Американский гитарист, композитор и аранжировщик Билл Фризелл известен уникальной способностью смешивать такие стили как рок, фолк, кантри, блюз, госпел, джаз, классическую музыку и даже хард-кор. Наряду с Пэтом Мэтини и Джоном Скофилдом он является одним из ведущих гитаристов современного джаза. Своими кумирами Фризелл называл Уэса Монтгомери, Джима Холла и Джимми Хендрикса. Использует акустическую и электрогитару, а также синтезатор.
Биография
Уильям Ричард «Билл» Фризелл (William Richard "Bill" Frisell) родился 18 марта 1951 года в Балтиморе, штат Мериленд, США. Билли играл на кларнете в детстве, которое проходило в Денвере, штат Колорадо. Его интерес к гитаре сформировался под воздействием поп-музыку, которую он слушал по радио. Вскоре радиостанция Chicago Blues стала его страстью благодаря таким звёздам, как Отис Раш, Би Би Кинг, Пол Баттерфилд и Бадди Гай. Фризелл играл в школьных группах поп и соул классику, Джеймса Брауна и другие танцевальные мелодии. Позже Билл учился музыке в Университете Северного Колорадо. Затем в музыкальном колледже Беркли в Бостоне, где он учился вместе с Джоном Дамианом, Хербом Помероем и Майклом Гиббсом.
"Когда мне было 16, я слушал много разной музыки, много английского рока. Потом я увидел Wes Montgomery и мир вокруг меня переменился. Позже Джим Холл произвел большое впечатление на меня, и я учился у него. Я полагаю, что играю в гармоническом стиле Холла, но со звуком, который подобен Jimi Hendrix ", - рассказывал Фризелл изданию Wire. По его словам, большое влияние на него оказали Пол Моушен, Телониус Монк, Аарон Копленд, Боб Дилан, Майлз Дэвис и его учитель, Дейл Брюнинг.
В 1978 году Фризелл уехал на год в Бельгию, где сосредоточился на написании музыки. В этот период он гастролировал с Майклом Гиббсом и записывался с немецким басистом Эберхардом Вебером. После этого Билл Фризелл переехал в район Нью-Йорка в 1979 году и оставался там до 1989 года. Сейчас он живет в Сиэтле.
В 1980-е Frisell жил в Нью-Йорке и был активным участником музыкальной жизни города. Он выступал с Джоном Зорном, в том числе в качестве подменного члена группы Naked City, выступал или записывался со многими другими. Он также стал известен благодаря своей работе в трио барабанщика Пола Моушена, вместе с саксофонистом Джо Ловано.
Крупный прорыв Фризелла в музыку произошёл, когда гитарист Пэт Мэтини был не в состоянии сделать запись сессии и рекомендовал Билла Полу Моушену, который делал запись альбома Psalm (1982) на ECM. Ризелл стал домашним гитаристом ECM, а также участвовал в записи нескольких альбомов, в первую очередь с Яном Гарбареком - Paths, Prints (1981).
Билл Фризелл записал два своих первых альбомов в качестве лидера на ЕСМ с продюсером Манфредом Эйшером. Приглушенный и лирический характер первому альбому In Line (1983) придавали как электрические и акустические гитары в серии соло (в том числе наложения), так и дуэты с басистом Арильдом Андерсеном. Второй альбом, Rambler (1984), был записан с Кенни Уилером, Бобом Стюартом, Джеромом Харрисом и Полом Моушеном. Критики писали об этом альбоме: «Bill Frisell создал маленький шедевр. Это не только витрина его инструментального творчества, но умное и поэтически целое».
Третий альбом Фризелла и последний на ECM, Lookout For Hope (1987), является дебютной записью The Bill Frisell Band с участием Хэнка Робертса, Кермита Дрисколла и Джо Барона. Продюсер - Ли Таунсенд. Разнообразный материал альбома - от кантри, свинга, регги, квази-хэви-метал и фонового ритма рока с изюминкой "Hackensack" Монка, тем не менее обладает и безусловной индивидуальностью сплоченной группы. High Fidelity назвал его "полным показом возможностей Frisell на сегодняшний день, особенно его композиционного диапазона".Chicago Tribune писала: «Lookout For Hope показывает один из самых обнадеживающих признаков того, что современный джаз может развиваться с достоинством, умом и обаянием».
В 1988 Билл Фризелл покинул Нью-Йорк и переехал в Сиэтл, штат Вашингтон. В начале 1990-х он записал два своих лучших альбома. Первый - Have a Little Faith (Есть немного веры) - амбициозный обзор Americana всех мастей, от Чарльза Айвза и Аарона Копленда (в совокупности с Билли Кидом) до John Hiatt (название песни), Боба Дилана ("Just Like a Woman") и Мадонны (длительная, с психоделическим оттенком рок-версия " Live to Tell"). Второй альбом, This Land, представляет из себя дополнительный комплект оригиналов. За это время он выступал со многими музыкантами, в том числе с Douglas September на альбоме 10 Bulls. Фризелл также активно записывал саундтреки к немому кино Бастера Китона со своим трио, а также способствовал альбому Heartbeat Рюичи Сакамото.
В середине 1990-х годов, Frisell распустил свое трио. Он продолжил тренд Have a Little Faith более явным с элементами музыки блюграсс и кантри. Его дружба с Гарри Ларсоном привела его к записи музыки для телевизионной версии Far Side (выпущена на альбоме Quartet вместе с музыкой, написанной для китоновской Convict 13). С конца 1990-х годов Билл Фризелл жил в Bainbridge Island, штат Вашингтон, недалеко от Сиэтла.
Несколько композиций Фризелла, в том числе его записи "Over The Rainbow" и " Coffaro's Theme", звучат в фильме Finding Forrester (Найти Форрестера, 2000).
В 1999 году Билл по заказу Walker Art Center в Миннеаполисе, штат Миннесота, поставил Blues Dream, премьера которого состоялась 15 ноября 1999 года.
Также в 1999 году он выпустил The Sweetest Punch, на котором в семи частях записаны переработки мелодий Элвиса Костелло и Берта Бакара для джазового ансамбля.
С 2003 по 2005 Фризел выступал музыкальным директором Century of Song, серии концертов на немецком фестивале искусств RuhrTriennale (режиссер Ли Таунсенд). Он приглашал знаменитостей, включая Рики Ли Джонс, Элвис Костелло, Suzanne Vega, Арто Линдсей, Лаудон Уэйнрайт III, Вик Чеснатт, Ван Дайк Паркс, Бадди Миллер, Рон Секссмит и Chip Taylor исполнять свои любимые песни в новой аранжировке.
В 2003 году альбом Билла Фризелла The Intercontinentals был номинирован на премию Грэмми, а в 2005 году его альбом Unspeakable (Невыразимое) выиграл премию Грэмми за лучший современный джазовый альбом. Его альбом 2008-го History, Mystery был номинирован в 2009 году премию Грэмми за лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуальный или групповой. Фриселл также был судьей 6-й ежегодной независимой музыкальной премии для поддержки карьеры независимых артистов.
В 2007-м Фризелл объединился с Мэттом Чемберленом, Такером Мартином и Ли Таунсендом в группу Floratone, и они выпустили альбом на Blue Note, в записи которого также участвовали Виктор Краусс, Рон Майлз, Эйвинд Кан.
В 2008 году Frisell выступал в качестве гостя на альбоме Земли The Bees Made Honey in the Lion's Skull.
В 2009 году Билл Фризелл подыгрывал дуэту Леонарда Коэна с певицей Sam Shrieve при исполнении "Hallelujah". Запись была выпущена на дебютном альбоме Shrieve «Bittersweet Lullabies».
В 2010 году Фризелл начал работать с лейблом Jazz Savoy и выпустил альбом Beautiful Dreamers в августе 2010 года, а в апреле 2011 года - Sign of Life. Кроме того, 25 января 2011 года, Bill Frisell и Vinicius Cantuária выпустили Lágrimas Mexicanas на лэйбле E1.
В сентябре 2011 года, Билл Фризелл выпустил All We Are Saying, свои интерпретации музыки Джона Леннона. Квинтет Фризелла включает скрипача Дженни Шейнмана, акустического гитариста Грега Лейца, басиста Тони Шерра и барабанщика Кенни Уоллисена.
Когда он дома, он любит играть в клубах вроде «The Tractor Tavern». Он продолжает работать с Уэйном Хорвицем и Робином Холкомбом, встречается со многими музыкантами и художниками, которые служат источником вдохновения, такими как Эйвинд Кан, Михаэль Шриве, Кевин Сэвка, Дэнни Барнс, Кейт Лоу, Христос Говетас, Мартин Хейс, Бубакар Траоре, Сидики Камара, режиссер Гас Ван Сент, карикатуристы Джим Вудринг и Гэри Ларсон, художник Клод Атли и многие другие.
Bill Frisell - Shenandoah
Bill Frisell: NPR Music Tiny Desk Concert
Bill Frisell & Vinicius Cantuaria - Lagrimas Mexicanas
Дискография
In Line 1983 ECM
Rambler 1984 ECM
Lookout for Hope 1987 ECM
Before We Were Born 1989 Nonesuch
Is That You? 1990 Nonesuch
Where in the World? 1991 Nonesuch
Have a Little Faith 1992 Nonesuch
This Land 1994 Nonesuch
Go West: Music for the Films of Buster Keaton 1995 Nonesuch
The High Sign/One Week: Music for the Films of Buster Keaton 1995 Nonesuch
Live 1995 Gramavision
Quartet 1996 Nonesuch
Nashville 1997 Nonesuch
Gone, Just Like a Train 1998 Nonesuch
Good Dog, Happy Man 1999 Nonesuch
The Sweetest Punch, The New Songs of Elvis Costello & Burt Bacharach 1999 Decca
Ghost Town 2000 Nonesuch
Blues Dream 2001 Nonesuch
With Dave Holland and Elvin Jones 2001 Nonesuch
The Willies 2002 Nonesuch
The Intercontinentals 2003 Nonesuch
Unspeakable 2004 Nonesuch
Richter 858 2005 Songlines
East/West 2005 Nonesuch
Further East/Further West 2005 Nonesuch
Bill Frisell, Ron Carter, Paul Motian 2006 Nonesuch
Floratone 2007 Blue Note
History, Mystery 2008 Nonesuch
Disfarmer 2009 Nonesuch
Beautiful Dreamers 2010 Savoy Label Group
Lágrimas Mexicanas with Vinicius Cantuária 2011 E1 Music/Naïve
Sign of Life: Music for 858 Quartet 2011 Savoy Label Group
All We Are Saying, Frisell Plays Lennon 2011 Savoy Label Group
Floratone II 2012 Savoy Jazz.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.