Ли Ритенур (Lee Ritenour) - универсальный студийный музыкант, продюсер, аранжировщик, композитор и гитарист, прозванный Captain Fingers (Капитан Пальцы») за стиль игры на гитаре, чистоту звукоизвлечения и скорость. Выступал и записывался с такими мастерами, как Сержио Мендес (Sergio Mendes), Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Пегги Ли (Peggy Lee), Карли Саймон (Carly Simon), Pink Floyd, Стиви Уандер (Stevie Wonder) и Шер (Cher). Его оригинальное слияние латинской музыки, джаза, соула, рока, новаторство и постоянное развитие сделали Captain Fingers одним из лучших гитаристов электрического джаза.
Биография
Ли Мэк Ритенур (Lee Mack Ritenour) родился 11 января 1952 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.
Музыкально одарённый, он начал играть на гитаре в возрасте пяти лет. В восемь лет его интерес к инструменту выходит за рамки обычного. "Я изучал записи и слушал, как гитаристы играли в студии, - рассказывал Ритенур в интервью журналу Rolling Stone. - Я смогу играть так, думал я. Я не понимал тогда, как и многие молодые гитаристы не понимают, что самая сложная часть - изобретать". Родители поддерживали Ли, часто находя для него новых и лучших инструкторов. В возрасте 12 лет Ritenour был под опекой Дюка Миллера (Duke Miller), будущего главы отдела гитары в Университете Южной Калифорнии и считающегося в то время лучшим преподавателем гитары в Лос-Анджелесе.
Студийные сессии в возрасте 18 лет
В юношеском возрасте Ли Ритенур играл в своей первой группе Esquires, а затем в серии других подростковых групп. Ему было всего 15 лет, когда Джон Филипс (John Phillips), лидер рок-н-ролл группы the Mamas and the Papas услышал его игру, а затем нанял играть в студийной сессии. Ритенур вместо этого сделал выбор продолжить свое образование. Он поступил в Университет Южной Калифорнии, где изучал классическую гитару с другим известным музыкантом, первым в своей области - Кристофером Паркенингом (Christopher Parkening). Ли обучался в университете в течение двух с половиной лет, пока не предоставилась возможность играть с бразильским эстрадно-джазовым музыкантом Сержио Мендесом.
Гастроли с Мендесом были «входом» для Ритенура в латинскую музыку и к престижным музыкантам, в том числе джазовому пианисту и продюсеру Дэйву Грузину (Dave Grusin). Настоятельно рекомендуемый Грузином для игры в студии, Ритенур работает от 15 до 20 сессий в неделю, войдя в прибыльный бизнес в начале семидесятых годов.
"Когда я начал работать в студии, - рассказывал Ритенур, - они попросили меня звучать как и все другие гитаристы. Но я имел своего рода мужество, чтобы идти дальше. Там очень много сессионных музыкантов, которые всегда звучат так же, как и все остальные. Очень трудно студийному музыканту найти идентичность. Но я начал искать свою, и в конце концов, нашел её".
Прозвище «Капитан Пальцы»
Через три тысячи сессий с такими звездами, как Джордж Бенсон (George Benson), Стили Дэн (Steely Dan), Оливия Ньютон-Джон (Olivia Newton-John) и группа Bee Gees, Ли Ритенур получил прозвище Captain Fingers. Примечательно, что работа была прибыльной, но Ritenour нервничал. "Мне всегда нравилось, - признался он Down Beat. - Это самая важная вещь для меня. Это то, что держит меня свежим".
В 1976 году он сделал свой сольный дебют с альбомом First Cause и экспериментировал с работы в группе. Состав его группы Friendship, сформировавшийся в конце 1970-х, был временным, но гитарист продолжал работать с весьма успешными музыкантами сессии в студии.
Ли Ритенур гастролировал и записывался как лидер и аккомпаниатор в начале 1970-х. Он легко перемещается вперед и назад между роком и джазом, добавив свою любовь к бразильской музыке. Ритенур помог определить звук West Coast фьюжн в релизе 1977 года выпуска Captain Fingers, на котором использовал гитарный синтезатор. Будучи пионером в использовании synthaxes, компьютеров и контроллеров, он превозносил музыкальные технологии в интервью Down Beat: "Это просто невероятно, что происходит в музыкальном мире. Новаторство в оборудовании просто революционное, и есть много хорошей музыки, сделанной с помощью этих устройств".
В 1979 году он был привлечён к записи альбома The Wall группы Pink Floyd, в частности, Ли Ритенур исполнил гитарные партии в песнях «Run Like Hell» и «One of My Turns».
Успешные альбомы
В 1981-м альбом Ли Ритенура под названием Rit показал его внимание к поп-музыке и вошёл в семь различных музыкальных чартов, включая ритм-энд-блюз, диско, Adult Contemporary и джаз. Festival, его весьма успешный 1988 LP, взял первое место в семи музыкальных чартах. Альбом с участием выдающихся бразильских музыкантов Джоао Боско (Joao Bosco) и Каэтано Велозу (Caetano Veloso), а также различных музыкантов нью-йоркской студии, побудил побудил журнал People упомянуть Ритенура как «первого среди равных в smooth-джазе и вьюжн».
1980-е ознаменовали период творческих успехов для Райтнаура, он продолжал записывать альбомы, экспериментировал в жанрах латиноамериканской (особенно, бразильской) поп-музыки, а пластинка 1985 года Harlequin, созданная совместно с пианистом Дэйвом Грузиным и бразильским музыкантом Иваном Линсом, принесла долгожданную премию Грэмми в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка».
"Я думаю, что есть определенный уровень зрелости у некоторых музыкантов, которые, может быть, чувствуют ограниченность современных вещи, - размышлял Ритенур в интервью Down Beat после выпуска в 1990-м своего straightlaced джазового альбома Stolen Moments (Украденные Моменты). - Может быть, нам нужно подышать свежим воздухом, немного отдохнуть". Критики были застигнуты врасплох записью, в которой не хватает технологий и бразильского влияния, распространенного в его предыдущих альбомах. "Это настоящий джаз, выполненных в высоком стиле, который не знает сроков", - писал Stereo Review.
Stolen Moments отражает отказ Ли Ритенура от процесса клонирования, который он видит в фьюжн-тенденцию звукозаписывающих последовательно выпускать на рынок повторяющийся тип альбомов. Guitar Player оценил музыканта за его оригинальность: "Гораздо больше, чем перепевы старых стилей, альбом искрится свежестью, музыкант стремится опробовать новые идеи в более свободной обстановке".
В 1991 году к Ли Ритенуру присоединились клавишник Боб Джеймс (Bob James), барабанщик Харви Мейсон (Harvey Mason) и басист Натан Ист (Nathan East), чтобы сформировать поп-джазовую группу Fourplay. Их одноименный дебютный альбом содержит песни, которые Entertainment Weekly называет "отлично hummable" и "отлично отполированными".
Несмотря на успех коллектива (Fourplay были несколько раз номинированы на премию Грэмми, а в 2007 получили признание в Конгрессе США, в 1998 году Ритенур решил отказаться от участия в группе в пользу сольных записей, и на его место пришёл Ларри Карлтон.
В 2000-х Ли продолжал записывать альбомы, а также принимал участие в 8-й, 9-й и 10-й ежегодных церемониях Independent Music Awards в качестве члена жюри, оценивающего выступления независимых музыкантов.
В июне 2010 года, в честь 50-летия своей музыкальной карьеры, Ритенур выпустил альбом под названием 6 String Theory (число 6 символизировало количество музыкальных жанров, в которых чаще всего применяется гитара: джаз, рок, блюз, кантри, классическая музыка и акустическое исполнение). В записи были задействованы Стив Лукатер, Нил Шон, Джон Скофилд, Слэш, Пэт Мартино, Майк Стерн, Джордж Бенсон, Би Би Кинг, Энди Маккей, Джо Робинсон и Гатри Гован.
9 ноября 2012-го Дэйв Грузин и Symphonic Jazz Orchestra представили премьеру Symphonic Captain’s Journey Ли Ритенура. Состоящий из 67 музыкантов Symphonic Jazz Orchestra дал десятый юбилейный концерт с участием обладателя Грэмми и Оскара пианиста и композитора Дэйва Грузин. Дирижировал оркестром Митч Гикман (Mitch Gickman), произведение прозвучало в аранжировке Гордона Гудвина (by Gordon Goodwin).
Ли Ритенур активно выступает, иногда вместе с гитаристом Майком Стерном (Mike Stern), тогда к ним присоединяются Мелвин Ли Дэвис (Melvin Lee Davis) на бас-гитаре и Сонни Эмори (Sonny Emory) на барабанах.
Творчество
Своими кумирами среди гитаристов Ли Ритенур считает Джимми Хендрикса, Кенни Барелла, Джо Пасса, Эрика Клэптона, но в первую очередь Уэса Монтгомери, которому он посвятил альбом Wes Bound (1993). В 1980-х Ли обратился к латиноамериканской музыке (начиная с альбома Rio), которую он затем стал регулярно внедрять в своё творчество, на многих его альбомах можно услышать зажигательные ритмы, в том числе, и благодаря сотрудничеству с бразильскими перкуссионистами Армандо Марселом и Паулиньо де Кастой.
Особенностью стиля игры Ритенура является сочетание различных музыкальных стилей и приёмов игры на гитаре, помимо этого он многое перенял у гитаристов 1960-х, например, игру октавами большим пальцем правой руки, которая даёт мягкий плавный звук в отличие от медиатора.
Lee Ritenour - Etude
Lee Ritenour - Night Rhythms
Lee Ritenour - Rio Funk
Дискография
1976 First Course Epic #EK 46114
1977 Lee Ritenour and His Gentle Thoughts JVC #VDJ-1001
1977 Captain Fingers Epic #PE 34426
1977 Sugar Loaf Express JVC #JIMI-2008-2
1978 Friendship (Different from 1979 release) Jasrac #VDJ-1003
1978 The Captain's Journey Elektra No. 6E-136
1979 Rio GRP Records #GRD-9524
1979 Feel the Night Discovery No. 71010
1979 Friendship (Currently reissued with The Captain's Journey on Wounded Bird Records) Elektra 6E-241
1980 The Best of Lee Ritenour Epic #EK 36527
1981 Rit Discovery No. 71013
1982 Rit 2 Discovery No. 71017
1982 Dave Grusin and the N.Y. /L.A. Dream Band, with Dave Grusin GRP Records #A 1001 & GRD 9501, JVC No. 28022
1983 On The Line (This version differs in some takes to the 1985 GRP Release, and is available reissued with Rio on Wounded Bird Records), with Dave Grusin GRP Records #GRD-9525
1984 Banded Together Discovery No. 71018
1985 Harlequin, with Dave Grusin GRP Records #GRD-9522
1985 GRP Live in Session, with Dave Grusin GRP Records #A-1023 & #GRD 9032
1986 Earth Run GRP Records #GRP-D-9538
1987 Portrait GRP Records #GRD-9553
1988 Festival GRP Records #GRD-9570
1989 Color Rit GRP Records #GRD-9594
1990 Stolen Moments GRP Records #GRD-9615
1991 Collection GRP Records #GRD-9645
1991 Fourplay, Fourplay Warner Bros. No. 26656-2
1993 Wes Bound GRP Records #GRD-9705
1993 Fourplay, Between The Sheets Warner Bros. No. 45340-2
1995 Larry & Lee, with Larry Carlton GRP Records #GRD-9817
1995 Fourplay, Elixir Warner Bros. #WPCR-293
1997 Alive In L.A. GRP Records #GRD-9882
1997 A Twist of Jobim I.E. Music No. 314 533 893-2
1997 Fourplay, Best Of Fourplay Warner Bros. No. 9 46661-2
1998 This Is Love i.e. Music No. 314 557 290-2
1999 Two Worlds, with Dave Grusin, Renée Fleming, Gil Shaham and Julian Lloyd Webber. Decca No. 012 157 960-2
2001 A Twist Of Marley GRP Records #UCCR-1003
2002 Rit's House GRP Records #VERF 01197-2
2003 The Very Best Of Lee Ritenour GRP Records No. 314-589-281-2
2003 The Best Of Lee Ritenour Sony Music Entertainment Inc #EK 85795
2003 A Twist of Motown GRP Records #B0000115-02
2005 Overtime Peak Records #PKD-8531-2
2005 World Of Brazil GRP Records #B0004926-02
2006 Smoke N Mirrors Peak Records #PKD-30018-2
2008 Amparo, with Dave Grusin Decca Records #UCCU-1192
2010 Lee Ritenour's 6 String Theory Concord Records #CRE-31911-02
2012 Rhythm Sessions Concord Records #CRE-33709-02
As sideman
With Brass Fever
Brass Fever (Impulse!, 1975)
Time Is Running Out (Impulse!, 1976)
With Dizzy Gillespie
Free Ride (Pablo, 1977) composed and arranged by Lalo Schifrin
With Alphonse Mouzon
Mind Transplant (Blue Note, 1974)
The Man Incognito (Blue Note, 1975)
With Lalo Schifrin
Rollercoaster (soundtrack) (MCA, 1977)
Pink Floyd "The Wall" 1979
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.