Чик Кориа - американский джазовый музыкант (фортепиано, клавишные, ударные) и композитор. Многие из его сочинений считается джазовыми стандартами. Многократный обладатель «Грэмми».
В составе группы Майлса Дэвиса в 1960 году Чик Кориа участвовал в рождении электрического движения фьюжн-джаз. В 1970 Кориа создал Return to Forever. Вместе с Херби Хэнкоком, Маккоем Тайнером и Китом Джарреттом, он считается одним из основных джазовых пианистов пост-колтрейновской эры.
Его карьера была обусловлена желанием работать самостоятельно, что вынуждало изучать различные направления музыки. Этот голод позиционирует его в качестве важного катализатора в мире серьезного джазового акустического мейнстрима, где он является одним из наиболее влиятельных в течение последних 40 лет.
Чик Кориа в 1980-х, 1990-х годах и до настоящего времени продолжает осуществлять многие совместные проекты и исследовать различные музыкальные стили. Он занимается привлечением средств по ряду социальных вопросов, таких как искоренение неграмотности.
Детство и юность
Армандо Энтони «Чик» Кориа (Armando Anthony "Chick" Corea) родился 12 июня 1941 года в Челси (штат Массачусетс, США) в сицилийско-испанской семье. Отец Армандо, джазовый трубач, руководивший диксилендом в Бостоне в 1930-х и 1940-х годах, начал учить его игре на фортепиано в возрасте четырех лет. Кориа рос в окружении джазовой музыки, с раннего возраста он был под влиянием бибопа и таких звезд, как Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Бад Пауэлл, Хорас Силвер, и Лестер Янг. В восемь лет Кориа также учился игре на барабанах, что впоследствии повлияет на его использование клавишных в качестве перкуссионных инструментов.
Армандо Кориа вырабатывал свои навыки игры на фортепиано, изучая музыку по-своему. Заметное влияние на него оказал концерт пианиста Сальваторе Сулло (Salvatore Sullo) у которого Кориа начал брать уроки в возрасте восьми лет и который познакомил его с классической музыкой, пробудил искру интереса его к музыкальной композиции. Чик также провел несколько лет в качестве исполнителя и солиста основанного в Челси корпуса барабана и горна Knights of St. Rose.
Первые концерты Чик Кориа начал давать ещё в средней школе. Он любил слушать группы Herb Pomeroy в то время, и в составе трио играл музыку Horace Silver в местном джаз-клубе.
В конце концов, Армандо Кориа решил переехать в Нью-Йорк, где пытался получить музыкальное образование в течение одного месяца в Колумбийском университете и шести месяцев в Джульярдской школе. Он прекратил обучение из-за разочарования, но Кориа понравилась атмосфера Нью-Йорка, где музыкальная сцена стала отправной точкой для профессиональной карьеры.
Ранняя карьера
Первый крупный профессиональной концерт Чик Кориа сыграл с Кэбом Кэлоуэем (Cab Calloway). Кориа начал свою профессиональную карьеру в 1960-х годах: играл с трубачом Blue Mitchell и великими латиноамериканскими исполнителями, такими как Херби Манн, Вилли Бобо и Монго Сантамария (Herbie Mann, Willie Bobo, Mongo Santamaría). Одна из самых ранних записей его - с квинтетом Блю Митчелла - The Thing To Do. Композиции этого альбома "Chick's Tune", переигровка "You Stepped Out of a Dream" демонстрируют угловатые мелодии латины и свинга, которые характеризуют, в частности, личный стиль Кориа. Кстати, тот же мотив имеет барабанное соло очень молодого Эла Фостера (Al Foster).
Первый альбом в качестве лидера - Tones for Joan's Bones Чик записал в 1966 году, за два года до выпуска альбома Now He Sings, Now He Sobs вместе с барабанщиком Роем Хейнсом и басистом Мирославом Витоушем.
Также Чик Кориа аккомпанировал Стэну Гетцу (Stan Getz) при записи Sweet Rain (1967, Verve Records).
Период авангарда
С 1968 по 1971 год Чика Кориа ассоциировали с исполнителями авангарда, его соло были диссонансыми, авангардной ориентации. Это очень хорошо слышно в его сольных работах этого периода: концертные записи с группой Майлза Дэвиса, записи с Circle, записи альбома Song of the Wind Джо Фаррелла.
В сентябре 1968 года Кориа заменил Херби Хэнкока в фортепианном кресле в группе Дэвиса и записал в её составе ряд альбомов, таких как Filles de Kilimanjaro, In a Silent Way, и Bitches Brew. На концертах группы Майлза Дэвиса ритм-секция в составе Кориа, Дэйва Холланда и Джека ДеДжонетта сочетала в себе элементы свободной импровизации джаза и рок-музыки. Кориа экспериментировал на электронных инструментов, в основном на электропианино Fender Rhodes.
В живом исполнении он пропускал звук своего электрического пианино через устройство, которое называется кольцевой модулятор (ring modulator), производя звуки напоминающие композиции Карлхайнца Штокхаузена (Karlheinz Stockhausen). Используя этот стиль, он записался на нескольких альбомах Дэвиса, в том числе «Black Beauty: Live at the Fillmore West» и «Miles Davis at Fillmore: Live at the Fillmore East». Его живые выступления с группой Miles Davis продолжались в 1970 году гастролями в увеличенном составе: Стивен Гроссман (тенор-саксофон), Кит Джарретт (дополнительное электрическое пианино и орган), Джек DeJohnette (барабаны), Дэйв Холланд (бас), Аирто Морейра (перкуссия) и Майлз на трубе.
Холланд и Кориа создали свою собственные группу, Circle, активную в период между 1970 и 1971 гг. В этой фри-джазовой группе играл также Энтони Брэкстон и барабанщик Барри Альтшуль. Группа записывалась на Blue Note и ECM. Кроме соло в атональном стиле, Чик Кориа иногда выступал на фортепиано и струнных щипковых инструментах.
В 1971 или 1972 Кориа рассказывал о себе:
«Концепция коммуникации с аудиторией стала главнейшей для меня в то время. Поэтому я использовал это понятие так много на тот момент в моей жизни - в 1968, 1969 или около того - потому, что это было для меня открытием. Я вырос из мыслей о том, насколько это весело, чтобы бряцать на пианино и не замечать, как это воспринимают другие».
Джаз-фьюжн
В начале 1970-х годов Кориа совершил крутой поворот в стиле от авангарда к стилю джаз-фьюжн, который включал элементы латинского джаза. Он основал Return to Forever в 1971 году. Эта группа играла фьюжн и, хотя она использовала электронные музинструменты, больше тяготела к бразильскому и испано-американскому музыкальному стилю, чем к рок-музыке. Первые две записи Return to Forever отличались вокалом Флоры Пурим (Flora Purim), электрическим пианино Fender Rhodes, флейтой и сопрано-саксофоном Джо Фаррелла. Аирто Морейра играл на барабанах. Композиции Кориа для этой группы часто имели бразильский оттенок. В 1972 году Чик Кориа играл на многих ранних записях группы Return to Forever, которую он собрал для Stan Getz. Эта группа, со Стенли Кларком на басу и Тони Уильямсом на барабанах, записала на студии Columbia альбом Captain Marvel под названием группы Гетца.
Только Кларк остался от первого состава группы, Билл Коннорс играл на электрогитаре и Ленни Уайт на барабанах. Никто не заменил вокалистку Пурим. (Недолго, в 1977 году, жена Кориа, Gayle Moran, была вокалисткой группы.) В 1974 году Al Di Meola присоединился к группе, заменив Коннорса. В этой второй версии Return to Forever, Чик широко использовал синтезаторы, особенно Moogs. Группа выпустила свой финальный студийник в 1977 году. После этого Чик Кориа занимался сольными проектами.
Композиция Кориа «Spain» впервые появилась на в альбоме Return to Forever 1972 года. Это, наверное, его самое популярное произведение и оно было записано с помощью различных исполнителей. Есть также целый ряд последующих записей Кориа в различных вариациях, в том числе для фортепиано и симфонического оркестра, которые появились в 1999 году, и для голоса и фортепиано, и с Бобби Макферрином в 1992 году в альбоме Play. Кориа обычно исполняет "Испания" с прологом на основе Concierto de Aranjuez Хоакина Родриго (1940), оркестровки которого в джазе ранее делали Майлз Дэвис и Гил Эванс "Sketches of Spain".
Дуэты
В 1970-х Кориа иногда выступал с вибрафонистом Гэри Бертоном, в дуэте с которым он записал несколько альбомов на ECM, в том числе 1972 года Crystal Silence. Они воссоединились в 2006 году для концертного тура. Новая запись под названием The New Crystal Silence (который получил 3 номинации на 51-й премии Грэмми) был издан в 2008 году. В комплект поставки входит диск дуэтов и другой диск с Sydney Symphony.
Позже, к концу 1970-х годов, Кориа начал серию концертов и записал два альбома с Herbie Hancock. Эти два великих джазовых исполнителя играли композиции друг друга в, а также произведения других композиторов, таких как Бела Барток.
В декабре 2007 года Кориа записал дуэтный альбом The Enchantment с банджоистом Bela Fleck. Флек и Кориа гастролировали в поддержку альбома в 2007 году. Флек был номинирован в категории Лучший инструментальный состав на 49-й премии Грэмми за песню "Spectacle".
В 2008 году Чик Кориа сотрудничал с японской пианисткой Хироми Уэхара и записал концертный альбом Chick Corea and Hiromi. Дуэт сыграл концерт на Budokan-арене в Токио 30 апреля.
Поздние работы
Другие группы Кориа называются Elektric Band, Akoustic Band и Origin.
Akoustic Band выпустила одноименный альбом в 1989 году с Джоном Патитуччи на басу и Дейвом Weckl на барабанах. Он ознаменовал поворот назад к традиционной джазовой карьере Кориа и большая часть его последующих записи были акустическими.
В 1992 году Кориа основал собственную студию звукозаписи - лейбл Stretch Records.
В 2001 году Чик Кориа создал New Trio с Авишай Коэн и Джефф Баллард (Avishai Cohen and Jeff Ballard) на бас и барабаны, соответственно, они выпустили альбом Past, Present & Futures. Одиннадцать композиций альбома включают в себя только один джазовый стандарт (Фэтс Уоллер - «Jitterbug Waltz»). Остальные - оригинальные мелодии Кориа.
Он также участвовал в 1998 году в Like Minds, которая включала Gary Burton на вибрафоне, Пэт Мэтини на гитаре, Дэйв Холланд на басе и Рой Хейнс на барабанах.
В последние годы также наблюдается рост интереса Кориа к современной классической музыке. Он написал свой первый фортепианный концерт и адаптацию своей визитной карточки, альбома Spain, для большого симфонического оркестра - и исполнил ее в 1999 году с Лондонским филармоническим оркестром. Пять лет спустя он написал свою первое произведение без использования клавишных: Струнный квартет № 1 был специально написан для струнного квартета Orion String Quartet и исполнен ими в 2004 году на Summerfest.
Кориа продолжает выпуск джаз-фьюжн альбомов - To the Stars (2004) и Ultimate Adventure (2006). Последний альбом выиграл премию Грэмми как лучший джазовый инструментальный альбом.
В 2008 году вторая версия Return to Forever (Кориа, клавишные, Стэнли Кларк, бас, Lenny White, барабаны, Al Di Meola, гитара) воссоединились для мирового турне. Воссоединение получило положительные отзывы от большинства джазовых критиков. Большинство студийных записей группы были переизданы на сборнике Return to Forever. Антология совпадает с турами. Концерт на DVD, записанный во время выступления на джазовом фестивале в Монтре, был выпущен в мае 2009 года.
Новая группа, «5 Peace», в составе Чика Кориа и гитариста Джона Маклафлина (John McLaughlin) начала мировое турне в октябре 2008 года. Кориа ранее работал с Маклафлином в группе Майлза Дэвиса конца 1960-х (альбом Bitches Brew). Кроме Кориа и Маклафлина в «5 Peace» вошли саксофонист Кенни Гарретт (Kenny Garrett) и басист Кристиан Макбрайд (Christian McBride). Барабанщик Vinnie Colaiuta играл с группой в Европе и на некоторых североамериканских концертах; Brian Blade играет все концерты в Азии и Австралии, и большинство в Северной Америке.
В начале 1980-х годов Чик Кориа приезжал в СССР, причём не только для того, чтобы дать концерты, но и с целью познакомиться с жизнью в Советском Союзе. В 2001 году - концерты в Большом зале Консерватории, в том числе один благотворительный по сбору средств на ремонт этого зала. В 2007 году - в Концертном зале имени Чайковского концерт Чика Кориа и Белы Флека (банджо). В 2011 году - в Светлановском зале Международного дома Музыки концерт Чика Кориа и Гэри Бёртона (вибрафон).
Чик Кориа является активным членом Церкви Саентологии Рона Хаббарда.
Награды
На протяжении многих лет Чик Кориа был номинирован на премию Грэмми 51 раз, из которых он выиграл 18:
Кориа также получил две награды Latin Grammy.
Его альбом 1968 года Now He Sings, Now He Sobs был введен в Grammy Зал славы в 1999 году.
В 2010 году Чик Кориа был избран доктором honoris causa в Норвежском университете науки и технологии (NTNU).
Chick Corea '' Spain '' ( Downbeat 1975 )
Максимально звёздный состав:
Chick Corea, Quincy Jones, George Benson, Stanley Clarke, Freddie Hubbard, Rashaan Roland Kirk,
Hubert Laws, Airto Moreira, Sonny Rollins, McCoy Tyner, Bill Waltrous, Lenny White (Chicago).
Дискография:
Tones for Joan's Bones (1966)
Now He Sings, Now He Sobs (1968)
Is (album)|Is (1969)
Sundance (album)|Sundance (1969)
The Song of Singing (1970)
A.R.C. (1971)
Piano Improvisations Vol. 1 (1971)
Piano Improvisations Vol. 2 (1971)
Return To Forever (1972)
Hymn Of The Seventh Galaxy (1973)
Inner Space (album)|Inner Space (1973)
Round Trip (Sadao Watanabe album)|Round Trip (1974, Sadao Watanabe, Chick Corea, Miroslav Vitous, Jack DeJohnette)
Chick Corea (album)|Chick Corea (1975)
The Leprechaun (Chick Corea album)|The Leprechaun (1976)
My Spanish Heart (1976)
The Mad Hatter (album)|The Mad Hatter (1978)
An Evening With Herbie Hancock & Chick Corea: In Concert (1978)
Secret Agent (album)|Secret Agent (1978)
Friends (Chick Corea)|Friends (1978)
Delphi I (1979)
CoreaHancock (1979)
Delphi II & III (1980)
Tap Step (1980)
Greatest Hits of 1790 (1980, with Philharmonia Virtuosi of New York, conducted by Richard Kapp. Featured piano soloist on Mozart: "Elvira Madigan" and Beethoven: "Fur Elise")
Live in Montreux (Chick Corea album)|Live in Montreux (1981)
Three Quartets (1981)
Touchstone (album)|Touchstone (1982)
Trio Music (1982)
Chick Corea Compact Jazz (1987)
Again & Again (1983)
On two pianos (1983, с Nicolas Economou)
The Meeting (Chick Corea and Friedrich Gulda album) (1983, with Friedrich Gulda)
Children's Songs (1984)
Fantasy for Two Pianos with Friedrich Gulda (1984)
Voyage - with Steve Kujala (1984)
Works (1985)
Septet (album)|Septet (1985)
Light Years (1987)
Trio Music Live in Europe (1987)
Chick Corea Featuring Lionel Hampton (1988)
Happy Anniversary Charlie Brown (1989)
Light As A Feather (1990)
Beneath The Mask (1991)
Play (Chick Corea and Bobby McFerrin album)|Play (1992, с Бобби МакФерином)
Seabreeze (album)|Seabreeze (1993)
Expressions (album)|Expressions (1993)
Time Warp (album)|Time Warp (1995)
The Mozart Sessions (1996, с Бобби МакФерином)
Live From the Country Club (1996)
From Nothing (1996)
Remembering Bud Powell (1997)
Like Minds (Gary Burton album)|Like Minds (1998, Гари Бёртон, Чик Кориа, Пэт Метью, Roy Haynes, Dave Holland)
Corea Concerto (1999)
Solo Piano - Originals (2000)
Solo Piano - Standards (2000)
New Trio: Past, Present & Futures (2001)
Selected Recordings (2002)
The Complete "Is" Sessions (2002)
Rendezvous in New York (2003)
Rhumba Flamenco (2005)
The Ultimate Adventure (2006)
The Enchantment (2007, with Bela Fleck)
5trios - 1. Dr. Joe (с Антонио Санчесом и Джоном Patitucci )(2007)
5trios - 2. From Miles (с Eddie Gomez, Jack de Johnette )(2007)
5trios - 3. Chillin' in Chelan (с Christian Mc Bride, Jeff Ballard ))(2007)
5trios - 4. The Boston Three Party (с Eddie Gomez, Airto Moreira )(2007)
5trios - 5. Brooklyn, Paris to Clearwater (сHadrien Feraud, Richie Barshay)(2007)
Five Peace Band Live (с Джоном Маклафлином)(2009)
Duet (с Хироми Уехара)(2009)
Forever (2011).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.