Билли Стрэйнхорн (Billy Strayhorn) – американский композитор, пианист и аранжировщик, наиболее известный своим успешным сотрудничеством с руководителем джаз-оркестра и композитором Дюком Эллингтоном, продлившемся почти три десятилетия. Его композиции "Take the 'A' Train", "Satin Doll", "Chelsea Bridge" и "Lush Life" стали хитами и джазовыми стандартами.
В музыкальной среде Билли Стрейнхорн имел скандальную репутацию, поскольку открыто афишировал свою гомосексуальность.
Биография
Уильям Томас «Билли» Стрэйхорн (William Thomas "Billy" Strayhorn) родился 29 ноября 1915 года в Дейтоне, штат Огайо. Его семья вскоре переехала в район Homewood Питтсбурга, штат Пенсильвания. Чтобы защитить Билли от пьяного веселья его отца, мать послала малыша в Хиллсборо, штат Северная Каролина, откуда была родом. Стрэйнхорн много месяцев своего детства провел в доме бабушки и дедушки в Хиллсборо. В интервью он как-то рассказал, что бабушка оказала серьёзное влияние в течение первых десяти лет его жизни. Билли впервые заинтересовался музыкой, живя с ней, играя гимны на своем пианино и слушая записи на ее проигрывателе Victrola.
Возвращение в Питтсбург и знакомство с Эллингтоном
Стрэйнхорн вернулся в Питтсбург и поступил в среднюю школу Westinghouse, позже учился у Эррола Гарнера (Erroll Garner) и Ахмада Джамала (Ahmad Jamal). В Питтсбурге он начал свою музыкальную карьеру, изучая некоторое время классическую музыку в Музыкальном институте, считающемся высшей музыкальной школой. Он сформировал музыкальное трио, которое играло ежедневно на местной радиостанции, и, в это же время, в юности, сочиняя (с текстами) песни "Life Is Lonely" (позднее переименованную в "Lush Life"), "My Little Brown Book" и "Something to Live For". Еще в начальной школе, перебиваясь случайными заработками, Билли заработал достаточно денег, чтобы купить свой первый рояль. Учась в средней школе, он играл в школьной группе, и учился у того же учителя, который обучил джазовых пианистов Эррола Гарнера и Мэри Лу Уильямс (Mary Lou Williams). В возрасте 19 лет он написал профессиональный мюзикл Fantastic Rhythm.
Хотя классическая музыка была первой любовью Билли Стрэйнхорна, его амбиции стать классическим композитором были уничтожены суровой реальностью - черный человек пытался сделать это в почти полностью белом классическом мире. Затем, в возрасте 19 лет, Билли познакомился с музыкой пианистов Арта Тэйтума (Art Tatum) и Тедди Уилсона (Teddy Wilson). Эти музыканты ввели Стрэйнхорна в царство джаза, где он оставался до конца своей жизни. Его первая экспозиция для джаз комбо называется Mad Hatters, её играли во всех окрестностях Питсбурга.
Билли встретил Дюка Эллингтона (Duke Ellington) в декабре 1938 года, после выступления Эллингтона в Питтсбурге (впервые он увидел Эллингтона на концерте в Питтсбурге в 1933 году). Здесь он сначала сказал, а потом показал лидеру группы, как бы он аранжировал одну из частей композиции Дюка. Эллингтон был впечатлен настолько, что пригласил других членов группы, чтобы они послушали Стрэйнхорн. В конце визита Эллингтон предложил встретиться с ним, когда группа вернётся в Нью-Йорк. Билли Стрэйнхорн работал с Эллингтоном ближайшие четверть века в качестве аранжировщика, композитора, пианиста до своей ранней смерти от рака. Как говорил Эллингтон, "Билли Стрэйнхорн был моей правой рукой, левой рукой, глазами на затылке, волнами мозга в моей голове…".
Работа с Эллингтоном
Отношения Стрэйнхорна с Эллингтоном всегда было трудно точно определить: Билли был талантливым композитором и аранжировщиком который, казалось, процветал в тени Дюка. Эллингтон был своего рода фигурой отца, и по большому счету, был защитой от группы, нежно защищая уменьшительного, кроткого, бескорыстного Стрэйнхорна, которого в группе называли "Strays", "Weely" и "Swee' Pea". Эллингтон, возможно, использовл его, но не в корыстных целях. Он не давал другим воспользоваться собой, вместо этого он использовал Стрэйнхорна, чтобы тот завершал его мысль, давая Билли свободу писать по-своему и наслаждаться по крайней мере, некоторые из привилегий, которые он заслужил. Хотя Дюк Эллингтон взял права на большую часть работ Стрэйнхорна, он не злонамеренно заглушал его как партнера. Эллингтону нравилось шутить на сцене: "Strayhorn делает много работы, но я получаю дивиденды!"
Билли Стрэйнхорн написал самые известные темы группы "Take the "A" Train", а также ряд других, которые стали частью репертуара группы. В некоторых случаях Стрэйнхорн получал атрибуции для своей работы, такие как "Lotus Blossom", "Chelsea Bridge" и "Rain Check", в то время как другие, такие как "Day Dream" и "Something to Live For" были перечислены в соавторстве с Эллингтоном, а в случае "Satin Doll" и "Sugar Hill Penthouse", были зачислены на Эллинагтона в одиночку. Стрэйнхорн также написал аранжировки многих записей Эллингтона, если считал, что они имеют гармоническую ясность, вкус. С другой стороны, Эллингтон дал Стрэйнхорну все права, как его коллега на более поздние, более крупные работы, такие как Such Sweet Thunder, A Drum Is a Woman, The Perfume Suite и The Far East Suite, над которыми Билли и Дюк работали в тесном взаимодействии.
Музыкальный критик Detroit Free Press Марк Стрикер пришёл к выводу, что работа Стрэйнхорна и Эллингтона в Anatomy of a Murder является «необходимой, [хотя] ... слишком отрывочной, чтобы занять место в верхнем эшелоне среди их шедевров, таких как Such Sweet Thunder и The Far East Suite, но её самые вдохновенные моменты их уравнивают». Киноисторики признали саундтрек ориентиром - первый значительный фильм Голливуда с музыкой афро-американцев, когда самой группы на экране не было. Фильм избежал культурных стереотипов, характеризующих ранее джазовые фильмы и отклонил строгое соблюдение визуальных способов, которые предвещали Новую волну кино 60-х годов.
Личная жизнь
Незадолго перед тем, отправиться в свой второй европейский тур с оркестром, с марта по май 1939 года, Эллингтон объявил своей сестре Рут и сыну Мерсеру Эллингтону (), что Стрэйнхорн «остается с нами». Через Мерсера Стрэйнхорн встретил своего первого партнера, афро-американского музыканта Аарона Бриджерса, с которой прожил до его отъезда в Париж в 1947 году. Стрэйнхорн был открытым геем. Он участвовал во многих гражданских делах о правах. Для друга доктора Мартина Лютера Кинга-младшего, он аранжировал и дирижировал "King Fit the Battle of Alabam'" для оркестра Эллингтона в 1963 году для исторического обозрения (и альбома) My People, посвященного доктору Кинг.
Сильный характер Билли Стрэйнхорна оставил впечатление на многих людей, которые встречались с ним. Он оказал большое влияние на карьеру Лены Хорн (Lena Horne), которая хотела жениться на Стрэйнхорне и считавшей, что он был любовью всей ее жизни. Билли использовал свое классическое образование для улучшения техники пения Хорн. В конечном итоге они записали песни вместе. В 1950 году Strayhorn оставил своего музыкального партнера Дюка Эллингтона в течение нескольких лет, чтобы заняться сольной карьерой. Он выпустил несколько сольных альбомов и ревю для Copasetics (общества шоу-бизнеса Нью-Йорка), и выступал в театральных постановках со своим другом Лютером Хендерсоном. Композиции Стрэйнхорна, как известно придают горькие чувства и классической конструкции, что отличает его от Эллингтона.
Болезнь и смерть
У Билли Стрэйнхорна был диагностирован рак пищевода в 1964 году, что в конечном итоге стало причиной его смерти в 1967 году. Он умер ранним утром 31 мая 1967 года, в компании своего партнера, Билла Грува. (Часто ошибочно упоминают, что Strayhorn умер на руках у Лены Хорн. По ее словам, она была на гастролях в Европе, когда получила известие о смерти Билли). Его прах был развеян над рекой Гудзон в присутствии его ближайших друзей.
Будучи в больнице, он представил свои последние композиции Эллингтону. "Blood Count", которая была использована в качестве первой дорожки к мемориальному альбому Эллингтона для Strayhorn, …And His Mother Called Him Bill, была записана через несколько месяцев после смерти автора. Последний трек альбома является спонтанной версией сольной "Lotus Blossom" в исполнении Эллингтона, который сел за рояль и сыграл для своего друга, пока группа (который можно услышать в фоновом режиме), упаковывала инструменты после формального окончания записи сессии.
Наследие
Аранжировки Билли Стрэйнхорна оказали огромное влияние на группу Эллингтона. Эллингтон всегда писал для персонала, он старался продемонстрировать личности и звучание солистов, такие как Джонни Ходжес (Johnny Hodges), Гарри Карни (Harry Carney), Бен Уэбстер (Ben Webster), Лоуренс Браун (Lawrence Brown) и Джимми Блэнтон (Jimmy Blanton), и опираясь на контрасты между игроками или секциями для создания нового звучания группы. Стрэйнхорн принесли более классические линии в работы Эллингтона, добиваясь формы звука и структуры, к которым Эллингтон стремился. Собственные работы Стрэйнхорна, в частности, его пьесы, написанные для альт-саксофониста Джонни Ходжеса, часто издают горько-сладкий, томный аромат.
Billy Strayhorn: Lush Life
Billy Strayhorn - Chelsea Bridge
Billy Strayhorn 1961 - Take The A Train
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.