За день до рождественского сочельника в Севастополе звучал джаз. В тёплом и уютном зале Дома офицеров Черноморского флота РФ выступал Sax Jazz Band «Саксофоны Севастополя».
Вечер вёл джазовый энтузиаст, создатель и идейный вдохновитель «Саксофонов» Юрий Тараненко. Ему помогал Сергей Чайка.
«На сегодняшнем концерте оркестра «Саксофоны Севастополя» вы услышите шедевры джазовой музыки, которые перенесут нас в ту потрясающую эпоху 30-90 годов прошлого столетия, - открыл программу Юрий Тараненко. - Было много талантливых музыкантов и композиторов, написано много интересных джазовых композиций. Мы и до сих пор открываем для себя что-то новое. Встречайте! Сакс Джаз Бэнд «Саксофоны Севастополя»!»
И вот на сцене уникальный оркестр: два альт-саксофона, два тенора и баритон-саксофон. Ритм группа (а куда же без неё!) – ударные, бас, клавишные.
Начинают с бессмертной FOUR Майлза Дэвиса. 1954 год, а звучит, как будто вчера написано. За ней, не менее бессмертная баллада Star dust Хоуги Кармайкла. Поочерёдно солируют Роланди Ниавадзе и Виктор Никулин, альт и тенор. Прекрасно!
Wild Cat Blues - ещё одно произведение того же, раннего джазового периода. «Дикий кошачий блюз» образца 1923 года по-прежнему свеж. Припомним, что в 50-х годах, когда в Советском Союзе джаз был запрещён, и как говорилось в одном из фильмов, саксофон приравнивался к холодному оружию. А кларнет - правильный инструмент. «Мы поступили согласно требований того времени и применили кларнет, на котором играет замечательный музыкант Вадим Сенькин», - объявляет Юрий Тараненко. Стоит отметить, что кларнетист выходил на сцену ещё несколько раз и в каждой композиции показывал высокое мастерство владения инструментом. Так было в следующей композиции, где солировал Сенькин – Charmaine (автор Erno Rappe, 1926).
Но, пришёл черёд посолировать и клавишным. За дело взялся Руслан Кривцун - Softly, As In A Morning Sunris («Рассвет и закат») Зигмуда Ромберга. Впервые песня прозвучала в бродвейской оперетте Ромберга «Новая Луна». Первоначально это было танго, однако в последующих вариантах исполнения жанр полностью изменился. Песня причислена к американскому джазовому «золотому стандарту».
И вот, из довоенных лет – в ранние 60-е. А конкретно, в 1963-й, год моего рождения. И год рождения «Hello, Dolly!», написанной Джерри Херманом для одноимённого мюзикла. В оригинальной версии её исполняла талантливая актриса Кэрол Чэннинг. Луи Армстронг, который к тому времени уже был живой легендой и все реже появлялся на публике, спел “Hello, Dolly!” для рекламы мюзикла. Когда песня “Hello, Dolly!” возглавила американские хит- парады, 62-летний Армстронг стал самым пожилым исполнителем, которому удалось покорить эту вершину. До этого её в течение четырнадцати недель оккупировали “The Beatles” с тремя разными композициями. А с «Саксофонами Севастополя» её исполнила подающая большие надежды вокалистка Марина Гараджа.
Зал завёлся. Безумный драйв и жизнерадостность знакомой мелодии затронули каждого в зрительном зале. И тут же - ещё одна популярная песня в исполнении Марины - «Undecided» («Нерешительный»). Написана Сидом Робином и Чарли Шейверсом в 1938 году.
И пришло время послушать потрясающее произведение аргентинского композитора второй половины 20 столетия Астора Пьяццоллы, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. «Oblivion» - «Забвение». В феврале 1993 г. Астор Пьяццолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение Oblivion в категории «Лучшая инструментальная композиция». И снова кларнет и Вадим Сенькин. А затем - совершенно другой стиль. Композиция Энди Фарбера «The Bombers».
«Градус настроения» зрителей и слушателей достиг кипения, когда зазвучала «Lily Was Here», возглавившая в 1989 году многие хит-парады мира. Именно «Лили была здесь» сделала знаменитой и всемирно известной Кенди Далфер – нидерландскую саксофонистку и певицу. Именно она написала эту мелодию в ноябре 1989 года вместе с музыкантом Дэйвом Стюартом.
После «Лили» - немного «курятинки» - «The Chicken» Жако Пасториуса, величайшего американского бас-гитариста.
Завершила первое отделение концерта Golden era of Swing.
В антракте зрители оставляли в анкетах свои координаты – электронную почту или номер мобильного телефона. Теперь они будут получать сообщения обо всех планируемых в городе джазовых мероприятиях.
Второе отделение началось с Jive at Five, написанной Говардом Роу в 1999 году. Пожалуй, самая молодая из всех прозвучавших композиций.
Вспонили творчество американского композитора-пианиста-аранжировщика Джонни Грина, исполнив одно из лучших его произведений Body and Soul - «Душа и тело». Несколько слов из этой песни:
Моя жизнь - катастрофа, причина которой – ты.
Ты знаешь, что я твоя,
Тебе стоит всего лишь принять меня,
Я с радостью отдала бы тебе всю себя,
Душу и тело.
А дальше - Lullaby Of Birdland (Колыбельная) Джорджа Ширинга. В 1949 году на Бродвее открылся джаз-клуб, ставший вскоре самым популярным в США. В 1952 году в честь выдающегося саксофониста Чарли Паркера, которого музыканты окрестили "Бердом" ("Птицей"), клуб был назван "Бердлендом". Этому клубу и посвятил свою "Колыбельную" пианист Джордж Ширинг. Пьеса была записана на пластинку квартетом Д. Ширинга в 1952 году.
Накануне Рождества нельзя было обойтись без традиционной евангельской песни - церковного гимна Just a Closer Walk. Это, конечно, не классическая рождественская песня, в ней поётся о тяжёлой жизни чернокожих рабов. Аналогичные слова были опубликованы ещё в 1800 годах, а первая запись сделана 8 октября 1941 года. Её исполняли многие джазовые и духовые оркестры, а в 1958 году её спел Элвис Пресли.
После «старины глубокой» оркестр сыграл более современную композицию - Offshore Breeze «Морской бриз» Говарда Рове. Написал он её в 1995 году для альт-саксофона или флюгергорна как концертную балладу.
И снова на сцене Марина Гараджа. Произведение канадского композитора и джазового музыканта Моэ Кофмана «Свингин Шеперд Блюз». И снова, назад в прошлое джаза – 1957-й.
За ней – крик. Именно так можно перевести название композиции известного трубача, преподавателя, аранжировщика Джеффа Джарвиса из Калифорнии – Honk. И, почти без перерыва Be Bop Диззи Гиллеспи.
За бибопом - фанковая песня Джеймса Брауна - I Feel Good («Мне хорошо», 1965 год), ставшая крупнейшим его хитом. В песне описывается как здорово ощущать, что тот, кого ты любишь, рядом с тобой. Марина Гараджа и «Саксофоны Севастополя». И, как оказалось, Марина ещё и на трубе могёт!
Концерт плавно подошел к своему логическому завершению. В нём принимали участие: альт-саксофоны - Роланди Ниавадзе и Игорь Гаврилюк, тенор-саксофоны Валерий Ковалёв и Заслуженный артист АРК Виктор Никулин, баритон-саксофон - художественный руководитель и аранжировщик оркестра Юрий Яворский. Великолепный кларнетист Вадим Сенькин, клавишные - Руслан Кривцун, бас – гитара - Сергей Снегирёв, ударные - Константин Неделев, вокал - Марина Гараджа. Нельзя не вспомнить и бессменного звукорежиссёра – это Владимир Корзюк.
Те, кто постоянно ходит на концерты Sax Jazz Band, конечно заметили, что состав оркестра постоянно меняется. Такова специфика – это же не постоянно действующий коллектив. Кто-то из музыкантов болеет, кто-то на гастролях или даже не учёбе в академии джаза. Но, «скамейка запасных» севастопольского джаза так велика, так много замечательных музыкантов-виртуозов, что можно быть уверенным – джаз в городе-герое даже более чем жив.
Также приятно упомянуть, что концертная программа обновилась процентов на 70, к великому удовольствию почитателей джаза.
Фото Марины Наумовой.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.