Фэтс Уоллер (Fats Waller) - джазовый пианист, которого похищали гангстеры для выступления на дне рождения Аль-Капоне. Уоллер также играл на органе, был композитором, певцом и комедийным артистом.
Биография
Томас Райт Уоллер (Thomas Wright Waller) родился 21 мая 1904 года. Он был младшим из четырех детей, рожденных Эделайн Локет Уоллер и преподобным Эдвардом Мартином Уоллером. Томас начал играть на пианино, когда ему было шесть лет, через четыре года продолжил обучение на органе церкви отца со своей матерью. Преодолевая противодействие отца-священника, Уоллер стал профессиональным пианистом. В 1918 году он выиграл конкурс талантов, играя "Carolina Shout" Джонсона - песню, которую он научился играть, наблюдая за пианистом в кабаре. В возрасте четырнадцати лет Уоллер уже играл на органе в Lincoln Theater в Гарлеме и в течение двенадцати месяцев он написал свою первую композицию. Первые соло на фортепиано Уоллера ("Muscle Shoals Blues" и "Birmingham Blues") были записаны в октябре 1922 года, когда ему было 18 лет.
Он был соучеником, а потом другом и коллегой страйд-пианиста Джеймса П. Джонсона.
Фэтс Уоллер был одним из самых популярных исполнителей своей эпохи, о нём хорошо отзывались критики, а коммерческий успех был не только на родине, но и в Европе. Фэтс был также плодовитым автором и многие песни, которые он написал или был соавтором по-прежнему популярны, например, "Honeysuckle Rose", "Ain't Misbehavin'" и "Squeeze Me". Пианист и композитор Оскар Левант назвал Уоллера "черный Горовиц». Фэтс Уоллер написал много новаторских свинговых мелодий в 1920-х и 1930-х и продал их за относительно небольшие суммы. Когда композиции стали хитами, другие авторы утверждали, что это их собственные произведения. До сих пор идут споры относительно многих джазовых стандартов и возможного авторства Уоллера.
Так, в частности на альбоме Handful of Keys (1960, RCA, Великобритания) авторские права Уоллера отмечены на более чем 400 новых песен, многие из которых наисаны в соавторстве с его ближайшим сотрудником Энди Рэзафом (Andy Razaf). Джин Седрик (Gene Sedric), кларнетист, который играл с Фэтсом Уоллером на некоторые из его записей 1930-х годов, приводит эти же ноты, ссылаясь на запись техники Уоллера с большим восхищением: "Фэтс был самый расслабленный человек, которого я когда-либо видел в студии, и поэтому он делал все, чтобы и остальные расслабились. После того, как баланс был достигнут, нам был нужен всего один дубль, чтобы записать сложную композицию".
Фэтс Уоллер играл со многими исполнителями, от Нэта Шилкрета (Nat Shilkret) и Джина Остино до Эрскина Тейта и Аделаиды Холл, но большой успех пришел к нему с его небольшим (5-6 музыкантов) комбо "Fats Waller and his Rhythm".
Из-за великолепной игры Уоллера однажды судьба свела его с гангстерами. Фэтс был похищен после работы в Чикаго в 1926 году. Четыре человека затолкали его в автомобиль и доставили его в Hawthorne Inn, принадлежащий Аль Капоне. Уоллера завели внутрь здания и он обнаружил, что партия в самом разгаре. Пистолет был приставлен к спине Фэтса, его подтолкнули к фортепиано и приказали играть. Испуганный Уоллер понял, что он был "неожиданным гостем" на дне рождения Капоне и догадался, что бандиты не собираются его убивать. По слухам, Фэтс Уоллер играл на дне рождения в течение трех дней. Когда он вышел из Hawthorne Inn, он был в стельку пьян, очень устал и заработал тысячи долларов наличными от Капоне и других мафиози.
В 1926 году Уоллер начал запись совместно с Victor Records, его основной звукозаписывающей компанией до конца жизни, с органного соло "St. Louis Blues" ("Сент-Луис Блюз") и композиции собственного сочинения "Lenox Avenue Blues" ("Ленокс-авеню Блюз"). Хотя Фэтс записывался с различными группами, в том числе Hot Babes Морриса (1927), Buddies Фэтса Уоллера (1929) (одной из первых межрасовых групп) и Cotton Pickers Маккинни (1929), его наиболее важным вкладом в фортепианной традиции гарлемского страйд-фортепиано стал ряд сольных записей собственных композиций: "Handful of Keys", "Smashing Thirds", "Numb Fumblin'" и "Valentine Stomp" (1929). После сессий с Тедом Льюисом (1930), Джеком Тигарденом (1931) и группой Rhythmakers Билли Бэнкса (1932), он начал в мае 1934 года большую серию записей с небольшой группой, известной как Fats Waller and his Rhythm. Этот секстет обычно включал Германа Отри (Herman Autrey) (иногда заменяемого Биллом Коулменом или Джоном "Багсом" Гамильтоном), Джина Седрика (Gene Sedric) или Руди Пауэлла (Rudy Powell), и Ола Кейси (Al Casey).
Фэтс Уоллер написал "Squeeze Me" (1919), "Keepin' Out of Mischief Now", "Ain't Misbehavin'" (1929), "Blue Turning Grey Over You", "I've Got a Feeling I'm Falling" (1929), "Honeysuckle Rose" (1929) и "Jitterbug Waltz" (1942). Он сотрудничал с поэтом группы Tin Pan Alley Энди Рэзафом. Уоллер написал пьесы для фортепиано "Handful of Keys", "Valentine Stomp" и "Viper's Drag".
Фэтс имел оглушительный успех на гастролях в Соединенном Королевстве и Ирландии в 1930 году. Он появился в одной из первых передач BBC. Во время пребывания в Великобритании, Уоллер также записал несколько песен для EMI на орган Комптон театра, расположенного в Abbey Road Studios. Фэтс Уоллер снялся в нескольких фильмах и короткометражных фильмах, в первую очередь "Stormy Weather" в 1943 году, который был выпущен 21 июля, всего за несколько месяцев до его смерти. Для шоу хитов Бродвея "Горячий шоколад" он и Razaf написали "(What Did I Do to Be So) Black and Blue" (1929), которая стала хитом Этель Уотерс и Луи Армстронга.
Уоллер иногда исполнял на органе произведения Баха для небольших групп. Фэтс оказал влияние на многих пред-боп джазовых пианистов - Каунта Бейси и Эррола Гарнера, оба реанимировали его хиты (в частности, "Не Misbehavin"). В дополнение к своей игре, Фэтс Уоллер был известен своими многочисленными шутками во время выступлений.
Между 1926 и концом 1927 года, Уоллер записал серию записей органных соло. Они представляют синкопированный джазовые композиции, впервые исполненные на полноразмерном церковном органе.
Фэтс Уоллер заболел воспалением легких и умер 15 декабря 1943 года во время поездки по железной дороге в районе Канзас-Сити, штат Миссури. Накануне он записал финальную сессиюзаписи с межрасовой группой в Детройте (в состав входил белый трубач Дон Хёрлеман). По иронии судьбы, когда поезд с телом Уоллера остановился в Канзас-Сити, там же остановили другой поезд, в котором ехал его дорогой друг Луи Армстронг.
Бродвейский мюзикл, в котором звучат мелодии Уоллера, озаглавленный Не Misbehavin, был поставлен в 1978 году. (Шоу и звезда шоу Нелл Картер получили премии Tony Awards). Шоу проходило в театре Longacre и выдержало более 1600 спектаклей. Оно было возрождено на Бродвее в 1988 году. В Не Misbehavin участвуют пять афро-американских актеров, которые исполняют такие песни, как "Honeysuckle Rose", "This Joint Is Jumpin'" и "Ain't Misbehavin'".
Fats Waller - Ain't Misbehavin'
Fats Waller - Honeysuckle Rose
Fats Waller - Squeeze Me
Дискография
Albums
"Fats" Waller Favorites ◄ (2 versions) RCA Victor 1953
Rediscovered Solos (LP, Mono) Riverside Records 1953
And His Rhythm - Vol. 1 (10", Album) RCA 1955
The Real Fats Waller ◄ (3 versions) RCA Camden 1959
Hitherto Unpublished Piano, Vocal And Conversation (Volume 1) (LP) RCA Victor 1959
Handfull Of Keys - Fats Waller And His Rhythm (LP) RCA Records 1960
Fats Waller Memorial Album (LP, Mono) EMI 1965
Vol.3 (Collection Jazz Classics N°13) (LP) RCA Victor 1965
Valentine Stomp (LP, Mono) RCA Victor 1966
African Ripples ◄ (2 versions) RCA Victor 1969
"Fats" Waller Memorial (5xVinyl, Mono + Box) RCA Victor 1969
Handful Of Keys (LP, Mono) RCA 1969
History Of Jazz : The Great Fats Waller (LP, Album) Joker (2) 1971
The Vocal Fats Waller (LP) RCA Victor 1972
Vol. 2 (LP, Mono) RCA 1973
(1929) Volume 4 (LP) RCA 1973
Fats Waller Plays Fats Waller (LP, Mono) Archive Of Folk & Jazz Music 1976
Fractious Fingering (LP) RCA 1977
Ain't Misbehavin': The New Fats Waller Musical Show ◄ (2 versions) RCA Records 1978
A Legendary Performer (LP) RCA 1978
Sings And Swings (LP) Camden 1978
Fats At The Organ (LP) ASV, Living Era 1981
On The Air (LP) Jazz Bird 1981
The Indispensable Fats Waller - Volumes 1/2 (1926-1935) ◄ (2 versions) RCA 1982
The Complete Recordings Volume 3 (1935-1936) (2xLP) Bluebird (3) 1982
"Live" Volume Two (LP) Giants Of Jazz Productions 1984
Fats Waller In London (2xLP, Gat) Disques Swing 1984
You Rascal You! (LP) ASV 1986
Piano Masterworks Vol. 1 (CD) EPM Musique 1989
At The Organ (1926-1939) / Blues And Spirituals (CD) Music Memoria 1991
Portrait Of Fats Waller (CD, Album) Penny 1996
Rediscovered Early Solos (LP, Mono) Riverside Records Unknown
'Ain't Misbehavin' (CD) Tring International PLC Unknown
"Fats" Waller (LP, Album) La Voix De Son Maître, La Voix De Son Maître, La Voix De Son Maître Unknown
Fats Waller And His Rhythm (1937) Volume 12 (LP) RCA Unknown
The Immortal Fats (LP, Album) World Record Club Unknown
Lena Horne, Cab Calloway, Bill Robinson (4) And Fats Waller - Stormy Weather (LP, Mono) Sandy Hook Unknown
Complete Recordings Vol. 1 To 10 (1926-1936) (10xLP, Box) RCA Unknown
"Fats" In London - 1938-1939 (2xVinyl, Album) EMI Unknown
Singles & EPs
"Fats" Waller* & Bennie Paine* - St. Louis Blues (Shellac, 10") His Master's Voice 1936
"Fats" Plays "Fats" (7", EP) His Master's Voice 1955
Fats Waller (7", EP) Fratelli Fabbri Editori 1969
Rare Piano Roll Solos Vol. 3 (12") Biograph Records 1975
Your Feets Too Big (7", EP) RCA Victor Unknown
Viper's Drag / Alligator Crawl (Shellac, 10", Single) His Master's Voice Unknown
Rockin' Chair / Georgia On My Mind (Shellac, 10", Single) Victor (2) Unknown
Viper's Drag / Handful Of Keys (Shellac, 10", Single) Victor (2) Unknown
"Fats" Waller* And Ada Brown / Meade "Lux" Lewis - That Ain't Right / Doll House Boogie (12") V Disc Unknown
Songs
Title Recording Date Recording Location Company
African Ripples 3-11-1935 New York, New York Bluebird B-10115
After You've Gone 3-21-1930 New York, New York Victor 22371-B
A Handful Of Keys 3-1-1929 Camden, New Jersey Victor
Ain't Misbehavin' 8-2-1929 Camden, New Jersey Victor
All God's Chillun Got Wings 8-28-1938 London, England Victor 27460
Alligator Crawl 11-16-1934 New York, New York Bluebird B-10098
Baby Brown 3-11-1935 New York, New York HMV
Baby, Oh! Where Can You Be? 8-29-1929 Camden, New Jersey Victor
Basin Street Blues 3-11-1935 New York, New York Bluebird B-10115
Because Of Once Upon a Time 3-11-1935 New York, New York RFW
Believe It, Beloved 3-11-1935 New York, New York HMV
Birmingham Blues 10-21-1922 New York, New York Okeh 4757-B
Blue Black Bottom 2-16-1927 Camden, New Jersey Victor
Blue Turning Gray Over You 3-11-1935 New York, New York HMV
California, Here I Come 3-11-1935 New York, New York HMV
Carolina Shout 5-13-1941 New York, New York Victor
Clothes Line Ballet 3-11-1935 New York, New York Victor 25015
Deep River 8-28-1938 London, England Victor 27459
Goin' About 9-11-1929 New York, New York Victor
Gladyse 8-2-1929 Camden, New Jersey Victor
Go Down, Moses 8-28-1938 London, England Victor 27458
Honeysuckle Rose 3-11-1935 New York, New York HMV
I'm Crazy 'Bout My Baby 3-11-1935 New York, New York HMV
I've Got A Feeling I'm Falling 8-2-1929 Camden, New Jersey Victor
Jitterbug Waltz 16-3-1942 Camden, New Jersey Victor
Keeping Out Of Mischief Now 6-11-1937 New York, New York Bluebird 10099
Lennox Avenue Blues 11-17-1922 Camden, New Jersey Victor 20357-B
Lonesome Road 8-28-1938 London, England Victor 27459
Minor Drag 3-1-1929 New York, New York Victor
Messin' Around With The Blues Blues 1-14-1927 Camden, New Jersey Victor
My Fate Is In Your Hands 12-4-1929 New York, New York Victor
My Feelin's Are Hurt 12-4-1929 New York, New York Victor
Numb Fumblin' 3-1-1929 Camden, New Jersey Victor
Russian Fantasy 3-11-1935 New York, New York HMV
Soothin' Syrup Stomp 1-14-1927 Camden, New Jersey Victor
Sloppy Water Blues 1-14-1927 Camden, New Jersey Victor
Smashing Thirds 9-24-1929 New York, New York Victor
Sweet Savannah Sue 8-2-1929 Camden, New Jersey Victor
Smashing Thirds 9-24-1929 New York, New York Victor
The Rusty Pail 1-14-1927 Camden, New Jersey Victor
That's All 8-29-1929 Camden, New Jersey Victor 23260
Valentine Stomp 8-2-1929 Camden, New Jersey Victor
Vipers Drag 11-16-1934 New York, New York HMV
Zonky 3-11-1935 New York, New York HMV.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.