Клиффорд Браун (Clifford Brown) по кличке «Брауни» ("Brownie"), был самым блестящим трубачом своего поколения, оригинальным и запоминающимся композитором и одной из подлинных легенд современного джаза.
Биография
Клиффорд Браун родился 30 октября 1930 года в Уилмингтоне, штат Делавэр. Его отец организовал из четырех своих младших сыновей, в том числе Брауна, вокальный квартет. Примерно в возрасте десяти лет, Браун начал играть на трубе в школе, очарованный блестящей трубой своего отца. В возрасте тринадцати лет, отец купил ему трубу и предоставил ему частные уроки. В средней школе он брал уроки у Boysie Lowrey и играл в джазовых группах, которые организовала Лоури. Он даже начал ездить в Филадельфию. Браун стал гордостью в своем районе и получил хорошее образование в Говарде.
Клиффорд недолго учился в Университете штата, учил математику, прежде чем он перешел в Maryland State College, в которой была более музыкальная среда. Браун играл в состоящем из 14 музыкантов джаз-ориентированном Maryland State Band. В июне 1950 года он был тяжело ранен в автокатастрофе после успешного концерта. Во время его годичной госпитализации, молодого трубача посещал Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), уговоривший Брауна выбрать музыкальную карьеру. Травма ограничила Клиффорда игрой на пианино в течение нескольких месяцев. Он никогда полностью не восстановится и будет регулярно вывихивать плечо до конца своей жизни. Браун начал профессионально заниматься музыкой и вскоре стал одним из наиболее успешных джазовых трубачей.
Браун находился под влиянием и поощрением Фэтса Наварро (Fats Navarro), его виртуозной техники. Его звучание было теплым и равномерным, и охватывало весь диапазон инструмента. Он мог акцентировать каждую ноту, даже при очень быстрых темпах, что ему не составляло никакого труда. Его чувство гармонии было высоко развито, что позволило Клиффорду «выдавать нагора» сложные гармонические прогрессии (аккорды), отражающие линейные "алгебраические" уравнения гармонии бибопа. В дополнение к быстрому темпу, Браун мог выразить себя глубоко в исполнении баллад.
Клиффорд Браун играл в R & B группе с Крисом Пауэллом (Chris Powell), Тэддом Дэмероном (Tadd Dameron), Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton) и Артом Блейки (Art Blakey), пока не сформировал собственную группу с Макс Роучем (Max Roach). Clifford Brown & Max Roach Quintet стала фирменной группой стиля хард-боп. Пианист группы, Ричи Пауэлл (младший брат Бада Пауэлла), способствовал созданию оригинальных композиций, так же как и сам Браун. Партнерство трубы Брауна с тенор-саксофоном Гарольдом Лэндом (Harold Land) сделало очень сильную линию фронта. Тедди Эдвардс (Teddy Edwards) ненадолго заменил Лэнда, пока Сонни Роллинз (Sonny Rollins) взяла на себя эту роль до конца существования группы. В их руках бибоп достиг пика изобретательности.
Предпочитавший здоровый образ жизни Брауни прервал моду на героин в мире джаза, пропагандировавшуюся Чарли Паркером (Charlie Parker). Клиффорд же не принимал наркотиков и не злоупотреблял алкоголем[
В июне 1956 года Браун и Ричи Пауэл ехали из Филадельфии в Чикаго, где должно было состояться следующее выступление джаз-бенда; за рулем находилась жена Пауэла Нэнси. Неподалеку от Pennsylvania Turnpike, в условиях ночного дождя она потеряла контроль над управлением, и машина сошла с трассы. В произошедшей аварии погибли все трое. Клиффорд Браун похоронен в Mt. Zion Cemetery, Уилмингтон, штат Делавер.
Браун погиб во вторую годовщину собственной женитьбы на ЛаРу, в день рождения своей жены.
Наследие
Бенни Голсон (Benny Golson), работавший с Брауном в джаз-бенде Лайонела Хэмптона, написал в память о нем композицию «Я вспоминаю Клиффорда» (I Remember Clifford). Произведение стало джазовым стандартом, соответственно, музыканты, создающие собственную интерпретацию, отдают дань памяти Брауну.
Хелен Мерил (Helen Merrill), сотрудничавшая с Брауном в 1954 году (альбом Helen Merrill with Clifford Brown, EmArcy), записала в 1995 году трибьют Brownie: Homage to Clifford Brown. Альбом содержит сольные и совместные композиции в исполнении таких известных джазменов-трубачей как Лев Золов (Lew Soloff), Том Гаррел (Tom Harrell), Валлац Руни (Wallace Roney) и Рой Хардгроув (Roy Hargrove).
Вступление ко второму альбому Артуро Сандовала (Arturo Sandoval) (после его отъезда с Кубы) называется I Remember Clifford.
Каждый год в Уилмингтоне, штат Делавер, проводится Джазовый фестиваль Клиффорда Брауна (Clifford Brown Jazz Festival).
Документальный кинофильм «Говорит Брауни» является результатом многолетних усилий родившегося в Уилмингтоне джазового пианиста Дона Гладена (Don Glanden) и включает в себя интервью с людьми, знавшими Брауна. Сын Гладена Брэд совместил эти интервью с архивными фото- и видеоматериалами, сделанными при жизни Клиффорда. Премьера ленты состоялась в 2008 году на специальном трехдневном Симпозиуме Клиффорда Брауна, организованном Университетом Искусств (Филадельфия), во время которого проходили выступления музыкантов из группы Брауна (Бенни Голсон и Лу Дональдсон (Lou Donaldson)) и других выступавших с ним музыкантов (Маркус Белгрэйв (Marcus Belgrave), Теренс Бланчард (Terence Blanchard) и Джон Федчок (John Fedchock)).
Во время своего замечательного трехлетнего расцвета, Клиффорд Браун сделал более десятка альбомов среди которых на лэйбле EmArcy: Brown & Roach Inc (1954), Study in Brown (1955), Clifford Brown With Strings (1955), A Study in Brown (1955), Clifford Brown All Stars (1956), Memorial Album (1956), Clifford Brown & Max Roach at Basin St. East (1956), и Pure Genius (1956). Всё это простые модели искусства джазовой трубы.
Многие из его произведений стали стандартами, в том числе “Daahoud,” reflective “Joy Spring” и “Sandu.”
Клиффорд Браун зарекомендовал себя как самый мощный трубача в джазе, наравне с Диззи Гиллеспи. Оказывая такое же влияние как Фэтс Наварро и Гиллеспи, Браун обладал замечательной высокоскоростной игрой, с прекрасно сыгранной каждой нотой, а также красивыми лирическими балладами. Он разработал врожденное чувство соло, богатый тон и виртуозную технику во всех диапазонах трубы. Его стиль включал блестящие высокие ноты, высокий ритм и щедрое включение форшлагов и разнообразных переходов, которые он играл с редким изяществом и легкостью. Он был особенно известен импровизациями мелодичного качества его, которые часто продолжались очень долго. Его воздействие и влияние на джазовый мир соответствует только его артистизму на трубе.
Clifford Brown - Sandu
The Max Roach-Clifford Brown quintet: "Joy spring"
Дискография
As leader
Memorial Album (Blue Note, 1953)
Memorial (Prestige, 1953)
The Clifford Brown Big Band in Paris (Prestige, 1953)
The Clifford Brown Sextet in Paris (Prestige, 1953)
Best Coast Jazz (EmArcy, 1954)
Clifford Brown All Stars (EmArcy, 1954 [1956])
Jam Session (EmArcy, 1954) - with Clark Terry and Maynard Ferguson
Clifford Brown: Jazz Immortal (Pacific Jazz, 1954, Rudy Van Gelder remastering, 2001)
Brown and Roach Incorporated (EmArcy, 1954)
Daahoud (Mainstream Records, 1954)
Clifford Brown & Max Roach (EmArcy, 1954-5)
Study in Brown (EmArcy, 1955)
Clifford Brown with Strings (EmArcy, 1955)
Clifford Brown and Max Roach at Basin Street (EmArcy, 1956)
As sideman
With Art Blakey
A Night at Birdland Vol. 1 (Blue Note, 1954)
A Night at Birdland Vol. 2 (Blue Note, 1954)
A Night at Birdland Vol. 3 (Blue Note, 1954)
With J.J. Johnson
The Eminent J. J. Johnson Volume 1 (Blue Note, 1953)
With Helen Merrill
Helen Merrill (EmArcy, 1954)
With Sarah Vaughan
Sarah Vaughan with Clifford Brown (EmArcy, 1954)
With Sonny Rollins
Sonny Rollins Plus 4 (Prestige, 1956).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.