Арт Блэйки (Art Blakey), известный впоследствии как Абдулла ибн Бухаина - американский лауреат премии Грэмми, джазовый барабанщик и бэндлидер. Вместе с Кенни Кларком (Kenny Clarke) и Максом Роучем (Max Roach) является одним из создателей современного стиля игры би-боп на барабанах. Блэйки известен как мощный музыкант, его брэндом был блюзовый, фанк овый хард-боп. Арт продолжает оказывать влияние на развитие джазового мэйнстрима. За более чем 30 лет через его группу Art Blakey and the Jazz Messengers прошли многие молодые музыканты, которые впоследствии стали звёздами джаза. Наследие группы, таким образом, не только известная музыка, но и как полигон для нескольких поколений джазовых музыкантов. Хватило бы, впрочем, и одного Майлза Дэвиса (Miles Davis).
Арт Блэйки был введен в джаз Зале Славы Джаза в 1982-м, в Зал славы Grammy в 2001 и был удостоен премии Грэмми за жизненные заслуги в 2005 году.
Биография
Артур "Арт" Блэйки (Arthur "Art" Blakey) родился 11 октября 1919 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Когда он был подростком, он играл на пианино полный рабочий день, руководил коммерческой группой. Вскоре после этого (как считают историки джаза) Блэйки решил, что не сможет конкурировать с быстро развивающимсяя пианистом Эрролом Гарнером (Erroll Garner), он научился играть на барабанах в агрессивном свинговом стиле Чика Уэбба (Chick Webb), Сида Кэтлетта (Sid Catlett) и Рэя Боудука (Ray Bauduc). Арт присоединился к Мэри Лу Уильямс (Mary Lou Williams) в качестве барабанщика для выступлений в Нью-Йорке осенью 1942 года. Затем он гастролировал с оркестром Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson, в 1939-42). За годы с большой группой Билли Экстайна (Billy Eckstine, в 1944-47), Блэйки стал ассоциироваться с движением бибоп, наряду с товарищами по группе Майлзом Дэвисом, Декстером Гордоном (Dexter Gordon), Фэтсом Наварро (Fats Navarro) и другими.
В конце сороковых и начале пятидесятых годов, Арт Блэйки выступал и записывался с такими музыкантами, как Майлз Дэвис, Бад Пауэлл (Bud Powell) и Телониус Монк (Thelonious Monk). Считается, что Арт был самым чутким барабанщиком Монка, он играл на первой сессии записи Монка как лидера (для Blue Records Note в 1947) и на его последней сессии (в Лондоне в 1971), а также много раз в течение жизни Телониуса.
Блэйки рассказывал, что побывал в Африке в течение 1948 и 1949 гг. Он обратился в ислам в этот период и взял имя Абдулла ибн Бухаина (Abdullah Ibn Buhaina), что привело к прозвище "Бу". В начале 1950-х годов Арт выступал и с такими музыкантами, как Чарли Паркер (Charlie Parker) и Майлс Дэвис.
На своих ранних записях сессий с Экстайном, и особенно в его исторической сессии с Монком в 1947 году, Блэйкиy излучал силу и оригинальность, создавая темные звуки тарелок, перемежающиеся частыми громкими акценты тома и бас-барабан в триплетах или кросс-ритмах. Хотя Арт отчаялся после сравнения собственной музыки с африканскими барабанами, он применял несколько африканских устройств, в том числе рэп на стороне барабана и использование локтя на том-томе для изменения высоты тона. Его столь часто подражаемой фирменной фишкой, было закрытие хай-хэта на каждый второй и четвертый удар, что стало частью его стиля с 1950 по 1951 год. Громкий и властный барабанщик, Блэйки также внимательно слушал и реагировал на игру солистов. Его вклад в джаз как первооткрывателя и формирователя молодых талантов в течение трех десятилетий был не менее значительным, чем его весьма значительные нововведения на своем инструменте.
The Jazz Messengers
В 1947 году Арт Блэйки организовал репетиционную группа Seventeen Messengers, и записывался с октетом под названием Jazz Messengers. Использование названия Messengers первоначально употреблялось, как Блэки и пианист Хорас Силвер (Horace Silver), хотя и не использовалось на самых ранних записях. Блэйки и Силвер записывались вместе несколько раз, в том числе концерт в Birdland с трубачом Клиффордом Брауном (Clifford Brown) и альт-саксофонистом Лу Дональдсоном (Lou Donaldson) в 1954-м для Blue Note. В 1953 году началось регулярное сотрудничество группы с Хэнком Мобли (Hank Mobley) и Кенни Дарэмом (Kenny Dorham).
Название "Jazz Messengers" было впервые использовано для этой группы на записи 1954 года номинально во главе с Силвером, с Блейки, Мобли, Дарэмом и Дагом Уоткинсом (Doug Watkins). Этот же квинтет записывался как Jazz Messengers в кафе Bohemia в следующем году, по-прежнему функциониря как единый коллектив. Дональд Бёрд (Donald Byrd) заменил Дарэма и группа записала альбом, называющийся просто Jazz Messengers для Columbia Records в 1956-м. Блэйки взял это название группы, когда Силвер ушёл после первого года из группы, чтобы сформировать новый квинтет с учетом Мобли, Берда и Уоткинса с ним, с различными барабанщиками. Группа стала называться "Art Blakey and the Jazz Messengers" и Арт был в ней единоличным лидером до конца своей жизни. Это была типичнпя хард-бопа группа 1950-х годов, играя драйвовый, агрессивный боп с ярко выраженными блюзовыми корнями. К концу 1950-х годов саксофонисты Джонни Гриффин (Johnny Griffin) и Бенни Голсон (Benny Golson) недолго были членами группы. Голсон, в качестве музыкального руководителя, написал несколько джазовых стандартов, с которых началось формирование регулярного репертуара Messengers - "I Remember Clifford" и "Blues March". Позже Голсон написал для Арта "Along Came Betty", "Are You Real" и другие композиции.
С 1959-го по 1961-й группа выступала с участием Уэйна Шортера (Wayne Shorter) на тенор-саксофоне, Джуми Мерритта (Jymie Merritt), Ли Моргана (Lee Morgan) и Бобби Тиммонса (Bobby Timmons). Второй состав (1961-64) был секстетом, в который добавился тромбонист Кертис Фуллер (Curtis Fuller) и заменившие Моргана и Тиммонса соответственно Фредди Хаббард (Freddie Hubbard) и Цедар Уолтон (Cedar Walton). Шортер стал теперь музыкальным директором группы, и многие из его оригинальных композиций, таких как ""Lester Left Town" остались в репертуаре колектива позже. Другие музыканты за эти годы сделали вклад в репертуар Блэйки - Тиммонс, композитор "Dat Дере" и "Moanin", а позже Бобби Уотсон (Bobby Watson). Имеющий наклонности экспериментатора Шортер подтолкнул группу в то время к "New Thing" 1960-х годов, оказавших влияние на записи a href="index.php?option=com_content&view=article&id=298:2012-02-12-11-31-05&catid=48:jazz-stars">Колтрейна на Impulse! Очевидно, что Free For All (1964), часто упоминается как величайшее свидетельство Messengers эпохи Шортера.
До 1960-х годов Арт Блэйки также записывался в качестве аккомпаниатора со множеством других музыкантов: Джимми Смитом (Jimmy Smith), Херби Николсом (Herbie Nichols), Кэнноболом Эддерли (Cannonball Adderley), Грантом Грином (Grant Green), и выходцами из Jazz Messengers Ли Морганом и Хэнком Мобли, среди прочих. Однако, после середины 1960-х он, в основном, сосредоточился на своей работе в качестве лидера. Блэйки совершил мировое турне в 1971-72 с Giants of Jazz - в составе с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Каем Уиндингом (Kai Winding), Сонни Ститом (Sonny Stitt), Телониусом Монком и Элом МакКиббоном (Al McKibbon).
Арт также часто выступал как солист на «Newport Jazz Festival» в Нью-Йорке (особенно незабываемо его участие в «битве на барабанах» с участием Макса Роуча, Бадди Рича и Элвина Джонса в 1974 г).
Последние годы
Арт Блэйки продолжал записывать десятки альбомов с постоянно меняющейся группой Jazz Messengers - он проводит политику поощрения молодых музыкантов. Как он заметил (в микрофон) во время прямой записи сессии альбома A Night at Birdland в 1954 году: "Я останусь с молодежью. Когда эти становятся слишком старыми, я приведу младших. Это позволяет держать ум активным ". После эры фьюжн в 1970-е, через которую Messengers прошли с некоторым трудом (записи этого периода менее многочисленны и включают попытки включить новые инструменты, такие как электрическое пианино), группа Блэйки получила обновленный состав в начале 1980-х годов с появлением джазовых неотрадиционалистов. Арт Блэйки за ту жестокость и упорство, с которыми он в то время барабанил, получил прозвище "Jazz Tiger или "The Tiger of Jazz". Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) был некоторое время трубачом группы и музыкальным руководителем. И даже после этого вышедшая из группы Блэйки группа Марсалиса продолжалась как полигон для многих «Молодые львов» ("Young Lions"), как Джонни О'Нил (Johnny O'Neal), Филипп Харпер (Philip Harper), Теренс Бланшард (Terence Blanchard), Дональд Харрисон (Donald Harrison) и Кенни Гарретт (Kenny Garrett).
Blakey продолжал выступать и гастролировать с группой в конце 1980-х, Рон Уинн отмечает, что Блэйки "играл с такой силой и яростью, что в конечном итоге он потерял большую часть своего слуха, и в конце его жизни, часто играл строго по инстинкту".
У Арта Блэйки было хорошее чутьё на молодые таланты. Он находил новичков, помогал им расти и шлифовать мастерство, а когда они вырастали настолько, чтобы продолжить самостоятельную карьеру, он находил новых. За годы существования группы в ней играли Ли Морган, Уэйн Шортер, Фредди Хаббард, Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Джеки МакЛин (Jackie McLean), Дональд Бёрд (Donald Byrd), Бобби Тиммонс (Bobby Timmons), Седар Уолтон, Бенни Голсон, Джоан Брекин (Joanne Brackeen), Билли Харпер (Billy Harper), Билл Пирс (Bill Pierce), Брэнфорд Марсалис (Branford Marsalis), Уинтон Марсалис, Джеймс Уильямс (James Williams), Кит Джарретт, Чак Манжони (Chuck Mangione), Кёртис Фуллер (Curtis Fuller), Хэнк Мобли (Hank Mobley), Джими Мерритт (Jymie Merritt), Джон Гилмор (John Gilmore), Вуди Шоу (Woodie Shaw), Гэри Бартц (Gary Bartz), Джофф Кизер (Geoff Keezer), трубач Валерий Пономарёв и многие другие.
Арт Блэйки умер 16 октября 1990 года в госпитале св. Винсента в Нью-Йорке от рака легких.
Премии и награды
Jazz Mobile Development and Preservation of Jazz (1970)
Newport Jazz Festival Hall of Fame (1976)
Down Beat Jazz Hall of Fame Reader's Choice Award (1981)
Smithsonian Performing Arts Certificate of Appreciation (1982)
Lee Morgan Memorial Award (1982)
Jazz Hall of Fame Induction (1982)
Grammy Award Best Jazz Instrumental Performance, Group, for the album New York Scene (1984)
Jazznote Award (1986)
Doctorate of Music (1987; Berklee College of Music)
Martin Luther King Humanitarian Award (1991)
Grammy Hall of Fame Induction for the album Moanin' (2001)
Pittsburgh Jazz Festival Award
Grammy Lifetime Achievement Award (2005; awarded posthumously)
Участники Jazz Messengers (в разные годы)
Piano
Wynton Kelly, Joanne Brackeen, Donald Brown, Walter Davis, Jr., Sam Dockery, Kenny Drew, Benny Green, John Hicks, Keith Jarrett, Geoffrey Keezer, Mulgrew Miller, Johnny O'Neal, Horace Silver, Bobby Timmons, Cedar Walton, James Williams
Reeds
Dale Barlow, Gary Bartz, Kenny Garrett, Lou Donaldson, John Gilmore, Benny Golson, Johnny Griffin, Billy Harper, Donald Harrison, Javon Jackson, Branford Marsalis, Jackie McLean, Hank Mobley, Bill Pierce, David Schnitter, Wayne Shorter, Ira Sullivan, Jean Toussaint, Bobby Watson
Trumpet
Terence Blanchard, Clifford Brown, Donald Byrd, Kenny Dorham, Bill Hardman, Philip Harper, Freddie Hubbard, Brian Lynch, Chuck Mangione, Wynton Marsalis, Lee Morgan, Woody Shaw, Valery Ponomarev, Charles Tolliver
Trombone
Steve Davis, Robin Eubanks, Curtis Fuller, Frank Lacy, Tim Williams
Bass
Mickey Bass, Spanky DeBrest, Charles Fambrough, Dennis Irwin, Jymie Merritt, Curly Russell, Clarence Seay, Victor Sproles, Doug Watkins, Wilbur Ware, Reggie Workman, Riccardo Del Fra, Stanley Clarke
Guitar
Bobby Broom, Kevin Eubanks
Drums
Ralph Peterson, Jr.
Art Blakey & the Jazz Messengers - Moanin'
Art Blakey drum solo
Дискография
Albums as leader by label
Blue Note
1954
A Night at Birdland Vol. 1
A Night at Birdland Vol. 2
A Night at Birdland Vol. 3
1955
At the Cafe Bohemia, Vol. 1
At the Cafe Bohemia, Vol. 2
1957
Once Upon a Groove (Ritual contains all the tracks from this album plus 2 additional tracks)
Ritual: The Modern Jazz Messengers
Orgy in Rhythm, Vol. 1
Orgy in Rhythm, Vol. 2
1958
Moanin'
Drums Around the Corner
Holiday for Skins, Vol. 1
Holiday for Skins, Vol. 2
1959
Africaine
At the Jazz Corner of the World Vol. 1
At the Jazz Corner of the World Vol. 2
1960
The Big Beat
Like Someone in Love
A Night in Tunisia
Meet You at the Jazz Corner of the World, Vol. 1
Meet You at the Jazz Corner of the World, Vol. 2
1961
Roots & Herbs
Pisces
The Witch Doctor
The Freedom Rider
Mosaic
1962
Three Blind Mice
The African Beat
1963
Buhaina's Delight
1964
Free For All
Indestructible
1978
Live Messengers (recorded 1954, 1961, 1962)
Columbia
1956: Art Blakey with the Original Jazz Messengers
1956: Originally
1956: Drum Suite
1956: Hard Bop
1957: Art Blakey & His Rhythm
Impulse!
1961: Art Blakey!!!!! Jazz Messengers!!!!!
1964: A Jazz Message
Riverside
1963: Caravan
1963: Ugetsu
1964: Kyoto
Limelight
1964: 'S Make It (with Lee Morgan, Curtis Fuller, John Gilmore, John Hicks, Victor Sproles)
1965: Soul Finger
1966: Buttercorn Lady
1966: Hold On, I'm Coming
Timeless
1977: In My Prime, Vol. 1
1978: Reflections in Blue
1980: Live at Montreux and Northsea
1981: Album of the Year
1982: Oh, by the Way
1985: Blue Night
1989: Feel the Wind
1990: Chippin' In
Baystate
1983: Caravan
1984: Super Live
1984: Art Blakey & the All Star Jazz Messengers
1984: A Groovy Night With The Magnificent Six
1985: On the New Tradition
Others
Art Blakey & the Jazz Messengers (1953) - Birdland
Blakey with the Jazz Messengers (1954) - EmArcy
Jazz Messages (1954) - Jazztone
Sessions Live: Art Blakey and the Jazz Messengers (1956) - Calliope
Hard Drive (1956) - Bethlehem with Bill Hardman, Johnny Griffin, Junior Mance, Spanky DeBrest
Mirage (1957) - Savoy
Reflections on Buhania (1957) - Elektra
Selections from Lerner and Loewe's... My Fair Lady, Brigadoon, Paint Your Wagon (1957) - ViK
A Night in Tunisia (1957) - Vik, reissued with two more tracks as Theory of Art (Bluebird/RCA)
Art Blakey / John Handy: Messages (1957) - Roulette
Dawn on the Desert (1957) - Jubilee
Midnight Session (1957) - Savoy
Art Blakey & the Jazz Messengers Live (1957) - Calliope
Art Blakey & the Jazz Messengers [Bethlehem] (1957) - Bethlehem
Art Blakey Big Band (1957) - Bethlehem
Cu-Bop (1957) - Jubilee
Second Edition 1957 (1957) - Bluebird/RCA
Art Blakey's Jazz Messengers with Thelonious Monk - Atlantic
Des femmes disparaissent Original Soundtrack (1958) - Fontana France
Live in Holland (1958) - Bandstand
Au Club Saint-Germain, Vols. 1-3 (1958) - RCA, reissued as 2 CD set (BMG Ariola, 1991)
1958: Paris Olympia (1958) - Fontana, reissued as Olympia Concert, Soul!, Paris Concert (Epic, 1964), Paris 1958 (Bluebird/RCA), and with 3 additional tracks again as Olympia Concert (Mercury)
Les liaisons dangereuses 1960, with Barney Wilen Original Soundtrack (1959) - Fontana France
Paris Concert: Art Blakey and the Jazz Messengers (1959) - Portrait
Live in Stockholm (1959) - Dragon
Live in Copenhagen (1959) - Royal
Paris Jam Session (1959) - EmArcy
Live in Stockholm [1960] (1960) - Dragon
Lausanne 1960, Pt. 1 (1960) - TCB
Swiss Radio Days Jazz Series, Vol. 6: Lausanne 1960, 2nd Set (1960) - TCB
A Day with Art Blakey and the Jazz Messengers, Vol. 1 and 2 (1961) - East Wind (with Lee Morgan, Wayne Shorter, Bobby Timmons, Jymie Merritt)
Live: Olympia 5-13-61, Pt. 1 (1961) - Trema
Live: Olympia 5-13-61, Pt. 2 (1961) - Trema
Live: Olympia 5-13-61, Pt. 3 (1961) - Trema, Pt. 1-3 reissued as 2 CD set Paris Jazz Concert, 1992
A Jazz Hour with Art Blakey's Jazz Messengers: Blues March (1961) - Movieplay
Thermo (1962) - Milestone
Selections from the Film: Golden Boy (1964) - Colpix
Blues Bag (1964) - Affinity
Tough! (1966) - Cadet
Art Blakey Live! (1968) - Trip
Art Blakey & the Jazz Messengers (1970) - Catalyst
For Minors Only (1971) - West Wind
Anthenagin (1973) - Prestige (with Woody Shaw (tp)Carter Jefferson(ts)Cedar Walton(p), Steve Turre(tb)
Buhaina (1973) - Prestige
Backgammon (1976) - Roulette
Percussion Discussion (1976) - MCA (with Max Roach)
Gypsy Folk Tales (1977) - Roulette
In This Korner (1978) - Concord Jazz
Night in Tunisia (1979) - Philips
One by One (1979) - Palcoscenico Records
Jazzbühne Berlin '80 (1980) - Repertoire
Live [Kingdom Jazz] (1980) - Kingdom Jazz
Art Blakey in Sweden (1980) - Evidence
Straight Ahead (1981) - Concord Jazz
Killer Joe: Art Blakey & George Kawaguchi (1981) - Storyville
Keystone 3 (1982) - Concord Jazz (with Donald Brown, Charles Fambrough, Branford Marsalis, Wynton Marsalis, Bill Pierce)
Aurex Jazz Festival '83 (1983) - East World
New York Scene (1984) - Concord Jazz
Live at Ronnie Scott's (1985) - DRG
Live at Sweet Basil (1985) - GNP
Farewell (1985) - Paddle Wheel
Buhaina: The Continuing Message (1985) - Affinity
Live at Kimball's (1985) - Concord Jazz
Hard Champion (1985) - Evidence
Dr. Jeckyl (1985) - Evidence
New Year's Eve at Sweet Basil (1985) - Evidence
Feeling Good (1986) - Delos
Not Yet (1988) - Soul Note
I Get a Kick out of Bu (1988) - Soul Note
Standards (1988) - Paddle Wheel
The Art of Jazz: Live in Leverkusen (1989) In + Out
One for All (1990) - A&M
Albums as sideman
With Cannonball Adderley
Somethin' Else (Blue Note, 1958)
With Paul Bley
Introducing Paul Bley (Debut, 1953)
With Bluesiana Triangle
Bluesiana Triangle (1990) - Windham Hill
With Clifford Brown
Memorial Album (Blue Note, 1953)
With Kenny Burrell
Swingin' (1956) - Blue Note
On View at the Five Spot Cafe (1959) - Blue Note
With Donald Byrd
Byrd's Eye View (Transition, 1955)
With Sonny Clark
My Conception (Blue Note, 1959)
With Miles Davis
Blue Period (album) (Prestige, 1951)
Dig (Miles Davis album) (Prestige, 1951)
Miles Davis Volume 1 (Blue Note, 1952)
Miles Davis Volume 2 (Blue Note, 1952)
Blue Haze (Prestige, 1953)
Conception (album) (Prestige, 1956)
With Buddy DeFranco
Blues Bag (1964) - Affinity
With Kenny Dorham
Afro-Cuban (1955) - Blue Note
With Dizzy Gillespie
Dee Gee Days: The Savoy Sessions (Savoy, 1951-52 [1976])
The Giants of Jazz (Atlantic, 1971) with Al McKibbon, Thelonious Monk, Sonny Stitt and Kai Winding
With Benny Golson
Groovin' with Golson (New Jazz, 1959)
With Joe Gordon
Introducing Joe Gordon (EmArcy, 1954)
With Grant Green
Nigeria (1962) - Blue Note
With Gigi Gryce
Nica's Tempo (1955) - Savoy
With Milt Jackson
Plenty, Plenty Soul (1957) - Atlantic
with Cliff Jordan & John Gilmore
Blowing in from Chicago (1957, Blue Note)
With Hank Mobley
Hank Mobley Quintet (1957) - Blue Note
Hank Mobley and his All Stars (1957) - Blue Note
Roll Call (1960) - Blue Note
Soul Station (1960) - Blue Note
With Thelonious Monk
Genius of Modern Music: Volume 1 (1947) - Blue Note
Genius of Modern Music: Volume 2 (1952) - Blue Note
The Unique Thelonious Monk (1956) - Riverside
Monk's Music (1957) - Riverside
With Lee Morgan
Expoobident (1960) - Vee-Jay
Here's Lee Morgan (1960) - Vee-Jay
Lee-Way (1960) - Blue Note
Tom Cat (1964) - Blue Note
With Blue Mitchell
Out of the Blue (1959) - Riverside
With Herbie Nichols
The Prophetic Herbie Nichols Vol. 1 (1955) - Blue Note
The Prophetic Herbie Nichols Vol. 2 (1955) - Blue Note
Herbie Nichols Trio (1956) - Blue Note
With Ike Quebec
Easy Living (1962) - Blue Note
With Sonny Rollins
Moving Out (1954) - Prestige
With Wayne Shorter
Second Genesis (1960) - Vee-Jay
With Horace Silver
Horace Silver and the Jazz Messengers (1962) - Blue Note
With Jimmy Smith
A Date with Jimmy Smith Volume One (1957) Blue Note
A Date with Jimmy Smith Volume Two (1957) Blue Note
House Party (1958) - Blue Note
The Sermon! (1958) - Blue Note
Cool Blues (1958) - Blue Note
Six Views of the Blues (1958) - Blue Note
With Clark Terry:
Clark Terry (EmArcy, 1955)
With Bobby Timmons
Soul Time (1960) - Riverside
With Randy Weston
The Randy Weston Trio (1955) - Riverside - also released as Trio and Solo
With James Williams
Magical Trio 1.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.