Регистрация пользователя

или Отмена

Материалы

Колтрейн Джон

Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, поражавший своей самобытностью, лучший саксофонист 20 века, композитор. Тяга к неизведанному привела его к наркотикам, а наркотики – к смерти в 41 год.

 

Музыка Колтрейна была по настоящему духовной, он общался со слушателями, он обращался к ним при помощи музыкальных фраз. “Знаете, я хотел быть силой добра, выступать против сил зла. Сил, которые приносят людям и обществу в целом беду. А я стремился быть проводником всеобщего добра”, - сказал Джон Колтрейн в одном из интервью.

«Моя цель - жить действительно духовной жизнью и выразить это в моей музыке. Если вы живете именно так, то играть легко, потому что музыка часть такой жизни. Она очень, очень глубоко в вас. Моя музыка это вдохновенное выражение моего Я - моей Веры, моего опыта, моего естества», - в этом вся суть Колтрейна. Эти слова о себе и своей музыке как нельзя лучше характеризуют одного из самых влиятельных джазовых музыкантов второй половины XX века, тенор- и сопрано-саксофониста и бэнд-лидера. Наряду с Чарли Паркером, Дюком Эллингтоном, Майлзом Дэвисом, Луи Армстронгом является наиболее значительной фигурой в истории джаза, оказавшей влияние как на современных джазовых музыкантов, так и на школу импровизации в целом.

Биография

Джон Уильям Колтрейн (John William Coltrane) родился 23 сентября 1926 года в Хамлете, штат Северная Каролина, США. Семья его была музыкальной, однако родители не зарабатывали на жизнь музыкой. С 13 лет Джон начал играть в оркестрах. Вначале его инструментами были кларнет и альтгорн, затем альт-саксофон. Учился затем в Ornstein School of Music и в Granoff Studios как инструменталист и по классу композиции.

Колтрейн играл в разных ночных клубах Филадельфии, но в 1945 году его призвали в армию и отправили служить на Гавайи. На военной службе в течение 2 лет играл в военном оркестре на Гавайях. В 1946 году Колтрейн уволился в запас и вернулся в Филадельфию.

Осенью того же года Джон начал играть в оркестре Джо Уэбба (Joe Webb) с вокалисткой Биг Мэйбелл (Big Maybell), а в 1947 году перешёл в ансамбль Эдди Клинхед Винсона (Eddie Cleanhead Vinson) «King Kolax Band». Там же Колтрейн впервые попробовал взять в руки тенор-саксофон, ставший впоследствии его основным инструментом. Одни источники утверждают, что это произошло под влиянием игры Чарли Паркера, который, как тогда считалось, исчерпал возможности альт-саксофона, другие источники - что переключиться на тенор Колтрейна вынудил руководитель бэнда, сам играющий на альте.

В 1949 году Джон присоединился к настоящему звёздному составу — биг-бэнду Диззи Гиллеспи и оставался в нём до весны 1951 года, когда оркестр превратился в септет. Вместе с ним, в 1951 году, Колтрейн записал на пластинку свое первое соло в пьесе «We Love To Boogie». Подобно многим джазменам того времени, он постепенно стал наркоманом, что затрудняло поиски работы и служило причиной конфликтов. Гиллеспи в 1951-м указал ему на дверь.

В конце сороковых Колтрейн - рядовой музыкант, практически неотличимый от многих своих двадцатилетних коллег. Впрочем, одна особенность все же бросается в глаза: Колтрейн почти сразу оказался в среде джазовой элиты своего времени. Уже в 1947 г. он познакомился и сыграл первые пьесы и с Майлсом Дэвисом, и с Сонни Роллинзом, а чуть позже и с Диззи Гиллеспи, пригласившим его в свой оркестр. В его составе в 1949 г. Колтрейн впервые участвовал в записи диска. В биг-бэнде Гиллеспи ему пришлось вернуться к альт-саксофону, но когда в 1951 г. Диззи по причине финансовых затруднений распустил свой большой состав и перешел к работе с комбо, он, во-первых, оставил в нем Колтрейна, а во-вторых, позволил ему играть на теноре. Для Джона к тому времени это был уже его любимый инструмент, и в качестве образца для подражания он выбрал манеру игры Декстера Гордона. Хотя, пожалуй, “подражание” — термин, мало уместный, когда речь идет о Колтрейне. И в молодые годы, и позже он никогда не стеснялся подмечать что-то ему интересное у других. Однако эти находки всегда служили Джону только отправной точкой собственных поисков.

Внешне очень мягкий, доброжелательный, улыбчивый, умеющий прекрасно ладить с коллегами, Трейн ( Trane - как его часто называли) наедине с самим собой оставался упорным исследователем и неистовым экспериментатором, охваченным жаждой самосовершенствования. Он очень много работал над техникой игры, еще и еще раз анализировал сложные музыкальные концепции, вкус к которым ему привил Дэннис Сэндоул (Dennis Sandole), педагог Трейна по теории музыки в “Granoff Studios”. Оставаясь пока в рамках хард-бопа, Джон Колтрейн предпочитал резкие, изломанные мелодические линии, разветвленные и извилистые импровизации.

В 1952 г., играя у Эрла Бостика, Джон познакомился с Эриком Дольфи, ставшим его самым близким другом на все оставшиеся им годы. Вместе они очень мало записывались (остались буквально считанные записи), но зато много и плодотворно думали. Идеи Дольфи оказали сильнейшее воздействие на творчество Колтрейна. Еще одна встреча произошла в 1954 году. Найма оказалась верным другом и надежной опорой. Во многом благодаря ей Колтрейну удастся позже избавиться от наркотического проклятия. Если Дольфи повлиял на музыкальные взгляды Джона, то влияние Наймы в сфере духовной тем более трудно переоценить. Это была большая любовь, и она увековечена в джазовой истории замечательной балладой, которую Колтрейн сочинил в честь своей жены.

В 1954 году Трейну повезло - его пригласил в свой бэнд Джонни Ходжес. У него Колтрейн продержался меньше года, а затем судьба свела его с Майлзом Дэвисом. Майлс Дэвис принял в свой ансамбль Джона в 1955-м. Их классический состав включал в себя Дэвиса, Колтрейна, пианиста Реда Гарленда, басиста Пола Чамберса и ударника Филли Джо Джонса.

Сам Джон в то время, как явствует из его позднейших высказываний, чувствовал себя в столь именитой команде не слишком уверенно: «Группа Майлса заставила меня искать. В таком окружении я уже не мог довольствоваться старым багажом. Я ощущал, что мне еще нужно дотянуться до их звучания». И поиски Трейн продолжил с удвоенной энергией. Дэвис с его нестандартным новаторским мышлением сыграл привычную для себя впоследствии роль катализатора творческого вдохновения для своих музыкантов. Но единственный раз, в случае с Колтрейном, ему удалось пробудить к активности талант, по крайней мере равновеликий собственному.

С этим квинтетом Колтрейн сделал множество записей на лейблах Columbia и Prestige. Впоследствии, когда он стал очень известным, его сайдменские записи стали издаваться под его именем, и этот процесс продолжается до сих пор. Из-за пристрастия к героину Дэвис несколько раз увольнял Колтрейна из своей группы, но потом опять приглашал обратно. Окончательно они расстались в 1957 году, что послужило для саксофониста толчком к тому, чтобы больше выступать и записываться самостоятельно.

В этом же 1957 году Трейн издал на лейбле Prestige свой первый сольный альбом, названный «Coltrane», в составе с трубачом Джонни Сплоуном, баритон-саксофонистом Сахибом Шихабом, пианистами Мэлом Уолдруном и Редом Гарлендом, басистом Полом Чамберсом и барабанщиком Элом Хитом. Тогда же, 1957 году, Колтрейн присоединился к квартету Телониуса Монка, а также продолжал работу над собственными альбомами.

В этот период Джон Колтрейн стал культвировать созданную им особую импровизационную манеру игры «sheets of sounds style» (буквально - «стиль звуковых пластов»), основанную на виртуозных «сверхскоростных» волнообразных пассажах, образующих элементы особого рода мелодической линии. Данную технику Колтрейн применил и в совместных Дэвисом и Биллом Эвансом опытах по созданию т.н. модального джаза, открывших собой в 1959 (наряду с Орнеттом Коулмэном и Сесилом Тэйлором) фри-джазовую эру.

Он избавился от пристрастия к наркотикам и вновь начал сотрудничать с Майлсом Дэвисом, вместе с которым записал в 1959 году один из лучших в истории джазовых альбомов «Kind Of Blue».

В начале 60-х годов вышел первый альбом Колтрейна, состоящий целиком из его собственных композиций — «Giant Steps». Он окончательно отказывается от работы в других составах и собирает свое комбо в Нью-Йорке, состоящее из пианиста Стива Кюна (которого скоро заменил МакКой Тайнер), басиста Стива Дэвиса и ударника Пита Ла Рока (которого последовательно сменяли Билли Хиггинс и Элвин Джонс). Весь свой последний период творчества Колтрейн играл, кроме тенора, на сопрано-саксофоне.

В 1962 году он подписал договор с лейблом Impulse! Работая с продюсером Бобом Тиле, Колтрейн записал в студии огромное количество материала, которое фирма не была в состоянии издать сразу, но зато постепенно издавала после смерти музыканта. Он развивал свой собственный, почти религиозный, подход к джазу и самым знаменитым альбомом этого направления стала пластинка «A love Supreme» (1964), получившая две номинации на Грэмми и ставшая самой продаваемой его работой.

На протяжении 1960-х Джон Колтрейн неизменно занимал в анкетах джазовых журналов (Down Beat в США, Swing Journal в Японии и др.) первое место среди саксофонистов. В 1965 году был избран в символический "Зал славы".

Последний прижизненный альбом Колтрейна, «Expressions», вышел в 1967 году совсем незадолго до его смерти от рака печени. Джон умер 17.07.1967 в Хантингтоне, штат Нью-Йорк. На похоронах великого музыканта играли Орнетт Коулман и Альберт Айлер.

Несмотря на относительно короткую карьеру (он стал известен широкой публике только в возрасте 33 лет, а умер, не дожив до 41 года), Джон Колтрейн до сих пор является одной из самых известных и противоречивых фигур джазового мира. Он играл в разных, чуть ли не противоположных стилях, и это служило причиной столь же противоположных отзывов критиков о его музыке. Однако уже давно никто не подвергает сомнению грандиозный вклад Колтрейна в современный джаз и влияние на творчество подавляющего большинства саксофонистов второй половины XX века.

До настоящего времени влияние Колтрейна на молодых музыкантов современного джаза не ослабевает. Развитие характерного колтрейновского стиля игры и саксофонового саунда продолжили его ученики и многочисленные последователи, в том числе Арчи Шепп, Чарлз Ллойд, Ян Гарбарек, в России - Н. Панов, А.Пищиков, И. Бутман, С. Гурбелошвили и многие другие. Значительным является и композиторское наследие Колтрейна; среди его лучших сочинений - Naima, Blues Minor, Fifth House, Chasin' The Train, Blues To Bechet, Blues To You, Mr. Day, Mr. Syms, Mr. Knight, Harmonique, Dahomey Dance, India, Moment's Notice, Giant Steps.

Будучи прирожденным новатором, John Coltrane, тем не менее, в самых радикальных экспериментах не утратил связей с родоначальными традициями и фольклорными истоками афроамериканской музыкальной культуры. Органичным компонентом его ярко индивидуального стиля всегда оставалась блюзовая интонация. Очень важным фактором для формирования его мышления является также связь с традициями духовной негритянской музыки, спиричуэлом и госпелом.

Колтрейн, по существу, создал особый тип экспрессивной сольной импровизации в духе экстатической речитации негритянского проповедника и мелодики госпел-сонгов, с элементами архаического холлера (плантационные песни-переклички колониальных времен) и шаут-блюза («криковой» тип блюзового пения). Одна из новых стилевых форм музыкального высказывания, развитая им на основе госпела т. н. медитативный стиль, родственный свободной речевой мелодекламации и древней псалмодии (A Love Supreme — 1964, Meditations — 1965, Reverend King — 1966, Expression — 1967, ).

Другой тип мелодии, характерной для Колтрейна, - романтическая балладно-песенная кантилена, в высшей степени эмоциональная, страстно-чувственная, вокальная по природе. Напряженный, темброво-насыщенный «поющий» звук, сохраняющий свою «вокальность» независимо от темпа и технической виртуозности исполнения, — неотъемлемая принадлежность колтрейновского саксофонового стиля, непосредственно выражающая его внутренний мир.

Еще одна привлекательная для него сфера новаторских исканий — интеграция в современный джаз традиций далеких экзотических культур (арабской, африканской, индийской), неевропейских ладовых и звукорядных систем, мелодических и ритмических моделей, инструментальных тембров (Africa Brass, Kulu Se Mama, Impressions и др.).

После смерти Колтрейна прихожане храма Yardbird в Сан-Франциско начали поклоняться ему, как Богу во плоти. Храм был назван по имени Чарли Паркера, которого они приравнивают к Иоанну Крестителю.
The St. John Will-I-Am Coltrane африканская Православная Церковь в Сан-Франциско, известная как "Церковь Колтрейна", является единственной Африканской православной церковью, которая включает музыку Колтрейна и его стихи, как молитвы в литургии.

Многие считают деятельность Колтрейна религиозной. Поборов пристрастие к героину, он сказал, что услышал голос Бога. В 1964 году Джон записал A Love Supreme, альбом оригинального фри-джаза - похвалы Богу ... В 1966 году в Японии интервьюер спросил Колтрейна, кем он надеется стать через пять лет, и Колтрейн ответил: "Святым".

Джон Колтрейн изображается как один из девяноста святых на монументальной иконе «Танцы Святых» в епископальной церкви святителя Григория Нисского в Сан-Франциско. Икона Танцы Святых в 3000 квадратных футов (280 м2) картина выполнена в византийском иконографическом стиле и занимает всю ротонду храма.
Епископальная церкрвь Святого Варнавы в Ньюарке, штат Нью-Джерси, включила Колтрейна в их список исторических черных святых.

Giant Steps

 

 

John Coltrane - Naima - 1965

 

Дискография

Наиболее значительные из альбомов Колтрейна:

Изданные на Prestige Records и Blue Note Records:
Coltrane (debut solo LP) (1957 г.)
Blue Train (1957 г.)
John Coltrane with The Red Garland Trio (1957 г.)
Soultrane (1958 г.)
Lush Life (1958 г.)

Изданные на Atlantic Records:
Giant Steps (1960 г.)
Coltrane Jazz (1961 г.)
My Favorite Things (1961 г.)
Olé Coltrane (1961 г.)

Изданные на Impulse! Records:
Africa/Brass (1961 г.)
Live! at the Village Vanguard (1962 г.)
Coltrane (1962 г.)
Duke Ellington & John Coltrane (1963 г.)
Ballads (1963 г.)
John Coltrane and Johnny Hartman (1963 г.)
Impressions (1963 г.)
Live at Birdland (1963 г.)
Crescent (1964 г.)
A Love Supreme (1965 г.)
The John Coltrane Quartet Plays (1965 г.)
Ascension (1965 г.)
New Thing at Newport (live with Archie Shepp) (1965 г.)
Kulu Se Mama (1966 г.)
Meditations (1966 г.)
Live at the Village Vanguard Again! (1966 г.)
Expression (1967 г.)

Комментировать с помощью:

Добавить комментарий

Запрещается использование ненормативной лексики, разжигание межнациональной вражды, обсуждение не связанных с джазом тем.


Защитный код
Обновить

  1. Популярное
  2. Комментарии
  • Экстайн Билли

    what is debt 07.10.2014 00:34
    Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my ...
     
  • Великий джазовый пианист и композитор Хорас Сильвер скончался в возрасте 85 лет

    Руслан 02.10.2014 14:04
    Ребята, подСкажите где в Севастополе в октябре можно послушать живой джаз???
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    татьяна 20.09.2014 14:37
    Поздравляю... люблю ВАШ талант.......и. .. ВАС, ...маэстро...
     
  • Джонс Куинси

    preeducational 08.09.2014 09:06
    When some one searches for his required thing, so he/she wishes to be available that in detail, so ...
     
  • Гершвин Джордж

    google advertising 04.08.2014 13:28
    This website definitely has all of the information I wanted about this subject and didn't know who ...
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    edit google plus age 03.08.2014 12:28
    Very rapidly this web site will be famous amid all blog visitors, due to it's nice posts
     
  • Кентон Стэн

    reasons for insomnia 07.07.2014 12:06
    bookmarked!!, I like your blog!
     
  • Картер Рон

    bassyak 04.07.2014 19:49
    Трио Картера просто огонь!

Найдите нас на Facebook

Мы ВКонтакте

Sevastopol Jazz

Севастопольский джазовый портал.

Джаз для Вас.

 

По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.