Джим Холл (Jim Hall) – американский джазовый гитарист, композитор и аранжировщик, обладатель уникального стиля игры.
Биография
Джеймс Стэнли Холл (James Stanley Hall) родился 4 декабря 1930 года в Буффало, Нью-Йорк, до переезда в Огайо. Его семья была музыкальной: мать играла на фортепиано, дед на скрипке, а дядя на гитаре. Джим начал играть в возрасте десяти лет на гитаре, которую мать подарила ему на Рождество. Будучи подростком, он выступал в Кливленде профессионально. Также в это время изучал контрабас. В 1955 году Холл закончил в Кливленде в институт музыки, где изучал фортепиано и бас, в дополнение к теории. Примерно через год он переехал в Лос-Анджелес, где в то время активно развивался кул-джаз. Холл остановился на классической гитаре, а с 1955 по 1956-й играл в квинтете Чико Гамильтона (Chico Hamilton). Именно здесь он стал набирать известность.
В группе Jimmy Giuffre Three Джим Холл выяснил т проявил некоторые из своих личных музыкальных предпочтений, в том числе сложные аранжировки и интерактивные импровизации в дуэтах и трио. С этого времени стартовал карьера Холл. Он преподавал в Школе джаза Lenox в 1959-м, гастролировал с Jazz at the Philharmonic, работал с Беном Уэбстером (Ben Webster, 1959), Биллом Эвансом (Bill Evans, 1959), Полом Десмондом (Paul Desmond, 1959-65), Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) в Европе (1960), Ли Конитцем (Lee Konitz, 1960-61), Сонни Роллинзом (Sonny Rollins, 1961-2, 1964) и Артом Фармером (Art Farmer, 1962-1964). Работа со всеми этими известными и признанными артистами способствовала карьере Джима Холла и помогла в создании своей группы и собственного стиля.
К 1960 году Холл жил уже в Нью-Йорке. В 1962-м он возглавил трио с Томми Фланаганом (Tommy Flanagan) и Роном Картером (Ron Carter), Рэд Митчелл (Red Mitchell) присоединился к ним в 1965 году. Кроме того, Джим выступал на концертах телешоу The Merv Griffin Show, играя с Биллом Берри (Bill Berry), Бобом Брукмайером (Bob Brookmeyer), Бенни Пауэллом (Benny Powell), Артом Дэвисом (Art Davis) и Джейком Ханна (Jake Hanna). В частности, Джим Холл аранжировал и записал много дуэтов с Биллом Эвансом и Роном Картером, что позволило ему довести сложные аранжировки и импровизации до блеска.
У Джима Холла были невероятные импровизационные способности и творческий потенциал. Он аранжировщиком для множества артистов, известен разработкой и использованием мотивов блюзовых переходов. Эти характеристики хорошо отражает альбом "Jim Hall Live!" (1975) с Доном Томпсоном (Don Thompson) и Терри Кларком (Terry Clarke). Примерно в это же время он также записывался с пианистом Джорджем Ширингом (George Shearing) и классическим скрипачом Ицхаком Перлманом (Itzhak Perlman). Кроме того, он продолжал создавать музыку с Митчеллом и Роном Картером до 1985 года .
В 1990-х Холл продолжал гастролировать и записываться во всем мире. Его сайдменами были барабанщики Билли Стюарт (Billy Stewart) и Энди Уотсон (Andy Watson), Стив ЛаСпина (Steve LaSpina), басисты Скотт Колли ( Scott Colley) и Гил Голдстейн (Gil Goldstein) в 1985-93, а таже клавишник Ларри Голдингс (Larry Goldings). Время от времени, Холл подключал Криса Поттера (Chris Potter) на тенор-саксофоне. Этих музыкантов можно увидеть на видеосессии Master Sessions в 1993 году. Джим Холл участвовал в качестве приглашенного солиста в трио Мишеля Петруччиани (Michel Petrucciani) с Уэйном Шортером (Wayne Shorter) в 1986 году и выступал в Village Vanguard с Биллом Фризеллом (Bill Frisell). В 1990-м он организовал джаз-фестиваль JVC в Нью-Йорке, в котором также участвовали Пэт Меттени (Pat Metheny) и Джон Скофилд (John Scofield). После этого Джим сыграл несколько концертов в дуэте с Pat Metheny. В 1994 году Холл записал полностью сольный альбом. Кроме того, в 1996 году, он вернулся в Европу, чтобы поруководить квартетом с Джо Ловано (Joe Lovano).
В 1997-м Джим Холл получил премию New York Jazz Critics Award как лучший джазовый композитор / аранжировщик, что стало очень важной вехой в его карьере. Его пьесы для струнных, духовых и вокальных ансамблей широко распространены. Его оригинальная композиция, плюс четыре квартета, пьесы для джаз-квартетов с участием струнного квартета Запольски, дебютировали в Дании, где он был удостоен премии Jazzpar Prize.
Его последней оркестровой композицией был концерт для гитары с оркестром, по заказу Towson University в штате Мэриленд на Первой мировой конгресс гитаристов, который дебютировал в июне 2004 года с Baltimore Symphony. Он был награжден стипендией NEA Jazz Masters Fellowship в январе 2004-го. Холл был одним из первых артистов, присоединившихся к основанному фанатами лэйблу ArtistShare и выпустил Magic Meeting в 2005-м. В ноябре 2008 двойной альбом Hemispheres (Полушария) был выпущен лэйблом ArtistShare, с участием гитариста и бывшего студента Билла Фризелла со Скоттом Колли (бас) и Джо Бароном (Joey Baron, ударные).
Джим Холл продолжает выступать и сегодня, участвуя в проекте под названием The Live Project. Здесь он делится своей музыкой через ArtistShare, а также даёт интервью с другими музыкантами. В 2010 году Холл и Джо Барон записали дуэтом альбом. В 2012 году в возрасте 81 года Холл дал концерты в Blue Note в Нью-Йорке и на ряде джазовых фестивалях в США, а также в Европе.
Музыкальный стиль
С каждым новым концертным туром и записью Джим Холл раскрывает еще одну грань себя.
Музыкальный стиль Джима Холла развивается с каждым новым альбомом и выступлением. Его подход к музыке очень уникален - он рассматривает музыку как способ сломать все барьеры. При этом он не ограничивается музыкой, а стремится поделиться своими открытиями с другими. Музыка является средством мира для Холла, и поэтому он сделал это целью, чтобы обратиться к другим и передать свою музыку через обучающие семинары по всему миру. Он является новатором и всегда заинтересован в новых способах музыкального выражения для дальнейшего развития.
Звучание Холла можно писать как мягкое, теплое, нежное, тонкое, богатое и слегка усиленное. Как и у гитариста Чарли Кристиана (Charlie Christian), сольные работы Холла зависят от духовых, в частности, саксофониста Сонни Роллинса и его виртуозных и авантюрных импровизаций. В отличие от других музыкантов, работа Холла не обязательно имеет фирменные риффы, но, скорее, их выразительные возможности. В качестве эксперта-аранжировщика, его соло метко построено с учетом гармонических, мелодических и ритмических элементов.
Для Джима Холла эксперимент является ключевым фактором. Он особенно эксперрментирует с аппаратурой, смешивает классический джаз, добавив скрипача Ицхака Перлмана в микс. Кроме того, в 1957 году, он играл в трио с саксофонистом Джимми Жуффре и тромбонистом Бобом Брукмайером, без ритм-секции. Без фортепиано, бас, барабанов эти трое музыкантов импровизировали, сохраняя в то же время ритм. Как и Дюк Эллингтон (Duke Ellington), оказывавший влияние на запись композиции и он создает музыку, чтобы продемонстрировать свои таланты. Кроме того, он всегда открыт к новому, изучает и что другие играют, в том числе на гитаре, синтезаторе.
Хотя Холл в целом лидер, отличные навыки слушания позволяют ему помочь другим музыкантам гармонично развиваться, а самому при необходимости остановиться и молчать, когда это необходимо. Все равны в группе Холла, объясняет он: "каждый из этих ребят творческий, растущий музыкант, и я отношусь к ним таким образом".
Иллюстрацией музыкальной техники Холла является его сотрудничество с гитаристом Пэтом Меттени. Дуэт образовался тридцать лет назад, когда гитарист Аттила Золлер (Attila Zoller) привёл 15-летнего Меттени в The Guitar, клуб где Холл и басист Рон Картер имели место.
Из-за его стремление к непосредственности и акцент на общение с другими музыкантами и другими, Холл предпочитает играть вживую. Однако, Меттени - полная противоположность, так что альбомы содержит части, записанные на концертах и в студии.
Меттени хвалит Джима, комментируя: «Джим - отец современного гитарного джаза до меня, он парень, который изобрел концепцию, которая позволила гитаре функционировать во многих музыкальных ситуациях, которые был невозможны до его появления в качестве музыканта. Он заново открыл то, что гитара может быть джазовым инструментом. ... Инструмент Джима отмечает то, что говорит народ».
В целом, музыкальный стиль Холла является художественным и выразительным. Другие музыканты являются частью его творческого процесса, а он экспериментирует с новыми и старыми звуками, расширяя границы инструмента.
Влияние
На Джима Холла основное влияние с детства оказали тенор-саксофонисты Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins), Лестер Янг (Lester Young), Пол Гонсалвес (Paul Gonsalves) и Лаки Томпсон (Lucky Thompson). Он переписал соло гитаристов Чарли Кристиана и Барни Кессела (Barney Kessel), но сам старался имитировать округлый тон и использование молчания и пространства саксофонистами. Холл изменил способ звучания джазовой гитары своими инновациями, композициями и импровизациями. Он повлиял на технику таких музыкантов, как Билл Фризелл, Пэт Меттени, Мик Гудрик (Mick Goodrick), Джон Скофилд и Джон Аберкромби (John Abercrombie).
Jim Hall - Jazz in Marciac 2000
Jim Hall and Petrucciani live "Beautiful Love"
Дискография
As leader
Jazz Guitar (Pacific Jazz, 1957)
It's Nice to Be With You (MPS Records, 1969)
Where Would I Be? ((Milestone, 1971)
Alone Together (Milestone, 1972) - with Ron Carter
Concierto (CTI, 1975)
Jim Hall Live! (Verve, 1975)
Jim Hall Live in Tokyo (Paddle Wheel, 1976)
Commitment (A&M, 1976)
Jim Hall and Red Mitchell (Artists House, 1978) - duo recorded live at Sweet Basil
Big Blues (CTI, 1978) - with Art Farmer
Circles (Concord, 1981)
Studio Trieste (CTI, 1982)
Telephone (Concord, 1985) - with Ron Carter
Power of Three (Blue Note, 1986) - with Michel Petrucciani and Wayne Shorter
Jim Hall's Three (Concord, 1986) - with Steve La Spina and Akira Tana
These Rooms (Denon, 1988)
All Across the City (Concord, 1989)
Live at Town Hall, Vol. 1 (Music Masters, 1990)
Live at Town Hall, Vol. 2 (Music Masters, 1990)
Subsequently (Music Masters, 1991)
Youkali (CTI, 1993)
Something Special (Inner City, 1993)
Dedications & Inspirations (Telarc, 1993)
Dialogues (Telarc, 1995)
Live at the Village West (Concord, 1995) - with Ron Carter
Textures (Telarc, 1996)
Panorama: Live at the Village Vanguard (Telarc, 1997)
By Arrangement (Telarc, 1998)
Jim Hall & Pat Metheny (Telarc, 1999)
Grand Slam: Live at the Regatta Bar (Telarc, 2000) - with Joe Lovano
Jim Hall & Basses (Telarc, 2001)
Duologues (Cam Jaz, 2004) - with Enrico Pieranunzi
Magic Meeting (ArtistShare, 2005) - with Scott Colley and Lewis Nash
Free Association (ArtistShare, 2006) with Geoffrey Keezer
Hemispheres (ArtistShare, 2008) - with Bill Frisell, Joey Baron and Scott Colley
Conversations (ArtistShare, 2010) - with Joey Baron
As sideman
With Manny Albam
Jazz Goes to the Movies (Impulse!, 1962)
With Bob Brookmeyer
Street Swingers (Disques Vogue, 1957)
With Gary Burton
Something's Coming! (RCA, 1963)
With Ornette Coleman
Broken Shadows (Columbia, 1972 [1982])
With Paul Desmond
The Paul Desmond Quartet with Jim Hall (Giants of Jazz/ita, 1995)
With Bill Evans
Interplay (Riverside, 1962)
Undercurrent (Blue Note, 1963)
Intermodulation (Verve, 1966)
Loose Blues (Milestone, 1982) (recorded 1962)
With Art Farmer
Listen to Art Farmer and the Orchestra (Mercury, 1962)
Interaction (Atlantic, 1963)
Live at the Half-Note (Atlantic, 1963)
To Sweden with Love (Atlantic, 1964)
With Ella Fitzgerald
Ella in Berlin: Mack the Knife (Verve, 1960)
With the Kronos Quartet
Music of Bill Evans (Savoy Jazz, 1986)
With Jimmy Giuffre
The Jimmy Giuffre 3 (Atlantic, 1957)
Trav'lin' Light (Atlantic, 1958)
The Four Brothers Sound (Atlantic, 1958)
Western Suite (Atlantic, 1958)
The Easy Way (Verve, 1959)
The Train and the River (Atlantic, 1959)
7 Pieces (Verve, 1959)
Herb Ellis Meets Jimmy Giuffre (PolyGram, 1959)
The Jimmy Giuffre Quartet In Person (Verve, 1960)
Hollywood & Newport 1957-1958 (Fresh Sound, 1992)
Complete Studio Recordings (Gambit Spain, 2005)
With Hampton Hawes
All Night Session!, Vol 1-3 (Contemporary, 1956)
With the Modest Jazz Trio
Good Friday Blues (Disques Vogue, 1960)
With Helen Merrill
Something Special (Inner City, 1967)
A Shade of Difference (Milestone, 1968)
With Mark Murphy
That's How I Love the Blues! (Riverside, 1962)
With Greg Osby
The Invisible Hand (Blue Note, 2000)
With Sonny Rollins
The Bridge (Bluebird, 1962)
The Standard Sonny Rollins (RCA Victor, 1964)
Road Shows Vol. 2 (EmArcy, 2011)
With Lalo Schifrin
Piano, Strings and Bossa Nova (MGM, 1962)
With Sonny Stitt
Stitt Plays Bird (Atlantic, 1964)
With Bill Smith
Folk Jazz (Contemporary, 1959)
With Billy Taylor
Impromptu (Mercury, 1962)
With Ben Webster
Ben Webster at the Renaissance (Contemporary, 1960).
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.