Макс Роуч (Max Roach) - американский джазовый перкуссионист, барабанщик и композитор. Будучи пионером бибопа, Роуч работал и во многих других стилях музыки, и, как правило, его считают одним из наиболее важных барабанщиков в истории.
Макс Роуч работал со многими известными джазовыми музыкантами, в том числе Коулмен Хоукинс (Coleman Hawkins), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Чарли Паркер (Charlie Parker), Майлс Дэвис (Miles Davis), Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Телониус Монк (Thelonious Monk), Чарльз Мингус (Charles Mingus), Билли Экстайн (Billy Eckstine), Стэн Гетц (Stan Getz), Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Клиффорд Браун (Clifford Brown), Эрик Дольфи (Eric Dolphy) и Буккер Литл (Booker Little).
Роуч руководил собственными группами и был активным членом движения за гражданские права афро-американцев.
Биография
Максвелл Лемюэль "Макс" Роуч (Maxwell Lemuel "Max" Roach) родился 10 января 1924 года в поселке Ньюлэнд, Раскуотанк Каунти, штат Северная Каролина в семье Альфонса и Кресси Роуч. Хотя в свидетельстве о рождении Роуча указана дата 10 января 1924 года, сам Роуч, как цитирует Фил Шаап, заявлял, в его семья считали, что он родился 8 января 1925 года. Семья Роуча переехал в Bedford-Stuyvesant окрестности Бруклина, Нью-Йорк, когда ему было 4 года. Макс вырос в окружении музыки, поскольку его мать была госпел певицей. Он начал играть на горне в параде оркестров в раннем возрасте. В возрасте 10 лет Роуч уже играл на барабанах в некоторых госпел-груррах. В восемнадцать лет, по окончании Boys High School в Бруклине (1942), его пригласили к Сонни Гриру (Sonny Greer), и играть с оркестром Дюка Эллингтона во время выступления в театре Paramount.
В 1942 году Роуч начал выступать в джаз-клубах 52-й стрит, семьдесят восьмой улицы и Бродвея в Taproom Джорджа Джея, играя с одноклассником Сесилом Пейном (Cecil Payne).
Новый стиль
Значимых нововведений Макс Роуч достиг в 1940-е, когда он и джазовый барабанщик Кенни Кларк (Kenny Clarke) разработали новую концепцию музыкальных размеров. Играя бит-ту-бит стандартного размера 4/4 на "райде" тарелке, а не на глухом бас-барабане, Роуч и Кларк разработали гибкий, текущий ритмический рисунок, который позволил солистам играть свободно. Новый подход также оставил пространство для барабанщика, чтобы вставить драматические акценты на малом барабане, "крэш" тарелки и другие компоненты.
Путем сопоставления своих ритмических атак с тоном мелодии, Роуч привнес тонкость в выражение своего инструмента. Он часто смещал динамические акценты с одной части ударных на другую в пределах одной фразы, создавая ощущение тонального цвета и ритмических сюрпризов. Идея заключалась в том, чтобы разрушить музыкальные стероетипы и в полной мере воспользоваться уникальной позицией барабанщика. "Ни у кого больше, - заметил Роуч однажды, - нет человека, играющего всеми четырьмя конечностями".
Такой подход является сегодня общепризнанным, но когда Кларк и Роуч представили новый стиль в 1940-х - это было революционное музыкальное движение. "Когда Макс Роуч сделал первые записи с Чарли Паркером на Savoy в 1945 году", - писал историк джаза Берт Коралл, - опытные барабанщики испытывали недоумение и даже страх". Один из них, барабанщик Стэн Леви, благоговейно подвел итоги важности Макса Роуча: "Я пришел к выводу, что из-за него игра на барбане стала не просто ритмом, это была музыка".
Роуч был одним из первых барабанщиков (вместе с Kenny Clarke), игравшим в стиле бибоп, и бывшим членом групп во главе с Диззи Гиллеспи, Чарли Паркером, Телониусом Монком, Коулмен Хокинсом, Бадом Пауэллом и Майлзом Дэвисом. Roach играл на многих из наиболее важных записей Паркера, в том числе сессии Savoy в ноябре 1945, ставшей поворотным пунктом в записях джаза.
Учёба и хард-боп
Роуч изучал классические ударные инструменты в Manhattan School of Music в 1950-53, получил степень бакалавра музыки (школа присвоит ему степень почетного доктора в 1990).
В 1952 году Макс Роуч стал соучредителем Debut Records с басистом Чарльзом Мингусом. Этот лейбл выпустил записи 15 мая 1953 концерт, объявленный как "величайший когда-либо состоявшийся концерт", ставший известным как Jazz at Massey Hall, показывая Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Бада Пауэлла, Мингуса и Роуча. Также на этом лейбле была выпущена новаторская свободная импровизация баса и барабана Percussion Discussion.
В 1954 году Макс Роуч сформировал квинтет с участием трубача Клиффорда Брауна, тенор-саксофониста Гарольда Лэнда (Harold Land), пианиста Ричи Пауэлла (брата Bud Powell) и басиста Джорджа Морроу (George Morrow). Лэнд оставил группу в следующем году и Сонни Роллинз вскоре заменил его.
Группа была ярким примером стиля жесткого бибопа, в котором также играет Арт Блейки (Art Blakey) и Хорас Силвер (Horace Silver). Трагично, что эта группа была недолгой, Браун и Пауэлл погибли в автокатастрофе на Pennsylvania Turnpike в июне 1956 года. Первый альбом Роуча, записанный после их смерти был Max Roach + 4. После смерти Брауна и Пауэлла Роуч продолжал руководить группой аналогичной конфигурации, с Кенни Даремом (Kenny Dorham), а позже недолго с Букером Литтлом на трубе, Джорджем Коулменом (George Coleman) на тенор-саксофоне и пианистом Рэем Брайантом (Ray Bryant). Роуч расширил стандартную форму хард-бопа с помощью 3/4 ритма вальса и модальности в 1957 году в своём альбоме Jazz in 3/4 time. В этот период Roach записал ряд других альбомов на лэйбле EmArcy с участием братьев Стэнли Тёррентайна и Томми Тёррентайнов (Stanley and Tommy Turrentine).
В 1955 году он стал барабанщиком вокалистки Дины Вашингтон (Dinah Washington) на нескольких живых выступлениях и записях. Роуч принял участие в джазовом фестивале в Ньюпорте с ней в 1958 году, живая запись сделана студией Dinah Jams, концерт считается одним из лучших и самых недооцененных вокальных джазовых альбомов в своем жанре.
На музыкальном Олимпе
В 1960-м Макс Роуч сочинил We Insist! his Freedom Now Suite на слова Оскара Брауна-младшего, после того, как ему предложили внести вклад в мероприятия, посвященные столетию со дня Прокламация Авраама Линкольна об освобождении рабов. В 1962 году он записал альбом Money Jungle в сотрудничество с Мингусом и Дюком Эллингтоном. Он, как правило, рассматривается как один из самых лучших когда-либо сделанных альбомов трио.
В 1966 году со своим альбомом Drums Unlimited (который включает в себя несколько треков, которые полностью барабаннные соло), Макс показал, что барабаны могут быть сольным инструментом, способными играть тему, вариации, ритмично сплоченные фразы. Он описал свой подход к музыке как "создание организованного звука".
Солирующий барабан
В 1970-х Макс Роуч формирует музыкальную организацию "M'Boom" - оркестр ударных. Каждый член оркестра играет на многих ударных инструментов. В него входили Фред Кинг (Fred King), Джо Чемберс (Joe Chambers), Уоррен Смит (Warren Smith), Фредди Уайтс (Freddie Waits), Рой Брукс (Roy Brooks), Омар Клэй (Omar Clay), Рэй Мантилья (Ray Mantilla), Франсиско Мора (Francisco Mora) и Эли Фонтейн (Eli Fountain).
В начале 1980-х годов, Роуч начал представлять полностью сольные концерты, доказывая, что этот мульти-ударный инструмент может выполнить требования соло и полностью удовлетворять аудиторию. Он создал памятные композиции этих сольных концертов, сольный альбом был выпущен японским лейблом Baystate. Один из таких сольных концертов доступен на видео, которое также включает в себя съемки записи для "Chattahoochee Red", с участием его рабочего квартета – Оудин Поуп (Odean Pope), Сесил Бриджуотер (Cecil Bridgewater) и Кэлвин Хилл (Calvin Hill).
Новые формы
Макс также сделал ряд записей в дуэтах. Исходя из стиля изложения, большая часть музыки на этих записях является свободной импровизацией, созданной с авангардными музыкантами Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), Энтони Брэкстоном (Anthony Braxton), Арчи Шеппом (Archie Shepp) и Абдуллой Ибрагимом (Abdullah Ibrahim). Роуч создал дуэты с другими исполнителями: записанный дуэтом с речью Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта", дуэт с видео-художником Кит Фицджеральд, который импровизировал видео изображения с спонтанно созданной Роучем музыкой, классический дуэт с другом и соратником всей его жизни Диззи Гиллеспи, запись дуэта с концертом Мэла Уолдрона (Waldron Mal).
Роуч писал музыку для театра, например по пьесе Сэма Шепарда, представленную на La Mama ETC в Нью-Йорке.
Талантливый организатор, он нашел новые контексты для презентаций, создавая уникальные музыкальные ансамблей. Одной из этих групп был The Double Quartet. Это был его регулярный исполнительский квартет, с персоналом, как указано выше, за исключением заменившего Хилла Тайрона Брауна (Tyrone Brown). Этот квартет работал вместе с The Uptown String Quartet во главе с его дочерью Максин Роуч (Maxine Roach), с участием Дианы Монро (Diane Monroe), Леса Терри (Lesa Terry) и Эйлин Фолсон (Eileen Folson).
Другим ансамблем был So What Brass Quintet, группа в составе пяти духовых инструменталистов и Роуча, без аккордовых инструментов и басиста. Большая часть перфомансов проходила в дуэтах из барабанов и рожковых. Ансамбль состоял из двух труб, тромбон, валторна и тубы. Музыканты включали Сесил Бриджуотер, Фрэнк Гордон (Frank Gordon), Эдди Хендерсон (Eddie Henderson), Род МакГаха (Rod McGaha), Стив Тёрр (Steve Turre), Делфейо Марсалис (Delfeayo Marsalis), Роберт Стюарт (Robert Stewart), Тони Андервуд (Tony Underwood), Маршалл Сили (Marshall Sealy), Марк Тейлор (Mark Taylor) и Деннис Джетер (Dennis Jeter).
Макс Роуч представил свою музыку с оркестрами и хорами госпел. Он исполнил концерт с Бостонским симфоническим оркестром. Он писал и выступал с госпел-хором Вальтера Уайта (Walter White) и певцом Джоном Мотли (). Роуч выступал с танцорами: Элвином Эйли American Dance Theater, Дайан Макинтайр Dance Company, Биллом Т. Джонсом / Арни Зейном Dance Company.
Роуч удивил своих поклонников, выступая в концерте хип-хопа, с участием рэппера Fab Five Freddy и брейкером New York Break Dancers. Он показал понимание того, что было сильное родство между излиянием чувств этих молодых чернокожих артистов и искусства, которому он следовал всю свою жизнь.
Не желая находиться на уже освоенной музыкальной территории, Макс Роуч провел десятилетия 1980-х и 1990-х годов в постоянном поиске новых форм музыкального выражения и представления. При этом он придерживался своих музыкальных корней. Он выступал в Beijing Trio с пианистом Джоном Чаном (Jon Jang) и играющем на эрху Джебингом Ченом (Jeibing Chen). Его последняя запись Friendship была давним другом с мастером-трубачом Кларком Терри (Clark Terry) - в дуэте и квартете. Его последнее выступление было на праздновании 50-летия оригинального концерт в Massey Hall в Торонто, где он исполнил соло на хит-хэте. В 1994 году Роуч также появился на альбоме Burning For Buddy барабанщика Rush Нейла Пирта (Neil Peart) с песней "The Drum Also Waltzes".
Последние годы
В начале 2000-х годов Роуч стал менее активным с началом осложнений гидроцефалии. Последние годы своей жизни в он провёл в приюте Sunrise Mill Basin в Бруклине.
Макс Роуч скончался рано утром 16 августа 2007 года в Манхэттене, на 84-м году жизни. Он пережил пятерых детей: сыновей Дэрила и Рауля, и дочерей Максин, Айо и Дару. Более 1900 человек приняли участие в его похоронах в церкви Риверсайд в Манхэттене, Нью-Йорк, 24 августа 2007 года. Макс Роуч был похоронен на кладбище Woodlawn, Бронкс, Нью-Йорк. В похоронах губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Патерсон сравнил мужество музыканта с Полем Робсоном, Гарриет Таман и Malcolm X, заявив, что "никто никогда не писал плохо о музыке Макса Роуча или его окружении после 1960 года, когда он и Чарли Мингус протестовали против практики джазового фестиваля в Ньюпорте .
Личная жизнь
Двое детей - сын Дэрил Кит и дочь Максин, были рождены от первого брака с Милдред Роуч. В 1956 году он встретил певицу Барбару Джей (Johnson) и она родила еще одного сына, Рауля Джорду (Raoul Jordu).
Даже после окончания Manhattan School of Music, Макс Роуч продолжал играть в качестве внештатного музыканта при изучении композиции.
В период 1962-1970 Роуч был женат на певице Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), которая поётна нескольких альбомах Роуча. Две дочери Айдель Нейела (Ayodele Nieyela) и Дара Рашида (Dara Rashida) были позже родился его третьей жены, Янус Адамс Роуч. У него четверо внуков: Кайл Максвелл Роуч, Кадар Илия Роуч, Макси Самико Хиндс, и Софья Ская Шеффилд.
Макс Роуч участвовал в джазовом образовании, в 1972 году он поступил на факультет Университета штата Массачусетс Амхерст в городе Амхерст. С 1970-х до середины 1990-х годов Roach преподавал в университете штата Массачусетс Амхерст.
Награды
Он получил от Фонда Макартур грант «гений» в 1988 году, удостоен звания Командора Ордена искусств и литературы Франции (1989), дважды удостоен Гран-при Франции Disque, введён в Зале славы Международного общества искусств Ударных и Зал славы журнала Downbeat, награжден Jazz Master Гарварда, отмечаен Aaron Davis Hall, получил восемь почетных докторских степеней, в том числе степеней, присуждаемых Medgar колледжа Эверс, CUNY, университета Болоньи, Италия и Колумбийского университета.
В 1986 году в Лондонском районе Ламбет назван парк в Brixton в честь него. Максу удалось официально открыть его, когда он посетил Великобританию в этом году. Роуч был введен в Зал славы музыки Северной Каролины в 2009 году.
Max roach Drum Solos
The Fantastic Max Roach: Drum Solo 2
Max Roach - Live At Blues Alley
Дискография
As leader
1953 : Max Roach Quartet (Fantasy)
1953 : Max Roach and his Sextet (Debut)
1953 : Max Roach Quartet featuring Hank Mobley (Debut)
1956 : Max Roach + 4 (EmArcy)
1957 : Jazz in ¾ Time (EmArcy)
1957 : The Max Roach 4 Plays Charlie Parker (EmArcy)
1958 : MAX (Argo)
1958 : Max Roach + 4 on the Chicago Scene (Mercury)
1958 : Max Roach/Art Blakey (with Art Blakey)
1958 : Max Roach + 4 at Newport (EmArcy)
1958 : Max Roach with the Boston Percussion Ensemble (EmArcy)
1958 : Deeds, Not Words (Riverside) - also released as Conversation
1958 : Award-Winning Drummer (Time) - also released as Max Roach
1958 : Max Roach/Bud Shank - Sessions (with Bud Shank)
1958 : The Defiant Ones - with Booker Little
1959 : The Many Sides of Max (Mercury)
1959 : Rich Versus Roach (Mercury) - with Buddy Rich
1959 : Quiet as It's Kept (Mercury)
1959 : Moon Faced and Starry Eyed (Mercury) - with Abbey Lincoln
1960 : Long as You're Living (Enja) - released 1984
1960 : Parisian Sketches (Mercury)
1960 : We Insist! (Candid)
1961 : Percussion Bitter Sweet (Impulse!) - with Mal Waldron
1962 : It's Time (Impulse!) - with Mal Waldron
1962 : Speak, Brother, Speak! (Fantasy)
1964 : The Max Roach Trio featuring the Legendary Hasaan (Atlantic) - with Hasaan Ibn Ali
1966 : Drums Unlimited (Atlantic)
1968 : Members, Don't Git Weary (Atlantic)
1971 : Lift Every Voice and Sing (Atlantic) - with the J.C. White Singers
1976 : Force: Sweet Mao-Suid Afrika '76 (duo with Archie Shepp)
1976 : Nommo (Victor)
1977 : Max Roach Quartet Live in Tokyo (Denon)
1977 : The Loudstar (Horo)
1977 : Max Roach Quartet Live In Amsterdam - It's Time (Baystate)
1977 : Solos (Baystate)
1977 : Streams of Consciousness - duo with Dollar Brand
1978 : Confirmation (Fluid Records)
1978 : Birth and Rebirth - duo with Anthony Braxton (Black Saint)
1979 : The Long March - duo with Archie Shepp (Hathut)
1979 : Historic Concerts - duo with Cecil Taylor (Black Saint)
1979 : One in Two - Two in One - duo with Anthony Braxton (Hathut)
1979 : Pictures in a Frame (Soul Note)
1980 : Chattahoochee Red (Columbia)
1982 : Swish - duo with Connie Crothers (New Artists)
1982 : In the Light (Soul Note)
1983 : Live at Vielharmonie (Soul Note)
1984 : Scott Free (Soul Note)
1984 : It's Christmas Again (Soul Note)
1984 : Survivors (Soul Note)
1985 : Easy Winners (Soul Note)
1986 : Bright Moments (Soul Note)
1989 : Max + Dizzy: Paris 1989 - duo with Dizzy Gillespie (A&M)
1989 : Homage to Charlie Parker (A&M)
1991 : To the Max! (Enja)
1995 : Max Roach With The New Orchestra Of Boston And The So What Brass Quintet (Blue Note)
1999 : Beijing Trio (Asian Improv)
2002 : Friendship - (with Clark Terry) (Columbia)
With Clifford Brown
1954: Best Coast Jazz (Emarcy)
1954: Clifford Brown All Stars (Emarcy, [released 1956])
1954: Jam Session (EmArcy, 1954) - with Maynard Ferguson and Clark Terry
1954 : Brown and Roach Incorporated (EmArcy)
1954 : Daahoud (Mainstream) - released 1973
1955 : Clifford Brown with Strings (EmArcy)
1954-55 : Clifford Brown and Max Roach (EmArcy)
1955 : Study in Brown (EmArcy)
1954 : More Study in Brown
1956 : Clifford Brown and Max Roach at Basin Street (EmArcy)
1979 : Live at the Bee Hive (Columbia Records)
With M'Boom
1973 : Re: Percussion (Strata-East Records)
1979 : M'Boom (Columbia)
1984 : Collage (Soul Note)
1992 : Live at S.O.B.'s New York (Blue Moon Records)
As sideman
With Don Byas
Savoy Jam Party (1946)
With Sonny Clark
Sonny Clark Trio (Blue Note, 1957)
With Jimmy Cleveland
Introducing Jimmy Cleveland and His All Stars (EmArcy, 1955)
With Al Cohn
Cohn's Tones (1953)
With Miles Davis
Birth of the Cool (Capitol, 1949)
Conception (Prestige, 1951)
With John Dennis
New Piano Expressions (1955)
With Kenny Dorham
Jazz Contrasts (Riverside, 1957)
With Billy Eckstine
The Metronome All Stars (1953)
With Duke Ellington
Paris Blues (United Artists, 1961)
Money Jungle (United Artists, 1962) - with Charles Mingus
With Maynard Ferguson
Jam Session featuring Maynard Ferguson (EmArcy, 1954)
With Dizzy Gillespie
Diz and Getz (Verve, 1953) - with Stan Getz
The Bop Session (Sonet, 1975) - with Sonny Stitt, John Lewis, Hank Jones and Percy Heath
With Stan Getz
Opus BeBop (1946)
With Benny Golson
The Modern Touch (Riverside, 1957)
With Johnny Griffin
Introducing Johnny Griffin (Blue Note, 1956)
With Slide Hampton
Drum Suite (1962)
With Coleman Hawkins
Rainbow Mist (1944)
Coleman Hawkins and His All Stars (1944)
The Hawk Flies (1946)
With Joe Holiday
Mambo Jazz (1953)
With J.J. Johnson
Mad Be Bop (1946)
First Place (1957)
With Thad Jones
The Magnificent Thad Jones (Blue Note, 1956)
With Abbey Lincoln
That's Him! (Riverside, 1957)
Straight Ahead (Riverside, 1961)
With Booker Little
Out Front (Candid, 1961)
With Howard McGhee
The McGhee-Navarro Sextet (1950)
With Gil Melle
New Faces, New Sounds (Blue Note, 1952)
With Charles Mingus
The Charles Mingus Quintet & Max Roach (Debut, 1955)
With Thelonious Monk
The Complete Genius (Blue Note, 1952)
Brilliant Corners (Riverside, 1956)
With Herbie Nichols
Herbie Nichols Trio (Blue Note, 1955)
With Charlie Parker
Town Hall, New York, June 22, 1945 (1945) - with Dizzy Gillespie
The Complete Savoy Studio Recordings (1945-48)
Lullaby in Rhythm (1947)
Charlie Parker on Dial (Dial, 1947)
The Band that Never Was (1948)
Bird on 52nd Street (1948)
Bird at the Roost (1948)
Charlie Parker – Complete Sessions on Verve (Verve, 1949-53)
Charlie Parker in France (1949)
Live at Rockland Palace (1952)
Yardbird: DC-53 (1953)
With Bud Powell
The Bud Powell Trip (1947)
The Amazing Bud Powell (Blue Note, 1951)
With Sonny Rollins
Work Time (Prestige, 1955)
Sonny Rollins Plus 4 (Prestige, 1956)
Tour de Force (Prestige, 1956)
Rollins Plays for Bird (Prestige, 1956)
Saxophone Colossus (Prestige, 1956)
Freedom Suite (Riverside, 1958)
Stuttgart 1963 Concert (1963)
With Hazel Scott
Relaxed Piano Moods (1955)
With Sonny Stitt
Sonny Stitt/Bud Powell/J. J. Johnson (Prestige, 1949-50 [1956]) - with J. J. Johnson and Bud Powell
With Stanley Turrentine
Stan 'The Man' Turrentine (1960)
With Tommy Turrentine
Tommy Turrentine (1960)
With George Wallington
The George Wallington Trip and Septet (1951)
With Dinah Washington
Dinah Jams (EmArcy, 1954)
With Randy Weston
Uhuru Afrika (Roulette, 1960)
With Joe Wilder
The Music of George Gershwin: I Sing of Thee (1956)
With Various Artists
The Stars of Modern Jazz at Carnegie Hall'(1949)
Newport in New York ‘72 (1972) - Roach on 2 tracks only.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.