Джо Хендерсон - американский джазовый тенор-саксофонист. На протяжении сорокалетней карьеры Хендерсон играл и записывался со многими из ведущих американских музыкантов своего времени.
Биография
Джо Хендерсон (Joe Henderson) родился 24 апреля 1937 в Лиме, штат Огайо, в очень большой семьи из пяти сестёри и девяти братьев. Родители и старший брат Джеймс отправили его учиться музыке. В последствии Джо посвятил свой первый альбом семье "за понимание и терпимость" в годы его становления.
В детстве Хендерсон увлекался барабанами, фортепиано, саксофоном и композицией. По словам Кенни Дорхема, два местных учителей фортепиано, Ричард Паттерсон и Дон Хёрлесс, к которым пошли в школу братья и сестры Хендерсон, обучили их игре на пианино. Джо был особенно очарован фонотекой брата. Земляк Хендерсона, барабанщик Джон Джаретт, рассказывал, что Джо слушал таких музыкантов, как Лестер Янг, Стэн Гетц, Декстер Гордон и Чарли Паркер. Он также любил записи Флипа Филлипса, Ли Конитца и Jazz at the Philharmonic. Тем не менее, именно Паркер стал его величайшим вдохновением. Первые уроки саксофона Хендерсона проходили в средней школе под опекой Герберта Мерфи. В этот период Джо написал несколько десятков композиций для группы школы и рок-групп.
В восемнадцать лет Хендерсон уже был активен на джазовой сцене Детройте в середине 50-х годов, играл в джем-сейшн с приезжавшими из Нью-Йорка звездами. Во время учебы в классах флейты и баса в Wayne State University, он также совершенствовал своё мастерство на саксофоне и композиционное мастерство под руководством известного учителя Ларри Тила в музыкальной школе Teal. В конце 1959 года Джо Хендерсон сформировал свою первую группу. Во время учёбы в Wayne State University, он транскрибировал и запомнил так много соло Лестера Янга, что его профессора считали слух Хендерсона абсолютным. Его одноклассниками были Юсеф Латиф, Барри Харрис, Дональд Берд. Джо также учился музыке в колледже штата Кентукки.
Незадолго до призыва в армию в 1960 году, Хендерсон был заказан UNAC написать несколько аранжировок для сюиты "Swings and Strings", которая позже была исполнена оркестром Джимми Уилкинса из десяти человек.
Джо Хендерсон провел два года (1960-1962) в американской армии: сначала в Форт-Беннинг, где он даже участвовал в шоу талантов армии и занял первое место, а затем в Форт Белвуар, откуда его направили в мировое турне для выступлений перед солдатами. Находясь в Париже, он встретился с Кенни Дрю и Кенни Кларком. Затем он был отправлен в штат Мэриленд, чтобы организовать свой проект. В 1962 году Хендерсон был уволен в запас и переехал в Нью-Йорк. Он впервые встретился с трубачом Кенни Дорхэмом, бесценным руководителем по его словам, который пригласил Джо на место саксофониста Джуниора Кука. В тот же вечер они отправились посмотреть, как Декстер Гордон играл в Birdland. Хендерсон попросил Гордона поиграть что-то с ритм-секцией, а тот с радостью согласился.
Несмотря на то, что ранние записи Хендерсона были отмечены сильным влиянием хард-бопа, его игра включает в себя не только традиционый бибоп, но R & B, латину и авангард. Вскоре он присоединился к группе Хораса Силвера и при условии исполнения соло под проигрываемый на музыкальном автомате хит "Song for My Father". После ухода из группы Силвера в 1966 году, Хендерсон возобновил фриланс, а также стад одним из руководителей биг-бэнда с Кенни Дорхемом. Его аранжировки для группы вышли в 1996 году в виде неиздававшихся ранее Joe Henderson Big Band на лэйбле Verve.
С 1963 по 1968 год Джо участвовал в записи около тридцати альбомов для Blue Note, в том числе пять выпустил под своим именем. Стиль записей колебался от сессий сравнительно консервативного хард-бопа (Page One, 1963) до более исследовательских сессий (Inner Urge и Mode for Joe, 1966). Хендерсон сыграл важную роль во многих альбомах с другими лидерами, в том числе Song For My Father Хораса Сильвера, The Prisoner Херби Хэнкока, хитового альбома Ли Моргана Sidewinder и альбомов с пианистом Эндрю Хилл (Black Fire 1963 и Point of Departure, 1964) и барабанщиком Питом Ла Рока (Basr, 1965).
В 1967 году произошло заметное, но кратковременное соединение с квинтетом Майлза Дэвиса с участием Херби Хэнкока, Уэйна Шортера, Рона Картера и Тони Уильямса, хотя группа никогда не был записана. Приспособляемость Хендерсона и его эклектика станет еще более очевидной в последующие годы.
Подписание контракта с молодым лэйблом Milestone Оррина Кипньюза в 1967 году ознаменовало собой новый этап в карьере Хендерсона. Он был одним из руководителей Jazz Communicators с Фредди Хаббардом с 1967 по 1968 гг. Хендерсон участвовал в записи Fat Albert Rotunda Хэнкока для Уорнер Бразерс. Именно в это время Хендерсон начал экспериментировать с джаз-фанк-фьюжн, студийными наложениями, а также другими электронными эффектами. Такие песни и названия альбома, как Power To The People, In Pursuit of Blackness и Blackness отражает его растущую политическую сознательность и общественное сознание, хотя последний альбом был назван в честь фильма Powell and Pressburger 1947 года.
После непродолжительного общения с Blood, Sweat & Tears в 1971 году, Хендерсон переехал в Сан-Франциско. Он продолжает выступать записываться.
Хотя он иногда работал с Echoes of an Era, Griffith Park Band и Чиком Кориа, Хендерсон в основном оставался лидером в 1980-х.Опытный и плодовитый композитор, Джо начал уделять больше внимания интерпретации стандартов и своих ранних произведений. Blue Note пытались позиционировать музыканта в авангарде возрождения джазовой сцены в 1986 году с выходом двухтомника State of the Tenor записанного на Village Vanguard в Нью-Йорке. Альбом (с Роном Картером на басу и Элом Фостером на барабанах) пересматривал форму трио тенор, использованную Sonny Rollins в 1957 году в собственных концертных альбомах на том же лэйбле Vanguard. Хендерсон создал свой основной репертуар на ближайшие семь-восемь лет, "Ask Me Now" Телониуса Монка становится фирменной балладой.
И только после выхода An Evening with Joe Henderson, живого сет трио (с участием Чарли Хэйден и Эла Фостера) для итальянского независимого лейбла Red Records, у Хендерсона прошли серьезные изменения в карьере: студия Verve обратила внимание на него и в начале 1990-х подписала с ним контракт. Этот лэйбл создал своеобразный подход к его записям - "песенник", провела масштабные маркетинговые и рекламные кампании, которые более успешно позиционировали Хендерсона на переднем крае современной джазовой музыки. Его "альбом-возвращение" Lush Life: The Music of Billy Strayhorn (1992) имел коммерческий успех и хвалебные отзывы критиков. Последующие альбомы вышли в память Майлза Дэвиса, Антонио Карлоса Жобима и исполнение оперы Джорджа Гершвина Porgy and Bess.
30 июня 2001 года, Джо Хендерсон умер из-за остановки сердца после длительной борьбы с эмфиземой.
В течение своей карьеры Джо Хендерсон записывался с Grant Green, Blue Mitchell, Bobby Hutcherson, Lee Morgan, Andrew Hill, Duke Pearson, Nat Adderley, McCoy Tyner, George Benson, Freddie Hubbard, Miroslav Vitouš, Ron Carter, Flora Purim, Roy Ayers, Mal Waldron, Wynton Marsalis, Roy Hargrove, Terence Blanchard и многими другими.
Joe Henderson Trio - Ask me Now (Monk)
Joe Henderson - Black Narcissus
Дискография
As leader
Artist rendering of Joe Henderson
Linoleum Print of the late Joe Henderson by Stuart Armstrong
Blue Note Records
1963: Page One
1963: Our Thing
1964: In 'n Out
1964: Inner Urge
1966: Mode for Joe
1985: The State of the Tenor: Live at the Village Vanguard, Vols. 1 & 2
Milestone Records
1967: The Kicker
1968: Tetragon
1969: Power to the People
1970: If You're Not Part of the Solution, You're Part of the Problem
1971: In Pursuit of Blackness
1971: Joe Henderson in Japan
1972: Black Is the Color
1973: Multiple
1973: The Elements
1975: Canyon Lady
1976: Black Miracle
1976: Black Narcissus
Verve Records
1968: Four
1968: Straight, No Chaser
1992: Lush Life: The Music of Billy Strayhorn
1992: So Near, So Far (Musings for Miles)
1994: Double Rainbow: The Music of Antonio Carlos Jobim
1996: Big Band
1997: Porgy & Bess
Red Records
1987: Evening with Joe Henderson - with Charlie Haden, Al Foster
1991: The Standard Joe - with Rufus Reid, Al Foster
2009: More from an Evening with Joe Henderson
Jazz Door
1973: 6tet/4tet - with Kenny Barron, Cedar Walton
1994: Live - with Bheki Mseleku, George Mraz, Al Foster
2001: Sunrise in Tokyo: Live in 1971- with Terumasa Hino, Masabumi Kikuchi
Other labels
1977: Barcelona (Enja Records) - with Wayne Darling, Ed Soph
1979: Relaxin' at Camarillo (Contemporary Records) with Chick Corea, either Tony Dumas or Richard Davis on bass, Peter Erskine or Tony Williams drums
1980: Mirror, Mirror (Pausa Records) with Chick Corea, Ron Carter, Billy Higgins
1999: Warm Valley (West Wind Records) - with Tony Martucci, Tommy Cecil, Louis Scherr
As sideman
1963: Kenny Dorham - Una Mas (Blue Note)
1963: Andrew Hill - Black Fire (Blue Note)
1963: Johnny Coles - Little Johnny C (Blue Note)
1963: Grant Green - Am I Blue (Blue Note)
1963: Grant Green - Idle Moments (Blue Note)
1963: Blue Mitchell - Step Lightly (Blue Note)
1963: Antonio Diaz "Chocolaté" Mena - Eso Es Latin Jazz...Man!
1963: Bobby Hutcherson - The Kicker (Blue Note - released 1999)
1964: Grant Green- Solid (Blue Note)
1964: Lee Morgan - The Sidewinder (Blue Note)
1964: Kenny Dorham - Trompeta Toccata (Blue Note)
1964: Horace Silver - Song for My Father (Blue Note)
1964: Andrew Hill - Black Fire (Blue Note)
1964: Andrew Hill - Point Of Departure (Blue Note)
1964: Freddie Roach - Brown Sugar (Blue Note)
1964: Duke Pearson - Wahoo! (Blue Note)
1965: Andrew Hill - Pax (Blue Note)
1965: Pete La Roca - Basra (Blue Note)
1965: Larry Young - Unity (Blue Note)
1965: Horace Silver - The Cape Verdean Blues (Blue Note)
1966: Nat Adderley - Sayin' Somethin'
1966: Duke Pearson - Sweet Honey Bee (Blue Note)
1967: McCoy Tyner - The Real McCoy (Blue Note)
1969: George Benson - Tell It Like It Is (A&M/CTI)
1969: Herbie Hancock - The Prisoner (Blue Note)
1969: Herbie Hancock - Fat Albert Rotunda
1970: Freddie Hubbard - Red Clay
1970: Freddie Hubbard - Straight Life
1970: Alice Coltrane - Ptah, the El Daoud
1971: Blue Mitchell - Vital Blue
1972: Miroslav Vitouš - Mountain In The Clouds
1973: Ron Carter - All Blues (CTI)
1973: Flora Purim - Butterfly Dreams
1974: Johnny Hammond - Higher Ground
1974: Charles Earland - Leaving This Planet
1974: Patrice Rushen - Prelusion
1976: Coke Escovedo - Comin' At Ya!
1976: Roy Ayers - Daddy Bug & Friends
1977: Flora Purim - Encounter
1977: Woody Shaw - Rosewood (Columbia)
1978: Freddie Hubbard - Super Blue
1979: Art Farmer - Yama (CTI)
1982: Mal Waldron - One Entrance, Many Exits
1989: Jon Ballantyne - Sky Dance (Justin Time)
1991: Wynton Marsalis - Thick In The South: Soul Gestures In Southern Blue, Vol. 1
1991: McCoy Tyner - New York Reunion
1992: Kenny Garrett - Black Hope
1994: Kitty Margolis - Evolution
1994: Roy Hargrove - With the Tenors of Our Time
1995: Shirley Horn - The Main Ingredient
1999: Terence Blanchard - Jazz in Film
2004: Charlie Haden/Joe Henderson/Al Foster - The Montreal Tapes: Tribute to Joe Henderson (Verve, 1989).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.