Уэйн Шортер (Wayne Shorter) - американский джазовый саксофонист и величайший джазовый композитор, многие из его произведений стали стандартами.
Шортер впервые получил широкую известность в конце 1950-х в качестве члена, а в конечном итоге основного композитора группы Jazz Messengers Арта Блэйки (Art Blakey). В 1960 году он присоединился к Second Great Quintet Майлза Дэвиса (Miles Davis), а впоследствии основал джаз-фьюжн группу Weather Report. Уэйн Шортер записал более 20 альбомов как лидер группы.
Биография
Уэйн Шортер родился 25 августа 1933 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси, учился в школе искусств, которую окончил в 1952 году. Он любил музыку, по наущению отца взялся за саксофон, а его брат Алан стал впоследствии трубачом. После окончания Нью-Йоркского университета в 1956-м Уэйн провел два года в армии США, на службе он играл недолго с Хорасом Силвером (Horace Silver). После увольнения из армии Шортер играл с Мейнардом Фергюссоном (Maynard Ferguson). В молодости Шортер получил прозвище "Мистер Гоун" ("Mr. Gone"), которое позже стало названием альбома.
В 1959 году Уэйн Шортер присоединился к Арту Блейки. Он оставался с ним в течение пяти лет и в итоге стал музыкальным директором этой группы.
Когда Джон Колтрейн (John Coltrane) окончательно покинул группу Майлза Дэвиса (Miles Davis) в 1960 году, чтобы руководить своей собственной группой, он предложил Уэйна Шортера в качестве замены, но Шортер не согласился и Дэвис начал с Сонни Ститтом (Sonny Stitt) на теноре, за которым последовали Хэнк Мобли (Hank Mobley), Джордж Коулмен (George Coleman) и Сэм Риверс (Sam Rivers). В 1964 году Miles Davis убедил таки Шортера оставить Blakey и присоединиться к его квинтету вместе с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Роном Картером (Ron Carter) и Тони Уильямсом (Tony Williams).
Майлз создал так называемый Второй Великий квинтет (Second Great Quintet), чтобы отличить его от квинтета с Колтрейном. В него вошли Хэнкок и Шортер, а квинтет неоднократно упоминался музыкантами и критиками как одна из самых влиятельных групп в истории джаза, а композиции Шортера были основной причиной этого. Уэйн много написал для Майлза Дэвиса (например, "Prince of Darkness", "E.S.P.", "Footprints", "Sanctuary", "Nefertiti" и многие другие); на некоторых альбомах он обеспечил половину композиций, как правило, в хард-бопе тренировки с космически длинными мелодическими линиями высокого ритма.
Херби Хэнкок говорил о влиянии Шортера на группу: "Пишущим мастером для меня в этой группе был Уэйн Шортер. Он по-прежнему является мастером. Уэйн был одним из немногих людей, которые прикоснувшись к музыке Майлза, сами не изменились". Дэвис рассказывал о Шортере: "Уэйн реальный композитор. Он пишет партитуры, записи частей для всех так, как он хочет, чтобы звучало ... Wayne также привил своего рода любопытство к работе с музыкальными правилами. Если они не подходили, то он разбивал их, но с музыкальным чувством, он понял, что свобода в музыке была возможностью знать правила для того, чтобы согнуть их к собственному удовлетворению, и вкусу".
Уэйн Шортер оставался в группе Дэвиса после распада квинтета в 1968 году, играя на ранних джаз-фьюжн записях, включая In A Silent Way и Bitches Brew (оба 1969). Его последние концерты и студийные записи с Дэвисом были в 1970 году.
До 1968 года Шортер играл исключительно на тенор-саксофоне. Последний альбом, на котором он играл тенором, был альбом Дэвиса Filles de Kilimanjaro. В 1969 году он играл на сопрано-саксофоне на альбоме Дэвиса In A Silent Way и на собственном Super Nova (записанном с тогдашними сайдменами Дэвиса Чиком Кориа (Chick Corea) и Джоном Маклафлином (John McLaughlin)). При игре вживую с Майлзом Дэвисом и на записях с лета 1969 до ранней весны 1970 года Уэйн играл как на сопрано, так и на тенор саксофоне, в начале 1970-х перешёл главным образом на сопрано-саксофон.
Во время пребывания в квинтете Майлза Дэвиса, Уэйн записал несколько альбомов для Blue Note Records, включающих почти исключительно его собственные композиции, с различными исполнителями, квартетами и большими группами, включая синий фаворитов лэйбла, таких, как Фредди Хаббард (Freddie Hubbard). Первый альбом Шортера Night Dreamer (из девяти в общей сложности) был записан на студии Руди Ван Гелдера в 1964 году с Ли Морганом (Lee Morgan), Маккой Тайнером (McCoy Tyner), Реджи Уоркменом (Reggie Workman) и Элвином Джонсом (Elvin Jones).
JuJu и Speak No Evil стали самыми известными из записей этой эпохи. Композиции Шортера на этих альбомах отличаются использованием:
- пентатоники мелодий, приведенной в соответствие с сложными гармоническими отношениями;
- структурированное соло, которые отражают мелодию композиции настолько, насколько позволяет гармония;
- «длинный отдых» как неотъемлемая часть музыки, в отличие от других, более экспансивных, музыкантов того времени, таких как Джон Колтрейн.
Альбом The All Seeing Eye был фри-джазовой тренировкой с большой группой, а Adam's Apple (1966) стал возвращением к тщательно выстроенной мелодии квартета под управлением Шортера. Тогда секстет воссоединился в следующем году для записи Schizophrenia с участниками группы Майлза Дэвиса Хэнкоком и Картером плюс тромбонист Кертис Фуллер (Curtis Fuller), альт-саксофонист и флейтист Джеймс Сполдинг (James Spaulding) и барабанщик Джо Чемберс (Joe Chambers).
Уэйн Шортер также записывался иногда в качестве аккомпаниатора (опять же, в основном, для Blue Note) с Дональдом Бердом (Donald Byrd), Маккой Тайнером, Грэхен Монкуром III (Grachan Moncur III), Фредди Хаббардом, Ли Морганом и товарищами по группе Хэнкоком и Уильямсом.
После выхода Odyssey of Iska в 1970 году, Шортер сформировал группу Weather Report с ветераном-клавишником группы Miles Davis Джо Завинулом (Joe Zawinul). Также в группе были басист Мирослав Витоуш (Miroslav Vitous), перкуссионист Аирто Морейра (Airto Moreira) и барабанщик Альфонс Музон (Alphonse Mouzon). После отъезда Витоуша в 1973 году, Шортер и Завинул стали руководителями группы до её распада в конце 1985 года. Ряд прекрасных музыкантов, которые прошли через Weather Report на протяжении многих лет (особенно революционный басист Жако Пасториус (Jaco Pastorius)) помогли группе сделать многие высококачественные записи в различных стилях на протяжении многих лет: фанк, би-боп, латинский джаз, этническая музыка и футуризм были наиболее распространенными среди них.
Уэйн Шортер также записывал раскритикованные специалистами альбомы как лидер группы, в частности Native Dancer, в записи которого участвовали Хэрби Хэнкок и бразильский композитор и вокалист Милтон Нисименто (Milton Nascimento). Шортер работать с этими музыкантами и в дальнейшем.
На заглавном треке Steely Dan альбома Aja (1977) он сыграл соло, о котором критики сказали, что оно «подходит для обрамления». Одновременно с этим, в конце 1970-х и начале 1980-х он гастролировал с квинтетом V.S.O.P. Эта группа была возрожденным квинтетом 1960-х годов Майлза Дэвиса, за исключением того, что Фредди Хаббард играл на трубе вместо Майлза. Уэйн Шортер появился с теми же бывшими коллегами по группе Дэвиса на двойном альбоме Карлоса Сантаны (Carlos Santana) The Swing of Delight, для которого он также написал ряд произведений.
С 1977 по 2002 год, он появился на десяти студийных альбомах Джонни Митчелла (Joni Mitchell), открыв его для более широкой аудитории.
После ухода из Weather Report, Уэйн Шортер продолжает записываться и руководить группами в стиле джаз-фьюжн, в том числе гастролирует в 1988 году с гитаристом Карлосом Сантаной, который появился на This is This!, последнем диске Weather Report. Существует видеоконцерт, записанный на фестивале Jazz Lugano в 1987 году, с клавишником Джимом Бёрдом (Jim Beard), Карлом Джеймсом (Carl James) на басу, Терри Лайн Каррингтоном (Terri Lyne Carrington) на барабанах и Мэрилин Мазур (Marilyn Mazur, перкуссия).
В 1989 году Шортер способствовал выходу хита в рок-чарт, играя соло на саксофоне на песню Дона Хенли «Конец невинности» ("The End of the Innocence"), а также спродюсировал альбом Pilar в португальской певицы Пилар Хомем де Мело (Pilar Homem de Melo). Он также поддерживал иногда отношения с Herbie Hancock, записав трибьют-альбом с Хэнкоком, Картером, Уильямсом и Уоллесом Рони (Wallace Roney) вскоре после смерти Майлза Дэвиса. Он продолжал появляться на записях Джони Митчелла в 1990 году. Характерный звук Шортера также очевиден в саундтреке к фильму Харрисона Форда «Беглец» (1993).
В 1995-м Уэйн Шортер выпустил альбом High Life, его первый сольный течение семи лет. Это был его дебют в качестве лидера на Verve Records. Шортер сочинил все композиции на альбоме и был его со-продюсером с басистом Маркусом Миллером (Marcus Miller). High Life получил премию Грэмми как лучший современный джазовый альбом в 1997 году.
Шортер работал с Хэнкоком вновь в 1997 году на известном альбоме 1 +1. Песня "Аун Сан Су Чжи" (названная в честь бирманского демократического активиста) выиграла премию Грэмми.
В 2009 году Шортер был объявлен как один из хэдлайнеров на фестивале Gnaoua World Music Festival в Эс-Сувейра.
Шортер сформировал свою текущую группу в 2000 году, первую постоянную акустическую группу под его руководством, квартет с молодыми музыкантами, пианистом Данило Пересом (Danilo Perez), басистом Джоном Патитуччи (John Patitucci) и ударником Брайаном Блэйдом (Brian Blade), играя свои сложные композиции, многие из них являлись переработкой его старых мелодий 1960-х гг. Два альбома концертных записей с участием этого квартета были выпущены, Footprints Live! (2002) и Beyond the Sound Barrier (2005). Квартет получил большое признание у поклонников и критиков, особенно из-за силы тенор-саксофона Шортера. Beyond the Sound Barrier получил Grammy 2006 как лучший инструментальный джазовый альбом.
Альбом Шортера 2003-го года Alegría (его первый студийный альбом в течение десяти лет, начиная с High Life) получил в 2004 году премию Грэмми за лучший инструментальный джазовый альбом. В записи его участвовал квартет с множеством других музыкантов, в том числе пианист Брэдом Медло (Brad Mehldau), барабанщик Терри Лайн Каррингтон и бывших перкуссионист Weather Report Алекс Акунья (Alex Acuña). Некоторые композиции Шотера были новыми, некоторые - переработками его композиций периода Майлза Дэвиса, имели сложные латинские ритмы, на которых Уэйн специализировался во время его Weather Report.
Уэйн Шортер встретил Терука (Ирене) Накагами (Teruka (Irene) Nakagami) в 1961 году. Позднее они поженились и у них родилась дочь Мияко. Некоторые из произведений Шортера принадлежат "Miyako Music". Короткие посвятил некоторые композиции своей дочери: "Miyako" и "Infant Eyes". Пара развелась в 1964 году.
Затем Уэйн Шортер встретил Ану Марию в 1964 году и они поженились в 1970-м. В 1986 году их дочь Iska умерла от серьёзной болезни в возрасте 14 лет. Ана Мария и племянница Далила оба были убиты 17 июля 1996 на TWA рейса 800, в то время они летели, чтобы встретиться с Уэйном в Италии. Далила была дочерью сестры Ана Марии и ее мужа, джазового вокалиста Джона Люсьена. В 1999 году Шортер женился нае Каролине Дос Сантос, близкой подруге Анны Марии. Шортер является Нихирен-буддистом и членом Сока Гаккай.
Wayne Shorter - Footprints
Wayne Shorter - Children of The Night Solo
Дискография
As leader
Title Year Label
Introducing Wayne Shorter 1959 Vee-Jay
Second Genesis 1960 Vee-Jay
Wayning Moments 1962 Vee-Jay
Night Dreamer 1964 Blue Note
JuJu 1964 Blue Note
Speak No Evil 1965 Blue Note
The Soothsayer 1965 Blue Note
Et Cetera 1965 Blue Note
The All Seeing Eye 1965 Blue Note
Adam's Apple 1966 Blue Note
Schizophrenia 1967 Blue Note
Super Nova 1969 Blue Note
Moto Grosso Feio 1970 Blue Note
Odyssey of Iska 1970 Blue Note
Native Dancer with Milton Nascimento 1974 Columbia
Atlantis 1985 Columbia
Phantom Navigator 1986 Columbia
Joy Ryder 1988 Columbia
Carlos Santana and Wayne Shorter - Live at the Montreux Jazz Festival 1988 with Carlos Santana 1988 Image Entertainment
High Life 1995 Verve
1 + 1 with Herbie Hancock 1997 Verve
Footprints Live! 2002 Verve
Alegría 2003 Verve
Beyond the Sound Barrier 2005 Verve
As sideman
With Art Blakey
1959 Africaine
1960 A Night in Tunisia
1960 Like Someone in Love
1960 Meet You at the Jazz Corner of the World
1960 Roots & Herbs
1960 The Big Beat
1961 A Day With Art Blakey
1961 Art Blakey!!!!! Jazz Messengers!!!!!
1961 Buhaina's Delight
1961 Mosaic
1961 The Freedom Rider
1961 The Witch Doctor
1961 Tokyo 1961
1961 Paris Jazz Concert: Olympia May 13th 1961
1962 Caravan
1962 Three Blind Mice
1963 Ugetsu
1964 Free for All
1964 Indestructible
With Freddie Hubbard
1961 Ready for Freddie
1962 Here to Stay
1963 The Body & the Soul
With Miles Davis
1964 Miles In Berlin
1965 E.S.P.
1965 The Complete Live at the Plugged Nickel 1965
1966 Miles Smiles
1967 Sorcerer
1967 Nerfertiti
1968 Miles in the Sky
1968 Filles de Kilimanjaro
1969 In a Silent Way
1969 Miles: Festiva de Juan Pins [Sony Japan release only]
1970 Bitches Brew
1970 Live at the Fillmore East, March 7, 1970: It's About that Time
1974 Big Fun (1969-1972 recordings)
1976 Water Babies
1979 Circle in the Round
1980 Directions (1960-1970 recordings)
2011 Live In Europe 1967: The Bootleg Series Vol. 1 (recorded 1967)
With Lee Morgan
1964 Search for the New Land
1965 The Gigolo
1966 Delightfulee
1967 Standards
1967 The Procrastinator
With Weather Report
1971 Weather Report
1972 I Sing the Body Electric
1972 Live in Tokyo
1973 Sweetnighter
1974 Mysterious Traveller
1975 Black Market
1975 Tale Spinnin'
1977 Heavy Weather
1978 Mr. Gone
1979 8:30
1980 Night Passage
1982 Weather Report
1983 Procession
1983 Domino Theory
1984 Sportin' Life
1985 This is This!
With Herbie Hancock
1975 Man-Child
1977 VSOP
1977 VSOP: The Quintet
1977 VSOP: Tempest in the Colosseum
1979 VSOP: Live Under the Sky
1984 Sound-System
1994 A Tribute to Miles
1997 1+1
2007 River: The Joni Letters
With Joni Mitchell
1977 Don Juan's Reckless Daughter
1979 Mingus
1982 Wild Things Run Fast
1985 Dog Eat Dog
1988 Chalk Mark in a Rain Storm
1990 Night Ride Home
1994 Turbulent Indigo
1998 Taming the Tiger
2000 Both Sides Now
2002 Travelogue
With others
1959 Kelly Great (Wynton Kelly)
1960 The Young Lions (The Young Lions)
1961 Pop + Jazz = Swing (Benny Golson) - also released as Just Jazz!
1961 Free Form (Donald Byrd)
1964 Some Other Stuff (Grachan Moncur III)
1965 Spring (Tony Williams)
1966 The Soul Man! (Bobby Timmons)
1967 Lush Life (Lou Donaldson)
1968 Expansions (McCoy Tyner)
1970 Extensions (McCoy Tyner)
1976 Jaco Pastorius (Jaco Pastorius)
1977 Aja (Steely Dan)
1980 The Swing of Delight (Carlos Santana)
1981 Word of Mouth (Jaco Pastorius)
1986 The Power of Three (Michel Petrucciani)
1988 Diamond Land (Toninho Horta)
1989 The End of the Innocence (Don Henley)
1989 Kilowatt (Kazumi Watanabe)
1990 The Manhattan Project (The Manhattan Project)
1994 Dummy (Portishead)
1997 Bridges to Babylon (The Rolling Stones)
2008 Karibu (Lionel Loueke).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.