Энтони Брэкстон - американский композитор, саксофонист, кларнетист, флейтист, пианист, философ. Брэкстон выпустил более 100 альбомов с 1960 года. Среди его набора инструментов, кроме флейты - сопранино, сопрано, C-мелоди, F меццо-сопрано, ми-бемоль альт, баритон, бас и контрабас саксофоны, а также ми-бемоль, си-бемоль и контрабас кларнеты. Энтони изучал философию в Университете Рузвельта. Он преподавал в Mills College, а с 2012 года является профессором музыки в Университете Уэсли в Мидлтауне, штат Коннектикут, обучает музыкальной композиции, истории музыки и импровизации.
Биография
Энтони Брэкстон (Anthony Braxton) родился 4 июня 1945 года в Чикаго, штат Иллинойс, США. Обучение музыке Тони Брэкстон начал в средней школе, а с 1959 по 1963 он посещал Чикагскую музыкальную школу, обучаясь по классу кларнета. После школы Брэкстон поступил в Руссвелтский университет, где слушал лекции по философии и композиции. Уже тогда проявился его интерес не только к джазу, но и к академической, в первую очередь авангардной музыке. После первого семестра его призвали в армию. Брэкстон попал в Корею, где служил в военном оркестре. В армии Энтони освоил альт-саксофон и познакомился с Роско Митчеллом, впоследствии участником группы Art Ensemble Of Chicago. В 1966 году Брэкстон возвратился в Чикаго.
В начале своей карьеры Braxton создал трио The Creative Construction Company со скрипачом Лероем Дженкинсом (Leroy Jenkins) и трубачом Уадада Лео Смитом (Wadada Leo Smith) и вошёл в ассоциацию содействия развитию творческих музыкантов, "AACM", основанной в Чикаго.
В 1968 году Энтони Брэкстон записал двойной LP For Alto (Для альта). Там были случайные записи неаккомпанирующего саксофона (в частности, "Пикассо" Коулмена Хокинса). Песни альбома были посвящены Сесилу Тейлору, Джону Кейджу и другим. Альбом записан под влиянием других артистов, таких как Стив Лейси (сопрано-саксофон) и Джордж Льюис (тромбон).
Чуть позже, в 1970-м, Брэкстон присоединился к существующему трио пианиста Чика Кориа с Дэйвом Холландом (контрабас) и Барри Альтшулем (ударные), чтобы сформировать ненадолго авангардный квартет Circle. Когда группа Кориа распалась, образовав Return to Forever, чтобы продолжить играть композиции и делать записи в стиле фьюжн, Холланд и Альтшуль оставались с Энтони на протяжении большей части 1970-х годов в рамках квартета, с переменным составом духовых инструментов. Четвёртое место в квартете занимал или трубач Кенни Уилер, или тромбонисты Джордж Льюис и Рэй Андерсон. Эта группа записывалась на Arista Records. Основное трио плюс саксофонист Сэм Риверс записали Holland's Conference of the Birds (ECM). В 1970 Брэкстон также записал дуэты с Льюисом и с игроком на синтезаторе Ричардом Тейтельбауме.
В 1975 году Энтони Брэкстон выпустил альбом на Muse Record под названием Muhal с группой Creative Construction Company, состоящей из Ричарда Дэвиса (бас), Мухала Ричарда Абрамса (виолончель), Стив Мак-Колла (ударные), Мухала Ричарда Абрамса (фортепиано), Лео Wadada Смита (труба) и Лерой Дженкинса (скрипка).
В конце 1970-х годов Брэкчтон записал два альбома с большими ансамблями - Creative Music Orchestra 1976 году, вдохновленный американским джазом и традициями оркестра, и For Four Orchestras.
Регулярной группой Энтони Брэкстона в 1980-х и в начале 1990-х годов был квартет с Мэрилин Криспелл (фортепиано), Марком Дрессером (контрабас) и Джерри Хемингуэем (ударные), "его лучшей и самой постоянной группы".
В 1994 году он получил стипендию Фонда Макартуров. С 1995 по 2006 год творчество Брэкстона как композитора сосредоточено почти исключительно на том, что он называет Дух музыки транса (Ghost Trance Music), который даёт постоянный импульс его музыке, а также позволяет одновременное исполнение любой части произведения исполнителями. Многие из ранних записей Ghost Trance Music были сделаны на собственном лэйбле Braxton House (ныне несуществующем). Последние композиции Ghost Trance Music были записаны в клубе Iridium в Нью-Йорке в 2006 году и выпущены в 2007 году под названием "12+1tet" на лэйбле Firehouse 12.
Кроме того, в 1990-х и начале 2000-х Braxton создал необыкновенно большое количество записей джазовых стандартов, часто выступая как пианист, а не саксофонист. Он часто исполнял такие материалы в 1970-х и 1980-х годах, но не записывал. Теперь Энтони начал выпускать многодисковые наборы из такого материала, кульминацией стали два четырехдисковых CD-комплекта для Leo Records, записанные на гастролях в 2003 году.
Совсем недавно Энтони Брэкстон создал новую серию композиций, таких как Falling River Musics, задокументированных на 2+2 Compositions (482 Music, 2005). В 2005 году Брэкстон выступал с шумной группойа Wolf Eyes на фестивале FIMAV. Запись концерта вышла под названием Black Vomit (Черная рвота).
Один из его детей, Tyondai Braxton, также является профессиональным музыкантом. Он был гитарист, клавишник и вокалист с американской математик рок-группы Battles.
Кроме увлечения музыкой, Брэкстон является заядлым шахматистом, некоторое время в начале 1970-х годов он был профессиональным игроком в шахматы, играя в Нью-Йорке в Washington Square Park.
Его музыка
Музыку Энтони Брэкстона трудно классифицировать, в частности из-за того, что он любит ссылаться на другие работы (и работы своих сотрудников и студентов). Он утверждал в многочисленных интервью, что не является джазовым музыкантом, хотя многие из его работ были джазовыми и ориентированными на импровизацию, и он выпустил множество альбомов джазовых стандартов. В дополнение к этому, Брэкстон выпустил большее число работ с крупномасштабными оркестрами, в том числе два цикла опер.
Музыка Брэкстона сочетает восторг и первичную энергию с высоким теоретическим и мистическим влиянием. Он является автором нескольких томов книг, в которых объясняет свою теорию. Хотя его сочинения и импровизации можно охарактеризовать как авангард, многие из его произведений пропитаны чувством свинга и ритмическою угловатостью, обязанной Чарли Паркеру и традициям бибопа.
В партитурах своих произведений Брэкстон использует средства математической графики, отражающей заданные условия исполнения. Данный метод у него получил название compositional improvisation («композиционная импровизация»). Разработал применительно к джазу оригинальную технику параметрической композиции, аранжировки и импровизации, подобную алеаторической (изолированно фиксируются разнообразные музыкальные параметры — звуковысотные, фактурные, ритмические, динамические и т. д., которыми исполнители оперируют по заданному плану или по своему усмотрению). Сторонник идеи коллективной импровизации. Экспериментировал в сфере атональности, сериализма, модальной организации, сонористики. Апробировал множество инструментальных комбинаций, ансамблевых и оркестровых составов (от различных дуэтов до биг-бэнда и объединения разнотипных формаций). Культивирует почти исключительно «акустические» сочетания тембров. Тяготеет к синтезу академической музыки и джаза. Создал ряд опусов (вслед за Карлой Блей и «Сан Ра»), содержащих образцы «дезинтеграции шлягера» (препарация и постепенное «разрушение» исходного шлягерного музыкального материала в пьесе через «свободную импровизацию») — по аналогии с «распадом блюза» у Орнета Коулмена. У европейской аудитории музыка Брэкстона пользуется более широким признанием, чем в США.
Кроме всего прочего, Брэкстон занимается педагогической деятельностью. С 1985 года он преподаёт в Миллсовском колледже, Калифорния, а затем получает приглашение в Уэслеанский университет, Коннектикут. В Коннектикуте он читает лекции по хронологии афро-американской музыки и европейской музыки. В европейской музыке отдаёт предпочтение композиторам и теоретикам XX столетия, под сильным влиянием которых находился сам Брэкстон. Применяемые им приемы додекафонной (двенадцатитоновой) и серийной техники были разработаны в Австрии Арнольдом Шёнбергом и, независимо от него, в США Чарлзом Айвзом, а детализированы и дополнены Карлхайнцем Штокхаузеном и целым рядом других композиторов. Следует отметить, что в работах Брэкстона технические приёмы авангардной академической музыки своеобразно переработаны и могут быть адекватно поняты только исходя из разработанной им лично системы понятий и терминов. Вот наиболее важные из них:
- House Of The Rectangle – в графическом виде – прямоугольник. Отражает чётко определяемые аспекты – состояния;
- House Of The Circle – в графическом виде – окружность. Полярен первой категории. Процесс – ассоциируемый со свободной импровизацией длящейся во времени;
- House Of The Triangle - в графическом виде – треугольник. Отражает синтез двух первых. Следует понимать как динамическую модель всех возможных состояний и процессов между ними;
- House Of One – один из 12 музыкальных компонентов (музыкальных языков в терминологии Брэкстона) – длинный тон. Имеет антропоморфное имя Shala.
Наиболее полное изложение своей концепции вместе с комментариями к своим композициям Брэкстон изложил в пятитомной книге «Composition Notes A-E».
О себе Энтони Брэкстон как-то сказал так: "... Печально, но для афро-американских музыкантов не существует категорий в композиционной музыке и это одна из причин её непонимания. Я, афро-американский музыкант, который не может определить место своему творчеству в категориях современной истории музыки..."
Anthony Braxton - You Stepped Out Of a Dream
Anthony Braxton - You Stepped Out Of a Dream
Дискография
As leader
1968: 3 Compositions of New Jazz (Delmark)
1968: For Alto (Delmark)
1969: Anthony Braxton (BYG Actuel)
1970: This Time... (BYG Actuel)
1971: Recital Paris 1971 (Futura)
1971: Together Alone (Delmark, [1974]) with Joseph Jarman
1971: Donna Lee (America)
1972: Saxophone Improvisations Series F (America)
1972: Town Hall 1972 (Trio) with Jeanne Lee
1974: In the Tradition, Vol. 1
1974: In the Tradition, Vol. 2
1974: Quartet Live at Moers New Jazz Festival
1974: Duo, Vols. 1 and 2
1974: First Duo Concert (Emanem)
1974: Trio and Duet Sackville
1974: New York, Fall 1974 (Arista)
1975: Five Pieces 1975 (Arista)
1976: Creative Orchestra Music 1976 (Arista)
1976: Dortmund (Quartet) 1976 (hatART [1991])
1975-6: The Montreux/Berlin Concerts (Arista)
1976: Elements of Surprise: Braxton/Lewis Duo
1976: Duets (Sackville, 1976) with Roscoe Mitchell
1976: Donaueschingen (Duo) 1976
1976: Solo: Live at Moers Festival
1976: Time Zones (Freedom) with Richard Teitelbaum)
1977: Four Compositions (1973)
1977: Quintet (Basel) 1977 (hatOLOGY [2000])
1978: Creative Orchestra (Köln) 1978
1978: For Four Orchestras
1978: Birth and Rebirth (Black Saint) with Max Roach
1978: NW5-9M4: For Trio
1979: With Robert Schumann String Quartet
1979: Seven Compositions (1978)
1979: Alto Saxophone Improvisations 1979 (Arista)
1979: One in Two - Two in One (Hathut) with Max Roach
1979: Performance (Quartet) 1979 (hatART)
1980: For Two Pianos
1980: The Coventry Concert [live]
1981: Composition No. 96
1981: Six Compositions: Quartet
1982: Open Aspects (Duo) 1982
1982: Four Compositions (Solo, Duo & Trio) 1982/1988 (hatART)
1982: Six Duets (1982)
1983: Four Compositions (Quartet) 1983 (Black Saint)
1983: Composition No. 113
1984: Prag (Quartet-1984) [live]
1985: Seven Standards (1985) Vols. 1 & 2
1985: London (Quartet-1985) [live]
1985: Quartet (London) 1985 [live]
1985: Six Compositions (Quartet) 1984
1985: Szabraxtondos (Duo with György Szabados) 1985 Hungary
1986: Five Compositions (Quartet) 1986 (Black Saint)
1986: Moment Précieux [live]
1987: Six Monk's Compositions (1987)
1987: ... If My Memory Serves Me Right
1988: 19 (Solo) Compositions (1988)
1988: Ensemble (Victoriaville) 1988 (Victo)
1988: 2 Compositions (Järvenpää) 1988, Ensemble
1988: Kol Nidre
1988: The Aggregate
1988: London Solo (1988)
1989: Eugene (1989) (Black Saint)
1989: 7 Compositions (Trio) 1989
1989: Vancouver Duets (1989)
1989: 2 Compositions (Ensemble) 1989/1991
1989: Eight (+3) Tristano Compositions, 1989: For Warne Marsh (hatART)
1991: Duets: Hamburg 1991 (Music & Arts)
1991: Duo (Amsterdam) 1991 [live]
1991: Composition No. 107 (Excerpt, 1982)/In CDCM
1991: Composition No. 98
1992: Willisau (Quartet) 1991 (hatART)
1992: Composition No. 165 (For 18 Instruments)
1992: (Victoriaville) 1992 [live]
1992: Wesleyan (12 Altosolos) 1992
1993: 4 (Ensemble) Compositions 1992 (Black Saint)
1993: Duets (1993)
1993: 9 Standards (Quartet) 1993 (Leo)
1993: Trio (London) 1993 [live] (Leo)
1993: 12 Compositions: Oakland, July 1993
1993: Quartet (Santa Cruz) 1993 [live]
1993: Charlie Parker Project 1993
1993: Duo (Leipzig) 1993
1993: Duo (London) 1993
1994: Composition No. 174: For Ten Percussionists
1994: Small Ensemble Music (Wesleyan) 1994 [live]
1994: Duo (Wesleyan) 1994
1994: Knitting Factory (Piano/Quartet) 1994, Vol. 2 [live]
1995: 11 Compositions
1995: 10 Compositions (Duet) 1995
1995: Performance Quartet
1995: Octet (New York) 1995
1995: Solo Piano (Standards) 1995
1995: Two Lines: : :: Lovely Music
1995: Knitting Factory (Piano/Quartet) 1994, Vol. 1 [live]
1995: 4 Compositions (Quartet) 1995
1995: Seven Standards 1995
1996: Composition No. 192
1996: Composition No. 193 [live]
1996: Tentet (New York) 1996 [live]
1996: Live at Merkin Hall
1996: 14 Compositions (Traditional) 1996
1996: Composition No. 102: For Orchestra & Puppet Theatre
1996: Sextet (Istanbul) 1996
1996: Composition No. 173
1997: Silence
1997: Amsterdam 1991 [live]
1997: 4 Compositions (Quartet) 1995
1998: Compositions No. 10 & No. 16 (+101)
1998: Two Compositions (Trio) 1998 (Leo [2003])
1999: Duets (1987)
1999: 4 Compositions (Washington D.C.) 1998
1999: News from the '70s 1971-1976 [live]
1999: Trillium R [4-CD boxset opera]
2000: Composition No. 94:
2000: 10 Compositions (Quartet) 2000
2000: 9 Compositions (Hill) 2000
2001: Compositions/Improvisations 2000
2001: Composition No. 247
2001: Composition No. 169 + (186 + 206 + 214)
2001: Four Compositions (GTM) 2000
2001: 8 Compositions (Quintet) 2001
2002: This Time
2002: Duets [Wesleyan] 2002
2002: 8 Standards (Wesleyan 2001) [live]
2002: Solo (Köln) 1978
2002: Ninetet (Yoshi's) 1997, Vol. 1
2003: Four Compositions (GTM) 2000
2003: Solo (Milano) 1979, Vol. 1 [live]
2003: Anthony Braxton [2003]
2003: Ninetet (Yoshi's) 1997, Vol. 2 [live]
2003: Solo (NYC) 2002 [live]
2003: 23 Standards (Quartet) 2003
2003: 20 Standards (Quartet) 2003
2004: Shadow Company (2004)
2004: 4 Improvisations (Duets) 2004
2005: Triotone [with György Szabados and Vladimir Tarasov] (Leo)
2005: Quintet (London) 2004 Live at the Royal Festival Hall
2006: Compositions 175 & 126 (for Four Vocalists And Constructed Environment) [with The Creative Jazz Orchestra]
2006: Sextet (Victoriaville) 2005
2006: Black Vomit (with Wolf Eyes)
2006: ABCD (NotTwo)
2006: 4 Compositions (Ulrichsberg) 2005
2007: 9 Compositions (Iridium) 2006
2007: Trio (Victoriaville) 2007 (Victo)
2007: Duets 1995 (with Joe Fonda) [reissue]
2008: Quartet (GTM) 2006
2008: 4 Improvisations (with Joe Morris) (4CD)
2008: The Complete Arista Recordings (Mosaic) (8CD)
2008: Quartet (Moscow) 2008 (Leo)
2008: Beyond Quantum (with Milford Graves: Percussion; William Parker: Bass)
As sideman
With Marion Brown
Afternoon of a Georgia Faun (ECM, 1970)
With Circle
Circling In (Blue Note, 1970)
Circulus (Blue Note, 1970)
Paris Concert (ECM, 1971)
With Creative Construction Company
Creative Construction Company (Muse Records, 1970)
CCC, Vol. 2 (Muse, 1971)
With Gunter Hampel
The 8th of July 1969 (1969, Birth Records)
With Dave Holland
Conference of the Birds (ECM, 1973).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.