Регистрация пользователя

или Отмена

Материалы

Ститт Сонни

Сонни Ститт (Sonny Stitt) - американский джазовый саксофонист, игравший в стилях бибопа и хардбоп. Он был одним из самых плодотворных саксофонистов своего поколения, записав более 100 альбомов. Его прозвали "Lone Wolf" ("Одинокий волк") за неустанные гастроли и преданность джазу.

Биография

Эдвард Бётнер-младший (Edward Boatner, Jr.) родился 2 февраля 1924 года в Бостоне, штат Массачусетс. Он вырос в городе Сагино, штат Мичиган. Эдвард рос в музыкальной семье, его отец, Эдвард Бётнер, был певцом-баритоном, композитором и профессором колледжа музыки, его брат был классическим пианистом, а мать преподавала фортепиано. Бётнер вскоре была принят в другую семью, Ститт, которая дала ему новую фамилию. Позже он начал называть себя "Sonny" («Сынок»).

Он начал уроки игры на фортепиано, когда ему было семь лет, а в дальнейшем учился на кларнете. Сагино был небольшим городом, но в период расцвета джаза биг-бэндов Ститт нашел много возможностей услышать лучших исполнителей вживую или на 78 оборотов в минуту. Местный саксофонист по имени Большой Ник Николас (Big Nick Nicholas) дал Ститту уроки на этом инструменте. Ещё больше навыков Сонни получил от известного в Америке Уорделла Грея (Wardell Gray), не имевшего средств на жилье в отелях в Saginaw и спавшего в спальне Ститта в то время, когда мальчик был на занятиях в школе. В юности Сонни бродил вокруг местных танцевальных залов, когда там проходили джазовые шоу, мечтая о собственном пути на эстраду.

Во время участия Америки во Второй мировой войне старшие джазовыех музыканты прекратили выступления или были призваны в армию, поэтому Сонни Ститту удалось найти работу на гастролях с группами. Он провел одно лето с группой во главе с музыкантом по имени Корнелиус Корнелл (Cornelius Cornell), а в следующее с свинговой группой Клода и Клиффорда Тренира (Claude and Clifford Trenier). К этому времени Ститт был полностью поглощён джазом и готов был оставить свой след в музыкальном мире.

Stitt внимательно слушал саксофониста Лестера Янга (Lester Young) и свингового кларнетиста Бенни Гудмена (Benny Goodman). По окончании средней школы в городе Сагино, по настоянию своей матери он быстро подписал контракт с бостонским оркестром Льюиса Сэбби (Sabby Lewis). В 1943-м он присоединился к группе под названием Bama State Collegians, гастролируя с ними из Детройта в Нью-Йорк.

Тогда же, в 1943-м, Сонни Ститт впервые встретил Чарли Паркера (Charlie Parker). Он часто вспоминал впоследствии, как они обнаружили, что их стиль имел чрезвычайное сходство, а это было совершенно случайным совпадением, не связанным с копированием. Импровизаций Ститта были более мелодичными и менее диссонирующими, чем у Паркера. Самые ранние записи Сонни были сделаны в 1945 году со Стэном Гетцем (Stan Getz) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Он также играл в некоторых свинговых группах, хотя в предпочитал бибоп группы. Впервые Ститт был замечен в биг-бэнде Тини Брэдшоу (Tiny Bradshaw) в начале сороковых годов. Сонни заменил Чарли Паркера в группе Диззи Гиллеспи в 1945-м.

Ститт играл на альт-саксофоне в биг-бэнде Билли Экстайна (Billy Eckstine), вместе с будущими пионерами бибопа Декстером Гордоном (Dexter Gordon) и Джином Эммонсом (Gene Ammons) с 1945 до 1956 года. После этого Сонни начал чаще играть на тенор-саксофоне, чтобы его не называли имитатором Паркера. Позже он играл вместе с Джином Эммонсом и Бадом Пауэллом (Bud Powell). Stitt провел некоторое время в тюрьме Lexington в 1948-49 за продажу наркотиков.

С тенор-саксофоном Ститт избавился от критики в подражательстве стилю Чарли Паркера, хотя он и играл в верхней тональности с Эммонсом, наличие большего по размеру инструмента было решающим фактором. Действительно, именно на тенор-саксофоне Сонни Ститт разработал и развил более характерный звук. Он играл с другими музыкантами бопа Бадом Пауэлом и Эдди "Столбняком" Дэвисом (Eddie "Lockjaw" Davis), которые имели более отчетливый и жесткий тон по сравнению со Ститтом. В 1950 они сделали много записей для лэйбла Prestige Records, а также альбомы для Argo, Verve и Roost. Сонни экспериментировал с афро-кубинским джазом в конце 1950-х. Результаты можно услышать на его записях для Roost и Verve, для чего он объединился с Тэдом Джонсом (Thad Jones) и Чиком Кориа (Chick Corea), выпустив латинские версии таких стандартов, как "Autumn Leaves".

В 1960-м Stitt ненадолго присоединился к Майлзу Дэвису (Miles Davis), известны только живые записи с квинтетом Дэвиса в туре 1960 года. Были также концерты в Манчестере и Париже, а также ряд концертов (в том числе множество ранних с квинтетом Джона Колтрейна (John Coltrane), записанных как Live at Stockholm (студия Dragon). На всех записях присутствовали Уинтон Келли (Wynton Kelly), Джимми Кобб (Jimmy Cobb) и Пол Чемберс (Paul Chambers). Тем не менее, вскоре Майлз выгнал Ститта из-за чрезмерной привычки к пьянству и заменил его другим тенор-саксофонистом - Хэнком Мобли (Hank Mobley).

В конце 1960-го Сонни Ститт отдал дань памяти музыканту, оказавшему на него наибольшее влияние - Чарли Паркеру, записав альбом Stitt Plays Bird, с участием Джима Холла (Jim Hall) на гитаре. В память Паркера был концерт и в Ньюпорте в 1964-м с другими бибоп-музыкантами, в том числе Джей Джей Джонсоном (JJ Johnson).

Сонни Ститт записал ряд памятных записей со своим другом и коллегой, саксофонистом Джином Эммонсом, когда последний освободился из тюрьмы, где сидел за хранение наркотиков. Записи, сделанные этими двумя саксофонистами, по мнению многих, считаются их лучшими работами. Таким образом, партнерство Ammons / Stitt вошло в историю как одно из лучших дуэльных партнерств в джазе, наряду с Zoot Sims / Al Cohn и Johnny Griffin / Eddie "Lockjaw" Davis.

Ститт увлёкся соул-джазом и записал с другим тенор-саксофонистом Букером Эрвином (Booker Ervin) в 1964-м альбом Soul People. Также он записал с бывшим участником бэнда Дюка Эллингтона (Duke Ellington), саксофонистом Полом Гонсалвесом (Paul Gonsalves)в 1963 году на студии Impulse! альбом Salt And Pepper в 1963 году. Примерно в то же время он регулярно появлялся в клубе Ронни Скотта (Ronnie Scott) в Лондоне, сделав в 1964-м живую запись The Night Has A Thousand Eyes, всплывшую из архивов только недавно, а также еще в 1966-м с резидентом клуба гитаристом Эрнестом Рэнглином (Ernest Ranglin) и британским тенор-саксофонистом Диком Моррисси (Dick Morrissey).

Сонни Ститт был одним из первых джазовых музыкантов, экспериментировавшим с электрическим саксофоном. Этот инструмент был назван Varitone, и его можно услышать на альбомах What's New (1966) и Parallel-A-Stitt (1967).

В 1970-х годах, Сонни Ститт немного замедлил темп записей, а в 1972 году он выпустил еще один классический альбом, Tune Up, который был и до сих пор считается многими критиками джаза его окончательной записью. Действительно,  огненное и кипучее соло весьма напоминало его раннюю игру. Он также записал еще один альбом с использованием Varitone, названный Just The Way It Was - Live At The Left Bank в 1971 году, который был выпущен только в 2000-м.

Ститт вступил в All-Star группу Giants of Jazz, в которую также входили Арт Блейки (Art Blakey), Диззи Гиллеспи, Телониус Монк (Thelonious Monk), Кай Уиндинг (Kai Winding) и басист Эл МакКиббон (Al McKibbon). Кроме этого он записал альбомы для Atlantic Records, Concord Records и Emarcy Records. Его последние записи были сделаны в Японии.

В 1982 году у Сонни Ститта случился сердечный приступ и он умер 22 июля в Вашингтоне, округ Колумбия.

Будучи не таким известным, как некоторые из его современников, Сонни Ститт помог создать стиль саксофона в бибопе, ставший одним из наиболее тесно ассоциируемых с джазом в целом.

Harlem Nocturne By Sonny Stitt Quartet

 

Sonny Stitt, JJ Johnson, H. McGhee - Now's the Time

Дискография

As leader

1949-50: Sonny Stitt/Bud Powell/J. J. Johnson (Prestige [1956])
1950: Stitt's Bits (Prestige [1958])
1950-52: Kaleidoscope (Prestige [1957])
1954: Jazz at the Hi-Hat (Roost)
1954: The Battle of Birdland (Roost) - with Eddie Davis
1955: Sonny Stitt Plays Arrangements from the Pen of Quincy Jones (Roost)
1956: Sonny Stitt Plays (Roost)
1956: New York Jazz (Verve)
1956: For Musicians Only (Verve) - with Dizzy Gillespie and Stan Getz
1957: 37 Minutes and 48 Seconds with Sonny Stitt (Roost)
1957: Personal Appearance (Verve)
1957: Sonny Stitt with the New Yorkers (Roost)
1957: Only the Blues (Verve)
1957: Sonny Side Up (Verve) - with Dizzy Gillespie and Sonny Rollins
1958: The Saxophones of Sonny Stitt (Roost)
1958: Sonny Stitt (Argo)
1958: Burnin' (Argo)
1959: The Hard Swing (Verve)
1959: A Little Bit of Stitt (Roost)
1959: Sonny Stitt Sits in with the Oscar Peterson Trio (Verve) - with Oscar Peterson
1959: The Sonny Side of Stitt (Roost)
1959: Sonny Stitt Blows the Blues (Verve)
1959: Saxophone Supremacy (Verve)
1959: Sonny Stitt Swings the Most (Verve)
1960: Stittsville (Roost)
1960: Previously Unreleased Recordings (Prestige)
1960: Sonny Side Up (Roost)
1961: The Sensual Sound of Sonny Stitt (Verve) - with the Ralph Burns Strings
1961: Sonny Stitt at the D. J. Lounge (Argo)
1961: Dig Him! (Argo) - with Gene Ammons
1961: Boss Tenors (Verve) - with Gene Ammons
1962: Stitt Meets Brother Jack (Prestige) - with Jack McDuff
1962: Boss Tenors in Orbit! (Verve) - with Gene Ammons
1962: Soul Summit (Prestige) - with Gene Ammons and Jack McDuff
1962: Feelin's (Roost)
1962: Low Flame (Jazzland)
1960-62: Stitt in Orbit (Roost)
1962: Sonny Stitt & the Top Brass (Atlantic)
1962: Rearin' Back (Argo)
1963: Stitt Plays Bird (Atlantic)
1963: My Mother's Eyes (Pacific Jazz) - with Charles Kynard
1963: Move on Over (Argo)
1963: Now! (Impulse)
1963: Salt And Pepper (Impulse)
1963: Soul Shack (Prestige)
1963: Stitt Goes Latin (Roost)
1963: Primitivo Soul! (Prestige)
1964: My Main Man (Argo) - with Bennie Green
1964: Shangri-La (Prestige) - with Don Patterson
1964: Soul People (Prestige) - with Booker Ervin and Don Patterson
1965: Inter-Action (Cadet) - with Zoot Sims
1965: Broadway Soul (Colpix)
1965: Sax Expressions (Roost)
1965: Live at Ronnie Scott's
1965: The Matadors Meet the Bull (Roulette)
1965: Pow! (Prestige)
1965: Night Crawler (Prestige) - with Don Patterson
1966: Soul in the Night (Cadet) - with Bunky Green
1966: What's New!!! (Roulette)
1966: I Keep Comin' Back! (Roulette)
1966: Deuces Wild (Atlantic) - with Robin Kenyatta
1967: Parallel-a-Stitt (Roulette)
1968: Made for Each Other (Delmark)
1968: Soul Electricity! (Prestige)
1968: Little Green Apples (Solid State)
1968: Come Hither (Solid State)
1969: Night Letter (Prestige)
1971: Turn It On! (Prestige)
1971: You Talk That Talk! (Prestige) - with Gene Ammons
1971: Black Vibrations (Prestige)
1971: Just the Way It Was (Hyena)
1972: Tune-Up! (Cobblestone)
1972: Goin' Down Slow (Prestige)
1972: Constellation (Cobblestone)
1972: So Doggone Good (Prestige)
1972: 12! (Muse)
1973: Mr. Bojangles (Cadet)
1973: The Champ (Muse)
1973: God Bless Jug and Sonny (Prestige) - with Gene Ammons
1973: Left Bank Encores (Prestige) - with Gene Ammons
1973: Together Again for the Last Time (Prestige) - with Gene Ammons
1974: Satan (Cadet)
1975: Never Can Say Goodbye (Cadet)
1975: Mellow (Muse)
1975: Dumpy Mama (Flying Dutchman)
1975: My Buddy: Sonny Stitt Plays for Gene Ammons (Muse)
1975: Blues for Duke (Muse)
1976: Forecast: Sonny & Red (Catalyst) - with Red Holloway
1977: I Remember Bird (Catalyst Records)
1977: A Tribute To Duke Ellington (With Strings) (Catalyst)
1978: Sonny Stitt Quintet (Finite Records)
1980: Groovin' High (Atlas Records)
1980: Atlas Blues "Blow & Ballad" (Atlas)
1980: Sonny's Back (Muse)
1981: In Style (Muse)
1981: Sonny, Sweets and Jaws- Live at Bubbas, Whos Who in Jazz (with Harry "Sweets" Edison, Eddie Lockjaw Davis)
1981: Just in Case You Forgot How Bad He Really Was
1982: The Last Stitt Sessions (Muse)

As sideman

With Art Blakey
A Jazz Message (Impulse!, 1963)
In Walked Sonny (Sonet, 1975)

With Dizzy Gillespie
Duets (Verve, 1957)
The Giants of Jazz (Atlantic, 1971) with Art Blakey, Al McKibbon, Thelonious Monk and Kai Winding
The Bop Session (Sonet, 1975) with John Lewis, Hank Jones, Percy Heath and Max Roach

With Milt Jackson
Loose Walk (Palcoscenico Records)

With Zimbo Trio
Zimbo Trio invites Sonny Stitt, (1979) Clam/Continental.

Комментировать с помощью:

Добавить комментарий

Запрещается использование ненормативной лексики, разжигание межнациональной вражды, обсуждение не связанных с джазом тем.


Защитный код
Обновить

  1. Популярное
  2. Комментарии
  • Экстайн Билли

    what is debt 07.10.2014 00:34
    Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my ...
     
  • Великий джазовый пианист и композитор Хорас Сильвер скончался в возрасте 85 лет

    Руслан 02.10.2014 14:04
    Ребята, подСкажите где в Севастополе в октябре можно послушать живой джаз???
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    татьяна 20.09.2014 14:37
    Поздравляю... люблю ВАШ талант.......и. .. ВАС, ...маэстро...
     
  • Джонс Куинси

    preeducational 08.09.2014 09:06
    When some one searches for his required thing, so he/she wishes to be available that in detail, so ...
     
  • Гершвин Джордж

    google advertising 04.08.2014 13:28
    This website definitely has all of the information I wanted about this subject and didn't know who ...
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    edit google plus age 03.08.2014 12:28
    Very rapidly this web site will be famous amid all blog visitors, due to it's nice posts
     
  • Кентон Стэн

    reasons for insomnia 07.07.2014 12:06
    bookmarked!!, I like your blog!
     
  • Картер Рон

    bassyak 04.07.2014 19:49
    Трио Картера просто огонь!

Найдите нас на Facebook

Мы ВКонтакте

Sevastopol Jazz

Севастопольский джазовый портал.

Джаз для Вас.

 

По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.