Для меня не существует американского, советского или европейского джаза. Есть музыка Майлса Дэйвиса, Колтрэйна, Паркера и т.д. То есть джаз личности". Еще тогда, больше 30 лет назад, оказывается, была высказана такая почти крамольная мысль, и кем - явным апологетом американской музыки. Для нас всех это было просто откровением, а я для себя тогда сделал вывод, что слова "американский" и "джазовый" - уже не синонимы».
В течение своей карьеры Анатолий Вапиров выступал со многими известными музыкантами?
AUSTRIA: Christian Mutspiel, Max Nagl, Alex Ficher, Achim Tang, Karl Ritter, Otto Lechner
BULGARIA: Yildiz Ibrahimova, Theodosy Spassov, Antony Donchev, Christo Yotsov, Stoyan Yankoulov
CZECH REPUBLIC: Rudolf Dasek
ENGLAND: John Surman, Paul Rogers, Tony Levin, Barry Gay, Alan Tomlinson, Paul Rutherford, Phil Wachsman
FAROE ISLS: Christian Black
FRANCE: Lous Sclavis, Sophia Domancich, Yves Robert
GERMANY: Haness Zerbe, Wolfram Dix, Pingiun Moschner, Reiner Winterschladen, Peter Koch
GREECE: Yotis Kiourtsoglou, Nikos Touliatos, Floros Floridis
HUNGARY: Mihali Dresch, Kornel Horvath
ITALY: Pino Minafra, Carlos Actis Dato, Gianni Gebbia
LITHUANIA: Petras Vysniauskas, Vitas Labutis, Vladimir Chekasin, Vladimir Tarasov
NORWAY: Jan Garbarek, Karin Krog
POLAND: Tomash Stanko
РОССИЯ: Аркадий Шиклопер, Юрий Парфёнов, Владимир Волков, Сергей Курёхин, Игорь Бриль, Александр Пищиков, Сергей Манукян
ROMANIA: Harry Tavitian, Anka Pargel
SLOVAKIA: Jurai Bartos
SWITZERLAND: Christoph Bauman, Werner Lude, Roland Dahinden, Jaque Siron
TURKEY: Tahir Audogdu, Kamil Erdem
УКРАИНА: Юрий Кузнецов, Энвер Измайлов
USA: Paul Gonzalves, Keshavan Maslak, Milcho Leviev, Mal Waldron
Анатолий Вапиров - Мистерия (Mysteria)
Анатолий Вапиров - Мистерия (Mysteria - Fin)
New East Quartet Live at Jazz & Wine of Peace 2009
Дискография
LP
Leningrad Jazz Ensemble Melodia C60-07915
Misteria Melodia C60-13575
Lines Of Destiny Melodia C60-255665
Moscow Jazz Festival Melodia C60-22481
Leningrad Jazz Festival '83 Melodia C60-21537
Leningrad Jazz Festival '85 Melodia
Leningrad Music Hall Big-Bend Melodia
Transsiberian Expres Melodia C60-27669
Jazz Vega 90 Vocal Summit Melodia P-R 60-009095
Senteced To Silence Leo Records LR 110
Invocations LR 121
Macbeth LR 130
De Profundis LR 159
Jam Session Leningrad Fusion-Germany 8003
Firra Tutt Faroe Islands HJF 23
CD
Mother Russia Leo Records LR 177
Document - New Music From Russia Leo Records LR 807
Conspiracy - Zurich Leo Records LR 809-816
Octet Ost Amadeo Poligram 5133292
Octet Ost Ii Amadeo Poligram 5218232
For Emil Riva Sound RSCD 3026
Sad A Little Bit Radio Plovdiv
To Miami And Back Marcos Music 500259
A Fairy-Tale Markos Music 500242
Voiced Silence Markos Music 500563
Fairy Tale Trio Wergo Germany 281531-2
Bratimene Gega - GD - 132
The Fairy Tale Trio
Kuker Music - Ultramarin (KM CREATIVE 05)
Russian Style - Il Jazz In Russia LRS CD - 002
Vapirov /Kuznetsov - Concert In Odessa Odessa
Nocturne Riva Sound RS 0137
Jazz Karnavalodessa 2001 LS 036-01
Forgotten Ritual SLR 039/10
Golden Years Of New Jazz LR-GY 401/404.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.