Билли Холидей - американская джазовая певица и композитор. Прозвище "Lady Day" ("Леди День") она получила от своего друга и музыкального партнера Лестера Янга. Творчество её составляет целую эпоху в истории джаза и поп-музыки. Вокальный стиль Билли Холидей вдохновлял джазовых музыкантов, были впервые применены новые способы импровизации, фразировки и темпа.
Критик Джон Буш написал, что Холидей «изменила искусство американскоого поп-вокала навсегда». Она написала только несколько песен, но почти все стали джазовыми стандартами, в частности, "God Bless the Child", "Don't Explain", "Fine and Mellow" и "Lady Sings the Blues". Билли также прославилась песнями "Easy Living", "Good Morning Heartache" и "Strange Fruit", протестной песней, которая стала одним из ее стандартов и прославила ее после записи в 1939-м.
Биография
Тяжёлое детство
Элеонора Фаган родилась 7 апреля 1915 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. Её мать, Сара Юлия "Сэди" Фаган (в девичестве Харрис), отец - Кларенс Холидей (Holiday), музыкант, не женился, но жил с матерью. Ее мать переехала в Филадельфию в возрасте тринадцати лет, будучи выгнанной из-за беременности из дома своих родителей в Сендтаун-Винчестер, Балтимор. При отсутствии поддержки со стороны родителей, мать Элеоноры осталась со своей старшей замужней сестрой, Евой Миллер, которая жила в Балтиморе.
У Билли Холидей было трудное детство, мать часто брала работу на дому, обслуживая пассажиров железной дороги. Холидей была оставлена на воспитание тёти и страдала от отсутствия матери первые десять лет своей жизни.
Некоторые историки оспаривают отцовство Холидея, так как в копии ее свидетельства о рождении в архивах Балтимора отцом указан "Франк DeViese". Другие историки считают это ошибкой.
Сэди Харрис, известная тогда как Сэди Фаган, вышла замуж за Филиппа Гофа, но брак продлился в два года. Билли Холидей еще раз была оставлена на попечение Марты Миллер, пока ее мать работала на транспорте. Билли часто прогуливала школу и за прогулы в результате ей пришлось предстать перед судом по делам несовершеннолетних 5 января 1925 года, когда ей еще не было 10. Холидей направили в католическую школу Good Shepherd. Она крестилась там 19 марта 1925 года. А 3 октября 1925 года ее мать открыла ресторан под названием East Side Grill, где она и Билли работали долгие часы. В возрасте 11 лет девочка бросила школу.
Мать и Билли вернулись на родину 24 декабря 1926 года. Спустя немного времени их сосед, Уилбур Рич, изнасиловал девочку и его арестовали. Чиновники поместили Билли снова в Good Shepherd уже в качестве охраняемого государственного свидетеля по делу изнасилования. Холидей была выпущена в феврале 1927 года, в возрасте двенадцати лет. Холидей и ее мать позже жили и «работали на мадам». Вскоре они были арестованы за проституцию. Они были освобождены после короткого пребывания в тюрьме. В это время Билли Холидей впервые услышала записи Луи Армстронга и Бесси Смит. К концу 1928 года, мать Холидей решила попытать счастья в Гарлеме, Нью-Йорк и снова оставила Билли Марте Миллер.
Начало певческой карьеры
После отъезда матери Билли Холидей начала исполнять песни. К началу 1929 года, она присоединились к матери в Гарлеме. Билли, которой еще не исполнилось четырнадцати лет, работала проституткой за 5 долларов. 2 мая 1929 года публичный дом был разгромлен, а Холидей и ее мать были отправлены в тюрьму. Через некоторое время их выпустили
Билли Холидей взяла свой профессиональный псевдоним от Billie Dove, актрисы, которой она восхищалась, и музыкант Кларенса Холидея, ее вероятного отца. В самом начале своей карьеры она писала псевдоним как Холлидей (Halliday), по фамилии отца, но в конце концов изменили его на Холидей (Holiday). Молодая певица объединилась с соседом, тенор-саксофонистом Кеннетом Холланом. С 1929 по 1931 они были в команде и выступали в различных клубах.
К концу 1932 года, в возрасте 17 лет, Билли Холидей заменила певицу Монетт Мур в клубе под названием Covan на Западе сто тридцать второй улицы. Продюсер Джон Хэммонд организовал для Билли запись ее дебютного альбома, в возрасте 18 лет, в ноябре 1933 года с Бенни Гудменом. Холидей пела два песни: "Your Mother's Son-In-Law" и "Riffin' the Scotch", причем последняя стала её первым хитом. Первую песню продали в количестве 300 экземпляров, но "Riffin' the Scotch", выпущенный 11 ноября, уже 5000 экземпляров. Хаммонд был очень впечатлен стилем пения Холидей. Он рассказывал: «Ее пение почти изменило мои музыкальные вкусы и мою музыкальную жизнь, потому что она была первой певицей, которую я встречал и которая пела, как гений джазовой импровизации".
В 1935 году у Билли Холидей была небольшая роль женщины, злоупотребляющей своим возлюбленным в короткой симфонии Дюка Эллингтона Symphony in Black: A Rhapsody of Negro Life. В своей сцене, она исполнила песню Saddest Tale (грустная сказка).
Записи с Тедди Уилсоном (1935-1938)
Билли Холидей была подписана лэйблом Brunswick Джона Хэммонда для записи поп-мелодий с Тедди Уилсоном в новом стиле свинг. Им дали свободу для импровизации с материалом. Их первая совместная работа включала "What a Little Moonlight Can Do" и "Miss Brown To You". Лейбл не поддержал запись, потому что хозяева хотели, чтобы Холидей звучала скорее как Клео Браун. После того как песня "What a Little Moonlight Can Do" получила успех, компания продолжила сотрудничество с Билли.
По договоренности, Уилсон и Холидей взяли известные поп-мелодии такие, как "Twenty-Four Hours a Day" (#6 Pop) и "Yankee Doodle Never Went To Town" и превратили их в джазовую классику.
Частым аккомпаниатором был тенор-саксофонист Лестер Янг, с которым у Билли Холидей были особые отношения.
Лестер прозвал ее "Lady Day", а она, в свою очередь, назвала его "Prez".
Хаммонд рассказал о коммерческой пользе Тедди Уилсона и Билли Холидей с 1935 по 1938 год для своего лэйбла. Потому что Уилсон, Холидей, Лестер Янг и другие музыканты пришли в студию без каких-либо договоров, которые стоят денег, поэтому их записи были очень дешевы. Холидей так и не получила никакого гонорара за свою работу, ей платили фиксированную плату, которая экономила деньги студии. Некоторые записи, были в высшей степени успешными, такие, как сингл "Cried for You", которого продали 15 000 экземпляров. Хаммонд сказал: "15000 ... был гигантский хит-Брансуик в те дни. Я имею в виду гигантский успех. Большинство записей, которые делали деньги, продавались от трех до четырех тысяч".
Работа с Каунтом Бейси и Арти Шоу (1937-1938)
В конце 1937 года Билли Холидей недолго была вокалисткой биг-бенда Каунта Бейси. Условия существования группы часто были бедными, они выступали в клубах сутками, перемещаясь из города в город. Холидей пела " "I Must Have That Man", "Travelin' All Alone", "I Can't Get Started" и "Summertime", хит Билли в 1936 году, из оперы Порги и Бесс.
Холидей оказалась в прямой конкуренции с популярной певицей Эллой Фицджеральд, с которой позже стала дружить. Фицджеральд была вокалисткой группы Чика Уэбба (Chick Webb), который конкурировал с Каунтом Бейси. 16 января 1938 (в этот же день Бенни Гудмен дал свой легендарный джазовый концерт в Карнеги-Холл), у групп Каунта Бейси и Чика Уэбба было баттл в Savoy Ballroom. Чик Уэбб и Фицджеральд были объявлены победители по версии журнала Метроном. Журнал Downbeat, напротив, объявил Холидей и Бейси победителями. Неофициальный опрос зрителей дал победу Фицджеральд три к одному.
В феврале этого года, Холидей ушла из группы Бейси. Она жаловались на низкую заработную плату и условия труда неподходящие для её стиля мелодии.
Билли Холидей был нанята Арти Шоу через месяц после увольнения из группы Каунта Бейси. Она была в числе первых черных женщин, работающей с белым оркестром. В ситуациях, когда было много расовой напряженности, Шоу, как известно, заступался за свою вокалистку.
Тем не менее, Холидей не могла выступать так часто у Арти Шоу, как она могла у Бейси. Песни были больше инструментальными, с меньшим количеством вокала. На Арти Шоу давили, чтобы нанять белого певца, Нита Брэдли, с которым Билли не ладила. В мае 1938 года группа Шоу выиграла баттл против Томми Дорси и Рэда Норво благодаря Холидей.
В ноябре 1938 года Билли Холидей предложили воспользоваться услугами грузового лифта в Линкольн-отель, вместо пассажирского лифта, потому что белые посетители отеля жаловались. Это было последней каплей. Она покинула группу вскоре после этого. Холидей рассказывала об инциденте спустя, говоря: "Мне никогда не разрешали посещать бар или столовая, как другим членам группы ... я должна была входить и выходить через кухню".
Почти не осталось живых записей Холидей с группой Арти Шоу. Известна только одна запись с Шоу, "Any Old Time".
К концу 1930-х годов песням Билли Холидей "What A Little Moonlight Can Do" и "Easy Living" были подражать певцы по всей Америке и быстро стали джазовыми стандартами. В 1938 году сингл "I'm Gonna Lock My Heart" занял 6-е место как хит сентяюря. "I'm Gonna Lock My Heart" достиг № 2 в чартах.
Успех (1939-46)
Холидей начала записываться на Columbia в конце 1930-х, когда она исполняла "Strange Fruit", песню о линчевании. Билли выступала в клубе в 1939 году, с некоторым трепетом, опасаясь возможного возмездия.
Песня понравилась и Милт Габлер согласился записать его для Commodore. Это было сделано 20 апреля 1939 года и "Strange Fruit" остался в репертуаре на протяжении двадцати лет. "Strange Fruit стал для меня самым продаваемым альбом", - говорила Билли.
В спектакле "Strange Fruit" в кафе официанты просили замолчать толпу, когда начиналась песня. В течение длинного вступления песни свет был выключен и все движение было прекращеноь. Билли Холидей начинала петь, лишь небольшой луч света озарял ее лицо. Когда в зале включали свет, Холидей уже не было.
Холидей вскоре вернулась на Commodore в 1944 году, сделала много записей, в том числе свою версию "Embraceable You", которая позже будет введен в Зал славы Grammy в 2005 году.
Мать Билли - Сэди Фаган, по прозвищу «Герцогиня», основала на деньги дочери свой ресторан под названием Mom Holiday's. Фаган продолжала заимствовать крупные суммы денег у Холидей, потому что ресторан не был источником дохода. Вскоре у Билли начались тяжелые времена и она пришла к матери за деньгами. Та не дала ей ни цента и кричала: «Бог благословит ребенка, он получит своё». С помощью пианиста Артура Херцог-младшего Холидей написала песню на основе линии "Бог благословляет ребенка".
God Bless the Child стала самой популярной записью Билли Холидей. Она достигла № 25 в хит-парадах в 1941 году и заняла третье место в топ этого года. Было продано более миллиона копий. В 1976 году песня была добавлена в Зал славы Грэмми.
24 июня 1942 года Билли записала "Trav'lin Light" с Полом Уайтменом. Потому что она по-прежнему имела контракт с Columbia Records, то не могла выпустить песню под своим именем, а вместо этого использовала псевдоним Lady Day (Леди День). Так появился новый псевдоним.
Вплоть до 1946 года Билли Холидей много записывалась на студии Decca Records и стала весьма популярной звездой.
В сентябре 1946 года, Холидей начала работу на том, что будет ее единственным крупным фильмом New Orleans. Она снялась вместе с Луи Армстронгом и Вуди Германом, хотя и была не очень рада, что ее роль сводится к горничной: «Я думала, что буду играть себя в нем и петь песню в ночном клубе», -сказала она. Она записала "The Blues ли Brewin" для саундтрека фильма. Другие песни включены в фильмы Do You Know What It Means to Miss New Orleans?" и "Farewell to Storyville".
Зависимостей Холидей наркотиков стала серьезной проблемой на съемочной площадке. Она получала более тысячи долларов в неделю от своего клуба в то время, но тратила большую часть их на героин. Ее любовник Джо Гай приехал в Голливуд во время съёмок и снабжал ее наркотиками.
К концу 1940-х годов Билли Холидей начала записывать больше медленных, сентиментальных баллад.
Проблемы с законом, Карнеги-Холл концерт (1947-1952)
16 мая 1947 года Билли Холидей была арестована за хранение наркотиков в своей нью-йоркской квартире. 27 мая 1947 года был суд. Адвокаты отказывались её защищать. Высушеннаяе и не в состоянии принимать любую пищу, она признала себя виновной и попросила, чтобы её отправили в больницу. В 1947 году был коммерческий пик успеха Холидей, за предыдущие три года она сделала четверть миллиона долларов. Она заняла второе место в опросе Down Beat в1946 и 1947 годах.
В конце судебного разбирательства Билли была приговорена к заключению в Федеральном тюремном лагере Alderson в Западной Вирджинии, более известном как "Camp Cupcake". К счастью для Холидей, она была досрочно освобождена (16 марта 1948 г.) за хорошее поведение.
Эд Фишман (который соперничал с Джо Глейзером, чтобы быть менеджером Холидей) предложил идею отметить возвращение концертом в Карнеги-Холле. Холидей колебалась, не зная, как зрители примут её после ареста. В конце концов, она сдалась и согласилась на концерт.
27 марта 1948 года концерт состоялся в Карнеги-Холле при аншлаге. Все 2700 билетов были проданы заранее, что является рекордом в то время. Во время шоу кто-то прислал Холидей коробку гардении – её фирменный знак. Билли не гляди прикрепила гардению и булавка глубоко впилась в голову. "Я ничего не чувствовала, пока кровь не стала литься вниз в мои глаза и уши", - рассказывала она. После занавеса Холидей потеряла сознание.
27 апреля 1948 года Боб Сильвестр и его промоутер Аль Уайльда сделали аранжировку для Билли Холидей, чтобы сделать шоу на Бродвее. Под названием Holiday on Broadway, оно имелр успех некоторое время. Несмотря на успех, шоу было закрыто через три недели.
Билли Холидей вновь арестовали 22 января 1949 года, в ее номере в отеле Mark Twain Сан-Франциско. Она была доставлена в суд из-за спора по контракту.
Холидей заявила, что она начала использовать тяжелые наркотики в начале 1940 года. Она вышла замуж за тромбониста Джимми Монро 25 августа 1941 года. Во время замужества она имела романтические отношения с трубачом Джо Гаем, который также снабжал ее наркотиками, и она в конце концов стала его гражданской женой. В конце концов она развелась с Монро в 1947 году, а также разошлась с Гаем.
В октябре 1949 Holiday записала "Crazy He Calls Me", которая был введена в Зал славы Grammy в 2010 году.
Билли не получала надлежащего вознаграждения за свою работу, имея контракт с Decca, так что ее основным источником доходов были концерты в клубах. Она редко получала деньги от гонораров в ее последние годы. Например, в 1958 году Холидей получила гонорар всего в 11 долларов. Кроме того, её адвокату удалось зарегистрировать права только на две написанные песни, что лишило её потенциального дохода.
В 1950 году Билли Холидей снялась в короткометражном фильме Sugar Chile с Каунтом Бейси и его секстетом, где она пела "God Bless the Child" и "Now, Baby or Never".
Леди поет блюз (1952-1959)
К 1950 году из-за наркомании, пьянства здоровье Холидей ухудшается, ее голос стал грубым и не давал бывшихй вибраций.
28 марта 1957 года Билли вышла замуж за мафиози Луи Маккей (Louis McKay), который, как большинство мужчин в ее жизни, унижал её, но старался отучить от наркотиков. Они были разведены на момент ее смерти, но у Маккея были планы создать сеть Billie Holiday вокальных студий, а-ля танцевальных школ Артура Мюррея.
Автобиография Билли Холидей Lady Sings The Blues (Леди поет блюз) написана Уильямом Дафти и опубликована в 1956 году. Для сопровождения своей автобиографии, Холидей выпустила LP в июне 1956 года под названием Lady Sings The Blues. В альбоме не было никаких новых материалов, кроме заглавного трека, "Too Marvelous For Words", "Willow Weep for Me" и "I Thought About You", но появились новые записи её хитов.
10 ноября 1956 года, Холидей дала два концерта в Карнеги-холл – это большое достижение для любого артиста, особенно чернокожего в этот период американской истории. Видно было, что мисс Холидей тяжело больна. Публика была в восторге и даже музыканты аплодировали стоя.
Билли Холидей выступала в туре по Европе в 1954 году как часть пакета Leonard Feather, который также включал друзей DeFranco и Red Norvo. Когда она вернулась почти пять лет спустя, она сделала одну из своих последних телевизионных выступлений в Лондоне.
Смерть
В начале 1959 года она узнала, что у нее цирроз печени. Врач сказал ей бросить пить, что она и сделала в течение короткого времени, но вскоре вернулась к пьянству. В мае она потеряла двадцать фунтов.
31 мая 1959 года Холидей была доставлена в Metropolitan Hospital в Нью-Йорке, страдая от печени и болезни сердца. Она была арестована за хранение наркотиков, когда она умирала. Полицейские стояли у дверей её палаты. Билли Холидей оставалась под охраной полиции в больнице, пока она не умерла от отека легких и сердечной недостаточности, вызванной циррозом печени, 17 июля 1959 года. Она умерла с $ 0.70 в банке и $ 750 (в наличности. Ее похороны проходили в церкви святого апостола Павла в Нью-Йорке.
Billie Holiday - The Blues Are Brewin'
Billy Holiday - Lady Sings the Blues
Billie Holiday - Summertime
Дискография
1946 Billie Holiday (four 78rpm records) Commodore CR-2
1947 Billie Holiday – Teddy Wilson (four 78rpm records) Columbia C-61
1947 A Hot Jazz Classic Set, Vol.1 (four 78rpm records) Columbia-135
1947 Distinctive Song Stylings (four 78rpm records) Decca A-652
1949 Teddy Wilson And His Orchestra Featuring Billie Holiday (10") Columbia CL-6040
1950 An Evening With Eddie Heywood and Billie Holiday (10") Commodore FL 30001
1950 Ella, Lena and Billie (10") Columbia CL 2531
1950 Billie Holiday Sings (10") Columbia CL 6129
1950 Billie Holiday Volume One (10") Commodore 20005
1950 Billie Holiday Volume Two (10") Commodore 20006
1951 Favorites (10") Columbia CL 6163
1951 Lover Man (10") Decca DL 5345
1951 (released 1964) A Rare Live Recording Of Billie Holiday (Storyville) M2001
1952 Billie Holiday Sings Clef MGC 118 (10" version) Mercury 89002 (four 78rpm records version)
1953 An Evening with Billie Holiday Clef MGC 144 (10" version) Mercury 89028 (four 78rpm records version)
1954 Billie Holiday Clef MGC 161 (10" version) Mercury 89045 (four 78rpm records version)
1954 Billie Holiday at JATP Clef MGC 169 (10" version) Mercury 89053 (four 78rpm records version)
1954 Billie Holiday and Teddy Wilson Orchestras Columbia 33 S 1034
1954 Lady Day Columbia CL 637
1954 Billie Holiday Volume One Jolly Roger 5020
1954 Billie Holiday Volume Two Jolly Roger 5021
1954 Billie Holiday Volume Three Jolly Roger 5022
1955 A Collection Of Classic Jazz Interpretations By Billie Holiday (10") Columbia B-1949
1955 (released in 1958) Stay with Me Verve MGV 8302
1955 Music for Torching Clef MGC 669 / Verve MV 2595
1956 Recital By Billie Holiday Clef MGC 686
1956 Solitude Clef MGC 690 / Verve V6-8074
1956 Hall Of Fame Series (7") Columbia B-2534
1956 Velvet Mood Clef MGC 713
1956 Billie Holiday at JATP Verve MGC 718
1956 The Lady Sings Decca DL 8215
1956 Lady Sings the Blues Clef MGC 721 / Verve MV 2047
1956 (released in 1959) All or Nothing at All Verve MGV 8329
1956 (released 1961) The Essential Billie Holiday: Carnegie Hall Concert Recorded Live Verve V6-8410
1957 (released 1958) Songs for Distingué Lovers Verve MGV 8257 / Verve 2352 085
1957 (released 1960) Body and Soul Verve MGV 8197
1957 Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport Verve MGV 8234
1957 (released 1999) A Midsummer Night's Jazz at Stratford '57 Baldwin Street 308
1957 The Sound of Jazz Columbia CL 1098
1958 Lady in Satin Columbia CL 1157
1958 The Blues Are Brewin` Decca DL 8701
1958 Lover Man Decca DL 8702
1958 Billie Holiday Commodore 30008
1958 (released 1986) At Monterey Blackhawk 50701
1959 Seven Ages of Jazz Metrojazz 1009
1959 Billie Holiday MGM 3764
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.