Пол Десмонд (Paul Desmond) – американский джазовый альт-саксофонист и композитор, автор популярной композиции «Take Five». Десмонд был известен своим особым интеллектом и считается одним из самых популярных музыкантов кул-джаза. Играл в в квартете Дэйва Брубека, возглавлял несколько собственных групп и был известен своими дуэтами с Джерри Маллиганом, Джимом Холлом и Четом Бейкером.
Биография
Пол Эмил Брейтенфельд (Paul Emil Breitenfeld) родился 25 ноября 1924 года в Сан-Франциско. Его отец был органистом, игравшим в кинотеатрах в эпоху немого кино, а мать была эмоционально неуравновешенной, поэтому свое детство Пол провел у ближайших родственников в Нью-Йорке. Несмотря на запреты отца, в раннем возрасте Десмонд увлекался игрой на скрипке. В возрасте 12 лет Пол играл на кларнете в Политехнической школе Сан-Франциско. Но уже на первом году учёбы в колледже Сан-Франциско т он увлекся альт-саксофоном. В те же годы Пол был призван в армию США и играл в армейском бэнде в Сан-Франциско. Он провёл в войсках три года, но при этом никогда не участвовал в боевых действиях.
Начало карьеры
После завершения Второй мировой войны Пол Десмонд начал работать в клубе «Bandbox» города Пало-Альто, Калифорния. Также периодически он выступал с Дэйвом Брубеком (Dave Brubeck) в клубе «Geary Cellar» в Сан-Франциско. Вскоре Десмонд нанял Брубека, но позже урезал вдвое его гонорар. После концертов в клубе «Greagle» в отеле The Feather River Пол заменил Дэйва на другого музыканта. В 1950 году Десмонд переехал в Нью-Йорк, где играл на альт-саксофоне и кларнете с Джеком Фина, но позже, услышав трио Брубека по радио, вернулся в Калифорнию.
Интересна история второй встречи Брубека с Десмондом. Брубек, который к тому времени уже женился и имел трёх детей, был обижен на Десмонда из-за предыдущего опыта работы с ним. Дэйв попросил свою жену Айолу не впускать Пола в их дом. Но Десмонд все таки пришёл к ним в тот момент, когда Дэйв занимался стиркой вещей своих маленьких детей. Айола впустила Пола в дом и привела его к Дэйву. В итоге Брубек согласился вновь взять Дезмонда в свою группу после того, как Пол предложил ему стать сиделкой для его детей.
Квартет Дэйва Брубека
Пол Десмонд впервые познакомился с Брубеком в 1944 году, во время прохождения службы в армии. Брубек проходил пробы в музыкальный коллектив 253-й армии, в которой служил Десмонд. После прослушивания Брубек, в отличие от Десмонда, был послан на фронт. Позже, на радиопередаче «Piano Jazz», Десмонд рассказал ведущей Мэриэн МакПартланд (Marian McPartland), что был поражён техникой смены аккордов, продемонстрированной Брубеком во время его прослушивания в армейский коллектив. После согласия Брубека во второй раз принять Десмонда в свою группу музыкантами был подписан контракт, согласно которому Дэйв мог в любой момент уволить Пола. Этот контракт закрепил за Брубеком статус лидера группы, в то время как Десмонд получал 20% от всех гонораров квартета.
Так в 1951 году началась история оригинального квартета Дэйва Брубека, который просуществовал до декабря 1967 года. Квартет был особенно популярен в студенческой среде, чему в немалой степени послужили многочисленные выступления на университетских концертных площадках. Некоторые из этих выступлений выходили самостоятельными концертными дисками, такими, как «Jazz at Oberlin» (1953), «Jazz at the College of the Pacific» (1953), «Jazz Goes to College» (1954). Успех квартета обратил на себя внимание журнала Time, который в 1964 году поместил на свою обложку изображение Дэйва Брубека, назвав его самым интересным новым джазовым исполнителем.
Группа продолжала своё существование до 1967 года, когда музыкальные интересы Брубека сместились от музыки к композиции и он распустил коллектив. В течение 70-х Дезсмонд выступал с Брубеком в рамках нескольких воссоединительных туров, в том числе в туре «Two Generations of Brubeck». Аккомпанировали им сыновья Брубека Крис Брубек, Дэн и с Брубек. В 1976 году Дезмонд и Брубек сыграли 25 концертов за 25 дней, в автобусном гастрольном туре по городам США.
Работа с другими музыкантами
В 1962 году вышел совместный альбом Десмонда и Джерри Маллигана (Gerry Mulligan) «Two of a Mind». В июне 1969 года Пол Десмонд выступил с Маллиганом на Нью-Орлеанском джазовом фестивале. Выступление получило положительные отзывы среди критиков и зрителей. Позже, в 1974 году, Десмонд и Маллиган выступали вместе во время концертов тура Дэйва Брубека «Two Generations of Brubeck». В отличие от Брубека, у Маллигана было гораздо больше общего с Дезмондом. У них были общие интересы, тонкое чувство юмора, и оба имели бесконечное число различных привязанностей в жизни.
После некоторого затишья Пол был приглашён гитаристом Джимом Холлом (Jim Hall) для выступления в знаменитом «Half Note» в Нью-Йорке. С присущим ему чувством юмора Пол заметил, что согласился на это приглашение лишь потому, что он живёт неподалёку. Дуэт успешно выступал в клубе для самых разных аудиторий слушателей. В 1964 году вышел наиболее известный совместный альбом Десмонда и Холла «Bossa Antigua». Десмонд также сыграл с Modern Jazz Quartet на рождественском концерте в Нью-Йоркском «Town Hall» в 1971 году.
В середине 70-х годов Пол Десмонд принял участие в записи альбомов Чета Бейкера (Chet Baker). Среди них «She Was Too Good to Me» (1974), «You Can't Go Home Again» (1977), «The Best Thing for You» (1977).
Десмонд познакомился с Эдом Бикертом (Ed Bickert) в Торонто благодаря Джиму Холлу и начал выступать с ним в различных клубах города. Эд выступал с квартетом Пола Дезмонда на джазовом фестивале в Эдмонтоне.
Личная жизнь
В личной жизни Дэйв Брубек и его семья были очень близки с Полом Десмондом, несмотря на то, что два музыканта были абсолютно разными людьми. Дариус Брубек вспоминал, что до самых школьных лет считал Десмонда своим родным дядей. Особенно близок Дезмонду был сын Брубека Майкл. Именно ему Пол оставил после смерти свой саксофон. Дезмонд никогда не вступал в продолжительные отношения с женщинами, в отличие от Брубека, который был главой религиозной семьи и никогда не изменял своей жене, несмотря на плотный концертный график.
«Я выиграл несколько призов, как самый медленный альт-саксофонист, а также специальную награду в 1961 году за тишину». Пол Десмонд.
Десмонд был весьма начитан и имел уникальное остроумие. Он любил читать произведения мыслителей своего поколения, таких как Тимоти Лири и Джека Керуак, а также иногда употреблять ЛСД. Он, как известно, имел несколько зависимостей, в том числе от шотландского виски Dewar и сигарет Pall Mall. Его проблемы с химической зависимостью иногда приводили к полной потере жизненной энергии. Кларнетист Перри Робинсон (Perry Robinson) вспоминает в своей автобиографии, что Десмонд иногда нуждался в витамине В12, иначе не мог играть.
Никогда не обходясь без юмора, после того как у него был диагностирован рак, Пол выразил удовлетворение по поводу здоровья своей печени. Его последний концерт с Брубека в феврале 1977 года в Нью-Йорке. Его поклонники не знали, что он уже умирает.
Пол Десмонд скончался 30 мая 1977 года от вызванного курением рака лёгких. Десмонд указал в завещании, что все доходы от "Take Five" пойдут в Красный Крест после его смерти.
Стиль
При игре на альт-саксофоне Десмонд отличался лёгким мелодичным тоном, схожим со стилем Ли Конитца (Lee Konitz) - одного из своих главных вдохновителей. Пол был способен извлекать из своего инструмента невероятно высокие ноты - альтиссимо, что сделало его одним из самых известных музыкантов кул-джазовой школы западного побережья. Большая часть успеха классического квартета Брубека заключалась в противопоставлении «воздушного» стиля игры Пола и иногда относительно жёсткой, политональной игры Брубека. Талант Десмонда в импровизации особенно заметен на двух альбомах, которые он записал с Джерри Маллиганом («Mulligan-Desmond Quartet» и «Two of a Mind»).
Dave Brubeck Quartet - Take Five (Belgium 1964)
Paul Desmond plays "Emily" - Monterey Jazz festival 1975
Дискография
1950 The Dave Brubeck Octet Dave Brubeck Fantasy Records
1951 Brubeck/Desmond Dave Brubeck Fantasy Records
1951 Jazz At Storyville Dave Brubeck Fantasy Records
1951 Modern Complex Dialogues Dave Brubeck Alto Records
1951 How Long, Baby How Long, Pt. 1&2 Jack Sheedy Coronet Records
1951 The Man I Love c/w Down In Honkytonk Town Jack Sheedy Coronet
1952 Jazz At the Blackhawk Dave Brubeck Fantasy
1952 The Dave Brubeck Quartet Dave Brubeck Fantasy
1953 Jazz at Oberlin Dave Brubeck Fantasy
1953 Jazz at the College of the Pacific Dave Brubeck Fantasy
1954 Dave Brubeck At Storyville 1954 Dave Brubeck Columbia Records
1954 Jazz Goes to College Dave Brubeck Columbia
1954 Brubeck Time Dave Brubeck Columbia
1954 Gerry Mulligan/Paul Desmond Paul Desmond, Gerry Mulligan Fantasy
1955 Jazz: Red Hot And Cool Dave Brubeck Columbia
1955 Chet Baker Quartet Plus: The Newport Years, Vol. 1 Chet Baker Philology Records
1956 The Paul Desmond Quartet With Don Elliott Paul Desmond Fantasy
1956-57 Dave Brubeck Quartet Live In 1956-57 Featuring Paul Desmond Dave Brubeck Jazz Band
1956 Live From Basin Street Dave Brubeck Jazz Band
1956 Jazz Impressions of U.S.A. Dave Brubeck Columbia
1957 Reunion Dave Brubeck w/ Dave Van Kriedt Fantasy
1957 Jazz Goes to Junior College Dave Brubeck Columbia
1957 Dave Digs Disney Dave Brubeck Columbia
1957 Blues in Time Paul Desmond, Gerry Mulligan Verve Records
1958 In Europe Dave Brubeck Quartet Columbia
1958 Newport 1958 Dave Brubeck Columbia
1958 Jazz Impressions of Eurasia Dave Brubeck Columbia
1959 Gone With the Wind Dave Brubeck Columbia
1959 Time Out Dave Brubeck Columbia
1959 St. Louis Blues Dave Brubeck Moon Records
1959 First Place Again! Paul Desmond Warner Bros. Records
1960 Southern Scene Dave Brubeck Columbia
1960 Brubeck and Rushing Dave Brubeck w/ Jimmy Rushing Columbia
1960 Bernstein Plays Brubeck Plays Bernstein Dave Brubeck w/ Leonard Bernstein Columbia Records
1960 Tonight Only w/ Carmen McRae Dave Brubeck Columbia
1961 Time Further Out Dave Brubeck Columbia
61, 63, 64 The Complete Recordings Of The Paul Desmond Quartet With Jim Hall Paul Desmond Mosaic Records
1961 Take Five Dave Brubeck Columbia
1961 Desmond Blue Paul Desmond RCA Victor
1962 Countdown - Time In Outer Space Dave Brubeck Columbia
1962 Bossa Nova U.S.A. Dave Brubeck Columbia
1962 Brandenburg Gate Revisited Dave Brubeck Columbia
1962 Late Lament Paul Desmond RCA/Bluebird Records
1962 Two of a Mind Paul Desmond, Gerry Mulligan RCA Victor
1962 Brubeck in Amsterdam Dave Brubeck Columbia
1963 At Carnegie Hall Dave Brubeck Quartet Columbia
1963 Take Ten Paul Desmond RCA Victor
63, 64, 65 Easy Living Paul Desmond RCA Victor
1963 Glad to Be Unhappy Paul Desmond RCA Victor
1963 Time Changes Dave Brubeck Columbia
1964 Jazz Impressions of Japan Dave Brubeck Columbia
1964 Jazz Impressions of New York Dave Brubeck Columbia
1964 In Concert 1964 Dave Brubeck Jazz Connoisseur
1964 Bossa Antigua Paul Desmond RCA Victor
1964 Dave Brubeck in Berlin Dave Brubeck Columbia Records
1965 The Canadian Concert of Dave Brubeck Dave Brubeck Can-Am Records
1965 Angel Eyes Dave Brubeck Columbia
1965 My Favorite Things Dave Brubeck Columbia
1965 Time In Dave Brubeck Columbia
1966 Anything Goes! Dave Brubeck Columbia
1966 The Quartet Dave Brubeck Europa Jazz
1966 Jackpot! Dave Brubeck Columbia
1967 Bravo! Brubeck! Dave Brubeck Columbia
1967 Buried Treasures Dave Brubeck Columbia/Legacy
1967 Take Five Live Dave Brubeck Jazz Music Yesterday
1967 The Last Time We Saw Paris Dave Brubeck Columbia
1968 Summertime Paul Desmond A&M/CTI
1969 From the Hot Afternoon Paul Desmond A&M/CTI
1969 Bridge Over Troubled Water Paul Desmond A&M/CTI
1971 The Only Recorded Performance of Paul Desmond With the Modern Jazz Quartet Paul Desmond Finesse Records
1972 We're All Together Again for the First Time Dave Brubeck/Gerry Mulligan/Paul Desmond Atlantic Records
1973 Skylark Paul Desmond CTI Records
1973 Giant Box Don Sebesky CTI
1974 She Was Too Good to Me Chet Baker CTI
1974 Pure Desmond Paul Desmond CTI
1975 Like Someone in Love Paul Desmond Telarc Records
1975 Concierto Jim Hall CTI
1975 1975: The Duets Dave Brubeck/Paul Desmond Horizon Records
1975 The Paul Desmond Quartet Live Paul Desmond Horizon
1976 25th Anniversary Reunion Dave Brubeck Horizon
1977 You Can't Go Home Again Chet Baker Horizon
1977 The Best Thing for You Chet Baker A&M
1977 Watermark Art Garfunkel Columbia.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.