Геннадий Игоревич Гладков родился 18 февраля 1935 в Москве, СССР, в семье музыкантов. Его дед аккомпанировал на саратовской гармошке самой Лидии Руслановой. Отец - Игорь Иванович Гладков был аккордеонистом, баянистом и солистом оркестра Александра Цфасмана.
После 7-го класса Геннадий поступил в химический техникум, окончил его, некоторое время работал в НИИ красителей, где участвовал в организации музыкальных вечеров, самодеятельных ансамблей, все яснее осознавая, что без музыки его жизнь состояться не может.
В 1959 году Геннадий Гладков поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. По классу композиции он учился у В.Г. Фере, чуткого педагога, умевшего разглядеть и высоко ценившего в своих учениках их индивидуальность. По окончании аспирантуры с 1966 года в течение 5 лет Геннадий Гладков занимался преподавательской деятельностью, в том числе в консерватории. С 1953 - преподаватель Московского хорового училища, c 1966 - преподавал оркестровку в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
Ещё будучи студентом, Гладков написал музыку к спектаклю «Друг детства» (1961) московского театра «Современник» по пьесе Михаила Львовского. В это же время начал писать музыку для научно-популярного кино, в частности для фильма «Тайны минувшего» («Центрнаучфильм», 1962).
Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства - Василию Ливанову. Именно он привлёк Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой «Самый, самый, самый, самый» (1966). Ещё раньше Гладков дебютировал как театральный композитор в дипломной режиссёрской работе Ливанова в Щукинском училище - спектакле по «Трём толстякам» Юрия Олеши.
Всесоюзную известность Геннадию Гладкову принесла работа над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты» (1969).
Геннадий Гладков проснулся знаменитым в тот день, когда эта музыкальная мультипликационная лента появилась на экранах. «Бременские музыканты» сразу стали визитной карточкой композитора. Точный сценарий Василия Ливанова, режиссерская работа Инессы Ковалевской, прекрасные стихи Юрия Энтина – и фильм, окрыленный удивительной по своей демократичности и образности музыкой Геннадия Гладкова, стал всеобщим любимцем. Уже здесь основные грани творчества композитора предстают во всей полноте: яркость и неповторимость портретных характеристик, чуткое слышание художественных и игровых свойств музыкальных инструментов, разящая неожиданность, нестандартность их сочетаний, удивительная пластика мелодического мышления, органично сочетающая декламационное, песенное, романсовое, инструментальное начала, неподражаемая ритмическая раскрепощенность и фантазия. Новые мультфильмы подтвердили и усилили успех.
В конце 1960-х Гладков начинает сотрудничать с Марком Захаровым, в то время - режиссёром Московского театра сатиры. Так на сцене театра появляются спектакли с музыкой Гладкова: «Проснись и пой» (1970), «Темп-1929» (1971), «Чудак-человек» (1973). В дальнейшем к ним прибавились музыкальные спектакли, поставленные на сцене Ленинградского драматического театра имени Ленсовета, — «Укрощение строптивой» (1970), «Люди и страсти» (1974), «Дульсинея Тобосская» (1973), «Трубадур и его друзья» (1975), «Ковалева из провинции» (1973).
Затем последовали спектакли Московского театра имени Ленинского комсомола, поставленные Марком Захаровым, - «Автоград-XXI» (1973), «Тиль» (1974), «Жестокие игры» (1979), а также музыкальное представление по сказке Андерсена «Дороже жемчуга и злата» (1980) в «Современнике».
Геннадий Гладков часто сам становился участником спектакля, импровизируя вместе с оркестром, расположенным на сцене. Так, на гастролях в Польше (1977) Геннадий Гладков исполнял в «Тиле» все музыкальные партии, дополнял их каденциями - импровизациями.
В 1983 году в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко поставлена первая опера Геннадия Гладкова «Старший сын» (автор либретто по одноимённой пьесе А. Вампилова - Ю. Ким, режиссёр-постановщик - М. Дотлибов).
В первой половине 1980-х Гладков также пишет музыку к спектаклю «Оптимистическая трагедия» (театр Ленинского комсомола), балет «Вий» (1984), балет «Двенадцать стульев» (1986, Свердловский театр оперы и балета), оперетту «Собака на сене» (поставлена в Воронеже, Иванове), детскую оперетту «Три Ивана» (Свердловск), мюзикл «Дон Жуан» (1988, Театр кукол Сергея Образцова).
Кроме того, Геннадий Гладков много пишет для кино. С Марком Захаровым сделаны «12 стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988).
Смотреть эти знаменитые советские фильмы и мультфильмы без музыки Гладкова – просто невозможно. Она органично дополняет сюжет.
В 1984 году написал лирическую «Неаполитанскую песенку» для фильма Формула любви, получившую огромную популярность у зрителей.
Музыка Гладкова звучит и в фильмах «Джентльмены удачи» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Люди и манекены» (1974), «Ты - мне, я - тебе!» (1976), «Дон Сезар де Базан» (1989), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Дульсинея Тобосская» (1980), «После дождичка в четверг» (1985), «Расстанемся - пока хорошие» (1991), «До первой крови» (1989).
Продолжая сотрудничество с различными театрами, в 1990-х Гладков пишет музыкальную комедию для петербургского Открытого театра «Адъютант Его Величества»; балет «Танец дьявола» (1992), мюзиклы: «Йоахим-Лис - детектив с дипломом» (для театра «Детектив»), «На бойком месте» и «Сватовство по-московски» (2000) по А. Н. Островскому. В числе его сценических работ также музыка к спектаклям: «Принцесса и эхо» (1983), «Дорогая Памела» (1985), «Не покидай меня, весна» (1986), «Волшебный сон» (1987), «Геракл» (1994), «А на небе радуга…» (1995), «Шиворот-навыворот» (1997), «Мужской сезон» (1999), «Сильвия» (2000), «Сирано де Бержерак», «Ах, высший свет!», «Хория», «Мои надежды», «Тяжкая забота короля Доброхота».
Очень плодотворно Геннадий Гладков сотрудничает с поэтами Юрием Энтиным, Юлием Кимом, Дмитрием Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни («По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви»).
Г. И. Гладков - Народный артист России (2002), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), лауреат премии Москвы. Обладатель двух призов академии «Ника» за лучшую музыку - к фильму «Убить дракона» (1987) и мюзиклу «На бойком месте» (1999). Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), член Академии «Ника» (2001). Член Союза кинематографистов России и Союза композиторов России.
Эстетическое кредо Гладкова – красота, лаконизм и сдержанность. Он прежде всего лирик: мелодии, бесспорно, главенствуют в его музыке. Юмор и любовь – вот две главные краски его художественной палитры. Но социальная острота, ирония, сатира присутствуют порой даже в невинных детских произведениях, как, например, в мюзиклах «Иван и Алена против Дракона» («Шиворот-навыворот»), «Хоттабыч», «Голубой щенок», «Маша и Витя против диких гитар».
Геннадий Гладков – великолепный знаток музыкальных стилей и жанров. Жанровые трансформации и жанровые модуляции – его излюбленные композиционные приемы. У него есть многочисленные, но при этом разнообразнейшие по характеру вальсы и фокстроты, марши и танго, галопы, польки, канканы, шимми, мазурки, регтаймы, полонезы. То же в отношении вокальных жанров: романсы, песни, куплеты, серенады, припевки, частушки, величальные, ариозо, речитативные сцены, песнопения, баллады, гимны – всё это неполный перечень жанрового богатства, подвластного композитору, где не существует непреодолимой пропасти между жанрами концертными и уличными, деревенскими и городскими, высокими и низкими.
Дискография
Хоттабыч (1980) — винил
Голубой щенок (1995) — CD
Маша и Витя против диких гитар (1995) — CD
Бременские музыканты (1995) — CD
Волшебник Изумрудного города (1996) — CD
Человек с бульвара Капуцинов (1996) — CD
Собака на сене (1996) — CD
Обыкновенное чудо (1996) — CD
На бойком месте (1998) — CD
Новые бременские (2001) — CD
Фильмография
1970 — Обратной дороги нет (композитор)
1970 — Шаг с крыши (композитор)
1971 — Джентльмены удачи (композитор)
1971 — Пропажа свидетеля (композитор)
1972 — Включите северное сияние (композитор)
1972 — Ночной мотоциклист (композитор)
1972 — Стоянка поезда — две минуты (композитор)
1972 — Точка, точка, запятая… (композитор)
1973 — Бесстрашный атаман (композитор)
1973 — Товарищ бригада (композитор)
1974 — Проснись и пой (используемая музыка)
1974 — Люди и манекены (композитор)
1974 — Сергеев ищет Сергеева (композитор)
1975 — Новогодние приключения Маши и Вити (композитор)
1975 — Что наша жизнь?! Или что наша жизнь?! (композитор)
1976 — От и до (композитор)
1976 — Ты — мне, я — тебе! (композитор)
1977 — 12 стульев (композитор)
1977 — Собака на сене (композитор, музыка песен)
1978 — Голубка (композитор)
1978 — Обыкновенное чудо (композитор)
1978 — Пока безумствует мечта (композитор)
1979 — Жил-был настройщик (композитор)
1979 — Сватовство гусара (композитор)
1980 — Благочестивая Марта (композитор)
1980 — Дульсинея Тобосская (композитор)
1980 — Таинственный старик (композитор)
1981 — Вакансия (композитор)
1982 — Берегите мужчин! (композитор)
1982 — Не хочу быть взрослым (композитор)
1983 — Дом, который построил Свифт (композитор)
1984 — Очень важная персона (композитор)
1984 — Формула любви (композитор, актёр)
1985 — Гум-Гам (композитор)
1985 — После дождичка в четверг (композитор)
1987 — Забавы молодых (композитор)
1987 — Человек с бульвара Капуцинов (композитор)
1988 — Убить дракона (композитор)
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века (композитор)
1989 — До первой крови (композитор)
1989 — Дон Сезар де Базан (вокал, композитор)
1989 — Князь Удача Андреевич (композитор)
1990 — Однажды вечером (используемая музыка)
1991 — Расстанемся — пока хорошие (композитор)
1991 — Чокнутые (музыка песен, композитор)
1992 — Тартюф (композитор)
1993 — Завтрак с видом на Эльбрус (композитор)
1994 — Охота (композитор)
1997 — Дон Кихот возвращается (композитор, вокал)
1998 — На бойком месте (композитор)
2000 — Бременские музыканты & Co (используемая музыка, композитор)
2000 — Новые бременские
2002 — Кармен
Мультфильмы
1966 — Самый, самый, самый, самый
1967 — Четверо с одного двора
1968 — Малыш и Карлсон
1969 — Бременские музыканты
1970 — Карлсон вернулся
1970 — Синяя птица
1972 — Край, в котором ты живёшь
1972 — Фаэтон — сын солнца
1973 — По следам бременских музыкантов (музыка и озвучивание)
1974 — Как львёнок и черепаха пели песню
1975 — Поезд памяти
1976 — Голубой щенок
1977 — Последний лепесток
1978 — 38 попугаев: А вдруг получится!
1978 — Метаморфоза
1978 — Ограбление по…
1979 — 38 попугаев: Зарядка для хвоста
1979 — 38 попугаев: Завтра будет завтра
1979 — Переменка № 2
1979 — Очень синяя борода
1980 — Разлучённые (оператор)
1981 — Как будто
1982 — Каша из топора
1982 — Хитрая сказка, или упрямый лисёнок (фильм 1)
1982 — Маленький рыжик
1983 — Как старик наседкой был
1983 — Минздрав СССР предупреждает
1985 — Слонёнок заболел
1986 — В субботу вечером
1987 — Три лягушонка
1987 — Счастливый Григорий
1988 — Ограбление по… (новая редакция)
1989 — Клетка
1989 — Притча об Артисте (Лицедей)
1990 — От дождя до дождя
1992 — Лифт (Выпуск 5)
1992 — Куплю привидение
2000 — Новые бременские (озвучивание)
2002 — О рыбаке и рыбке.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.