Регистрация пользователя

или Отмена

Советский джаз

Советский джаз - жанр советского музыкально-исполнительского искусства, развившийся на иной, посравнению с американским джазом, национальной основе и приобретший в процессе развития новые оригинальные черты, связанные с традициями отечественной музыкальной культуры.

Процесс становления джаза в нашей стране начался в 20-е гг. Зарождение нового жанра искусства осуществлялось путем проникновения в бытовую музыку некоторых его типичных черт. Новый тип мелодики, специфические исполнительские приемы, метро-ритмические особенности - все это было характерно и для отечественной танцевальной музыки того времени, которая вбирала в себя самые различные элементы джаза. Первым, кто познакомил советскую публику с джазом, был поэт Валентин Парнах, вернувшийся из Парижа, где он слышал негритянский ансамбль «Jazz Kings» Луиса Митчела, и вскоре организовавший «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр - джаз-банд», дебютировавший 1 октября 1922 г. в Москве. Он же написал несколько статей о джазе, опубликованных в журналах «Вещь», «Зрелища» и «Рупор».

В 1924 г. были созданы еще два ансамбля, исполнявших джазовую музыку, - харьковский, которым руководил композитор Юлий Мейтус, и московский «ПЭКСА» («Первый экспериментальный камерный сочетательный ансамбль») п/у Леонида Варпаховского. Существенное влияние на дальнейшее развитие джаза в нашей стране оказало знакомство музыкантов с подлинным негритянским джазом.

В 1926 г. в Москве, Харькове, Киеве и Одессе гастролировал ансамбль Френка Уитерса, в котором играл знаменитый сопрано-саксофонист Сидней Беше. С этим коллективом выступала также негритянская певица Коретти Арле-Тиц, эмигрировавшая до революции в Россию. Тогда же в Москве и Ленинграде проходили гастроли негритянской оперетты, ставившей обозрение «Шоколадные ребята» и оркестра Сэма Byдинга, в котором играли известные музыканты - трубач Томми Ладниер, тромбонист Херб Флеминг, саксофонист Джин Седрик. Послеконцертов негритянских артистов интерес к джазу в нашей стране заметно возрос. В прессе стали чаще появляться статьи о джазе, а ленинградское издательство «Academia» выпустило сборник переводных статей «Джаз-банд и современная музыка». Создаются новые оркестры, для которых отправной точкой послужили впечатления от выступлений негритянских музыкантов.

Рождение профессионального джаза в СССР связано с появлением в 1927 г. «Ама-джаза» Александра Цфасмана, организованного при кооперативном музыкальном издательстве «АМА» (Ассоциация московских авторов). В 1928 г. оркестр участвовал в первой джазовой передаче по радио, а спустя четыре года снялся в первой звуковой кинопрограмме. Этот коллектив просуществовал до 1938 г. и исполнял преимущественно инструментальную музыку.

Почти одновременно с Александром Цфасманом в Ленинграде создает «Первый концертный джаз-банд» Леопольд Теплицкий, незадолго до этого вернувшийся из командировки в США, где он стажировался при оркестре Поля Уайтмена. Новый коллектив состоял, главным образом, из преподавателей Ленинградской консерватории и солистов оркестра Государственного академического театра оперы и балета. В программы концертных выступлений включались произведения американских композиторов, фрагменты из наиболее известных сочинений композиторов-классиков в джазовых транскрипциях, а также блюзы и спиричуэле, которые исполняли Коретти Арле-Тиц и Анна Кернер.

В апреле 1928 г. дебютировал другой ленинградский оркестр - «Передвижной концертный джаз-банд» под управлением Бориса Крупышева, а год спустя начинает выступать со своей «Джаз-капеллой» Георгий Ландсберг. В отличие от своих предшественников, Георгий Ландсберг включал в программу концертных выступлений, кроме пьес американских авторов, и произведения молодых советских композиторов, работавших в области джаза, - Алексея Животова, Симона Когана и Генриха Терпиловского.

В марте 1929 г. состоялась премьера «Теа-джаза» (театрализованного джаза), организованного актером Ленинградского театра сатиры Леонидом Утесовым и трубачом Яковом Скоморовским. По своему инструментальному составу (две трубы, тромбон, три саксофона и ритмическая группа) оркестр представлял собой копию джазовых коллективов, получивших в то время широкое распространение в странах Западной Европы. Его программы носили развлекательный характер и были построены по определенному сценарию. В концертах, наряду с оркестровыми пьесами, исполнялись песни, танцы, скетчи, акробатические номера и т. п. В содружестве с композитором Исааком Дунаевским было создано несколько интересных программ, из которых лучшими являются «Джаз на повороте» и «Музыкальный магазин». Впоследствии Л. Утесов отошел от джаза и связал свою творческую карьеру с пропагандой советской массовой песни, а Я. Скоморовский вскоре организовал свой оркестр.

Осенью 1929 г. в Харькове дебютировал еще один «теа-джаз», руководимый Борисом Ренским. В 30-е гг. джаз-оркестры активно пропагандируют советскую песню, вследствие чего главной для подавляющего большинства коллективов стала аккомпаниаторская функция. Однако некоторые из них тяготели к исполнению инструментальной музыки, в том числе оркестры Георгия Ландсберга, Александра Цфасмана, Якова Скоморовского, а также оркестр Александра Варламова, организованней в 1934 г. и выступавший некоторое время с негритянской певицей Целестиной Коол.

В этот период в Советском Союзе гастролировали многие зарубежные коллективы: оркестры Хэла Уинна (1934) и Джека Бартона (1935) из Англии, Бобби Астора и «Weintraubs Syncopators» (1935-1937) из Германии, Антонина Циглера (1934— 1935) и Отто Сйутецкого (1936-1937) из Чехословакии, Макке Берга (1936) из Швеции и другие. Немалую роль в пропаганде джаза сыграл ленинградский писатель Сергей Колбасьев, выступавший с публичными лекциями и организовавший на ленинградском радио передачу о джазе.

В середине 30-х гг. джаз приобретает значительную популярность во всей стране. В 1938 г. по решению Комитета по делам искусств был создан Государственный джаз-оркестр (художественный руководитель Матвей Блантер, главный дирижер Виктор Кнушевицкий). Тогда же был организован и оркестр Всесоюзного радиокомитета, которым вначале руководил А. Варламов, а затем А. Цфасман. Советская джазовая музыка начала peгyлярно звучать по радио. Этот оркестр принял участие также в первой телепередаче о джазе. В 1940 г. аналогичный коллектив был создан Николаем Минхом на Ленинградском радио. В этот период появляются джазовые коллективы и в союзных республиках. В 30-е гг. заметно вырос исполнительский уровень советских джаз-оркестров. Появились талантливые аранжировщики (Леонид Дидерихс, Виктор Кнушевицкий), а также ряд прекрасных исполнителей, среди которых Петр Борискин, Владимир Сафонов, Яков Скоморовский (труба), Александр Васильев, Эмиль Гейгнер, Орест Кандат, Владимир Костылев, Аркадий Котлярский, Александр Рывчун (саксофон), Александр Цфасман (фортепиано), Лаци Олах (ударные инструменты) и другие.

В годы Великой Отечественной войны советский джаз частично отошел от инструментальных форм и слился с массовой песней и эстрадным искусством. Многие оркестры вели большую концертную работу и часто выступали перед бойцами и командирами Советской Армии. Это коллективы А. Варламова, В. Кнушевицкого, Н. Минха, Я. Скоморовского, Л. Утесова, А. Цфасмана и многие другие.

В послевоенные годы постепенно совершается переход от песенных к разнообразным инструментальным формам джаза. Наряду с оркестрами, продолжающими традиции лучших коллективов 30-х гг., появляются небольшие ансамбли, исполняющие импровизационную джазовую музыку.

Большое влияние на дальнейшее развитие джаза в СССР оказал проходивший в 1957 г. в Москве Всемирный фестиваль молодежи и студентов, во время которого состоялся конкурс джазовых коллективов. Молодые советские музыканты получили возможность познакомиться с первоклассными европейскими джазовыми коллективами – ансамблем Джеффа Эллисона из Англяя, квартетом Гунара Орислева из Исландии, диксилендом Карло Лофрендо из Италии, оркестром Мишеля Леграна из Франции. На конкурсе с большим успехом выступил также молодежный оркестр ЦДРИ п/у Юрия Саульского.

После фестиваля еще больше возрос интерес к джазу как среди музыкантов, так и слушателей. В 1958 г. в Ленинграде, а затем Москве, Киеве и других городах были открыты джаз-клубы при различных общественных организациях. Их активная деятельность во многом способствовала популяризации джаза в нашей стране. Во второй половине 50-х и в 60-е гг. функционирует большое количество джазовых коллективов. Среди них биг бэнды Иосифа Вайнштейна, Гиви Гачечиладзе, Анатолия Кролла, Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского, Игоря Петренко, Юрия Саульского, ансамбли традиционного джаза - «Ленинградский диксиленд», «Нева», «Гамма-джаз», диксиленд Владислава Грачева.

Появилось много талантливых музыкантов, развивающих традиции современного импровизационного джаза: Герман Лукьянов, Константин Носов, Андрей Товмасян (труба), Константин Бахолдин (тромбон), Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Алексей Козлов, Александр Пищиков (саксофон), Игорь Бриль, Вячеслав Ганелин, Евгений Геворгян, Давид Голощекин, Николай Капустин, Вагиф Мустафа-заде, Борис Рычков, Вадим Сакун, Леонид Чижик (фортепиано), Николай Громин, Алексей Кузнецов (гитара), Андрей Егоров, Алексей Исплатовский (контрабас), Валерий Буланов, Владимир Тарасов (ударные инструменты). Активно работают в области джаза профессиональные композиторы Мурад Кажлаев, Вадим Людвиковский, Уно Найсоо, Юрий Саульский, Владимир Терлецкий, Олег Хромушин, Игорь Якушенко.

Большую роль в развитии советского джаза и росте исполнительского мастерства коллективов играют джазовые фестивали, которые проводятся в Таллине, Тарту, Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Новосибирске, Воронеже, Днепропетровске, Донецке и других городах. Наиболее значительным стал XIV Международный фестиваль джаза в Таллине (1967 г.), собравший множество исполнителей из различных уголков нашей страны и продемонстрировавший творческую зрелость советского джаза.

Искусство советских исполнителей неоднократно представлялось на крупнейших европейских джазовых фестивалях в Венгрии, Польше, Чехословакии и Югославии, где советский джаз завоевывает международное признание. В отличие от 50-х гг., когда репертуар наших музыкан¬тов составляли преимущественно произведения зарубежных авторов, в 60-е гг. заметно стремление к сочинению собственных композиций на национальном материале и к использованию средств выразительности, присущих музыкальному фольклору народов нашей страны. Постепенно этот процесс охватывает все большее число композиторов и исполнителей и в 70-е гг. становится определяющим. Во многих произведениях творчески переосмысленные особенности народной мелодики, ритмики и лада органично сочетаются с элементами джаза. Наиболее ярко это проявилось в творчестве ансамблей «Аллегро» Николая Левиновского, «Арсенал» Алексея Козлова, «Каданс» Германа Лукьянова, «Мугам» Вагифа Мустафы-заде. Это убедительно продемонстрировал прошедший в 1968 г. в Тбилиси фестиваль джаза, в котором участвовало более 20 профессиональных советских джазовых коллективов из многих республик страны, представлявших различные стилистические направления.

Успешному развитию советского джаза в последнее десятилетие способствовала активная деятельность созданной при Московском отделении Союза композиторов РСФСР комиссии эстрадной инструментальной музыки. Проблемы джаза находятся в центре внимания многих советских музыковедов: А. Баташева, В. Конен, Ю. Малышева, В. Оякяэра, Л. Переверзева, А. Петрова, В. Фейертага и др. Большая роль в пропаганде советского джаза принадлежит Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия», журналам «Музыкальная жизнь», «Клуб и художественная самодеятельность», радио и концертным организациям.

Комментировать с помощью:

Добавить комментарий

Запрещается использование ненормативной лексики, разжигание межнациональной вражды, обсуждение не связанных с джазом тем.


Защитный код
Обновить

  1. Популярное
  2. Комментарии
  • Экстайн Билли

    what is debt 07.10.2014 00:34
    Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my ...
     
  • Великий джазовый пианист и композитор Хорас Сильвер скончался в возрасте 85 лет

    Руслан 02.10.2014 14:04
    Ребята, подСкажите где в Севастополе в октябре можно послушать живой джаз???
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    татьяна 20.09.2014 14:37
    Поздравляю... люблю ВАШ талант.......и. .. ВАС, ...маэстро...
     
  • Джонс Куинси

    preeducational 08.09.2014 09:06
    When some one searches for his required thing, so he/she wishes to be available that in detail, so ...
     
  • Гершвин Джордж

    google advertising 04.08.2014 13:28
    This website definitely has all of the information I wanted about this subject and didn't know who ...
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    edit google plus age 03.08.2014 12:28
    Very rapidly this web site will be famous amid all blog visitors, due to it's nice posts
     
  • Кентон Стэн

    reasons for insomnia 07.07.2014 12:06
    bookmarked!!, I like your blog!
     
  • Картер Рон

    bassyak 04.07.2014 19:49
    Трио Картера просто огонь!

Найдите нас на Facebook

Мы ВКонтакте

Sevastopol Jazz

Севастопольский джазовый портал.

Джаз для Вас.

 

По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.