Лайонел Хэмптон играл на ударных инструментах, вибрафоне и фортепиано, был вокалистом и бэндлидером, актёром и выдающимся шоуменом.
За карьеру, измеряемую шестью десятилетиями, Хэмптон сыграл почти со всеми гениями джаза: от Бенни Гудмана до Луи Армстронга, и от Чарли Паркера до Куинси Джонса. Знаменитый Куинси Джонс, много раз становившийся лауреатом "Грэмми", продюсер и композитор, рассказывал, что Хэмптон был его наставником более пятидесяти лет. Джонсу было 15, когда он начал играть на трубе с Хэмптоном. "Он преподавал мне, помимо самого искусства, как надо оттягиваться, как смеяться и как жить. В течение карьеры Хэмптон играл в Белом доме для всех президентов, от Трумэна до Клинтона. Когда он играл для Трумэна, это был первый черный оркестр, который когда-либо развлекал публику в Белом доме..."
"Он был действительно фигура ", - говорил о Лайонеле саксофонист Сонни Роллинс, который играл с Хэмптоном в 1950-х. - Он персонифицировал дух джаза, потому-то так много радости в его игре".
Музыка Хэмптона была очень мелодична и ритмична, его достижения в свинге трудно переоценить. Публику воодушевляла его индивидуальность, сопровождаемая белозубой улыбкой, огромная энергия и сильный удар, присущий именно его стилю. При игре на фортепьяно он барабанил, пел и играл, используя два пальца, как будто они были молоточками виброфона.
Биография
Лайонел Лео Хэмптон (Lionel Leo Hampton) родился в Луисвилле, штате Кентукки, США.
Существует некоторая путаница относительно года рождения Лайонела Хэмптона, который иногда указывают как 1908-й, иногда – 1909-й. С точным днём рождения тоже проблема. Хотя Хэмптон не имел свидетельства о рождении, он считал днем своего рождения 20 апреля. Но многие исследователи почему-то указывают дату 12 апреля.
После того как его отец, Чарльз Хэмптон, многообещающий пианист, пропал без вести в Первую Мировую войну, Лайонел и его мать Гертруда переехали в Бирмингэм, штат Алабама, где мальчик впервые приобщился к музыке, посещая церковь со своей бабкой.
В 1916 году мать Лайонела решила, что негоже мальчику расти без отца и отправила его к своему брату в Чикаго. Ричард Морган был добрейшей души человеком, любителем музыки, был бутлегером, продавая нелегальный алкоголь в период сухого закона. Деятельность дядюшки велась с размахом - покупателем, по слухам, был даже сам Аль Капоне. Дом всегда был открыт для музыкантов - Лайонел вспоминал визиты Джелли Ролла Мортона и Бесси Смит, но истинным кумиром мальчика был ударник Джимми Бертранд. В начальной школе Лайонел начал учился играть на барабанах у какой-то местной монахини.
Дядюшка Ричард одобрял желание мальчика стать музыкантом и даже посоветовал племяннику, учившемуся в St. Monica School, наняться продавцом газет, чтобы попасть в оркестр "Newsboys Band" газеты "Chicago Defender", которому покровительствовал сам мэр Чикаго Кларк Смит. Опыт игры в юношеском оркестре пошёл Лайонелу на пользу - когда ему не было и шестнадцати, его пригласил Лес Хайт, а вскоре начали поступать предложения Кёртиса Мосби, Детройта Шэннона, Вернона Элкинса.
В 1924 году 16-летний Лайонел, пообещав своей бабушке молиться каждый вечер, а дяде - не прикасаться к алкоголю, отбыл в Лос-Анджелес, чтобы присоединиться к оркестру Реба Спайкса "Sharps and Flats". Но вскоре он уже играл с "Quality Serenaders" Пола Ховарда, а затем - в новом оркестре Хайта - этот оркестр был собран для Луиса Армстронга, выступавшего в "Sebastian's Cotton Club" в Калвер Сити, штат Калифорния.
В начале 30-х к Хэмтону на одной джазовой сессии подошел Луи Армстронг и, показывая на виброфон в углу, сказал: "Вы знаете, как играть на этом?". Он не знал. Но через 45 минут уже свинговал позади Армстронга, исполняющего "Memories of You" ("Вспоминая вас"). Песня стала хитом, а Хэмптон - знаменитостью. Тогда же Лайонел познакомился с Глэдис, танцовщицей, которая убедила его поступить в Университете Южной Калифорнии - она же и купила ему вибрафон.
За время работы в группе «Les Hite» Хэмптон также выступал с Нэтом Шилкретом и его оркестром. В начале 1930-х годов он учился музыке в университете Северной Калифорнии.
В 1934 году Хэмптон собрал свой первый оркестр, который весьма успешно выступал в Окленде и Лос-Анджелесе и даже получил голливудский контракт на фильм "Depths Below". Тогда же Лайонел появился в фильме "Pennies from Heaven", а его оркестр до 1936 года играл в "Paradise Cafe" в Голливуде. Там его и нашёл Бенни Гудман.
В августе 1936 г. Бенни Гудман услышал хэмптонскую игру и это стало началом "четырех великолепных лет с Бенни" в его новаторском The Benny Goodman Quartet. Эта группа - Гудман, Хэмптон, пианист Тэдди Уилсон и барабанщик Джин Крупа - сломала расовые барьеры, которые в значительной степени отделяли черных музыкантов от белых при публичных выступлениях. Вилсон и Хэмптон составили черную половину четверки. Это был первый расово смешанный состав. Поскольку платил Бенни прилично, то Лайонел распустил оркестр и играл в квартете вплоть до 1940 года, в то же время записываясь с Билли Холидэй и Милдред Бэйли.
11 ноября 1936 года Лайонел женился на Глэдис, которая стала его менеджером и вскоре приобрела репутацию блестящей деловой женщины - именно она в 1940 году помогла собрать деньги на формирование нового оркестра в Лос-Анжелесе. Талант Хэмптона полностью раскрылся в роли бэндлидера. Множество композиций стали хитами - "Flying Home" (хит 1942 года, который сделал Хэмптона знаменитым что называется "за одну ночь"), "Hamp's Boogie-Woogie", "Sunny Side of the Street", "Central Avenue Breakdown", "Hey Ba-Ba-Re-Bop". Известно, что Хэмптон играл «Flying Home» приблизительно 300 раз в год в течение следующих 50 лет!
Малый состав, Lionel Hampton's Inner Circle, также был хорошо известен публике, особенно после экспериментов Хэмптона с би-бопом, начавшихся после 1944 года.
Гитарист Билли Мэккел присоединился к Хэмптону в 1944 и с тех пор выступал и записывался с ним до конца 70-х. В 1947 была записана песня «Stardust» совместно с Чарли Шейверсом и Слэмом Стюартом.
С середины 40-х до начала 50-х оркестр Хэмптона играл джаз и ритм-энд-блюз и записывался на звукозаписывающей компании Decca Records. В оркестр вошли многие исполнители, позже ставшие знаменитыми, как композитор и басист Чарльз Мингус, саксофонист Джонни Гриффин, гитарист Уэс Монтгомери, вокалистка Дина Вашингтон, клавишник Милт Бакнер, а также Диззи Гиллеспи, Кэт Андерсон, Кенни Дорхэм, Снуки Янг, тромбонист Джимми Клевеленд, саксофонисты Иллинойс Жаке и Джером Ричардсон.
В 1953 году начались гастроли оркестра в Европе, состав включал Клиффорда Брауна, Гиги Груйса, Энтони Ортега, Монка Монтгомери, Джорджа Вэллингтона, Арта Аэрмера, Куинси Джонса и певицу Энни Росс. В 40-х и 50-х Хэмптон также продолжал записываться с малыми составами и джем-сессиями, вместе с Оскаром Питерсоном, Артом Тэтумом, Бадди Де Франко и другими. В 1955 году, работая в Калифорнии над книгой «История Бенни Гудмена», он сделал записи для Нормана Гранца со Стэном Гетцем и Артом Тэйтумом, а также со своим биг-бэндом.
Хэмптон записывался с Луи Армстронгом и с итальянской певицой Лорой Сэинт Пол в 1968 году на музыкальном фестивале в Сан-Ремо Италии. В том же году Папа Римский Павел VI пригласил Хэмптона для выступления и вручил ему медаль.
Оркестр воплотил первую фазу карьеры Хэмптона как учителя, произведя на свет такие таланты, как Иллиной Жаке, Кэт Андерсон, Декстер Гордон, Арт Фармер, Клиффорд Браун, Фэтс Наварро, Кларк Терри, Куинси Джонс, Чальз Мингус, Уэс Монтгомери, а также певцов Джо Уильямса, Дину Вашингтон, Бетти Картер и Арету Фрэнклин. В состав в разное время также входили Джо Ньюман, Ли Янг, Арнетт Кобб, Милт Бакнер, Эрл Бостик, Джонни Гриффин, Джо Уайлдер, Бенни Бэйли, Эл Грэв, Джимми Кливленд, Джиджи Грайс, Джордж Уоллингтон, Энни Росс, Эрни Ройял, Джек МакВи, Ирвинг Эшби.
Как композитор и аранжировщик, Хэмптон вдохнул жизнь в более чем 200 композиций, включая джазовые стандарты "Flying Home", "Evil Gal Blues" и "Midnight Sun", а также написал большие симфонические работы, "King David Suite" и "Blues Suite".
В начале 1950-х по личной просьбе президента Эйзенхауэра, Хэмптон начал выступать в роли Посла Доброй Воли от США, провёдя множество турне в Европу, Африку и Азию. Тогда же он сформировал трио, в которое вошли Арт Тэйтум и Бадди Рич, а также основал звукозаписывающую компанию "Who's Who In Jazz" и благотворительную организацию "The Lionel Hampton Development Corporation", целью которой стала постройка домов для бедных в Гарлеме и Нью-Арке, штат Нью-Джерси.
В 60-х годах группы Хэмптона переживали упадок, все еще исполняя то, что имело успех в 40-х и 50-х, но уже не приносило столько денег, как раньше. Не лучше шли дела и в 70-х, хотя он еще продолжал записываться на «Who’s Who Record Label».
Начиная с 1984 года Хэмптон играл в университете Айдахо на ежегодном джазовом фестивале, который позже назовут «Джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона». В 1987 году музыкальный факультет университета Айдахо был назван в честь Хэмптона, это был первый факультет университета, получивший имя джазового музыканта.
Хэмптон продолжал музыкальные выступления до инсульта, который произошел в Париже в 1991 году. Это, вместе с хроническим артритом, заставило его резко сократить выступления. Тем не менее он смог выступить в Смитсоновском национальном музее американской истории в 2001 году незадолго до смерти.
Лайонел Хэмптон умер от сердечной недостаточности 31 августа 2002 года в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе, Нью-Йорк. Его похороны состоялись 7 сентября 2002 года и сопровождались выступлением Уинтона Марсалиса и оркестра Дэвида Оствальда в церкви Риверсайд в Манхэттене; процессия началась в Cotton Club в Гарлеме.
Общественная деятельность
Хэмптон был глубоко вовлечен в различные благотворительные проекты и создал строительную компанию «Lionel Hampton Development» . Корпорация начала работать в Гарлеме, Нью-Йорк в 1960-х годах при помощи, оказанной Республиканской партией США и губернатором от этой партии Нельсоном Рокфеллером, ею были построены жилые комплексы и центры музыкального образования для детей из малоимущих негритянских семей. В 1988 году Хэмптон основал Центр исполнительских искусств в штате Айдахо и стал художественным руководителей джаз-фестиваля в маленьком городе Москоу.
Хэмптон был убежденным республиканцем и много раз был членом национальных съездов республиканской партии. На протяжении нескольких лет он был вице-президентом республиканского комитета округа Нью-Йорк, а также членом комиссии по правам человека. За свою жизнь Хэмптон пожертвовал Республиканской партии почти 300 тысяч долларов.
Lionel Hampton Tom Tom Solo
Lionel Hampton - Flying Home
Lionel Hampton - Two finger piano mastery
Премии и награды
2001 — Harlem Jazz and Music Festival’s Legend Award
1996 — National Medal of Arts presented by President Bill Clinton
1995 — Honorary Commissioner of Civil Rights by George Pataki
1995 — Honorary Doctorate from the New England Conservatory of Music
1993 — Honorary Doctorate from the University of Maryland Eastern Shore
1992 — Inducted into the Alabama Jazz Hall of Fame
1992 — «Contributions To The Cultural Life of the Nation» award from the John F. Kennedy Center for the Performing Arts
1988 — The National Endowment for the Arts Jazz Masters Fellowship
1988 — The National Association of Jazz Educators Hall of Fame Award
1987 — Honorary Doctorate of Humanities from the University of Idaho — UI’s School of Music renamed «Lionel Hampton School of Music.»
1987 — The Roy Wilkins Memorial Award from the NAACP
1986 — The «One of a Kind» Award from Broadcast Music, Inc.
1984 — Jazz Hall of Fame Award from the Institute of Jazz Studies
1984 — Honorary Doctorate of Music from USC
1983 — The International Film and Television Festival of New York City Award
1983 — Honorary Doctorate of Humane Letters from the State University of New York
1982 — Hollywood Walk of Fame Star
1981 — Honorary Doctorate of Humanities from Glassboro State College
1979 — Honorary Doctorate of Music from Howard University
1978 — Bronze Medallion from New York City
1976 — Honorary Doctorate of Humanities from Daniel Hale Williams University
1975 — Honorary Doctorate of Music from Xavier University of Louisiana
1974 — Honorary Doctorate of Fine Arts from Pepperdine University
1968 — Papal Medal from Pope Paul VI
1966 — George Frederick Handel Medal
1957 — American Goodwill Ambassador by President Dwight D. Eisenhower
1954 — Israel’s Statehood Award
Дискография
1937–39 Benny Goodman -The Complete RCA Victor Small Group Recordings
1937–39 Hot Mallets, Vol. 1
1937–39 The Jumpin Five, Vol. 2
1938 The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert appearance as sideman for Benny Goodman
1939–40 Tempo and Swing appearances by Ben Webster, Coleman Hawkins and Nat "King" Cole
1944 Star Dust the famous "Just Jazz" jam session
1947 with the Just Jazz All Stars Charlie Shavers, Willie Smith, Corky Corcoran, Milt Buckner, Slam Stewart, Jackie Mills, Lee Young
1953–54 The Lionel Hampton Quintet with DeFranco and Peterson. Includes a 17 minute jam on "Flyin Home". There is also a 5CD box of the complete Verve recordings of the quartets and quintets with Peterson, as well as a number of other compilations and selections.
1955 Hamp and Getz
1958 The Golden Vibes with a reed quintet
1958 Lionel
1960 Silver Vibes with a Trombones And Rhythms (Trombone Quartet)
1963 Benny Goodman Together Again! reunion with Lionel Hampton, Teddy Wilson & Gene Krupa
1963 You Better Know It!!! with Clark Terry, Ben Webster, Hank Jones, Milt Hinton, Osie Johnson
1972 Please Sunrise
1988 Mostly Blues
1991 Live at the Blue Note jamming with old friends including trombonist Al Grey
Сборники
37–40 Swing Classics - Lionel Hampton and His Jazz Groups Recordings from 1937-1940 Reissued 1961
39–56 Greatest Hits Selections from above records
42–63 Hamp!
37–63 The Lionel Hampton Story Selections from all records and eras above
Фильмография
1933 Girl Without A Room himself Ralph Murphy Comedy
1936 Pennies From Heaven himself Norman Z. McLeod Comedy/Musical
1937 Hollywood Hotel himself Busby Berkeley Musical/Romance
1938 For Auld Lang Syne himself ? Documentary
1948 A Song Is Born himself Howard Hawks Comedy/Musical
1949 Lionel Hampton and His Orchestra himself Will Cowan Music
1955 Musik, Musik and nur Musik himself Ernst Matray Comedy
1955 The Benny Goodman Story himself Valentine Davies Drama
1957 Mister Rock and Roll himself Charles S. Dubin Drama/Musical
1980 But Then She's Betty Carter himself Michelle Parkerson Documentary.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.