Называемая "Первой леди песни" (The First Lady of Song), "Королевой джаза" (Queen of Jazz) и "Леди Элла" (Lady Ella), Элла Фицджеральд была самой популярной джазовой певицей мира более полувека. За свою жизнь она выиграла 13 премий Грэмми и продала более 40 миллионов альбомов.
Ее голос был гибким, мощным и очень точным. Она могла петь знойные баллады, сладкий джаз и подражать каждому инструменту в оркестре. Она работала со всеми великими джазменами, от Дюка Эллингтона и Каунта Бейси до Нэт Кинг Коула, Фрэнка Синатры, Диззи Гиллеспи и Бенни Гудмена. Точнее будет сказать, что все великие имели удовольствие работать с Эллой.
Она выступала на лучших сценах мира и всегда при полном аншлаге. Ее зрители были столь же разнообразны, как и ее вокальный диапазон. Они были богатыми и бедными, з всех рас, всех религий и всех национальностей. И у них было только одно общее качество - все они любили ее.
Биография
Элла Джейн Фицджеральд (Ella Jane Fitzgerald) родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния,. Ее отец Уильям и мать Темперанс (Tempie) расстались вскоре после ее рождения. Мать с давним другом Джозефом Да Сильва и с Эллой переехали в Йонкерс, штат Нью-Йорк. Сводная сестра Эллы - Фрэнсис да Силва родилась в 1923 году.
В юности Фицджеральд хотела стать танцовщицей, хотя она любила слушать джазовые записи Луи Армстронга, Бинга Кросби и сестёр Boswell. Она боготворила вокалистку Конни Босуэлл, рассказывая потом: "Моя мать привезла домой одну из её записей, и я влюбилась в неё... Я старалась звучать так же, как она".
В 1932 году мать Эллы умерла от сердечного приступа. После этого учёба Фицджеральд резко сократилась, и она часто прогуливал школу. Из-за насилия со стороны отчима Эллу взяла к себе тетя и она работала горничной в борделе, а также с мафиозными игроками на бегах. Очень скоро Эллу арестовала полиция и поместила в приют для цветных сирот в Riverdale, в Бронксе. Однако, когда в детском доме стало слишком тесно, ей перевезли в Нью-Йорке для обучения в школе для девочек в Гудзоне. Это было исправительное учреждение, их которого Фицджеральд в конце концов она сбежала и какое-то время была бездомной.
Дебют Эллы Фицджеральд состоялся в семнадцатилетнем возрасте 21 ноября 1934 года на сцене театра Apollo в Гарлеме. Она получила возможность соревноваться в одной из ранее знаменитых "Любительских ночей" (Amateur Nights). Элла вышла на сцену и танцевала, чем испугала местный танцевальный дуэт сестер Эдвардс, поэтому она решила петь. В ту ночь были исполнены песни сестер Босуэлл "Джуди" и "Объект моего восхищения". За это Фицджеральд выиграла свой первый приз в $ 25.00 США.
Карьера
В январе 1935 года Элла Фицджеральд получила шанс выступать неделю с группой Тини Брэдшоу в Оперном театре Гарлема. Там она познакомилась с барабанщиком и лидером группы Чиком Уэббом (Chick Webb). Уэбб уже нанял певца Чарли Линтона работать с группой и The New York Times позже писала: «неохотно подписывают ее .... потому что она неуклюжая и неопрятная, грубый алмаз». Уэбб всё же дал ей возможность выступить с его группой, когда они играли на танцах в Йельском университете.
После этого Элла начала петь с оркестром регулярно. Фицджеральд записала несколько хитов с ними, в том числе "Love and Kisses" и "(If You Can't Sing It) You'll Have to Swing It (Mr. Paganini)". В 1938-м песня-версия детского стишка "А-Tisket, A-Tasket" принесла ей широкую общественную известность.
Chick Webb скончался 16 июня 1939 года, и его группа была переименована в "Ella and her Famous Orchestra" ("Элла и ее знаменитый оркестр"), в котором Элла взяла на себя роль номинального лидера. Фицджеральд записала около 150 композиций с оркестром до его распада в 1942 году, большинство из них были новинками.
В 1942 году Фитцджеральд покинула группу, чтобы начать сольную карьеру. Подписав контракт с лейблом Decca, у нее было записано несколько популярных хитов с такими артистами как Ink Spots, Louis Jordan и Delta Rhythm Boys.
Она работала с Милтом Габлером, который был ее менеджером на Decca, её джазовым импресарио стал Норман Гранц и регулярно выступала в концертах его Jazz at the Philharmonic (JATP).
С концом эпохи свинга и прекращением туров больших биг-бэндов, произошли существенные изменения в джазовой музыке. Появление бибопа привело к новым тенденциям в вокальном стиле Эллы Фицджеральда, под влиянием ее работы с биг-бендом Диззи Гиллеспи. В этот период, собственно, началось джазовое пение Фицджеральд, которое заняло большую часть ее репертуара. О пении с Гиллеспи Элла вспоминала: «Я просто пыталась повторить то, что исполняли горны в группе».
Ее скэтовый вокал на альбоме "Flying Home"("Летающий дом", 1945) в аранжировке Вика Шена, как позже писала Нью-Йорк Таймс, является "одной из самых влиятельных джазовых вокальных записей десятилетия .... Там, где другие певцы, прежде всего Луи Армстронг, пытался использовать аналогичную импровизацию, никто до мисс Фитцджеральд не использовал технику с такой ослепительной изобретательностью". Ее бибоп запись"Oh, Lady be Good!" (1947) стала столь же популярной и повысила её репутацию как одной из ведущих джазовых вокалисток.
Элла Фицджеральд по-прежнему выступала на концертах JATP в 1955 году. Она оставила Decca, а Гранц, теперь ее менеджер, создал Verve Records для нее.
Фицджеральд позже описала этот период как стратегически важный, сказав: «Я добралась до места, где я была только певицей Be-Bop. Я думала, что бибоп - это все, что мне нужно. Но, наконец, я попала в точку, где не было места бибопу. Я поняла, что там было больше музыки, чем боп. Норман ... почувствовал, что я должна исполнять другую музыку, поэтому он создал Cole Porter Songbook со мной. Это был поворотный момент в моей жизни ».
Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook (Элла Фитцджеральд поет Кола Портера Песенник) был выпущен в 1956 году и стал первым из восьми различных альбомов Songbook, записанных Фицджеральд для Verve через нерегулярные промежутки времени с 1956 по 1964 год. Композиции и лирика, размещённые в каждом наборе, вместе взятые представляют наибольшую часть культурного канона, известного как Великий американский песенник (Great American Songbook). Ее выбор песен варьировался от стандартов до раритетов и представляет собой попытку Эллы перебраться в не-джазовую аудиторию.
Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (Элла Фицджеральд поет Дюка Эллингтона Песенник) был единственным песенником, на котором интерпретируемый ею композитор играл с ней. Дюк Эллингтон и его давний коллега Билли Стрейхорн появились ровно в половине 38 треков сета и написали два новых музыкальных произведения для альбома: "The E and D Blues" и четыре части музыкальный портрет Фицджеральд (единственный трек в песеннике, в котором Элла не поет).
Серия Песенников закончилась тем, что они стали наиболее критикуемыми и коммерчески успешными работами певицы, и, вероятно, ее наиболее значимым вложением в американскую культуру.
Элла Фицджеральд также записала альбомы, посвящены исключительно песням Гершвина и Портера в 1972 и 1983; они назывались Ella Loves Cole и Nice Work If You Can Get It соответственно. Позднее к этой коллекции, посвященной композиторам, был добавлен выпущенный на Pablo Records альбом Ella Abraça Jobim с песнями Антонио Карлоса Жобима.
Во время записи песенников и студийных альбомов Элла успевала гастролировать по 40 до 45 недель в год в Соединенных Штатах и за рубежом под руководством Нормана Гранца. Он весьма помог укрепить ее позиции в качестве одной из ведущих джазовых исполнительниц.
В середине 1950-х годов Фицджеральд стала первой афро-американкой, которая выступила на Mocambo. Помогла Мэрилин Монро, пролоббировшая её интересы, что сыграло важную роль в карьере Эллы.
Есть несколько концертных альбомов на Verve, которые высоко ценятся критиками. Так, в альбоме Ella at the Opera House показана типичная Фитцджеральд с JATP. Альбомы Ella in Rome и Twelve Nights In Hollywood стали вокальными канонами джаза. Ella in Berlin по-прежнему один из наиболее продаваемых альбомов, он включает в себя завоевавший Грэмми перфоманс "Mack the Knife", в котором она забывает текст, но великолепно импровизирует в компенсацию.
Verve Records был продана MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов и в 1967 году MGM не возобновила контракт Фицджеральда. В течение следующих пяти лет она порхала между Atlantic, Capitol и Reprise. Ее записи в то время представляли собой отход от типичного репертуара джаза. Для Capitol она записала альбом гимнов Brighten the Corner, альбом традиционных колядок Ella Fitzgerald's Christmas, альбом под влиянием кантри и вестерн Misty Blue и серию из шести попурри 30 by Ella, чем выполнила свои обязательства перед лэйбломтке. В течение этого периода у Эллы Фицджеральд выпустила вошедший в чарт сингл с кавером "Get Ready" Смоки Робинсона (ранее хит The Temptations).
Сюрпризом стал успех в 1972 году альбома Jazz at Santa Monica Civic '72, который побудил Гранца основать Pablo Records, свой новый лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 альбомов для этого лейбла. Ella in London записанный в 1974 году с пианистом Томми Фланаганом, гитаристом Джо Пассом, басистом Кетером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом, по мнению многих, является одной из ее лучших работ. В следующем году она снова выступала с Джо Пассом на немецком телеканал NDR в Гамбурге. Годы Эллы на Pablo Records также зафиксированы снижением ее голоса. "Она часто использует короткие, колющие фразы, раньше ее голос был сильнее, с более широким вибрато", - писал один биограф. Обеспокоенные проблемами со здоровьем, Фицджеральд сделала свои последние записи в 1991 году и последнее публичное выступление в 1993 году.
Самыми известными музыкантами, с которыми сотрудничала Элла Фитцджеральд, были трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс, бэндлидеры Каунт Бейси и Дюк Эллингтон.
Также она сотрудничала за свою долгую карьеру со многими джазменами. Трубачи Рой Элдридж и Диззи Гиллеспи, гитарист Херб Эллис, пианисты Томми Фланаган, Оскар Питерсон, Лу Леви, Пол Смит, Джимми Роулс и Эллис Ларкинс - все работали с Эллой в основном в прямом эфире.
Личная жизнь
Фицджеральд выходила замуж по крайней мере дважды, и есть доказательства того, что она, возможно, сделал это и в третий раз. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Kornegay, осужденного наркоторговца и местного докера. Брак был аннулирован через два года.
Ее второй брак, в декабре 1947 года, был со знаменитым бас-гитаристом Рэем Брауном, которого она встретила во время тура с группой Диззи Гиллеспи годом ранее. Вместе они усыновили ребенка, рожденного сестрой ФицджеральдФрэнсис, которого они окрестили Рэй Браун-младший. Фицджеральд и Браун часто бывали на гастролях и записях и ребенком в значительной степени занималась ее тетя Вирджиния. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году, хотя продолжали выступать вместе.
В июле 1957 года агентство Рейтер сообщило, что Фицджеральд тайно вышла замуж в Осло за молодого норвежца Тора Эйнара Ларсена. Она даже зашли так далеко, что сняли квартиру в Осло, но дело быстро забыли, когда Ларсен был приговорен к пяти месяцам каторжных работ в Швеции за кражу денег.
Как известно, Элла Фицджеральд была очень застенчивой. Трубач Марио Бауза, который играл с ней в группе Chick Webb, вспоминал, что "она не болтала много. Когда она попала в группу, её интересовала только музыка .... Она была одинокой девушкой в Нью-Йорке».
Страдая от последствий сахарного диабета Фицджеральд слабо видела, из-за этой болезни ей ампутировали ноги в 1993 году. В 1996 году она умерла 15 июня от болезни в Беверли Хиллз, Калифорния, в возрасте 79 лет. Она похоронена в на кладбище в Инглвуд, Калифорния. Архивные материалы её долгой карьере размещены в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а музыкальные записи в библиотеке Конгресса. Ее обширная коллекция поваренных книг была подарена библиотеке Гарвардского университета, а сборник её нот находится в Библиотеке Лос-Анджелеса.
Ella Fitzgerald - Mack the Knife
Ella Fitzgerald "Jazz in Montreux" '79 Flying Home
Ella Fitzgerald - Summertime
Дискография
Decca
1950
Ella Sings Gershwin
1954
Songs in a Mellow Mood
Lullabies of Birdland
1955
For Sentimental Reasons (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
Sweet and Hot
Verve
1956
Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
Ella and Louis (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook
1957
Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella at the Opera House (Live)
Like Someone in Love
Porgy and Bess (with Louis Armstrong)
1958
Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)
Ella Fitzgerald live at Mister Kelly's (Live) (Released in 2007)
1959
Get Happy!
Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
1960
Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Wishes You a Swinging Christmas
Hello, Love
Ella Fitzgerald Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)
1961
Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
Ella in Hollywood (Live)
Clap Hands, Here Comes Charlie!
Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)
Twelve Nights In Hollywood (Live) (Released in 2009)
1962
Rhythm Is My Business
Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Swings Gently with Nelson
1963
Ella Sings Broadway
Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
Ella and Basie! (with Count Basie)
These Are the Blues
1964
Hello, Dolly!
Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
Ella at Juan-Les-Pins (Live)
Ella in Japan: 'S Wonderful (Live) (Released in 2011)
1965
Ella in Hamburg (Live)
Ella at Duke's Place (with Duke Ellington)
1966
Whisper Not
Ella and Duke at the Cote D'Azur (Live) (with Duke Ellington)
Capitol
1967
Brighten the Corner
Ella Fitzgerald's Christmas
1968
30 by Ella
Misty Blue
MPS Records
1969
Sunshine of your Love (Live)
Reprise
1969
Ella
1970
Things Ain't What They Used to Be (And You Better Believe It)
Atlantic
1972
Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)
Columbia
1973
Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)
Pablo
1966
The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1984)
1967
The Greatest Jazz Concert in the World (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1990)
1970
Ella in Budapest, Hungary (Live) (Released in 1999)
1971
Ella à Nice (Live)
1972
Jazz at Santa Monica Civic '72 (Live)
1973
Take Love Easy (with Joe Pass)
1974
Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
Ella in London (Live)
1975
Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
Montreux '75 (Live)
1976
Fitzgerald and Pass... Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
1977
Montreux '77 (Live)
1978
Lady Time
Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)
1979
Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
A Classy Pair (with Count Basie)
A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1981
Ella Abraça Jobim
1982
The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1983
Speak Love (with Joe Pass)
Nice Work If You Can Get It (with André Previn)
1986
Easy Living (with Joe Pass)
1989
All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
2001
Sophisticated Lady (Live) (with Joe Pass) (recorded in 1975, 1983)
Notable guest appearances
1953
JATP In Tokyo - Live at the Nichigeki Theatre 1953' (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
1955
Songs from Pete Kelly's Blues
1956
Jazz at the Hollywood Bowl (Live in Hollywood with Jazz at the Philharmonic)
1957
One O'Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)
Classic Duets (Three duets with Frank Sinatra, recorded for the 1957 ABC television The Frank Sinatra Show; released in 2002 by Capitol Records.
1983
Jazz at the Philharmonic – Yoyogi National Stadium, Tokyo 1983: Return to Happiness (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
1989
Back on the Block (Qwest Records)
Boxed sets and collections
1994 The Complete Ella Fitzgerald Songbooks
1995 Ella: The Legendary Decca Recordings
1997 The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.