Регистрация пользователя

или Отмена

Черри Дон

Дон Черри (Don Cherry)Дон Черри (Don Cherry) - авангардный американский джазовый трубач и корнетист, карьера которого началась в тесном сотрудничестве с саксофонистом Орнеттом Коулманом. Является мультиинструменталистом, широко использовавшим этнические инструменты.

Биография

Дональд Юджин Черри (Donald Eugene Cherry) родился 18 ноября 1936 года в Оклахома-сити, Оклахома, где его отец, также джазовый трубач был владельцем Cherry Blossom Club, в котором играли Чарли Кристиан (Charlie Christian) и Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson).В 1940 году Черри с семьёй переехал в Лос-Анжелес, Калифорния. Он жил по соседству с Watts, а его отец имел бар в Plantation Club на Центральном проспекте, который в то время был центром яркой джазовой сцены. Ещё в школьные годы Черри начал играть свинг со школьным оркестром и познакомился с барабанщиком Билли Хиггинсом (Billy Higgins).

В начале 1950 годов Черри играл джаз с лос-анжелесскими музыкантами, иногда выступая как пианист в группах Арта Фармера (Art Farmer). Во время пребывания Клиффорда Брауна (Clifford Brown) и Макса Роуча (Max Roach) в Лос-Анжелесе, Черри участвовал в джем-сейшнах с ними и Лэрэнс Мэрэйбл (Larance Marable) в доме Эрика Долфи (Eric Dolphy), а Браун давал ему уроки. Дональд также гастролировал с саксофонистом Джеймсом Клеем (James Clay).

Одним из важнейших событий в жизни Дона Черри стала встреча с Орнеттом Коулманом (Ornette Coleman). Черри приобрел известность в 1958 году, играя с Орнеттом Коулменом сначала в квинтете с пианистом Полом Блэем (Paul Bley)  и затем в квартете без использования фортепиано, который записывался на лейбле Atlantic Records. В течение этого периода "его мелодии ... стали более свободными и приобрели гармоническую структуру".

Сделанный в среднем темпе блюз "Tears Inside" Орнетта Коулмена стал в 1959 году сигналом, всколыхнувшим склонявшийся к стагнации хард-боп. Соло в нем играл трубач Don Cherry, играл так, как мог бы сыграть Miles Davis или Чет Бейкер.

Оба эти авангардиста - Коулмен и Черри - родоначальники фри-джаза, сделали очень много для освобождения джазовых импровизационных форм от диктата стандартных метро-ритмических схем. Основа успехов Дона Черри - трубача лежала не в мощи звучания, а в его гибкости; способности передать глубочайшие эмоции почти незаметными манипуляциями элементов музыкальной структуры. Его звук был настолько близок к модуляциям человеческого голоса, насколько это позволял инструмент.

Дон Черри вместе с Джоном Колтрейном (John Coltrane) записали альбом The Avant-Garde, кроме того он записывался и гастролировал с Сонни Роллинсом (Sonny Rollins), Альбертом Эйлером (Albert Ayler) и Джорджем Расселом (George Russell), был участником New York Contemporary Five с Арчи Шеппом (Archie Shepp) и Джоном Чикаем (John Tchicai). Первым его альбомом в качестве лидера был записан Complete Communion для Blue Note Records в 1965 году. В том составе играли Эд Блэквелл (Ed Blackwell) и саксофонист Гато Барбиери (Gato Barbieri), с которым от познакомился в Европе, играя у Эйлера.

После ухода от Коулмана, Дон Черри изменил стиль игры и приблизился к фанку и фьюжну, хотя и продолжил иногда играть джаз, часто в маленьких составах и дуэтах (большинство из них с экс-барабанщиком Коулмана Эдом Блеквеллом (Ed Blackwell)), особенно в течение долгого времени, проведенного в Скандинавии.

Позднее он играл на диске 1971 года Коулмана Science Fiction, и с 1976 по 1987 года играл с учениками Коулмана Дьюи Редманом (Dewey Redman), Чарди Хейденом (Charlie Haden) и Блеквеллом в группе Old And New Dreams, записав с ней четыре альбома, два для ECM и два для Black Saint, на которых были особо отмечены его «тонкость ритмических» сжатий и растяжений.

С 1970 Дон Черри начал заниматься этнической музыкой. Черри объединял ближневосточную, народную африканскую и индийскую музыку в своём творчестве. Он учился индийской музыке у Вазант Рэй (Vasant Rai) в начале 1970 годов. С 1978 по 1982 он записал три альбома для ЕСМ с «world jazz» коллективом Codona, в который входили сам Черри, перкуссионист Нана Васконселос (Nana Vasconcelos) и исполнитель на ситаре и табла Колин Уолкотт (Collin Walcott).

Дон Черри сотрудничал также с классическим композитором Кшиштофом Пендерецким (Krzysztof Penderecki) на альбоме 1971 года Actions.

В 1973 году он сочинил музыку к фильму Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowsky) «Святая гора», совместно с самим Ходоровски и Рональдом Фрэнджипеном (Ronald Frangipane).

В 1980х Дон опять записывался с квартетом Коулмана In All Languages и записал диск El Corazon в дуэте с Эдом Блеквеллом.

Также он играл на диске Escalator Over The Hill Карлы Блэй (Carla Bley) и записывался с Лу Ридом (Lou Reed), Йеном Дюри (Ian Dury), Rip Rig + Panic и Sun Ra.

В 1994 году Дон Черри участвовал в записи сборника Red Hot Organization Stolen Moments: Red Hot + Cool на треке «Apprehension» совместно с The Watts Prophets. Этот альбом, призванный привлечь общественное внимание к проблеме распространения спида в афроамериканской среде был назван «альбомом года» журналом Time.

Вплоть до самой смерти Черри не терял интереса к сочетанию самых разных музыкальных жанров, к "world music". Учился играть и писал сочинения для деревянных флейт, тамбура, яванского оркестра гамепан. Элементы этих увлечений заметны во всех его поздних работах и особенно в "Multi Kulti" (1990 г).

Дон Черри умер 15 октября 1995 года от рака печени в Малаге, Испания.

Его приемные дочери и два сына также являются музыкантами.

Черри был посмертно введен в Oklahoma Jazz Hall of Fame в 2011 году.

Дон Черри научился играть на разных духовых инструментах ещё в школе. На протяжении всей своей карьеры Черри играл на карманном корнете (хотя сам называл её карманной трубой), трубе, корнете, флюгельгорне и бугле. В начале карьеры он играл на фортепиано, иногда возвращаясь к нему в дальнейшем, как и к органу. После возвращения из африканского турне Черри часто играл на doussn’gouni, струнном инструменте, сделанном из тыквы. Путешествуя по миру Дон собрал коллекцию этнических инструментов, на которых он научился играть и использовал их затем на концертах и записях. Среди них были беримбау, бамбуковые флейты и разнообразные ударные.

Техника и стиль

Некоторые критики отмечали недостатки стиля игры Дона Черри. Считается, что на его стиль игры повлияли Майлз Девис (Miles Davis), Фэтс Наварро (Fats Navarro), Клиффорд Браун и Гарри Свиитс Эдисон (Harry "Sweets" Edison). Рон Уинн писал, что "техника Черри не всегда рациональна, часто в своих быстрых соло он пропускает или небрежно играет отдельные ноты. Но он, несмотря на технические недостатки, является настоящим новатором в использовании трубы и корнета, например блестяще имитируя человеческий голос". Майлс Девис сначала отвергал игру Черри, однако, по свидетельству Черри, когда Девис посетил концерт Коулмана в The Five Spot, он был впечатлён игрой Черри и сыграл с ансамблем на карманной трубе Черри. Позднее, в 1964 году, отвечая на вопросы Down Beat Девис признался, что всегда преклонялся перед игрой Черри.

Don Cherry & Herbie Hancock - Bemsha Swing (Live)

 

Don Cherry - Live at Empire Theatre, Paris 1979

Дискография

As leader

1961: The Avant-Garde (Atlantic) with John Coltrane
1965: Togetherness (Durium)
1965: Complete Communion (Blue Note)
1966: Symphony for Improvisers (Blue Note)
1966: Where Is Brooklyn? (Blue Note)
1966: Live at Cafe Montmartre 1966 (ESP-disk)
1968: Eternal Rhythm (MPS)
1969: Mu (BYG) with Ed Blackwell
1969: Live in Ankara (Sonet)
1970: Human Music (Flying Dutchman) with Jon Appleton
1971: Orient (BYG)
1971: Blue Lake (BYG)
1972: Organic Music Society (Caprice)
1973: Relativity Suite with the Jazz Composer's Orchestra (JCOA)
1973: Eternal Now (Sonet)
1975: Brown Rice (Horizon)
1976: Hear & Now (Atlantic)
1982: El Corazón (ECM) with Ed Blackwell
1985: Home Boy (Barclay)
1988: Art Deco (A&M)
1991: Multikulti (A&M)
1993: Dona Nostra (ECM)

With Old and New Dreams
Old and New Dreams (Black Saint, 1976)
Old and New Dreams (ECM, 1979)
Playing (ECM, 1980)
A Tribute to Blackwell (Black Saint, 1987)

With Codona
Codona (ECM, 1979)
Codona 2 (ECM, 1981)
Codona 3 (ECM, 1983)

As sideman

With Ornette Coleman
Something Else!!!! (Contemporary, 1958)
Tomorrow Is the Question! (Contemorary, 1959)
The Shape of Jazz to Come (Atlantic, 1959)
Change of the Century (Atlantic, 1960)
Twins (Atlantic, 1959-60 [1971])
The Art of the Improvisers (Atlantic, 1959-61 [1970])
To Whom Who Keeps a Record (Atlantic, 1959-60 [1975])
This is our Music (Atlantic, 1960)
Free Jazz: A Collective Improvisation (Atlantic, 1960)
Ornette! (Atlantic, 1961)
Ornette on Tenor (Atlantic, 1961)
Crisis (Impulse!, 1969)
Science Fiction (Columbia, 1971)
Broken Shadows (Columbia, 1971 [1982])
In All Languages (Caravan of Dreams, 1987)

With the New York Contemporary Five
Consequences (Fontana, 1963)
New York Contemporary Five Vol. 1 (Sonet, 1963)
New York Contemporary Five Vol. 2 (Sonet, 1963)
Bill Dixon 7-tette/Archie Shepp and the New York Contemporary Five (Savoy, 1964)

With Albert Ayler
The Hilversum Session (1964)
Vibrations (1964) Freedom Records
New York Eye and Ear Control (1965)

With Charlie Haden
Liberation Music Orchestra (1969)
The Ballad of the Fallen (1986)
The Montreal Tapes: with Don Cherry and Ed Blackwell (Verve, 1989 [1994])

With Sun Ra
Hiroshima (1983)
Stars That Shine Darkly (1983)
Purple Night (1990)
Somewhere Else (1993)

With others
Steve Lacy - Evidence (1962)
Sonny Rollins - Our Man in Jazz (1962)
George Russell - George Russell Sextet at Beethoven Hall (1965)
The Jazz Composer's Orchestra (1968)
Carla Bley - Escalator over the Hill (JCOA, 1971)
Clifford Jordan - In the World (Strata-East, 1972)
Alejandro Jodorowsky and Ronald Frangipane - "The Holy Mountain Original Soundtrack" (1973)
Steve Hillage - "L" (1976)
Collin Walcott - Grazing Dreams (ECM, 1977)
Latif Khan - Music/Sangam (1978)
Johnny Dyani - Song For Biko (1978)
Lou Reed - The Bells (1979)
Bengt Berger - Bitter Funeral Beer (ECM, 1981)
Rip Rig + Panic - I am Cold (1982)
Bengt Berger Bitter Funeral Beer Band - Live In Frankfurt (1982)
Dag Vag - Almanacka (1983)
Frank Lowe - Decision in Paradise (Soul Note, 1984)
Jai Uttal - Footprints (1990)
Ed Blackwell Project - Vol. 2: "What It Be Like?" (one track).

Комментировать с помощью:

Добавить комментарий

Запрещается использование ненормативной лексики, разжигание межнациональной вражды, обсуждение не связанных с джазом тем.


Защитный код
Обновить

  1. Популярное
  2. Комментарии
  • Экстайн Билли

    what is debt 07.10.2014 00:34
    Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my ...
     
  • Великий джазовый пианист и композитор Хорас Сильвер скончался в возрасте 85 лет

    Руслан 02.10.2014 14:04
    Ребята, подСкажите где в Севастополе в октябре можно послушать живой джаз???
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    татьяна 20.09.2014 14:37
    Поздравляю... люблю ВАШ талант.......и. .. ВАС, ...маэстро...
     
  • Джонс Куинси

    preeducational 08.09.2014 09:06
    When some one searches for his required thing, so he/she wishes to be available that in detail, so ...
     
  • Гершвин Джордж

    google advertising 04.08.2014 13:28
    This website definitely has all of the information I wanted about this subject and didn't know who ...
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    edit google plus age 03.08.2014 12:28
    Very rapidly this web site will be famous amid all blog visitors, due to it's nice posts
     
  • Кентон Стэн

    reasons for insomnia 07.07.2014 12:06
    bookmarked!!, I like your blog!
     
  • Картер Рон

    bassyak 04.07.2014 19:49
    Трио Картера просто огонь!

Афиша

Нет событий

Найдите нас на Facebook

Мы ВКонтакте

Sevastopol Jazz

Севастопольский джазовый портал.

Джаз для Вас.

 

По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.