Леонард Иосиф «Ленни» Тристано (Leonard Joseph «Lennie» Tristano) - джазовый пианист, композитор и педагог джазовой импровизации. Выступал в таких разных жанрах джаза, как кул-джаз, бибоп, постбоп и авангард. Ленни Тристано по-прежнему уделяют немного внимания в истории джаза, но его оригинальность и ослепительную работу в качестве импровизатора уже давно оценили знающие поклонники джаза. Кроме того, его работа джазовым педагогом оказала существенное влияние на таких звёзд джаза, как Ли Конитц и Билл Эванс.
Биография
Леонард Иосиф Тристано родился 19 марта 1919 года в Чикаго, штат Иллинойс, США в семье итальянских иммигрантов из Аверса. В раннем детстве он перенёс тяжёлую форму гриппу и в результате к 9-ти годам был уже совершенно слепым. Ленни утверждает, что «пробовал играть» на фортепиано еще в два года. До семи лет он занимался самостоятельно, потом брал частные уроки по классу фортепиано и теории музыки. Тристано играл на нескольких музыкальных инструментах, на эстраде начал выступать с двенадцати лет;
Он окончил American Conservatory of Music в своем родном городе со степенью бакалавра Музыки в 1943 году. Впоследствии получил степень магистра по композиции.
Интерес к джазу вдохновил Ленни Тристано переехать в Нью-Йорк в 1946 году. Передовое понимание гармонии Тристано продвинуло его музыку дальше сложностей современного движения бибоп, при этом Ленни всегда четко признавал свой огромный долг перед Чарли Паркером и Бадом Пауэллом. Другими ключевыми компонентами его стиля были Нэт Кинг Коул и Арт Тэйтум, их влияние слышно в ранних записях трио.
Хотя он и его последователи остались верны бибопу, Тристано сделал игру случайной. «В записях с выдающимся представителями бибопа, такими как Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, Тристано был гробом на похоронах Паркера», - писали музыкальные критики. Часто "школа Тристано" контрастирует с бибопом и её называют "кул-джаз ", хотя и не связывают с West Coast кул-джаз 1950-х годов.
В одном из интервью он сказал: "Я пытался преодолеть бибоп, музыка которого зависима от гармонических структур".
Записи
Среди наиболее известных ранних записей Ленни Тристано - секстет сессии в 1949 году со своими учениками, саксофонистами Ли Конитцем и Уорном Маршем. После записи нескольких условно структурированных композиции, Тристано записал с группой "Intuition" и "Digression". Обе записи были полностью импровизацией, без заранее оговоренной мелодии, гармонии и ритма. Эти две песни часто цитируются как первый зарегистрированный пример свободного джаза и свободной импровизации.
Его запись Descent into the Maelstrom (1953) особенно важна: применён опыт наложения, этот опыт суровых атональностей в своих более поздних работах применят такие музыканты, как Сесил Тейлор и Бора Бергман.
Ленни Тристано выпустил два альбома на Atlantic Records, которые остается его самыми известными работами: Альбом Lennie Tristano (1955) известный в том числе инновационными экспериментами с наложением ("Requiem" и "Turkish Mambo") и изменением скорости ленты ("Line Up" и "East 32nd"). Вторая сторона представляет собой концерт в клубе компании Lee Konitz. "Реквием", дань памяти покойного Чарли Паркера, отличается глубоким чувством блюза - стиля, как правило, не связываемым с Ленни. Однако, пожалуй, наиболее значительная работа заключается "Line Up", проявленная в спирали линейной импровизации в "All Of Me".
Альбом The New Tristano (1962) остается важной вехой в фортепианном джазе. Хотя в этот раз не использовался метод наложения, музыка получилась столь же «плотной», прежде всего классической комплекс "соль минор" в импровизация "You'd Be So Nice to Come Home To". Имитации Ленни Тристано аккомпанемента левой рукой джазового басиста в этой записи часто подражали другие музыканты. Сочетание этой линии с линией ослепительной виртуозности правой руки придает музыке контрапунктический вкус, явно отдавая дань уважения Баху.
Недоверие к Ленни Тристано джазовых звукозаписывающих компаний и его редкие публичные выступления привели к сравнительно малому количеству записей. Некоторые из его концертов были записаны и выпущены, в том числе из клуба Half Note Club в Нью-Йорке 1950-х годов, и концерты в Европе с 1960 года. Ленни был одним из первых музыкантов, основавших свой собственный лейбл Jazz Records, который по-прежнему существует и находится в ведении его дочери, барабанщицы Кэрол Тристано. Лэйбл Inner City выпустил сборник различных записей Тристано Descent into the Maelstrom.
Методика обучения Ленни Тристано
К середине 1950-х годов Тристано сосредоточил свои силы на музыкальном образовании. Его рассматривают, как одного из первых преподавателей джаза, который начал учить джазу в структурированном виде, начиная с конца 1940-х и продолжал это делать до своей смерти в 1978 году.
Тристано подходил к каждому студенту индивидуально и, следовательно, уроки были структурированы, чтобы удовлетворить потребности каждого. Каждому студенту позволялось «бросить вызов», с тем чтобы таким образом найти и выразить свое музыкальное чувство или стиль.
Тристано давал своим ученикам учиться петь и играть на импровизированных соло некоторых из самых известных имен в джазе, в их числе Луи Армстронг, Лестер Янг, Билли Холидей, Чарли Паркер и Бад Пауэлл. Соло проигрывали с оригинальной записи, записи фонографа или магнитных аудио кассет на половине нормальной скорости, следовательно, ниже на одну октаву. В конце концов, студент учился играть соло на нормальной скорости. Ленни Тристано подчеркивал, что студент не учится подражать знаменитости, а должен использовать опыт, чтобы разобраться в музыкальном чувстве, передаваемом музыкантом.
Одним из ключевых средств обучения, используемым Тристано, был метроном. Студент устанавливал метроном рядом и играл гаммы и арпеджио в стиле легато, охватывающем весь диапазон его инструмента с очень высокой динамикой. Разработка сильноого осознания ритма является ключевым элементом преподавания философии Ленни Тристано.
Влияние
Новаторские идеи Ленни Тристано вдохновили многих артистов: Charles Mingus, Billy Joel, Bill Russo, Connie Crothers, Lenny Popkin, Sal Mosca, Liz Gorrill, Herbie Hancock, Lee Konitz, Warne Marsh, Sheila Jordan, Bill Evans, Woody Mann, Billy Bauer, Fran Canisius, Betty Scott, Gary Foster, Jeff Morton, Willie Dennis, Jerry Tilitz, Don Ferrara, Ronnie Ball, Peter Ind, Jimmy Halperin, Billy Lester, Alan Broadbent, Mark Turner, рок-гитарист Joe Satriani, Keith Emerson и даже францисканского священника / рэпера о. Stan Fortuna.
Книга басиста Питера Инда Jazz Visions: Lennie Tristano and His Legacy была выпущена в октябре 2005 года. В книге обсуждаются документы и вклад Тристано в джазовую музыку.
Критики о Тристано
Джеймс Линкольн Коллиер в работе "Становление джаза" пишет о Ленни Тристано:
«В то время как Кентон и Герман пытались утвердить свой европеизированный джаз, один слепой эксцентричный пианист, неизвестный широкой публике и по сей день, жаждал осуществить свою собственную революцию. Звали его Ленни Тристано».
«Среди музыкантов он вскоре приобрел репутацию непризнанного гения. Одни отвергали его идеи, другие считали его неуживчивым человеком. Властный и требовательный, он не терпел никаких возражений и признавал лишь собственное мнение. Тем не менее ему удалось сплотить вокруг себя группу музыкантов, поверивших в его принципы и готовых подчиниться его авторитету».
«Подобно Гершвину и Кентону, Тристано пытался объединить принципы джазовой и классической музыки. Во время недолгого выступления в клубе «Бердленд» его ансамбль каждый вечер начинал программу с исполнения инвенций Баха. Этим Тристано хотел настроить аудиторию на серьезный лад. В 1944 году он сделал несколько записей; публику они оставили равнодушной, но обратили на себя внимание даже тех музыкантов, которые не разделяли его идей. В то время в ансамбль входили саксофонисты Конитц и Уорн Марш, гитарист Билли Бауэр, а также барабанщик и контрабасист, роль которых была весьма ограниченной. И вот почему.
Тристано не испытывал особого интереса к гармоническим экспериментам — этому не способствовали его занятия классической музыкой. Его главной целью было создание «чистых» мелодических линий со свободным метром. Для достижения этой цели контрабасист и барабанщик должны были уподобиться метроному: методично поддерживать бесконечный однообразный граунд-бит, не акцентируя сильных долей. Если бы исполнитель на ударных расставлял акценты, то он тем самым разбивал бы композицию на такты, что противоречило бы установке Тристано и создавало бы ритм. И от исполнителей на духовых инструментах Тристано требовал максимально ровной игры, чтобы не ощущалось границы тактов.
И всё же ритмическая линия в его композициях сохранялась: любая музыка предполагает наличие тактов или хотя бы намек на их существование. В композициях Тристано чередование тактов с различным размером — скажем, от 5/4 к 4/4, затем к 6/4 — происходит в очень короткие промежутки времени. Это хорошо слышно в пьесах «Wow» и «Crosscurrent» — пожалуй, самых известных записях Тристано. «Wow» начинается трехтактовой фигурой на 4/4. Но, если отойти от привычных мерок, эта фигура состоит не из трех тактов на 4/4, а из двух тактов на 6/4. В соединительной фигуре, кажется, вообще нет метра, а последующая пятитактовая фраза исполняется на 4/4. Средняя часть (бридж) — это целостная музыкальная фраза, исполняется даже не в два, а в четыре раза быстрее, чем основная тема. В пьесе «Crosscurrent» происходит такая же смена размера. Пьеса открывается трехтактовой темой на 5/4. Затем следует отрывок на 4/4, а за ним, после несколько неупорядоченного эпизода, идет продолжение, в котором встречаются такты на 6/4.
Но это еще не все. Тристано не только меняет размер, но и быстро переходит из одной тональности в другую. Модуляция — обычный прием в музыке, но, как правило, она происходит не столь неожиданно. В своих записях Тристано меняет тональности чуть ли не в каждом такте, а иногда и чаще. Например, в начальной фразе композиции «Wow» тональность меняется трижды на протяжении девяти ударных долей метра. Это не атональная музыка в строгом смысле термина: тональности существуют, но они меняются столь быстро, что большинству слушателей музыка кажется атональной. Записи композиций Тристано содержат также соло других исполнителей, в частности Конитца и Марша. Несмотря на жесткие требования Тристано, им обоим удавалось привносить в игру элементы свинга.
Эксперименты Тристано на этом не закончились. В мае 1949 года после окончания одного из сеансов звукозаписи Тристано попросил не убирать микрофоны. Вместе со своими музыкантами он сыграл нечто столь дикое и непонятное, что фирма грампластинок некоторое время просто не решалась выпустить запись. Когда же она вышла под названием «Intuition», музыканты были столь же озадачены, как и работники фирмы. (Еще одна подобная запись под названием «Digression» появилась несколько позже.) Дело в том, что Тристано и его ансамбль сыграли так называемый фри-джаз («свободный» джаз), почти на десятилетие предвосхитив эксперименты Орнетта Коулмена, Арчи Шеппа и других авангардистов конца 50-х годов. Но в отличие от опытов Коулмена эти пьесы имеют определенную метрическую организацию, в них ощущается темп, несмотря на его непостоянство. Эти композиции гармонически полностью свободны, а каждый инструмент играет в той мелодической системе, которая ему подходит.
Хотя Тристано и вел поиск в направлении, которое получило развитие лишь в дальнейшем, все же он находился в стороне от столбовой дороги джаза. Мало кто из музыкантов понимал его музыку, но еще меньше находилось желающих сделать что-нибудь подобное. Небольшое количество записей, составляющих наследие Тристано, остаются «вещью в себе». У него не было ни предшественников, ни прямых наследников. Но творчество Тристано нельзя отмести как случайное явление. В лучших его работах нас пленяет нежный, мерцающий звуковой колорит, напоминающий пастельные тона живописи пуантилистов.
Композиции
Композиции Ленни Тристано включают "Retrospection", "Line Up", "317 East 32nd", "Requiem", "Turkish Mambo", "Dissonance", "New Sound", "Wow", "Judy", "Crosscurrent", "Ju-Ju", "Passtime", "April", "Lennie's Pennies", "Parallel", "Abstraction", "Coolin' Off With Ulanov", "Freedom" и "Resemblance".
Дискография
The Rarest Trio/Quartet Sessions (1946–47)
Lennie Tristano (1955)
New York Improvisation (1956)
The New Tristano (1962)
Descent Into The Malstrem (1966, музыкальная иллюстрация к новелле Эдгара По "Низвержение в Мальстрем")
The Complete Atlantic Recordings Of Lennie Tristano
Lee Konitz & Warne Marsh. 6 CD (1997).
Lennie Tristano - Tangerine
Lennie Tristano - Expressions
Lennie Tristano - Requiem
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.