Гитарист Пэт Метэни (Pat Metheny) сумел успешно в течение более чем трех десятилетий балансировать между инновациями в музыке и сохранением традиционного стиля. Его джазовые альбомы принесли ему лично и его Pat Metheny Group около 16 премий Грэмми (из 29 номинаций), больше чем любому другому джазовому музыканту. Его музыку трудно классифицировать, она представляет собой мягко звучащее экспериментальное путешествие в миры джаз-фьюжн, фолка, рока, нью-эйдж и поп-музыки. Пэт Метэни – брат джазового флюгергорниста и журналиста Майка Метэни.
Биография
Патрик Брюс Метэни родился 12 августа 1954 года в Канзасе, штат Миссури. Столкнувшись с медленно текущей жизнью маленького городка и не имея доступа к телевидению, Метэни и его семья нашли развлечение в музыке. Следуя по стопам своего старшего брата, трубача, Метэни в возрасте восемь лет начал учиться играть на трубе, и в результате обучения чтению и писать музыку. Его интерес к поп-группам, таким как Beatles и Beach Boys, вскоре был омрачен ранней и непосредственной заинтересованностью в джазовой музыке. Он быстро вникал в мир джаза, быстро обучался произведениям великих, таких как Майлз Дэвис (Miles Davis) и Орнетт Коулмен (Ornette Coleman) и всё это без официального учителя музыки. Он получил свою первую гитару в возрасте десяти лет, а в возрасте двенадцати лет отказался от трубы для того, что бы посвятить себя инструменту, ставшему его визитной карточкой. Метэни вскоре нашел свое призвание, играя с джазовыми музыкантами Канзас-Сити. Его местная слава была такова, что, когда Херби Хэнкок (Herbie Hancock) приехал в город, он, как сообщается, разыскал 16-летнего Metheny, чтобы поджемить с ним.
После окончания средней школы в Канзас-Сити в 1972 году, Метэни поступил в университет Майами. Но уже вскоре преданность Метэни к музыке взяла верх над студенческими и социальными обязательствами. Он бросил обучение и в возрасте 18 лет начал преподавать электрогитару в школе. В 1974 году он был приглашен преподавать музыку в бостонском музыкальном колледже Беркли (которые затем присвоил ему почетную докторскую степень в области музыки в 1996 году). Во время краткого пребывания в университете Майами Метэни успел встретиться с джазмен Жако Пасториусом (Jaco Pastorius), сотрудничество с который будет продолжаться все его ранние годы джазовой карьеры. Именно с Пасториусом и с джазовым пианистом Полом Блей (Paul Bley) Метэни записал первый альбом в 1974 году.
1974 год стал годом начала большого перерыва Пэта Метэни на мировое джазовой сцене. С 1974 по 1977 он "одолжил" свой стиль игры группе вибрафониста Гэри Бертона (Gary Burton). По рассказам самого Метэни, этот стиль предполагает смешивание "свободную и гибкую артикуляцию, обычно присущую духовым инструментам, с передовой ритмической и гармонической чувствительностью - способ игры и импровизации, который был современным в концепции, но обоснованный глубоко в джазовой традиции мелодии, свинга и блюза". После альбома Ring, записанного с Бертоном и Эберхардом Вебером (Eberhard Weber), Метэни выпустил свой первый сольный альбом. С выходом Bright Size Life в 1975 году, Метэни называют представителем нового поколения новаторов джазовой гитары. Этот альбом ознаменовал начало десятилетних отношений с лейблом ECM.
В 1978 году Метэни основал Pat Metheny Group, опираясь на талантливых барабанщика Дэна Готлиба (Dan Gottlieb), басиста Марка Игана (Mark Egan) и Лайла Мэйса (Lyle Mays - клавишника он встретил во время своей работы с Бертоном). Time писал о группе как "долгоживущем фьюжн-квартете с богато текстурированными, бразильскими ароматизированными альбомами, с их гладкими синтезированными поверхностями, обращёнными к слушателям, для которых джаз, как правило, слово из четырех букв".
"Если вы посмотрите на историю группы, с самого начала мы всегда искали способы и пытались взглянуть на формы с разных точек зрения", - говорил Метэни в интервью The Washington Post. - Вся миссия группы состояла в исследовании то, чем джазовая группа может быть в современную эпоху, тем, чем она не был прежде. И есть некоторые реальные очевидные вещи, которые отличают нас, начиная с количества электроэнергии, затраченного на звучание группы и тех написанных нами произведений, которые были не просто мелодиями".
В то время как группа будет развиваться на протяжении многих лет, отношения сотрудничества с Мейсом ознаменует карьеру Метэни в течение более чем двух десятилетий. Сотрудничество Метэни с широким спектром джазовых и не джазовых исполнителей также станет его карьерой. Орнетт Коулмен, Стив Райх (Steve Reich), Херби Хэнкок, Сонни Роллинз (Sonny Rollins) и Дэвид Боуи (David Bowie) - это лишь немногие из артистов, выступавших с Метэни. Несмотря на значительный успех с ECM, Метэни оставил лэйбл после выпуска Geffen в 1985 году и создал собственный Pat Metheny Productions, на котором и выпускает свои музыкальные творения.
В течение почти трех десятилетий Пэт Метэни выходит за рамки роли "джазового гитариста", сочиняя разнообразные композиции, начиная от рока и джаза до классической музыки и балетных номеров. От гитары соло и малых ансамблей до больших оркестров, с использованием как акустических так и электрических инструментов. "Джаз является формой "все включено" (all-inclusive) ", - сказал он как-то раз в 2000 году. - Там место для всех, понимающих истинную суть музыки. Для джазовых ребят, таких как Дюк Эллингтон (Duke Ellington) или Майлз Дэвис (Miles Davis), до превращения в элементы поп-культуры, которая окружает нас".
Пэт Метэни был одним из первых сторонников электронной музыки, утверждавших, что именно они в числе первых джазовых исполнителей восприняли синтезатор серьезно и использовать Synclavier для составления песен. Перейдя от своей первоначальной гитары Gibson ES-140T, Метэни развил звук своим вкладом в создание 42-струнной гитары Pikass, затем на джазовой гитаре Ibanez PM-100 и акустической сопрано гитаре, а также многих других инструментов (например, ситаре). Всегда продвигая свой собственный стиль в новых направлениях, Метэни разрушил свою репутацию развитого чувства мелодии , выпустив в 1994 году Zero Tolerance для Silence. Одни критики обозвали альбом «шумный обратной связью», а другие, например, Терстон Мур из Sonic Youth, как "наиболее радикальная запись этого десятилетия ... новая веха в электрогитаре".
Начав гастролировать в 1974 году, Метэни продолжает выступать, давая от 120 до 240 концертов ежегодно. Он также сумел сохранить лояльных фанатов, постоянно выигрывая новые музыкальные награды.
Дискография
1976: Bright Size Life
1977: Watercolors
1980: 80/81
1981: As Falls Wichita, So Falls Wichita Falls
1982: Offramp
1984: Rejoicing
1986: Song X
1989: Question and Answer
1992: Secret Story
1997: Beyond the Missouri Sky
2000: Trio 99 → 00
2006: Metheny/Mehldau
2008: Day Trip
2010: Orchestrion
2011: What's It All About
2012: Unity Band
2014: KIN (←→)
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.