Кит Джарретт - американский пианист и композитор, исполняющий джаз и классическую музыку. Джаррет начал свою карьеру с Артом Блейки, и, двигаясь дальше, играл с Чарльзом Ллойдом и Майлзом Дэвисом. С начала 1970-х годов он пользовался большим успехом в джазе, джаз-фьюжне и классической музыке, как лидер группы и сольный исполнитель. Его импровизации отражают не только традиции джаза, но и другие жанры: западную классическую музыку, госпел, блюз, этническую и народную музыку.
В 2003 году Джарретт получил премию Polar Music, первый и по сей день получатель, который не делил приз с со-получателем. В 2004 году он получил премию Leonie Sonning Music. В 2008 году введен в Зал славы журнала Down Beat.
Биография
Кейт (Кит) Джаррет (Keith Jarrett) родился 8 мая 1945 года в городе Аллентаун, штат Пенсильвания, США. Он имеет венгерское, шотландское, и пуэрто-риканское происхождение. С раннего детства Джаррет под воздействием музыки. Он обладал абсолютным слухом и проявил огромный музыкальный талант уже маленьким ребенком. Начав уроки игры на фортепиано в свой третий день рождения, в возрасте пяти лет Кейт появился на телевизионной программе талантов, организованной свинговым оркестром Пола Уайтмана. Юный Джарретт дал свой первый сольный концерт на фортепиано в возрасте семи лет, играя произведения композиторов Моцарта, Баха, Бетховена и Сен-Санса и закончив его двумя собственными композициями. Воодушевляемый матерью, Джарретт брал интенсивные уроки классического фортепиано у ряда преподавателей, в том числе у Элеоноры Соколовой в Curtis Institute.
В юности, будучи учеником средней школы в Эммаус, штат Пенсильвания, Джарретт узнал джаз и быстро овладел им. В юности он проявил большой интерес к современной джазовой сцене, Дейв Брубек был одним из первых вдохновений. В это время Кейт получил предложение изучить классическую композицию в Париже у знаменитой учительницы Нади Буланже, что обрадовало мать Джарретта, но сам юный пианист уже склонялся в сторону джаза, поэтому было решено отказаться.
После окончания средней в 1963 году Джарретт переехал из Аллентауна в Бостон, штат Массачусетс, где учился в музыкальном колледже Беркли и играл на пианино в местных клубах. Через год он переехал в Нью-Йорк, где выступал в Village Vanguard.
В Нью-Йорке знаменитый Арт Блейки нанял Кейта Джаррета играть с Jazz Messengers. Во время шоу с этой группой его заметил Джек Деджонетт, который (как Кейт вспоминал позже) сразу оценил талант и непрерывный поток идей неизвестного пианиста. DeJohnette поговорил с Джарретом и вскоре рекомендовал его своему лидеру группы Чарльзу Ллойду. Созданный незадолго до того квартет Чарльза Ллойда изучал открытые, импровизированные формы при построении композиций. Их альбом 1966 года Forest Flower (Лесной цветок) был одной из самых успешных джазовых записей в середине 1960-х годов, и когда группу пригласили играть в Сан-Франциско, они завоевали местную аудиторию хиппи. И, хотя группа страдала от внутренней нестабильности, её гастроли по Америке, Европе и даже в Москве, сделали Джаррета популярным музыкантом в кругах рокового и джазового андеграунда. Также были заложены основы прочной музыкальной связи с барабанщиком Джеком Деджонеттом (который также играет на фортепьяно). Оба будут сотрудничать множество раз во время дальнейшей карьеры.
В те годы Кит Джаррет также начал записывать свои собственные треки как лидер небольших неформальных групп, сначала в трио с Чарли Хэйденом и Полом Моушеном. Первый альбом Джаррета как лидера Life Between the Exit Signs (1967, Vortex), возможно, самый странный в его каталоге. Джарретт не только едва касается фортепиано, но играет на всех других инструментах, что по существу является фолк-рок альбомом, и даже поет. Другой альбом трио с Хейденом и Моушеном под названием Somewhere Before вышел в 1968 на Atlantic Records.
С Майлзом Дэвисом
The Charles Lloyd Quartet с Джарретом, Роном МакКлуром и Джеком Деджонеттом распался в конце 1968 года после записи саундтрека из-за споров по поводу денег, а также творческих разногласий. Киту Джарретт было предложено присоединиться к группе Майлза Дэвиса после того, как Miles Davis услышал его в клубе в Нью-Йорке (по другой версии Джаррета, Майлз привез всю группу на концерт трио Джаррета в Париже, причём члены группы Дэвиса были практически единственными зрителями, что заставило Кейта стесняться). Во время своего пребывания с группой Дэвиса, Кейт Джаррет играл на электронном органе Fender Contempo и электрическом пианино Fender Rhodes, по очереди с Чиком Кориа, они могут быть услышаны бок о бок на некоторых записях 1970 года, например, в августе 1970 года на фестивале Isle of Wight, презентованном в фильме Miles Electric: A Different Kind of Blue и Bitches Brew Live After Corea. В 1970 году Джарретт часто играл на электрическом пианино и органе одновременно. Несмотря на растущую неприязнь к электрическим инструментам в джазе, он продолжал играть с группой из уважения к Дэвису и желания работать с Джеком Деджонеттом. Кейт часто упоминает Дэвиса в качестве оказавшего на него жизненно важное влияние, как музыкальное, так и личное, в связи с его собственным мнением о музыке и импровизации.
Джаррета можно услышать на нескольких альбомах Дэвиса: Miles Davis at Fillmore: Live at the Fillmore East, The Cellar Door Sessions (recorded December 16–19, 1970, at the Cellar Door club in Washington, DC) и Live-Evil, который в основном состоит из сильно отредактированных записей Cellar Door. Расширенные сессии с этих записей можно услышать на The Complete Cellar Door Sessions. Джарретт также играет на электрическом органе песню Get Up With It, которая отличается от "Honky Tonk", представляющую собой сокращенную версию трека и доступную в полном виде на The Complete Jack Johnson Sessions. Кроме того, часть трека под названием "Konda" (записан 21 мая 1970) была выпущена в конце 1970-х годов на сборнике компиляций Дэвиса Directions (1980).
Американский и Европейский квартеты
С 1971 по 1976 год Кейт Джаррет добавил саксофониста Дьюи Редмана к существующему трио с Хейденом и Моушеном (записавшего еще один альбом в составе трио - The Mourning of A Star на Atlantic Records в 1971 году). Так называемый American quartet часто дополнялся дополнительными перкуссионистами, такие, как Дэнни Джонсон, Гильерме Франко или Аирто Морейра, а иногда и гитаристом Сэмом Брауном. Участники квартета играли на различных инструментах: сам Джарретт часто слышен на сопрано-саксофоне и ударных, а также фортепиано, Редман на musette, китайском двухмундштуковом инструмент, Моушен и Хейден на различных ударных инструментах. Хейден также извлекал множество необычных щипковых и ударных звуков своим акустическим басом, даже один трек через вау-вау педаль ("Mortgage on My Soul", на альбоме Birth). Группа записала два альбома на Atlantic Records в 1971 году, El Juicio (Суд) и Birth, один на Columbia Records - Expectations, восемь альбомов на Impulse! Records, и два на лейбле ECM.
В последних двух альбомов, записанных для Impulse! Records показаны главным образом композиции других участников группы, в отличие от собственных произведений Джаррета, который доминировал в предыдущих альбомах. Композиции Джаррета и сильные музыкальные личности членов группы давали этому ансамблю очень характерный звук. Музыка квартета представляет собой смесь фри-джаза, straight-ahead post-bop, госпела, и экзотические ближневосточные импровизации.
В середине и конце 1970-х годов Кейт Джаррет вёл European quartet одновременно с American quartet, который был записан на ECM. Это комбо состояло из саксофонисто Яна Гарбарека, басиста Палле Даниэльсона и барабанщика Джона Кристенсена. Этот ансамбль играл в стиле, похожем на American quartet, но многие элементы авангарда и американские из элементы были заменены европейскими влияниями народной музыки.
Сольники
Первый альбом Джаррета для ECM, Facing You (1971), был записанным в студии фортепианным сольником. Он продолжал записывать сольные альбомы на фортепиано в студии с перерывами на протяжении всей своей карьеры, в их числе Staircase (1976), The Moth and the Flame (1981) и The Melody at Night, With You (1999). Альбом Book of Ways (1986) является студийным соло на клавикорде.
Студийные альбомы занимают весьма скромное место в каталоге Джаррета, но в 1973 году он начал играть совершенно импровизированные сольные концерты, записи которых сделали его одним из самых продаваемых артистов в джазовой истории. Альбому 1973 года Solo Concerts: Bremen/Lausanne получил от Time Magazine премию за победу в номинации «джазовый альбом года». Köln Concert (1975) стал лучшим продаваемым фортепианным альбомом в истории; также как и Sun Bear Concerts (1976).
После перерыва Кит Джаррет вернулся к импровизированным сольным концертам в расширенном формате - Paris Concert (1990), Vienna Concert (1991) и La Scala (1995), прежде чем его карьера была прервана синдром хронической усталости. Эти более поздние концерты, как правило, больше относятся к классической музыки, отражая его интерес к таким композитором, как Бах и Шостакович. «Концерт в Вене», в частности, широко приветствовался как шедевр импровизации. Джаррет в буклете к альбому назвал его своим самым большим достижением и исполнением всего, что он стремится достичь.
В конце 1990-х годов Кейту Джаррету был поставлен неутешительный диагноз - синдром хронической усталости (CFS), в результате чего он не мог покинуть свой дом в течение длительного периода времени. Именно в этот период он записал фортепианный сольник The Melody at Night, With You, состоящий из джазовых стандартов. Альбом первоначально был рождественским подарком для его второй жены Анны Роуз.
К 2000 году Джаррет вернулся к гастролям, как сольным, так и с Standards Trio. Были даны два сольных концерта 2002-го в Японии, (в Осаке и в Токио). В отличие от предыдущих концертов (которые, как правило, являлись непрерывной импровизации 30-40 минут), в 2002 году концерты состояли из связанных серий коротких импровизаций (в несколько минут, некоторые из пятнадцати или двадцати минут ).
В сентябре 2005 года в Карнеги-Холле Кит Джаррет исполнил свой первый сольный концерт в Северной Америке в течение десяти лет.
26 ноября 2008 года он выступал соло в зале Плейель в Париже, а несколько дней спустя, 1 декабря, в лондонском Royal Festival Hall. Эти концерты были выпущены в октябре 2009 года на альбоме Paris / London: Testament.
В составе Стандарт Трио
В 1983 году по предложению главы ECM Манфреда Эйхера, Джарретт попросил басиста Гари Пикока и барабанщик Джека Деджонетта, с которыми он работал в 1977-м над альбомом Tales of Another, записать альбом джазовых стандартов, названный просто Standards, Volume 1. Еще два альбома, Standards, Volume 2 и Changes, были записаны позже. Успех этих альбомов и последующего турне группы привела к созданию Standards Trio, ставшего одной из главных рабочих групп в джазе, и, безусловно, одной из самых устойчивых - они продолжли записи и турне в течение более чем двадцати пяти лет.
Трио записало множество живых и студийных альбомов, состоящих главным образом из материала джазового репертуара. Все три члена трио упоминали Ахмада Джамала, как оказавшего большое влияние на их музыкальное развитие использованием мелодичной и мульти-тональной линии.
Концертные записи Inside Out и Always Let Me Go (оба выпущены в 2001 г.) отмечены повышенным интересом трио к полностью импровизированному фри-джазу. К этому моменту музыкальные связи между этими тремя мужчинами стали почти телепатическими.
At the Deer Head Inn (1992) представляет собой концертный альбом стандартов, записанный с Полом Моушеном, заменившим Деджонетта. Это был первый раз, кода Джаррет и Моушен играли вместе после распада American quartet шестнадцать лет назад.
Фишки и причуды Кейта Джаррета
Фирменным знаком Джаррета является его частые, громкие вскрики (хрюканье, визг и беззвучное пение), похоже на Гленна Гульда, Телониуса Монка, Эррола Гарнера, Оскара Питерсона, Ральфа Саттона, Вилли "The Lion" Смита, Пола Экапо и Сесила Тейлора. Джарретт также очень подвижен во время выступления, корчась, вращаясь по кругу, и почти танцуя на рояле. Такие действия происходят на его джазовых и импровизированных сольных выступлениях, но по большей части отсутствуют, когда он играет классический репертуар.
Кит Джаррет, как известно, нетерпим к шуму в зале, в том числе кашлю и другим непроизвольным звукам, особенно во время импровизированного сольного выступления. Он чувствует, что посторонний шум влияет на его музыкальное вдохновение и отвлекает от чистоты звука. В результате кашля в зале в холодную погоду Джаррет регулярно прерывает выступления и уводит группу со сцены.
В 2007 году на концерте в Перудже во время фестиваля Umbria Jazz возмущенный действиями фотографов Кит поросил зрителей: "Я не говорю по-итальянски, так что тем, кто понимает по-английски могу сказать - передайте всем этим грёбаным придуркам с камерами, чтобы валили отсюда прямо сейчас (can tell all these assholes with cameras to turn them fucking off right now). Нет больше фотографий и чтобы не был красного света там. Если мы ещё увидим вспышки, я оставляю за собой право и Джек и Гарри оставляют за собой право прекратить игру и покинуть проклятый город!" Это заставило организаторов фестиваля заявить, что они никогда не будут приглашать его снова.
Джаррет был известен на протяжении многих лет как непримиримый противник электронных приборов и оборудования. В 1973 году он заявлял: "Я иду в крестовый поход против электрической музыки вплоть до судебного преследования. Электричество проходит через каждого из нас. Не быть подключённым к проводам".
Кейт Джарретт является последователем учения метафизика и мистик Георгия Гурджиева. В 1980 году Джаррет записал для ECM альбом композиций Гурджиева, называемый Sacred Hymns (Священные гимны).
Чуть-чуть о личной жизни Кита
Кит Джаррет живет в доме 18 века в Оксфорде, штат Нью-Джерси, в селе Warren County. Он использует переделанный сарай как студию.
Первый брак Джаррета с Марго Ерней закончился разводом. Со второй женой Анной Роуз (урожденная Colavito) он развелся в 2010 году после тридцатилетнего брака. Кейт Джаррет имеет четырех братев, все младше, двое из которых занимаются музыкой. Крис Джарретт также является пианистом, а Скотт Джарретт является продюсером и автором песен. Ной Джарретт, один из двух сыновей от первого брака Джаррета, является бас-гитаристом и композитором.
Кит Джаррет рассказывал, что зрители, и даже коллеги-музыканты, из-за его внешнего вида были порой были уверены, что он афроамериканец. Он упоминал случай, когда афро-американскийо джазовый музыкант Орнетт Коулмана пришёл к нему за кулисы и сказал что-то вроде: "Человек, ты должен быть черным. Ты просто обязан быть черным", на что Джаррет ответил:"Я знаю, знаю. я работаю над этим...".
Keith Jarrett - The Art Of Improvisation
Keith Jarrett Trio - Standards
Keith Jarrett - The Köln Concert: Part I
Дискография
As leader or co-leader
1967 Life Between the Exit Signs Trio with Charlie Haden and Paul Motian Vortex (Atlantic)
1968 Restoration Ruin Solo on multiple instruments Vortex (Atlantic)
1968 Somewhere Before Live - Trio with Haden and Motian Vortex (Atlantic)
1970 Gary Burton & Keith Jarrett Quintet with vibraphonist Gary Burton Atlantic
1971 Ruta and Daitya Duo with Jack DeJohnette ECM
1971 The Mourning of a Star Trio with Haden & Motian Atlantic
1971 El Juicio (The Judgement) American Quartet with Dewey Redman, Haden & Motian Atlantic
1971 Birth American Quartet (Redman, Haden & Motian) Atlantic
1971 Expectations American Quartet (Redman, Haden & Motian) plus Sam Brown and Airto Moreira Columbia
1971 Facing You Solo Piano ECM
1973 Fort Yawuh Live - American Quartet (Redman, Haden, Motian) and Danny Johnson Impulse!
1973 In the Light With Willi Freivogel, Ralph Towner and Orchestra ECM
1973 Solo Concerts: Bremen/Lausanne Live - Solo Piano ECM
1974 Treasure Island American Quartet (Redman, Haden, Motian) and Danny Johnson plus Sam Brown Impulse!
1974 Belonging European Quartet with Jan Garbarek, Palle Danielsson, and Jon Christensen ECM
1974 Luminessence Composed by Jarrett for String Orchestra with saxophone improvisations by Garbarek ECM
1974 Back Hand American Quartet (Redman, Haden, Motian) and Franco Milestone
1975 Death and the Flower American Quartet (Redman, Haden, Motian) and Guilherme Franco Impulse!
1975 The Köln Concert Live - Solo Piano ECM
1975 Mysteries American Quartet (Redman, Haden, Motian) and Franco Impulse!
1975 Arbour Zena With Garbarek, Haden and orchestra conducted by Mladen Gutesha ECM
1975 Shades American Quartet (Redman, Haden, Motian) and Franco Impulse!
1976 The Survivors' Suite American Quartet (Redman, Haden, Motian) ECM
1976 Staircase Solo Piano ECM
1976 Eyes of the Heart Live - American Quartet (Redman, Haden, Motian) ECM
1976 Hymns/Spheres Solo Organ ECM
1976 Sun Bear Concerts Live - Solo Piano ECM
1977 Byablue American Quartet (Redman, Haden, Motian) Impulse!
1977 Bop-Be American Quartet (Redman, Haden, Motian) Impulse!
1977 Ritual Composed by Jarrett and performed by pianist Dennis Russell Davies ECM
1977 My Song European Quartet (Garbarek, Danielsson & Christensen) ECM
1979 Personal Mountains Live - European Quartet (Garbarek, Danielsson & Christensen) ECM
1979 Nude Ants Live - European Quartet (Garbarek, Danielsson & Christensen) ECM
1979 Invocations/The Moth and the Flame Solo Piano, Organ, Voice & Soprano Saxophone ECM
1980 G.I. Gurdjieff: Sacred Hymns Solo Piano ECM
1980 The Celestial Hawk Live - with Orchestra conducted by Christopher Keene ECM
1981 Concerts Live - Solo Piano ECM
1983 Standards, Vol. 1 Standards Trio with Gary Peacock & Jack DeJohnette ECM
1983 Standards, Vol. 2 Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1983 Changes Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1985 Spirits Solo on various instruments ECM
1985 Standards Live Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1986 Still Live Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1986 Book of Ways Solo Clavichord ECM
1987 Dark Intervals Live - Solo Piano ECM
1987 Changeless Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1988 Paris Concert Live - Solo Piano ECM
1989 Standards in Norway Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1989 Tribute Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1990 The Cure Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1991 Vienna Concert Live - Solo Piano ECM
1991 Bye Bye Blackbird Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1992 At the Deer Head Inn Live - Trio (Peacock & Motian) ECM
1993 Bridge Of Light With Orchestra conducted by Thomas Crawford ECM
1994 Keith Jarrett at the Blue Note Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1996 Tokyo '96 Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
1997 La Scala Live - Solo Piano ECM
1998 The Melody at Night, With You Solo Piano ECM
1999 Whisper Not Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
2000 Inside Out Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
2001 Yesterdays Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
2001 Always Let Me Go Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
2001 My Foolish Heart Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
2001 The Out-of-Towners Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
2002 Up for It Live - Standards Trio (Peacock & DeJohnette) ECM
2002 Radiance Live - Solo Piano ECM
2005 The Carnegie Hall Concert Live - Solo Piano ECM
2007 Jasmine Duo with Charlie Haden ECM
2008 Paris / London: Testament Live - Solo Piano ECM
2011 Rio Live - Solo Piano ECM
Compilations
1980 Keith Jarrett: Works compilation of Jarrett's recordings for the ECM label from 1971-1980 ECM
1991 Foundations: The Keith Jarrett Anthology 2-CD compilation of early work, from the Jazz Messengers and Charles Lloyd to the trio with Charlie Haden and Paul Motian Rhino/ Atlantic
1992 Silence CD compilation of the albums Byablue and Bop-Be with three tracks omitted to fit on a single CD GRP
1996 Mysteries: The Impulse Years 1975-1976 4-CD compilation of the albums Shades, Mysteries, Byablue and Bop-Be, with outtakes Impulse!
1997 The Impulse Years: 1973-1974 5-CD compilation of the albums Fort Yawuh, Treasure Island, Death and The Flower and Back Hand, with outtakes Impulse!
2002 rarum I: Selected Recordings 2-CD compilation compilation assembled by Jarrett from his ECM catalog ECM
2006 Keith Jarrett: The Impulse Story Single CD compilation from Jarret's 1973-1976 Impulse recordings Impulse!
2008 Setting Standards: New York Sessions 3-CD compilation of the albums Standards, Vol. 1 Standards, Vol. 2 and Changes ECM
2009 Fort Yawuh / Death and The Flower 2-CD compilation of the albums Fort Yawuh and Death and The Flower Beat Goes On Records
2011 Mysteries / Shades Single disc compilation of the albums Mysteries and Shades Universal Music Group
As sideman
With Charles Lloyd
Dream Weaver (1966, Atlantic)
Forest Flower (1966, Atlantic)
The Flowering (1966, Atlantic)
Charles Lloyd in Europe (1966, Atlantic)
Love-In (1967, Atlantic)
Journey Within (1967, Atlantic)
Charles Lloyd in the Soviet Union (1967, Atlantic)
Soundtrack (1968, Atlantic)
With Miles Davis
At Fillmore (1970), a double LP recorded on four consecutive nights at New York's Fillmore East in June 1970
Live-Evil (1970)
Get Up With It (1974)
Directions (1980), a release of previously unavailable recordings
The Columbia Years: 1955–1985 (1990), mainly a collection of previously issued recordings, including some of the Jack Johnson outtakes cited above
[[A Different Kind of Blue|Miles Electric: A Different Kind of Blue (2004), a 1970 performance at the Isle of Wight festival, released on DVD
The Cellar Door Sessions (2005), complete recordings of the live sessions that produced the live segments of Live-Evil
With others
Don Jacoby: Swinging Big Sound (1962)
Art Blakey & the Jazz Messengers: Buttercorn Lady (1966)
Marion Williams: Standing Here Wondering Which Way to Go (1971)
Donal Leace: Donal Leace (1971)
Airto Moreira: Free (CTI, 1972)
Freddie Hubbard: Sky Dive (CTI, 1972)
Paul Motian: Conception Vessel (ECM, 1972)
Kenny Wheeler: Gnu High (ECM, 1975)
Charlie Haden: Closeness (Horizon, 1976)
Gary Peacock: Tales of Another (ECM, 1977)
Scott Jarrett: Without Rhyme or Reason (1979).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.