Джон Лесли «Уэс» Монтгомери (Wes Montgomery, John Leslie Montgomery) - американский джазовый гитарист, игравший в стилях хард-боп и соул-джаз. Уэс Монтгомери считается одним из главных джазовых гитаристов, появившихся после таких грандов, как Джанго Рейнхардт и Чарли Кристиан. Монтгомери повлиял на многих других мастеров гитары, в их числе Пэт Мартино, Джордж Бенсон, Рассел Мэлоун, Эмили Ремлер, Кенни Баррелл, Пэт Мэтини, Стив Хоу и Джимми Хендрикс.
Биография
Уэс Монтгомери родился 6 марта 1923 года в городе Индианаполис, штат Индиана, США. Он происходил из музыкальной семьи и был в ней пятым ребёнком. Братья Уэса, Монк (бас и электробас) и Бадди (вибрафон и фортепиано), были джазовыми исполнителями. Братья выпустили несколько альбомов вместе, как братья Монтгомери. После развода родителей, маленький Wes с братьями и отцом переехал в Коламбус, штат Огайо.
Хотя Уэс Монтгомери был не силен в чтении нот, он мог изучать сложные мелодии и рифы на слух. В возрасте двенадцати лет начал играть на четырёх струнной тенор-гитаре. Эту игрушечную детскую гитару подарил Уэсу брат Монк.
В 17-летнем возрасте Уэс Монтгомери с братьями вернулись в родной Индианаполис. Там Уэс устроился работать сварщиком, а в 1943 году, двадцати лет от роду, он женился. И в тот же год Уэс Монтгомери купил себе гитару и усилитель. Монтгомери начал учиться игре на шестиструнной гитаре в относительно позднем возрасте, около 20 лет, слушая и изучая записи своего кумира, гитариста Чарли Кристиана (Charlie Christian). Из-за своего умения играть соло Кристиана «нота в ноту» Уэс был нанят для этого Лайонелом Хэмптоном. Уэс Монтгомери шлифовал технику игры до кровавых мозолей на пальцах.
В течение следующих пяти лет Уэс Монтгомери много играл в клубах Индианаполиса по вечерам, по прежнему целыми днями работая сварщиком, чтобы прокормить семью.
В 1948-50 годах он присоединился к оркестру Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton), в составе которого объездил всю страну. После окончания контракта с Lionel Hempton у Уэс Монтгомери появились хорошие перспективы музыкального роста, однако он ими не воспользовался, а возвратился в родной Индианаполис к своей семье. Именно там, обобщая и осмысливая опыт игры в оркестре Lionel Hempton , в течение следующих девяти лет Уэс Монтгомери и создал свой знаменитый стиль игры, основанный не только на игре одноголосных соло, но и на использовании октавных интервалов и аккордов для украшения мелодии.
Днём Уэс Монтгомери работал сварщиком, а по вечерам выступал в местных клубах. Всё это время он играл с разными музыкантами, в том числе с родными братьями - басистом Монком и вибрафонистом Бадди, с которыми до начала 1960-х успел выпустить несколько записей.
В 1959 году в рамках американского турне в Индианаполисе гастролировал Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (Cannonball Adderley). Известный мастер саксофона был потрясён игрой «гитарной легенды Индианаполиса» Уэса Монтгомери. С помощью Эддерли Уэс заключает контракт со студией Riverside Records и в 1959 году, в возрасте тридцати пяти лет, приступает к работе над своим первым альбомом. В течение следующих пяти лет Монтгомери много записывался с ведущими джазовыми музыкантами США.
В 1960 году альбом The Incredible Jazz Guitar of Wes Montgomery сделал Уэса Монтгомери знаменитым. С этих пор, не считая недолгого периода сотрудничества с секстетом Джона Колтрейна, он до конца жизни был лидером своих музыкальных коллективов.
В 1964 году компания Riverside обанкротилась, и Монтгомери перешёл под покровительство Verve Records.
Незадолго до того в семье Монтгомери родился седьмой ребенок и необходимость обеспечивать жену и детей заставила Монтгомери обернуться в сторону более коммерческой музыки. В 1964—1968 годах Verve Records выпустила серию первоклассных альбомов Монтгомери в стиле R’n’B, на которых изысканные гитарные соло послужили прекрасным украшением к таким поп-мелодиям, как Sunny (та самая, которую впоследствии использовали Boney M), битловских Eleanor Rigby и A Day in the Life и многим другим.
В 1967 году Монтгомери заключил контракт с Кридом Тэйлором (А&М) и записал три альбома-бестселлера (1967—1968). Это вновь были незамысловатые поп-мелодии, и вновь в сопровождении струнных и деревянных духовых. Это вызвало определённую критику в адрес гитариста за отход от чистого джаза, но именно эти записи имели неплохую ротацию в радиоэфире и способствовали привлечению к кругу любителей джаза пресловутых широких масс. Живые же выступления Уэса этого периода были именно живыми, совсем в духе ранних риверсайдовских сэйшенов.
Постоянная работа негативно сказалась на здоровье Монтгомери. С 1959 по 1968 годы он записал около 20 альбомов, точную цифру назвать сложно, кое-что из его записей тогда не выпускалось, до сих пор издаются альбомы, не вышедшие в 1960-х годах. У него были проблемы с сердцем, о которых он не рассказывал в семье. В 1968 году Уэс Монтгомери вернулся в Индианаполис, чтобы пройти курс лечения у врача. Однако врач не смог спасти своего подопечного — Монтгомери скончался от инфаркта.
Он проснулся однажды утром 15 июня 1968 года и сказал жене, что "чувствует себя не очень хорошо", через несколько минут рухнул и умер от сердечного приступа в течение нескольких минут. В родном городе Монтгомери - Индианаполисе - назван парк в его честь. Уэс Монтгомери является дедушкой актера Энтони Монтгомери.
Техника игры
В соответствии с мнением педагога джазовой гитары Вольфа Маршалл, Уэс Монтгомери часто исполнял соло в трех уровнях: он начинал повторять прогрессии с одной линии нот, полученных в результате модуляции, а после нескольких таких переходов играл октавы в течение нескольких вариаций, и, наконец, кульминацией являлся блок аккордов. Монтгомери использует, в основном, накладывающиеся триады и арпеджио в качестве основной идеи своего.
Использование октав стало стилем Уэса и было названо "Naptown Sound". Монтгомери был отличным "single-line" или "single-note" исполнителем, для его соло было характерно использование блок-аккордов. Его исполнение джазового стандарт «Lover Man» является пример его соло одной ноты, октав и блок-аккордов (альбом «Fantasy» The Montgomery Brothers).
Вместо того использования медиатора Монтгомери извлекал звуки подушечкой большого пальца. Монтгомери разработал этот метод не по техническим причинам, а из-за своей жены. Уэс упражнялся ночью, пока его жена спала. Он играл с большим пальцем, чтобы звук был более мягким и чтобы не разбудить ее. Эта методика позволила ему получить мягкий, выразительный тон гитары.
Джордж Бенсон в буклете нового альбома Ultimate Wes Montgomery, писал: "У Уэса была мозоль на большом пальце, который давал свое звучание этой точке. Он получал один звук от мягкой части подушечки пальца, а в нужный момент с помощью бугорка мозоли. Вот почему никто никогда не будет соответствовать Уэсу. И большой палец у него был будто из двух сочленений. Он мог согнуть в обратную сторону и прикоснуться к запястью. Он часто так делал, чтобы шокировать людей".
Как правило, Уэс Монтгомери играл на гитаре Gibson L-5CES. В последние годы он играл на одной из двух гитар Gibson, сделанных на заказ. В ранние годы у Монтгомери был ламповый усилитель Fender. В последние годы он использовал Standel, усилитель с 15-дюймовым (380 мм) динамиком.
Влияние на джаз
Многие джазовые гитаристы считают Уэса Монтгомери одним из лучших современных джазовых гитаристов. Пэт Мэтини дал ему весьма высокую оценку и сказал: "Я научился играть слушая «Smokin» Уэса Монтгомери с альбома Half Note. Кроме того, Мэтини заявил New York Times в 2005 году, что соло на " If You Could See Me Now " с этого альбома является его самым любимым за всеё время.
Джо Пасс сказал: "Для меня было только три реальных новатора на гитаре - Уэс Монтгомери, Чарли Кристиан и Джанго Рейнхардт".
Кенни Баррел говорит: "Это была большая честь, когда он приглашал меня своим вторым гитаристом для сессии". Кроме того, Stevie Ray Vaughan, Эрик Джонсон, Джо Сатриани, Джимми Хендрикс, Дэвид Беккер, Джо Диорио, Стив Луказер и Пэт Мартино упоминали, что Уэс оказал на каждого из них большое влияние.
Lee Ritenour, который записал альбом Wes Bound в 1992 году в его честь, даже назвал своего сына Уэсли.
После ранних свинг/пред-боп гитариста Чарли Кристиана и гитариста цыганского джаза Джанго Рейнхардта, Уэс Монтгомери вместе с Tal Farlow, Джонни Смитом, Джимми Рэйни и Барни Кесселом представили гитару в качестве бибоп / пост-боп инструмента. В то время как эти гитаристы вообще прекратили записываться в 1960-е годы, Монтгомери работал плодотворно в течение этого периода, развивал современные мелодии джаза, как Джон Колтрейн и Майлз Дэвис. Монтгомери оказал неоценимое влияние на виртуозов последующего поколения, а также и на своих современников. Для многих игра Монтгомери определяет гитарный джаз и его звукам пытаются подражать.
Джазовые критики Dave Miele и Dan Bielowsky заявляли: "Wes Montgomery был одним из самых влиятельных и самых музыкальных гитаристов... Он вывёл использование октав и аккордов мелодии на более высокий уровень, чем любой другой гитарист, до или после .... Монтгомери, несомненно, является одним из самых важных голосов в джазовой гитаре, который когда-либо рождался и, скорее всего, никогда не более неродится. Рассказ о джазовой гитаре будет просто не полным, если он не затронет Wes Montgomery".
"Прослушивание соло Уэса Монтгомери подобно балансированию на краю пропасти, утверждал композитор-дирижер Гюнтер Шуллер, слова которого приводит Jazz & Pop критик Уилл Смит, - "Его игра на пике становится невыносимо интересной, до точки, где человек чувствует себя не в состоянии иметь достаточную физическую выносливость, чтобы пережить это".
Уэс получил множество наград и почестей: номинирован на две премии Грэмми за «Bumpin» (1965); получил премию Грэмми за альбом Goin' Out of My Head в номинации Best Instrumental Jazz Performance by Large Group or Soloist with Large Group (1966); был номинирован на Грэмми за "Eleanor Rigby" и "Down Here on the Ground" (1968); номинирован на премию Грэмми за Willow, Weep for Me (1969). Второй альбом Монтгомери «The Incredible Jazz Guitar of Wes Montgomery» принес ему премию "Новая Звезда" журнала Down Beat в 1960 году. Кроме того, он выигрывал голосование критиков Down Beat Бит как лучший джазовый гитарист в 1960 году, '61, '62, '63, '66, 1967.
Джон Колтрейн после джем-сейшн просил Монтгомери присоединиться к его группе, но Монтгомери продолжал вести свою собственную группу. Boss Guitar – это был статус его гитары в оркестре. Он также внес свой вклад в записи Джимми Смита.
Пуритане джаза наслаждаются записями Монтгомери до 1965, а иногда жалуются, что он отказался от хард-бопа в пользу поп-джаза в конце своей карьеры. Хотя можно утверждать, что Уэс получил более широкую аудиторию для своего мягкого джаза 1965-1968 . В этот поздний период он иногда брал поп-песни в качестве исходного материала для джазовых оркестровых аранжировок. В этот поздний период он создал платформу для новой аудитории, чтобы они слушали его ранние записи.
Wes Montgomery - Round Midnight
Wes Montgomery - Impressions
Wes Montgomery - Windy
Дискография
Riverside ( 1958–1964 )
Wes' recordings for Riverside/Milestone Records, including those made with The Montgomery Brothers are on the 12CD Box The Complete Riverside Recordings.
1958: Fingerpickin'
1958: Far Wes
1959: The Wes Montgomery Trio
1959: Yesterdays
1959: Pretty Blue
1960: The Incredible Jazz Guitar of Wes Montgomery
1960: Cannonball Adderley and the Poll-Winners
1960: Movin' Along
1961: So Much Guitar
1961: Wes and Friends
1961: Bags Meets Wes! (with Milt Jackson)
1962: Full House
1963: Fusion!: Wes Montgomery with Strings (strings arranged by Jimmy Jones)
1963: Boss Guitar
1963: Portrait of Wes
1963: Guitar on the Go
1963: The Alternative Wes Montgomery (alternate takes for previously issued albums)
1964: Panorama (Produced by Orrin Keepnews)
Verve ( 1964–1966 )
1964: Movin' Wes
1965: Bumpin' (arranged and conducted by Don Sebesky)
1965: Smokin' at the Half Note
1965: Goin' Out of My Head (arranged and conducted by Oliver Nelson)
1966: California Dreaming (arranged and conducted by Don Sebesky)
1966: Further Adventures of Jimmy and Wes (with Jimmy Smith)
1966: Tequila (arranged and conducted by Claus Ogerman)
1966: Jimmy & Wes: The Dynamic Duo (with Jimmy Smith)
1969: Willow Weep for Me (unused takes from the Smokin' at the Half Note session; overdubbed woodwinds and brass arranged and conducted by Claus Ogerman)
1970: Eulogy
A&M ( 1967–1968 )
1967: A Day in the Life (arranged and conducted by Don Sebesky) (A&M Records/CTI Records)
1968: Down Here on the Ground (arranged and conducted by Don Sebesky) (A&M/CTI)
1968: Road Song (arranged and conducted by Don Sebesky) (A&M/CTI)
As sideman
1960: Cannonball Adderley and the Poll Winners (leader: Cannonball Adderley)
1960: West Coast Blues! (leader: Harold Land)
1960: Work Song (leader: Nat Adderley)
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.