Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) - американский рэгтайм и ранний джазовый пианист, руководитель оркестра и композитор.
Мортон широко признан в качестве ключевой фигурой в раннем джазе и является, пожалуй, наиболее заметным первым джазовым аранжировщиком. Его композиция "Jelly Roll Blues" считается первой опубликованной джазовой композицией, в 1915 году. Мортона также отличает популяризация "испанского оттенка" (Хабанера ритм и tresillo). Кроме того он сочинил такие стандарты, как "Wolverine Blues", "Black Bottom Stomp" и "I Thought I Heard Buddy Bolden Say".
Известный своим высокомерием и саморекламой своего музыкального таланто, Джелли Мортон утверждал, что изобрел джаз в 1902 году. Это вызвало много насмешек более поздних музыкантов и критиков. Однако, историк джаза, музыкант, и композитор Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller) пишет о "гиперболических утверждениях" Мортона, что "нет доказательств противного", и что его "значительные достижения обеспечены разумным обоснованием".
Биография
Фердинанд Джозеф ЛаМот (Ferdinand Joseph LaMothe) родился в креольском сообществе в районе Faubourg Marigny города Новый Орлеан, Луизиана. Свидетельство о крещении выдано в 1894 году, а дата его рождения указана 20 октября 1890, однако Мортон о себе и в рассказах своим сестрам утверждал, что он родился 20 сентября 1885. В его регистрационной карточке перед мировой войной указано 13 сентября 1884, а в его свидетельстве о смерти дата рождения показана как 20 сентября 1889.
Мортон родился в семье F.P. Lamothe и Луизы Монетт (написанные, как Lemott и Monett в его свидетельстве о крещении). Родители Фердинанда были в гражданском браке, а не в законном.. Он взял имя "Мортон" англизировав фамилию отчима – Mouton (Мутон).
Новый Орлеан
Мортон был вместе с Тони Джексоном (Tony Jackson), одним из лучших пианистов, уважаемых в районе Storyville в начале 20 века. В возрасте четырнадцати лет, Джелли начал работать пианистом в борделе (или, как его называли, спортивном доме). Работая там, он жил со своей религиозной прабабушкой и убеждал её, что работает ночным сторожем на заводе бочек.
В этой атмосфере он часто пел непристойные тексты и именно в это время взял псевдоним "Джелли Ролл", который на сленге чернокожих означает женские половые органы. Бабушка а в конце концов выяснила, что он играл джаз в местном борделе, а затем выгнала его из своего дома.
Путешествия
Около 1904 года Джелли Мортон начал бродить по Южной Америке, работая с менестрель-шоу, сочиненяя композиции. Его работы "Jelly Roll Blues", "New Orleans Blues", "Frog-I-More Rag", "Animule Dance" и "King Porter Stomp" были составлены в этот период. Он получил ангажемент в Чикаго в 1910 году и Нью-Йорке в 1911 году, где будущие великие страйд-пианисты Джеймс П. Джонсон (James P. Johnson) и Вилли "Лион" Смит (Willie "The Lion" Smith) играли с ним блюз.
В 1912-1914 годах Джелли Ролл Мортон гастролировал со своей подругой Розой Браун, в водевилях, прежде чем обосноваться в Чикаго на три года. К 1914 году он начал записывать свои композиции, а в 1915 году его "Jelly Roll Blues" был, возможно, первой джазовой композицией, когда-либо опубликованной, записанной на ноты традиции Нового Орлеана. В 1917 году Джелли последовал за лидером группы Уильям Мануэлем Джонсоном (William Manuel Johnson) и его сестрой Анитой Гонсалес (Anita Gonzalez) в Калифорнию, где танго Мортона "The Crave" произвело сенсацию в Голливуде.
Ванкувер
Вскоре Мортон был приглашен играть в новый ночной клуб Ванкувер под названием The Patricia, на Востоке Hastings Street. Джазовый историк Марк Миллер рассказал об этом прибытии, как "длительный период странствование как пианиста, водевильного исполнителя, игрок, вора-карманника, и, как гласит легенда, сутенера".
Чикаго
Джелли Ролл Мортон переехал в Чикаго в 1923 году, претендуя на авторство своей недавно опубликованной "The Wolverines", которая стала хитом, как "Wolverine Blues" в Городе ветров. Там он выпустил первую из своих коммерческих записей, сначала в качестве фортепиано рулонов, затем и как солист фортепиано и различных джазовых коллективов.
В 1926 году Мортону удалось получить контракт на записи для самой крупных и престижных в то время компании в Соединенных Штатах, Victor. Это дало ему шанс создать хорошо отрепетированную группу, чтобы играть свои аранжировки. Эти записи Джелли Ролл Мортона и его Red Hot Peppers считаются классикой джаза 1920-х годов. С Red Hot Peppers выступали такие джазовые светила Орлеана, как Кид Ори (Kid Ory), Омер Симеон (Omer Simeon), Джордж Митчелл (George Mitchell), Джонни Сент-Сир (Johnny St. Cyr), Барни Бигард (Barney Bigard), Джонни Доддс (Johnny Dodds), Бэби Доддс (Baby Dodds) и Эндрю Илер (Andrew Hilaire). Джелли Ролл Мортон и его Red Hot Peppers были одними из первых, заказанных на туры по MCA.
Нью-Йорк
В ноябре 1928-го Мортон женился на танцовщице Мейбл Бертран в Гэри, штат Индиана, и переехал в Нью-Йорк, где продолжал записываться для Victor. Его соло на фортепиано и записи с трио считаются хорошими, но записи его группы проигрывали в сравнении с Чикаго, где Мортон мог использовать многих великих музыкантов Нового Орлеана в качестве сайдменов.
Несмотря на то, что он делал записи с такими великими музыкантами, как кларнетисты Омер Симеон, Джордж Бэго (George Baquet), Альберт Николас (Albert Nicholas), Уилтон Кроули (Wilton Crawley), Барни Бигард (Barney Bigard), Лоренцо Тио (Lorenzo Tio) и Арти Шоу (Artie Shaw), трубачи Баббер Майли (Bubber Miley), Джонни Данн (Johnny Dunn) и Генри "Рэд" Ален (Henry "Red" Allen), Сидни Беше (Sidney Bechet), саксофонисты Пол Барнс (Paul Barnes) и Бад Фримен (Bud Freeman), басист Попс Фостер (Pops Foster) и барабанщики Пол Барбарин (Paul Barbarin), Кози Коул (Cozy Cole) и Зутти Синглтон (Zutty Singleton), Мортону вообще было трудно найти музыкантов, которые хотели играть в его стиле джаза, поэтому новые сессии в Нью-Йорке не дали хитов.
С началом Великой депрессии и на грани краха индустрии записи фонографа, контракт Мортон с Victor не был продлен на 1931 год. Джелли продолжал играть менее зажиточно в Нью-Йорке, недолго выступая на радио-шоу в 1934 году, а его композиции были записаны Флетчером Хендерсоном (Fletcher Henderson), Бенни Гудманом (Benny Goodman) и другими, хотя Мортон не получал гонорары от этих записей.
Вашингтон
В 1935 году Мортон переехал в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы стать менеджером и пианистом в баре называемом в разные времена "Music Box", "Blue Moon Inn" и "Jungle Inn" в афро-американском районе Shaw . Мортон был также мастером церемоний, хвастуном и барменом клуба. В течение нескольких лет он был владельцем клуба, позволял всем своим друзьям бесплатный вход и напитки, что помешало его бизнесу стать успешным. Мортон был подрезан одним из друзей в 1938 году, получил ранения в голову и грудь. После этого инцидента его жена Мейбл потребовала, чтобы они покинули Вашингтон.
Во время краткого проживания Мортон вMusic Box, фольклорист Алан Ломакс (Alan Lomax) услышал, как Джелли играет на пианино в баре. В мае 1938 года Ломакс предложил Мортону записать музыку и интервью для Библиотеки Конгресса. Сессии изначально задумывались как небольшое интервью с музыкальными примерами для использования музыки исследователями в библиотеке Конгресса, но вскоре выросла до восьми часов записи. Мортон говорил и играть на фортепиано, в дополнение к более длинным интервью во время которого Ломакс делал заметки. Несмотря на низкое качество этих некоммерческих записей, их музыкальное и историческое значение привлекают любителей джаза, и они помогли обеспечить место Джелли Ролл Мортона в истории джаза.
Ломакс был очень заинтересован в записях периода Storyville Мортона. Мортон не хотел рассказывать и записывать их, но в конце концов Ломакс вынудил его. Прозвище Мортона "Jelly Roll" носило сексуальный смысл, как и многие его тексты времён Storyville были вульгарными. Некоторые из записей Библиотеки Конгресса не издавались почти до конца 20-го века в связи с их природой.
Мортон должен был знать, что если он родился в 1890 году, он был бы слишком молод, чтобы сделать из себя фактического изобретателя джаза, и поэтому, возможно, представил себя на пять лет старше. А его утверждение, что Бадди Болден () играл рэгтайм, имеют те же корни. Вполне возможно, однако, что противоречия вытекают из различных определений терминов рэгтайм и джаз.
Эти интервью, опубликованные в различных формах на протяжении многих лет, были выпущены восьмидисковым CD бокс-сет в 2005 году, The Complete Library of Congress Recordings. Эта коллекция получила две премии Грэмми. В том же году Джелли Ролл Мортон был удостоен премии Грэмми за заслуги.
Последние годы
В период, когда он записывал интервью, Мортон был тяжело ранен ножом. В ближайшей больнице для белых его отказались лечить, и Джелли повезли в другую. Когда он был в больнице, врачи положили лёд на его раны и оставили на несколько часов, прежде чем заняться его, в конечном итоге смертельными травмами. Его восстановление от ран было неполным, и после этого он часто болел и легко стал задыхаться. Мортон сделал новую серию коммерческих записей в Нью-Йорке из нескольких мелодий его ранних лет.
Осложнения от астмы отправил его в больницу Нью-Йорка на три месяца. Он планировал создать новую группу и перезапустить свою карьеру, но болезнь взяла свое. Джелли Ролл Мортон умер 10 июля 1941 года после одиннадцати дней пребывания в General Hospital Лос-Анджелеса.
Как пишет историк джаза Дэвид Джелли, высокомерие Мортона и "самоуверенная" персона, привела к отчуждению многих музыкантов на протяжении многих лет. Ни коллеги, ни поклонники не присутствовали на его похоронах. Тем не менее, в новости о похоронах 1 августа 1941 указано, что музыканты Кид Ори, Мутт Кэрри (Mutt Carey), Фред Вашингтона (Fred Washington) и Эд Гарланд (Ed Garland) были среди его носителей, но отмечено, что бросалось в глаза отсутствие Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford), которые в то время были в Лос-Анджелесе.
Стиль фортепиано
Фортепианный стиль Мортона был сформирован из раннего вторичного рэгтайма и "шоута", которые также эволюционировали отдельно в нью-йоркской школы страйд-фортепиано. Игра Мортона, однако, была также близка к барелхауз (Barrelhouse), который вышел из буги-вуги.
Мортон часто играл мелодию гармонии большим пальцем правой руки, в то время как звучание гармонии - другими пальцами правой руки. Это добавляло деревенские или "вне мелодии" звуки (в связи с игрой уменьшенной квинты над мелодией). Это признаётся характерным Новому Орлеану. Мортон также давал большие и малые сексты в басу, а не десятые или октавы. Он играл основным свинговые ритмы как левой, так и правой рукой.
Jelly Roll Morton - The Crave
Jelly Roll Morton - Wolverine Blues
Избранная дискография
1923/24 1923-1924 (Milestone Records)
Red Hot Peppers Session: Birth of the Hot, The Classic Red Hot Peppers Sessions (originally RCA Bluebird recordings) 1926-1927 (Sbme Special Markets)
The Pearls 1926-1939 (Bluebird Records)
Jazz King of New Orleans 1926-1930 (Bluebird Records)
Kansas City Stomp, The Library of Congress Recordings, Vol. 1 1938 (Rounder Records).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.