Аранжировка (arrangement) — переложение музыкального произведения для иного, сравнительно с оригиналом, состава исполнителей. Так как основной тематический материал джаза заимствован из фольклора, мюзиклов, ревю и обозрений, в джазовых аранжировок, в отличие от академической музыки, допускаются различного рода изменения мелодии, гармонии, ритмики, фактуры и т. п. При этом обязательно учитывается специфика и стилевая направленность того или иного коллектива. Часто эти изменения возникают непосредственно в процессе исполнения. В джазовой пьесе, которая состоит из нескольких следующих друг за другом повторений темы, т. е. корусов, А. часто выражается в форме различных мелодических вариантов.
Одним из ранних типов аранжировок является устная (head A.), распространенная, главным образом, в архаическом и новоорлеанском джазе. Поскольку подавляющее большинство музыкантов раннего джаза не было знакомо с нотной грамотой, практиковалось исполнение без записи. При этом исполнители предварительно договаривались между собой о вступлении, очередности корусов, коде и т. д. Такой аранжировкой пользовались ансамбли Луиса Армстронга, Джелли Ролла Мортона, Джо Кинга Оливера и многие другие. Устная аранжировка до сих пор распространена в традиционном джазе, а также в небольших ансамблях современного импровизационного джаза. Она применялась также в период свинга в оркестрах Каунта Бейси и Вуди Германа. Оговаривалась лишь тема, часто исполняемая в унисон, а дальнейшее развитие пьесы строилось на импровизированных корусах. Позже из таких аранжировок развились схематические аранжировки (sceleton, или scetch А.), в которых, кроме темы, выписывался бэкграунд, сопровождающий игру солистов.
В 20-е гг. получают широкое распространение печатные аранжировки (stock А.), которые выпускались музыкальными издательствами и предназначались для исполнения танцевальными оркестрами. Эти аранжировки являлись универсальными, и их можно было исполнять любым составом. Выпускаются они и в наше время.
Существуют также специальные аранжировки (special A.), написанные в расчете на конкретный ансамбль или оркестр с учетом индивидуальных особенностей и возможностей исполнителей. Первые нотные аранжировки появились в 20-х гг., что было обусловлено расширением состава джазового оркестра и повышением квалификации музыкантов. Среди аранжировщиков того времени — Элмер Шебель, создававший аранжировки для ансамблей Луиса Армстронга, Джелли Ролла Мортона, Джо Кинга Оливера, а также Дон Редман. Большое влияние на дальнейшее развитие искусства аранжировки оказал композитор и пианист Флетчер Хендерсон. Аранжировки 20-х гг. не отличались сложностью и чаще всего основывались на функциональной гармонии — трезвучия расписывались на однородные инструменты (три саксофона, три кларнета или группу из двух труб и тромбона). Этот принцип аранжировки, разработанный Ф. Хендерсоном и построенный на дифференциации групп инструментов оркестра, стал характерным для свинга. Такие аранжировки широко применялись оркестром Бенни Гудмана и другими биг бандами.
Дальнейшее развитие А. получила в 30-е гг. В период свинга, в связи с огромной популярностью больших оркестров, появилось много талантливых аранжировщиков, среди которых Милт Бакнер, Эдди Дарем, Бенни Картер, Джимми Лансфорд, Джимми Манди, Глен Миллер, Сай Оливер, Эдди Сотер, Клод Торнхил, Эдвин Уилкокс, Джеральд Уильсон, Мери Лу Уильяме. Все они, развивая принцип Ф. Хендерсона, привнесли в свои аранжировки модуляцию, риффы и различные звуковые эффекты. Оригинальные аранжировки создавали Каунт Бейси и Чик Уэбб, постоянно обращаясь к риффам и унисону, которые стали важнейшими элементами аранжировок для биг бэнда. Среди аранжировщиков этого периода особо выделяется Дюк Эллингтон.
Созданный им оригинальный принцип аранжировки стал в дальнейшем характерным для всего его творчества. В середине 40-х гг. Вуди Герман, Стен Кентон, Бойд Рейборн, Пит Руголо начали постепенно вводить в аранжировки новые оркестровые приемы, латиноамериканскую ритмику, элементы европейской композиторской техники, что впоследствии составило основу прогрессива. С появлением современного джаза аранжировка применяется также и в ансамблях, где фиксированные партии переплетаются с импровизацией. Этот период ознаменовался поисками новых средств выразительности, оригинальности свежих звучании, что нашло свое отражение как в аранжировке для ансамблей, так и для биг-бэндов. Это проявилось, одной стороны, в активном использовании приемов, характерных для европейской композиторской техники (усложнение мелодики, гармонического языка, ритмики, широкое применение полифонии), с другой стороны – в введении в оркестр инструментов, ранее редко употреблявшихся в джазе (флейта, гобой, бас-кларнет, валторна, бас-тромбон, виолончель).
Среди наиболее известных аранжировщиков современного джаза - Френси Боланд (Бельгия), Георгий Гаранян, Гиви Гечечиладзе, Виталий Долгов, Алексей Козлов, Анатолий Кролл, Раймонд Паулс, Борис Рычков, Юрий Саульский, Владимир Терлецкий (СССР), Ральф Варне, Боб Брукмайер, Квинси Джонс, Тед Джонс, Джон Люк, Джерри Маллиген, Оливер Нелсон, Джордж Pacceл, Билл Руссо, Дон Сабесю, Билли Стрейхорн, Эрни Уилкинс, Нил Хефти, Ги Эванс, Дюк Эллингтон (США), Мишель Легран (Франция).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.