Дональд Бёрд (Donald Byrd) – американский джазовый и ритм-энд-блюзовый трубач. Будучи аккомпаниатором для многих других джазовых музыкантов своего поколения, Бёрд известен как один из немногих музыкантов бибопа, который стал успешным пионером новых жанров фанк и соул, одновременно оставаясь поп-артистом.
Дональд Бёрд считался одним из лучших трубачей хард-бопа эпохи пост-Клиффорда Брауна. Он записывался в изобилии и как лидер и аккомпаниатор с середины 50-х до середины 60-х годов, чаще всего для Blue Note, где он зарекомендовал себя как обладатель твердого стиля с чистым тоном, четкой артикуляцией и мелодизмом . К концу 60-х годов, Берд был очарован переходом Майлза Дэвиса (Miles Davis) в фьюжн, и начал также работать на этом поле. В начале 70-х, с помощью братьев Ларри и Фонсе Мизелл (Larry and Fonce Mizell) Дональд Берд совершенствует яркий, свежий, сильный коммерчески успешный фьюжн, который был отличным от стиля Дэвиса, включающий жесткие аранжировки с влиянием smooth soul. Мнения по этому этапу карьеры Берда расходятся дико – пуритане джаза презирали его, брендинг распродаж и записей Бёрда считали предательством таланта, но восторженные поклонники джаз-фанка считают его, наиболее новаторским в своем роде.
Биография
Дональдсон Туссен Лувертюр Берд II (Donaldson Toussaint L'Ouverture Byrd II) родился 9 декабря 1932 года в Детройте, штат Мичиган. Его отец работал в методистской церкви, был музыкантом-любителем. Бёрд стал уже опытным трубачом, когда закончил среднюю школу, играя с Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton). Дональд проходил срочную службу в ВВС, во время которой он играл в военном оркестре, а затем получил степень бакалавра в области музыки в Wayne State University в 1954 году.
Он переехал в Нью-Йорк в 1955-м, чтобы усовершенствовать мастерство в Manhattan School of Music, и вскоре начал выступать с группой пианиста Джорджа Веллингтона (George Wallington), записывался с Джеки Маклин (Jackie McLean) и Мэлом Уолдроном (Mal Waldron). В декабре того же года Дональд Бёрд был приглашен в Jazz Messengers Арта Блэйки (Art Blakey), заняв место, которое ранее занимали его кумиры Клиффорд Браун (Clifford Brown) и Кенни Дарем (Kenny Dorham). Берд также начал свою музыкальную карьеру в этот период, записав несколько сессий (в основном для Savoy) и работая часто в качестве аккомпаниатора, особенно на лэйбле Prestige. Он оставил Jazz Messengers в 1956-м и начал работать с Максом Роучем (Max Roach), он продолжал играть с такими звёздами, как Джон Колтрейн (John Coltrane), Сонни Роллинз (Sonny Rollins) и Рэд Гарлэнд (Red Garland), а также стал одним из основателей Jazz Lab Quintet с альт-саксофонистом Гиги Грисом (Gigi Gryce) в 1957 году. Кроме этого, Бёрд выступал с Телониусом Монком (Thelonious Monk), а позже с Хэрби Хэнкоком (Herbie Hancock).
В 1958 году Бёрд подписал эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой Blue Note, а также сформировал группу с баритон-саксофонистом Пеппером Адамсом (Pepper Adams), который будет оставаться постоянным партнером Берда до 1961 года. В 1958-м Дональд записал альбом Off to the Races, кроме того он и Адамс сотрудничали в ряде превосходных хард-боповых проектов в течение следующих трех лет, в том числе Byrd in Hand (1959), At the Half Note Cafe, Vols. 1-2 (1960), The Cat Walk (1961) и Royal Flush (1961). Другая запись 1961-го - Free Form – показывает найденного Бёрдом молодого Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock). После этого всплеска активности Дональд взял академический отпуск, чтобы продолжить учебу в Европе, где он провел некоторое время под руководством легендарного французского музыкального педагога Нади Буланже. Он вернулся в США в 1963-м и записал A New Perspective в стиле нью-классика, заложив новые основы, включив госпел-хор в аранжировки. Композиция "Cristo Redentor" стала его визитной карточкой и весьма популярной. В июне 1964-го Берд играл джем с джазовой легендой Эриком Долфи (Eric Dolphy) в Париже всего за две недели до смерти Dolphy от инсулинового шока.
В середине 60-х Дональд Берд сосредоточил свои усилия на обучении, и усердно работал, чтобы сделать джазе и его историю законной частью учебного плана колледжа. Он преподавал в Rutgers, Хэмптоне, Нью-Йоркском университете и Говарде в конце 60-х, а в последнем - на протяжении большей части 70-х. В то же время, Берд продолжал записываться иногда, выпуская альбомы хард-бопа за 1966-1967, которые включали Mustang! и Blackjack. Берд также начал изучать африканскую музыку, вдохновленный частично движением нового черного сознания, и стал интересоваться работами Майлза Дэвиса, чтобы привлечь более молодую аудиторию (в том числе своих собственных студентов), экспериментируя с электроникой и фанк-ритмами. В альбоме Fancy Free (1969) Берд впервые использовал электрическое пианино, с ошалевшим звуком, который напомнил In A Silent Way Дэвиса. Electric Byrd 1970-х годов имел больше вкуса Bitches Brew, а джемовые Ethiopian Knights в 1971 году были длиннее, фанковыми и более агрессивными.
Берд действительно пришел в фьюжн как артист, когда он познакомился с братьями Ларри и Фонсе Мизелл (Larry and Fonce Mizell), которые начали продюсировать, писать и выполнять некоторые музыкальные обязанности. Их первым совместным альбомом стал Black Byrd (1972), оптимистичная смесь фанка, джаза и R & B. Джазовые критики ненавидели альбом и называли Бёрда по всякому, но запись была хитом, она стала наиболее продаваемой в истории Blue Note, и достигла первой позиции в R & B чарте альбомов.
На волне этого успеха Дональд сформировал группу поддержки, The Blackbyrds, которая была собрана из его лучших студентов в Университете Говарда, и записывался с ними по до конца 70-х. Берд продолжал выпускать ряд успешных пластинок в партнерстве с Mizell Brothers, в том числе саундтрек Street Lady (1974), Stepping into Tomorrow (1975), получивший высокую оценку Places and Spaces (1976) и Caricatures (1977 ). Все вошли в топ-десятку ва R & B чартах, а сингл "Change (Makes You Wanna Hustle)" с альбома Places and Spaces даже крутили на дискотеках. Поклонники джаз-фанка почитают этот период в целом, но обычно выставляют высшие оценки для Street Lady и, особенно, Places and Spaces. В дополнение к своей музыкальной карьере, Берд закончил юридическую школу в 1976-м, и продолжал преподавать в Центральном университете Северной Каролины.
После выпуска альбома Caricatures Дональд Берд расстался с Blue Note и Mizell Brothers и перешёл к Elektra. Он записал несколько альбомов с 1978 по 1983, но даже самый коммерчески успешный Thank You...for F.U.M.L. (Funking Up My Life) (1978), не достиг и десятой доли успеха его джаз-фанк экскурсов для Blue Note.
В 1982 году Бёрд получил степень доктора философии в Columbia Teachers College. Он провел несколько лет в середине 80-х не записываясь, отчасти из-за плохого здоровья, но продолжал преподавать, переезжая в Северный Техас и штат Делавэр.
В конце 80-х и начале 90-х Бёрд вернулся к хард-бопу своей юности на нескольких сессий для лэйбла Landmark. Он участвовал в проекте Jazzmatazz рэппера Гуру в 1993 году, и с появлением джаз-рэп-движения и возрождения эйсид-джаза в Англии, его альбомы 70-х годов стал очень популярным источников для образцов. В то же время, Берд продолжал свою деятельность как джазовый педагог.
В 1994 году Дональд Бёрд появился на компиляционном альбоме Stolen Moments: Red Hot + Cool Red Hot группы Red Hot Organization. Альбом, предназначенный для повышения уровня осведомленности и сбора средств в поддержку эпидемии СПИДа в афро-американской общине, был объявлен журналом "Time" альбомом года.
В сентябре 2009 года Бёрд был назначен artist-in-residence в Университет штата Делавэр. Берд живет в Teaneck, Нью-Джерси.
Donald Byrd - Cristo Redentor
Donald Byrd & Pepper Adams Quintet ft. Herbie Hancock - Curro's
Дискография
As leader
Blue Note
Off to the Races (1959)
Byrd in Hand (1959)
Fuego (1959)
Byrd in Flight (1960)
At the Half Note Cafe (1960)
Chant (1961)
The Cat Walk (1961)
Royal Flush (1961)
Free Form (1961)
A New Perspective (1963)
I'm Tryin' to Get Home (1964)
Mustang (1966)
Blackjack (1967)
Slow Drag (1967)
The Creeper (1967)
Fancy Free (1969)
Electric Byrd (1969–70)
Kofi (1969)
Ethiopian Knights (1971)
Black Byrd (1973)
Street Lady (1973)
Stepping into Tomorrow (1974)
Places and Spaces (1975)
Caricatures (1976)
Other labels
Byrd Jazz (Transition, 1955) - also released as First Flight (Delmark)
Byrd's Word (Savoy, 1955)
Byrd's Eye View (Transition, 1955)
Byrd Blows on Beacon Hill (Transition, 1956)
2 Trumpets (Prestige, 1956) - with Art Farmer
The Young Bloods (Prestige, 1956) - with Phil Woods
Jazz Lab (Columbia, 1957) - with Gigi Gryce
At Newport (Verve, 1957) - with Gigi Gryce
Modern Jazz Perspective (Columbia, 1957) - with Gigi Gryce and Jackie Paris
Byrd in Paris (1958)
Parisian Thoroughfare (1958)
Live Au Chat Qui Peche (1958), Fresh Sound Records
Motor City Scene - with Pepper Adams (1960), Bethlehem
Up with Donald Byrd (1964), Verve
Thank You... for F.U.M.L. (Funking Up My Life) (1978), Elektra
Love Byrd (1981), Elektra
Words, Sounds, Colors and Shapes (1983) Landmark
Harlem Blues (1987), Landmark
Getting Down to Business (1989), Landmark
A City Called Heaven (1991), Landmark
Touchstone (2000)
The Transition Sessions (2002)
As sideman
1955 Kenny Clarke - Bohemia After Dark
1955 Cannonball Adderley - Discoveries
1955 Oscar Pettiford - Another One
1955 Hank Jones - Quartet-Quintet
1955 Hank Jones - Bluebird - one track only
1955 Ernie Wilkins - Top Brass
1956 George Wallington - Jazz for the Carriage Trade
1956 Jackie McLean - Lights Out!
1956 Hank Mobley - The Jazz Message of Hank Mobley
1956 Kenny Clarke - Klook's Clique
1956 Art Blakey - The Jazz Messengers
1956 Rita Reys - The Cool Voice of Rita Reys
1956 Elmo Hope - Informal Jazz
1956 Phil Woods - Pairing Off
1956 Jackie McLean - 4, 5 and 6
1956 Gene Ammons - Jammin' with Gene
1956 Horace Silver - Silver's Blue
1956 Hank Mobley - Mobley's Message
1956 Hank Mobley - Jazz Message No. 2
1956 Art Farmer - 2 Trumpets
1956 Paul Chambers - Whims of Chambers
1956 Phil Woods/Donald Byrd - The Young Bloods
1956 Horace Silver - 6 Pieces of Silver
1956 Hank Mobley - Hank Mobley Sextet
1956 Doug Watkins - Watkins at Large
1956 Sonny Rollins - Sonny Rollins, Vol. 1
1956 Kenny Burrell - All Night Long
1957 Kenny Burrell - All Day Long
1957 Gigi Gryce/Donald Byrd - Jazz Lab
1957 Art Farmer/Donald Byrd/Idrees Sulieman - Three Trumpets
1957 Lou Donaldson - Wailing with Lou
1957 Jimmy Smith - A Date with Jimmy Smith Volume One
1957 Art Taylor - Taylor's Wailers
1957 Gigi Gryce - Gigi Gryce and the Jazz Lab Quintet
1957 George Wallington - The New York Scene
1957 Various Artists - American Jazzmen Play Andre Hodeir's Essais
1957 Kenny Burrell/Jimmy Raney - 2 Guitars
1957 Kenny Drew - This Is New (Riverside)
1957 Hank Mobley - Hank
1957 Paul Chambers - Paul Chambers Quintet
1957 The Gigi Gryce/Donald Byrd Jazz Lab - At Newport - One side of LP which also features Cecil Taylor
1957 Gigi Gryce/Donald Byrd - New Formulas from the Jazz Lab
1957 Gigi Gryce/Donald Byrd - Modern Jazz Perspective
1957 Sonny Clark - Sonny's Crib
1957 John Jenkins - Star Eyes
1957 Oscar Pettiford - Winner's Circle
1957 George Wallington - Jazz at Hotchkiss
1957 Red Garland - All Mornin' Long
1957 Red Garland - Soul Junction
1957 Red Garland - High Pressure
1957 Lou Donaldson - Lou Takes Off
1958 John Coltrane - Lush Life - one track only
1958 John Coltrane - The Believer - two tracks
1958 John Coltrane - The Last Trane - two tracks
1958 Johnny Griffin - Johnny Griffin Sextet
1958 Pepper Adams - 10 to 4 at the 5 Spot (Riverside)
1958 John Coltrane - Black Pearls
1958 Michel Legrand - Legrand Jazz
1958 Dizzy Reece - Blues in Trinity
1958 Art Blakey - Holiday for Skins
1958 Jim Timmens - Gilbert and Sullivan Revisited
1959 Mundell Lowe - TV Action Jazz!
1959 Jackie McLean - Jackie's Bag
1959 Thelonious Monk - The Thelonious Monk Orchestra at Town Hall
1959 Chris Connor - Ballads of the Sad Cafe
1959 Sonny Clark - My Conception
1959 Manny Albam/Teo Macero - Something New, Something Blue
1959 Jackie McLean - Vertigo
1959 Jackie McLean - New Soil
1959 Walter Davis Jr. - Davis Cup
1961 Pepper Adams - Out of This World
1962 Duke Pearson - Hush!
1963 Hank Mobley - No Room for Squares
1963 Hank Mobley - Straight No Filter - released 1986
1963 Hank Mobley - The Turnaround
1963 Jimmy Heath - Swamp Seed
1963 Herbie Hancock - My Point of View
1964 Dexter Gordon - One Flight Up
1964 Cal Tjader - Soul Sauce
1964 Solomon Ilori - African High Life
1964 Duke Pearson - Wahoo!
1965 Dexter Gordon - Ladybird
1965 Wes Montgomery - Goin' Out of My Head
1967 Stanley Turrentine - A Bluish Bag
1967 Sam Rivers - Dimensions & Extensions
1967 Hank Mobley - Far Away Lands
1977 Gene Harris - Tone Tantrum
1978 Sonny Rollins - Don't Stop the Carnival
1993 Guru - Jazzmatazz, Vol. 1
1995 Guru - Guru's Jazzmatazz, Vol. 2: The New Reality
1995 Ahmad Jamal - Big Byrd: The Essence Part 2.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.