Регистрация пользователя

или Отмена

Парфёнов Юрий Васильевич

трубач Юрий ПарфёновЮрий Парфёнов – советский и российский джазовый трубач, флюгельгорнист, альтгорнист, композитор. Заслуженный артист России (1997).

Биография

Юрий Васильевич Парфенов родился 19 января 1946 года в Булгаково, Башкирская ССР. Начал играть на трубе в духовом оркестре Дворца пионеров во Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия). Окончил музыкальное училище в г. Фрунзе, Киргизская ССР, консерваторию в Ташкенте. До 1984 года проживал в республиках Средней Азии и Казахстане. С 1984 - в г. Балашиха Московской области.

В 1973-79 Юрий Парфёнов - солист Узбекского Государственного оркестра Радио и Телевидения. Выступал в джаз-ансамбле "Бумеранг" на фестивалях в Фергане, Ярославле, Новосибирске, Москве в 1979 - 1984 годах. Критики заговорили о никому не известном алма-атинском трубаче после выступлений на фестивале в Фергане (1978) и в Ярославле (1978).

Истинный масштаб дарования Парфенова раскрылся в джазе не сразу. Вначале он выступал как инструменталист, исполнял лишь "чужую" музыку. Отменная техническая оснащенность Парфенова, его глубокое знание джазовых стилистических канонов еще не свидетельствовали о его композиторском даре, об оригинальности музыкального мышления. И все же главное впечатление у всех было единым: на джазовую сцену вышел серьезный музыкант, в совершенстве овладевший своим ремеслом. Впрочем, некоторых ревнителей стилистической "чистоты" джаза раздражало то, что Парфенова было трудно причислить к определенному джазовому направлению.

С 1984 года Парфенов - солист оркестра Олега Лундстрема. Выступает с оркестром на джазовых фестивалях в Чехословакии, Болгарии, Голландии, США, Финляндии, Греции, Турции, Израиле, Египте, Китае, Испании, Португалии. Юрий выступал с джаз-оркестром Иллинойского Университета под управлением профессора Джона Гарви. Оркестр выпустил компакт диск с композицией "Дервиш".

Парфенов показал две свои композиции: "Дервиш" и "Безмолвие". Сами названия этих пьес символичны, как бы намекают на две важнейшие особенности музыки Парфенова: явно выраженную ориентальность и широкое использование пауз, "музыкального безмолвия" при формообразовании.

Юрии Парфёнов участвовал в проекте Натали Коул в Финляндии.

В 1992 г. дуэт Ю.Парфенов - Сергей Летов выступает на джазовом фестивале в Бишкеке, Киргизия, в 2006 в Ташкенте, Узбекистан. Начиная с 1992 года Юрий Парфенов играет в ансамбле ТРИ"О" и в дуэте с Сергеем Летовым.

1993-й ознаменовался выступлением на Интернациональном музыкальном фестивале в Индии, в квартете Н. Панова. В том же году на джаз-фестивале в Лионе, Франция, Парфёнов выступал в интернациональном джаз-оркестре, как солист вместе с Джонни Гриффином, Збигневом Намысловским, Деборой Браун.

В 1994 году с ансамблем Три"О" Парфёнов совершил турне по Швейцарии, с Оркестром Московских композиторов - турне по Германии.

Мастерство росло и участие в фестивалях стало регулярным: "Мьюзик Триеналле" (Кельн, 1994), "Варна саммер" (Интернациональный фестиваль, 1995), "Фри Мьюзик Продакшн" (Берлин, 1995), "Европа джаз-фестиваль" (Ночи, Италия, 1995), "Джаз саммер фестиваль" (Больцано, Италия, 1995), "Ансонг фестиваль" (Лондон, Великобритания, 1996), "Тампере джаз хэппенинг" (Финляндия, 1996), "SKIIF-фестиваль" (США, Нью-Йорк, 1997).

C 1997 Юрий Парфенов играет в составе старейшей немецкой рок-фьюжн группы "Эмбрио" (Embryo). 1998 - тур по Германии и Австрии с Три"О".

Декабрь 1999 года - последний джазовый эфир тысячелетия на West Deutsche Rundfunk (WDR, Кёльн) - с Три"О", Мелом Уолдроном, Джин Ли, Бликсой Баргельдом, Романом Бункой - "Иллюзия Конца ", концерты с Три"О" в Мюнхене.

2002 - Юрий Парфенов c Три"О" на фестивале в Раахе, Финляндия.

2004 - Юрий Парфенов, Сергей Летов и Саинхо Намчылак - Рим.

2005 - Саинхо и Три"О" на фестивале русской культуры в Ницце, Франция. С оркестром Лундстрема в Баден-Бадене.

2006 - Юрий Парфенов, Сергей Летов, Ташкент

2006 - Юрий Парфенов с биг-бэндом О. Лундстрема - тур по Израилю, джаз-фестиваль в Тунисе

2007 - фестиваль UNCOOL-2007 в Швейцарии в составе Оркестра Московских Композиторов, концерт в Линце, Австрия в составе ТРИ"О" + Саинхо Намчылак + Влад Макаров

Лауреат международных джазовых фестивалей: Баку (1990), Ялта (1993), Сочи (1995). В 1991 году в Вашингтоне получил "Американский Сертификат Качества".

Стиль

В мягкой, одухотворенной музыке Ю. Парфенов достигает напряжения, используя тонкую мотивную работу, тембровые и динамические контрасты, необычную артикуляцию. Он интересно использует вибрато, имитирующее характерную манеру игры на народных смычковых инструментах, вибрирует звук не сразу после взятия, а чуть позже.

Кроме того, выдерживая длительность звука, Ю. Парфенов иногда делает маленькие глиссандо. Новые приемы артикуляции, наряду с другими факторами, придают пьесе специфический колорит. Отметим, что большое разнообразие трелей и вибрато встречается в музыкальном фольклоре многих народов. Например, так называемая "фальшивая трель" лаутарских ансамблей в Румынии, а также аналогичные приемы в народной музыке таджиков, афганцев, азербайджанцев и других народов азиатского региона.

Исполнительская манера Ю. Парфенова, вобравшая в себя черты народного инструментального музицирования, произвела сенсацию в джазовой среде. Его игру называли "новым словом в джазе".

Интерес Парфенова к восточной музыкальной культуре глубок и органичен. Работая попеременно в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, он всюду серьезно изучает национальную музыку, стремясь синтезировать ее с джазом, отыскать в ней близкие джазу импровизационные приемы, ритмические формулы, тембральные сочетания. Как свидетельствуют сочинения Парфенова и творчество ансамбля "Бумеранг", такого рода поиски принесли значительные художественные плоды, обогатив советский джаз оригинальным восточным музыкальным направлением.

В одном из интервью Юрий Парфенов так сформулировал свое джазовое кредо: "Музыка Востока всегда влекла европейцев. Но ее язык трудно понять вне контекста культуры, частью которой она является. В этой музыке множество исполнительских деталей, нюансов, которые невозможно нотировать. Мне просто повезло, что я одновременно с джазом незаметно для себя "впитывал" музыку Востока. Сейчас я хотел бы больше экспериментировать с нею, попытаться разработать джазовый язык для выражения сущности этой музыки и выразить в ней свою индивидуальность.

По сути дела, людей в разных странах разделяют не чувства и мысли, а язык. Поэтому так важна сегодня роль музыканта в мире - он говорит на языке, доступном и понятном во всех странах, на всех континентах. В этом всемирном музыкальном общении роль джазовой музыки особенно велика. Культурная и языковая универсальность заложена в самой природе джаза, возникшего как синтез двух культур: "черной", африканской (эмоциональной, стихийной - мне хочется назвать ее восточной) и "белой", с ее интеллектуализмом, философичностью.

В современном джазе существует ярко выраженная тяга к музыке Востока, и здесь я не одинок. Такие выдающиеся музыканты, как Джон Колтрейн, Дон Черри, Элис Колтрейн, Фэроу Сэндерс, Лео Смит, специально изучали индийскую, балийскую, арабскую, японскую музыку и успешно "скрещивали" ее с новым джазом. Я вижу в этом веление времени: джаз инстинктивно стремится стать всемирной музыкой, реализовать свою собственную природу.

Что касается моего творчества, то в нем есть некоторое сходство с восточной медитацией. Мне кажется, что я разглядываю старую стену, на которой облупилась краска и в хаосе пятен, линий, черточек вдруг обнаруживаются законченные фигуры и лица, порой идеально изображенные. Разве не то же самое происходит и в процессе ансамблевой джазовой импровизации, особенно при исполнении спонтанной музыки, когда в момент наибольшего слияния инструментальных голосов, как бы в озарении, возникает нечто истинное?"

Один из ведущих советских музыковедов в области джаза Ефим Семенович Барбан:
«Портрет Парфенова будет неполон, если мы не попытаемся определить его место не  только в ряду советских джазменов. Могу с уверенностью сказать, что многие моменты в игре Юры выдвигают его в ряды значительных трубачей Европы. Сравнивая его с такими мастерами, как Кении Уиллер или Манфред Шуфф, видится прежде всего четкая индивидуальность Парфенова, поскольку в его исполнении чувствуется глубокие и развитое понимание идеи ритма в джазе. К примеру, многие джазовые трубачи очень боятся так называемых "пустот" в музыке, то есть тишины, не понимая, что пауза сама по себе, как в самой пьесе, так и в игре на трубе, - такой же равноправный компонент в создании ритма. Поэтому ритмическая изысканность Парфенова заключается в умелом оперировании паузой. Он создает ритмические структуры не только за счет чисто музыкальных находок, понимая, что тишина в произведении играет такую же значительную формообразующую роль, как и само звукоизвлечение. Можно сказать несколько слов о самом его звуке, о тембральной стороне игры, которая очень близка к тому, что исполняет Майлс Дэвис в "Балладах", поскольку именно теплое, лирическое начало очень свойственно творческому дару Парфенова».

Improvisation Duo. Yury Parfenov (trumpet)&Maral Yakshieva (piano)

 

TRI-O. Invention

Дискография

LP
Ансамбль Олега Гоцкозика. «Восточная сюита». Мелодия (СССР) С-60-13075-76, 1978 г.
Джаз-ансамбль «Бумеранг» под управлением Т. Ибрагимова. «Мелодия» С60-18719-20, 1982 г.
Ансамбль «Бумеранг». Авторская пластинка «Орнамент». «Мелодия». С60-21321 007. 1984 г.
Ансамбль под управлением Панова. «Вирго». «Мелодия», 1987 г.

CD
Ансамбль «Бумеранг». «Mobile Fidelity Sound Lab» (США) MF CD 908.
Оркестр Московских композиторов. «Короли и капуста». «Leo Records & Laboratory» (Англия).
Квартет Николая Панова. «Индийский проект». Екатеринбург, Россия, 1994 г.
Ансамбль Николая Панова «Джазовая галерея». РМР-0002, 1995 г.
Оркестр Московских композиторов. «An Italian Love Affair». «Leo Records & Laboratory», LEO LAB CD 019, 1996.
Сергей Летов — Юрий Парфенов. Тайное Учение. HOR Records hcd-066
Alex Rostotsky/Yury Parfenov. Once Upon a Time in the City of Kazan Cosmic Sounds CS-17
Embryo. Tour 98 Istambul — Casablanca. Schneeball LC 5372
Sainkho and TRI-O. Forgotten streets of St. Petersburg Leo Records CD LR 439
Джаз-бас-театр Александра Ростоцкого. Когда рыбы думают о прошлом.
EMBRYO 2000 live vol. 1 Indigo 9753-2
Оркестр Московских Композиторов. Концерт в Вене.

Комментировать с помощью:

Добавить комментарий

Запрещается использование ненормативной лексики, разжигание межнациональной вражды, обсуждение не связанных с джазом тем.


Защитный код
Обновить

  1. Популярное
  2. Комментарии
  • Экстайн Билли

    what is debt 07.10.2014 00:34
    Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my ...
     
  • Великий джазовый пианист и композитор Хорас Сильвер скончался в возрасте 85 лет

    Руслан 02.10.2014 14:04
    Ребята, подСкажите где в Севастополе в октябре можно послушать живой джаз???
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    татьяна 20.09.2014 14:37
    Поздравляю... люблю ВАШ талант.......и. .. ВАС, ...маэстро...
     
  • Джонс Куинси

    preeducational 08.09.2014 09:06
    When some one searches for his required thing, so he/she wishes to be available that in detail, so ...
     
  • Гершвин Джордж

    google advertising 04.08.2014 13:28
    This website definitely has all of the information I wanted about this subject and didn't know who ...
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    edit google plus age 03.08.2014 12:28
    Very rapidly this web site will be famous amid all blog visitors, due to it's nice posts
     
  • Кентон Стэн

    reasons for insomnia 07.07.2014 12:06
    bookmarked!!, I like your blog!
     
  • Картер Рон

    bassyak 04.07.2014 19:49
    Трио Картера просто огонь!

Афиша

Нет событий

Найдите нас на Facebook

Мы ВКонтакте

Sevastopol Jazz

Севастопольский джазовый портал.

Джаз для Вас.

 

По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.