Бенни Голсон (Benny Golson) - одаренный композитор, аранжировщик, поэт-песенник, продюсер и тенор-саксофонист мирового значения, легенда джаза.
Голсон имел безупречную джазовую карьеру, он играл в группах всемирно известных Бенни Гудмена (Benny Goodman), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton), Эрла Бостика (Earl Bostic) и Арта Блейки (Art Blakey). Немногие джазовые музыканты могут претендовать на истинное новаторство в джазе и еще меньшее количество из них может карьерой, которая буквально заново определяет термин «джаз». Бенни Голсон сделал большой вклад в мир джаза с такими джазовыми стандартами, как:
Killer Joe, I Remember Clifford, Along Came Betty, Stablemates, Whisper Not, Blues March, Five Spot After Dark, Are you Real?
Биография
Бенджамин Голсон (Benjamin Golson) родился 25 января 1929 года в Филадельфии, штат Пенсильвания. Несмотря на трудные времена, вызванные депрессией, его мать имела пианино, которое вдохновило Голсона взяться за инструмент в возрасте девяти лет. Он мечтал стать пианистом. Послушав концерт Лайонела Хэмптона с участием саксофониста Арнетта Кобба (Arnett Cobb) в Earl Theater в Филадельфии, 14-летний Голсон выбрал для себя направление - джаз и саксофон.
Во время обучения в школе в Филадельфии Бенни Голсон играл вместе с другими подающими надежды молодыми музыкантами, такими как Джон Колтрейн (John Coltrane), Ред Гарланд (Red Garland), Джимми Хит (Jimmy Heath), Перси Хит (Percy Heath), Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones) и Ред Родни (Red Rodney).
Голсон и его друг, саксофонист и будущий джазовый виртуоз Джон Колтрейн, впитывали в себя из записей и живых выступлений стили великих саксофонистов дня: Лестера Янга (Lester Young), Дон Байаса (Don Byas), а также пионера би-бопа Чарли Паркера (Charlie Parker) на концерте в Академии музыки Филадельфии в 1945 году. "После того как мы послушали концерт в ту ночь, наша жизнь изменилась, - рассказывал Голсон Pittsburgh Post-Gazette. - Это было эпохально, что происходило тогда". Голсон начал развивать личный стиль саксофона, который сочетал тепло и текучесть старых музыкантов с элементами гармонической авантюрности Паркера.
В 1947 году Голсон поступил в Университет Говарда в Вашингтоне, округ Колумбия. Во время учёбы там Голсона раздражали ограничения стандартных процедур классической музыки. «Однажды, - как рассказывал Голсон в интервью журналу Down Beat, - его учительница проверяла задания класса по композиции на фортепиано. Когда она добралась до меня, после первых аккордов сделала красным карандашом большой крест, а потом сделала еще один красный крестик на следующей резолюции. Она посмотрела на меня, почти с отвращением, и сказала: «О, г-н Голсон, что вы сделали?». На следующий день я положил свои вещи в мою маленькую разбитую машину и уехал в закат (на запад)».
По окончании университета в 1950-м Бенни присоединился к ритм-н-блюз бэнду Балла Муза Джексона (Bull Moose Jackson), в котором в то время играл Тэд Демерон (Tadd Dameron), оказавший, по признанию самого Голсона, набольшее влияние на его творчество.
Изучая аранжировки Демерона, Голсон оттачивал свои и в группу альт-саксофониста Эрла Бостика, он пришел уже в качестве композитора и аранжировщика. После того как трубач Майлз Дэвис (Miles Davis) по предложению Колтрейна записал мелодию Голсона "Stablemates", Голсон обнаружил, что его композиции пользуются спросом среди современных джазовых музыкантов.
В период с 1953 по 1959 годы Голсон сменил несколько коллективов, успев поиграть в бэндах Лайонела Хэмптона, Джонни Ходжеса (Johnny Hodges), Эрла Боустика, Диззи Гиллеспи и ансамбле Jazz Messengers Арта Блейки. Играя в ансамбле Лайонела Хэмптона в нью-йоркском театре Аполло в Гарлеме в 1956, Голсон подружился в известным трубачом Клиффордом Брауном (Clifford Brown). В том же году Браун погиб в автокатастрофе, Голсон под впечатлением этой трагедии утраты написал песню в память о друге «I Remember Clifford», ставшую одной из наиболее узнаваемых его песен. Помимо неё, Бенни сочинил несколько других композиций, вошедших в золотые фонды джаза и позже исполнявшиеся множеством музыкантов — «Stablemates», «Killer Joe», «Whisper Not», «Along Came Betty» и «Are You Real?».
Бенни Голсон и трубач Арт Фармер (Art Farmer) стали соучредителем Jazztet в 1959 году. С первоклассными музыкантами, такими как Маккой Тайнер (McCoy Tyner) на фортепиано и Кертис Фуллер (Curtis Fuller) на тромбоне, Jazztet стал неотъемлемой частью современной джазовой сцены Нью-Йорка и выпустил шесть альбомов до своего распада в 1962-м. Тогда, возможно, из-за финансовых требований, возложенных на него растущей семьёй, Голсон временно отложил свой саксофон в сторону и провел большую часть 1960-х и 1970-х в сочинении более популярной музыки. Он выступал в биг-бэнде на мероприятиях в Нью-Йорке и в Европе некоторое время, а затем в 1967-м переехал в Голливуд и вошел в мир большого кино и телевидения, делая саундтреки.
Мир только начал открывать для себя афро-американцев в конце 1960-х, во многом благодаря усилиям феноменально успешного композитора и продюсера Куинси Джонса (Quincy Jones). Именно Джонс настаивал, чтобы Голсон переехал в Голливуд. Бенни последовал примеру самого Джонса, написав ряд саундтреков к американским и иностранным фильмам, музыкальное сопровождения для телевизионной рекламы и ряда популярных телесериалов. Голсон не стал именем нарицательным тот момент, но его музыка была услышана миллионами американцев.
Между тем, Голсон брал частные уроки композиции и подумывал о возвращении к чистому джазу, хотя и полностью отложил свой инструмент в сторону. "Но мыслительный процесс работает все время, и когда я взял саксофон в руки снова в конце 70-х, я звучал уже не так. Прошло около 10 лет, прежде чем я снова чувствовал себя комфортно", - рассказал он Down Beat. Другим фактором было то, что рост синтезаторов и электронных музыкальных саундтреков постепенно снижал потребность в живых музыкантох в Голливуде.
Голсон выступал и сделал несколько записей в конце 1970-х годов. Его возвращение в джаз состоялось официально, когда он и Фармер возродили Jazztet в 1982-м. Гастроли Бенни в Японии, Европе и Соединенных Штатах впечатлили слушателей новым звуком, который тал более хардовым. С 1980-х годов Голсон делил свое время между Соединенными Штатами и Европой, а многие из его записей были впервые выпущены на японских лэйблах. Он продолжал сочинять музыку во всех направлениях, в которых он провел свою музыкальную жизнь: он написал новые джазовые композиции, писал музыку для телевидения, а также написал ряд классических произведений, включая симфоническое произведение Two Faces. Премьера состоялась в нью-йоркском Alice Tully Hall. Кроме этого были написаны балет, фортепианная музыка.
Оставаясь активныме и в свой восьмой десяток, Бенни Голсон добавил еще один вид деятельности в свой плотный график - он начал давать случайные лекции, не только о музыке, но о расовых отношениях.
В конце 1990-х и начале 2000-х Голсон гастролировал с группой всех звёзд под названием Roots и с трио Кита Коупленда (Keith Copeland), продолжал сочинять.
В настоящее время Бенни Голсон является единственным живым джазовым музыкантом, написавшим 8 стандартов для джазового репертуара. Эти джазовые стандарты нашли свое место в бесчисленные записях на международном уровне на протяжении многих лет и до сих пор.
Он записал более 30 альбомов для многих звукозаписывающих компаний в Соединенных Штатах и Европе под своим собственным именем и бесчисленные множество с другими крупными артистами. Как композитор Голсон написал более 300 композиций.
За более чем 60 лет Бенни Голсон в прославленный, музыкальной карьере не только сделал множество записей, но также сочинял музыку и делал аранжировки для:
Каунта Бэйси, Джона Колтрейна, Майлза Дэвиса, Сэмми Дэвиса-младшего (Sammy Davis Jr.), Мама Сасс Эллиотта (Mama Cass Elliott), Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald), Диззи Гиллеспи, Бенни Гудмена, Лайонела Хэмптона, Ширли Хорн (Shirley Horn,) Дэвида Джонса (David Jones) и The Monkees, Куинси Джонса, Пегги Ли (Peggy Lee), Кармен МакРэй (Carmen McRae), Аниты ОДэй (Anita O'Day), Ицхака Перлмана (Itzhak Perlman), Оскара Питерсона (Oscar Peterson), Лу Ролса (Lou Rawls), Микки Руни (Mickey Rooney), Дайаны Росс (Diana Ross ), The Animals (Эрик Бурден), Мела Торма (Mel Torme), Джорджа Ширинга (George Shearing), Дасти Спрингфилда (Dusty Springfield) и многих других
Бенни Голсон удостоен докторской степени William Paterson College, Уэйна, Нью-Джерси и Музыкальной Школы Беркли, Бостона, Массачусетса.
Benny Golson - Killer Joe
Benny Golson Quintet - Whisper Not
Benny Golson Cedar Walton Quintet - I Remember Clifford
Дискография
As leader
Benny Golson's New York Scene (Contemporary, 1957)
The Modern Touch (Riverside, 1957)
The Other Side of Benny Golson (Riverside, 1958)
Benny Golson and the Philadelphians (United Artists, 1958)
Gone with Golson (New Jazz, 1959)
Groovin' with Golson (New Jazz, 1959)
Gettin' with It (New Jazz, 1959)
Take a Number from 1 to 10 (Argo, 1961)
Pop + Jazz = Swing (Audio Fidelity, 1961) – also released as Just Jazz!
Turning Point (Mercury, 1962)
Free (Argo, 1962)
Stockholm Sojourn (Prestige, 1964)
Tune In, Turn On (Verve, 1967)
Are You Real (CBS, 1977)
Killer Joe (Columbia, 1977)
I'm Always Dancin' to the Music (Columbia, 1978)
California Message (Baystate, 1980)
One More Mem'ry (Baystate, 1981)
Up, Jumped Spring (LRC Ltd., 1990)
Up Jumped Benny (Arkadia Jazz, 1997)
That's Funky (Arkadia Jazz, 2000)
One Day Forever (Arkadia Jazz, 2001)
Terminal 1 (Concord Records, 2004)
The Masquerade Is Over (Azzurra Music, 2005)
The Many Moods of Benny Golson (Arkadia Jazz, 2007)
Three Little Words (Synergie OMG, 2007)
New Time, New 'Tet (Concord Records, 2009)
With The Jazztet
Meet the Jazztet (Argo, 1960)
Big City Sounds (Argo, 1960)
The Jazztet and John Lewis (Argo, 1961)
The Jazztet at Birdhouse (Argo, 1961)
Here and Now (Mercury, 1962)
Another Git Together (Mercury, 1962)
Voices All (East West, 1982)
Playboy Jazz Festival (Elektra/Musician, 1982)
Moment to Moment (Soul Note, 1983)
Nostalgia (Baystate, 1983)
Back to the City (Contemporary, 1986)
Real Time (Contemporary, 1986)
As arranger
With Kenny Burrell
Both Feet on the Ground (Fantasy, 1973)
With Art Farmer
Brass Shout (United Artists, 1959)
With Curtis Fuller
Sliding Easy (United Artists, 1959)
With Roland Kirk
The Roland Kirk Quartet Meets the Benny Golson Orchestra (Mercury, 1963)
With Jack McDuff
Prelude (Prestige, 1963)
The Dynamic Jack McDuff (Prestige, 1964)
Walk On By (Prestige, 1966)
The Midnight Sun (Prestige, 1964-66 [1969])
Steppin' Out (Prestige, 1961-66 [1969])
With Fred Payne
How Do You Say I Don't Love You Anymore (MGM, 1966)
As sideman
With Art Blakey
Moanin' (Blue Note, 1958)
With Cass Elliot
Cass Elliot (RCA 1971)
With Art Farmer
Modern Art (United Artists, 1958)
With Curtis Fuller
Blues-ette (Savoy, 1959)
The Curtis Fuller Jazztet (Savoy, 1959)
Imagination (Savoy, 1959)
With Dizzy Gillespie
Dizzy in Greece (Verve, 1957)
Birks' Works (Verve, 1957)
Dizzy Gillespie at Newport (Verve, 1957)
The Greatest Trumpet of Them All (Verve, 1957)
Bird Songs: The Final Recordings (Telarc, 1992)
To Bird with Love (Telarc, 1992)
With Ernie Henry
Last Chorus (Riverside, 1956–57)
With Milt Jackson
Bags' Opus (United Artists, 1958)
With Philly Joe Jones
Drums Around the World (Riverside, 1959)
With Abbey Lincoln
It's Magic (Riverside, 1958)
With Blue Mitchell
Out of the Blue (1959)
With Arkadia Jazz All Stars
Thank You, Duke!
With Sarah Vaughan
Sassy Swings Again (1967).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.