Арти Шоу - американский кларнетист, композитор и лидер группы. Он был также автором художественных и научно-популярных трудов.
Обычно упоминаемый как "один из лучших кларнетистов джаза», Арти Шоу руководил одним из самых популярных американских биг-бэндов конца 1930-х и начала 40-х. Их фирменная песня "Begin the Beguine" Коула Портера была дико популярным синглом и одной из определяющих записей эпохи. Музыкально беспокойный, Шоу был одним из первых музыкантов третьего потока, которые смешивали классику и джаз. Он записал до ухода из музыки в 1954 году несколько сессий в составе небольших групп, которые играли Be-Bop.
Биография
Артур Иаков Аршавски (Arthur Jacob Arshawsky), более известный как Арти Шоу (Artie Shaw), родился 23 мая 1910 года в Нью-Йорке. Он вырос в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, где, согласно его автобиографии, подвергался антисемитизму. Шоу начал обучение на саксофоне, когда ему было 13 лет, в возрасте 16 лет он перешел на кларнет и убежал из дома в тур с группой. Вернувшись в Нью-Йорк, Арти Шоу стал сессионным музыкантом и был им до начала 1930-х годов. С 1925 до 1936 год Шоу выступал со многими группами и оркестрами, в том числе Джонни Каверелло и Остина Уайли. В 1929 и 1930 годах он играл с Commanders Ирвинга Ааронсона, где он также играл симфоническую музыку, которую он позже включал в свои аранжировки. В это же время он знакомится с музыкой Клода Дебюсси и Игоря Стравинского, оказавшей большое влияние на развитие его музыкального мировоззрения.
Шоу впервые получил отзывы критиков за свою "Interlude in B-flat" ("Интерлюдия в си-бемоль") на свинг концерте в Императорском театре в Нью-Йорке в 1935 году. Он был новатором в музыке биг-бендов, применяя необычные инструменты в «Интерлюдии в си-бемоль», где его сопровождали только ритм-секция и струнный квартет - это был один из первых примеров того, что будет позже названо третьим потоком (third stream). В дальнейшем к коллективу присоединились два трубача, тромбонист, саксофонист и певец, но настороженное отношение музыкальной общественности к нестандартному составу и инструментовке вынудило Шоу распустить её в марте 1937.
Через месяц Шоу собирает новый оркестр, с которым вскоре записывает свой первый хит - композицию Коула Портера «Начало танца» (Begin the Beguine) в аранжировке Джерри Грэя. К Шоу приходит известность, и многие начинают говорить о нём как о конкуренте Бенни Гудмена.
Во время эпохи свинга биг-бэнд Арти Шоу был популярен с такими хитами, как уже упомянутый "Begin the Beguine" (1938), "Stardust" (с соло на трубе Билли Баттерфилда), "Back Bay Shuffle", "Moonglow", "Rosalie" и "Frenesi".
В дополнение к найму Бадди Рича, Арти Шоу подписал Билли Холидей в качестве вокалистки, его группа в 1938 году стала первым белым оркестром, нанявшим чернокожую певицу для гастролей на расистском Юге США. Однако, после записи "Any Old Time" она всё же покинула группу в связи с враждебностью аудитории на юге, а также руководителей музыкальных компаний, которые хотели большего "мейнстрима" от певицы.
Группа Арти Шоу стала чрезвычайно успешной и его исполнительское мастерство в конце концов признается равным Бенни Гудмену. Так, давний кларнетист Дюка Эллингтона Барни Бигард упомянул Шоу в качестве любимого кларнетиста. В ответ на прозвище Гудмана, "Король свинга", фанаты Арти Шоу назвали его "Королём кларнета". Сам Шоу был против такого прозвища, он говорил: "Бенни Гудмен играл на кларнете. Я играл музыку". Тем не менее, в 1938 году читатели журнала Downbeat всё же назвали Арти Шоу «Королём свинга».
В начале 1940 Шоу работает в Голливуде над музыкой к фильмам, а также записывает со струнным оркестром композицию Frenesi. Её успех сподвиг Шоу на концертный тур в сопровождении оркестра, дополненного струнными инструментами. По примеру Бенни Гудмена и других руководителей биг-бэндов, Шоу смастерил небольшую группу из членов биг-бенда. Из состава оркестра он создаёт «Пятёрку Грэмерси» (Gramercy Five) и записывает ещё несколько хитов: Summit Ridge Drive, Dancing In The Dark, I Cover The Waterfront. Пианист квинтета Джонни Гварнери играл на клавесине, а Ол Хендриксон на электрогитаре, что было необычно для джазовых записей того времени. Несмотря на то, что эти композиции стала весьма популярными, Шоу скоро вновь распустил свои ансамбли и обосновался в Нью-Йорке, где начал изучать оркестровку и продолжил записываться в студиях.
Во время Второй мировой войны, в 1942 году, Шоу поступил на службу в ВМС США, а играл в группах на Тихоокеанском театре (как и Гленн Миллер во время службы в Европе). После 18 месяцев выступлений для военнослужащих военно-морского флота (иногда по четыре концерта в день в зонах боевых действий), Шоу вернулся в США в состоянии физического истощения, получив медицинское заключение. В конце 1940-х Арти Шоу исполнял классическую музыку в Карнеги-холле и с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна.
В 1944 Арти Шоу создаёт новый биг-бэнд, который многими историками джаза считается лучшим из всех, с которыми он работал. Среди хитов этого периода наиболее известной стала композиция "Little Jazz", записанная с трубачом Роем Элдриджем, который заменил Билли Баттерфилда. Шоу также возрождает Gramercy Five, а затем организует ещё два больших оркестра.
На протяжении своей карьеры Арти Шоу несколько раз уходил из музыкального бизнеса. Это включает изучение высшей математики, в частности гипотезы Римана. Его первый уход на высоте успеха был встречен с недоверием агентами. Они предсказывали, что Шоу не только отказался от миллиона долларов, но и что ночные клубы и владельцы кинотеатров будет судиться с ним за нарушение контракта. Ответ экспромтом Арти Шоу был таким: "Скажите им, что я сошёл с ума. Хороший, молодой американский мальчик отказывается от миллиона долларов, это ведь безумие?"
В 1954 году Шоу перестал играть на кларнете, ссылаясь на свой перфекционизм, который, как он позже сказал, убил бы его. Он объяснил репортеру: «В мире, в котором мы живем, навязчивые перфекционисты заканчивають последними. Вы должны быть Лоуренс Велком, или, на другом уровне, Ирвинг Берлином, и писать ту же музыку снова и снова. Я не в состоянии сделать этого». До конца 1950-х годов Арти жил в Европе.
В 1981 году он организовал новую Artie Shaw Band с кларнетистом Диком Джонсоном, как руководителем оркестра и солистом. Шоу выступал в качестве гостя с группой время от времени, до своей добровольной отставки.
В 1991 году библиотека группы Арти Шоу и коллекция рукописей были переданы в Университет Аризоны. В 2004 году он был представлен на премию Грэмми за заслуги.
Личная жизнь
Называя сам себя «очень трудным человеком", Арти Шоу был женат восемь раз: Джейн Кэрнс (1932-33; брак аннулирован), Маргарет Аллен (1934-37; разведены), актриса Лана Тернер (1940, аннулирован), Бетти Керн (1942-43, разведены), дочь композитора Джерома Керна, актриса Ава Гарднер (1945-46; разведены); автор «Навсегда Янтарный» Kathleen Winsor (1946-48; аннулирован); актриса Дорис Даулинг (1952-56; разведены); и актриса Эвелин Кейс (1957-85; развелись). У него был один сын, Стивен Керн, с Бетти Керн, а другой сын, Джонатан Шоу (известный татуировщик, который основал Fun City Tattoo), с Дорис Доулинг . И Лана Тернер и Ава Гарднер позже описали Шоу как очень эмоционального и оскорбительного. Его контролирующий характер и непрерывные оскорбления на самом деле привели Тернер к нервному срыву, вскоре после которого она развелась с ним.
В 1946 году Шоу присутствовал на заседании Комитета независимых граждан искусств, наук и профессий. Оливия де Хэвилленд и Рональд Рейган, представляя основу группы актеров и художников, которые пытались повлиять на организацию, представили антикоммунистическую декларацию, которую после утверждения должны были разместить в газетах. Признав некоторые достоинства коммунистического строя, Арти Шоу начал хвалить демократические стандарты советской конституции. В 1953 году Шоу была вызван в Палату представителей по расследованию антиамериканской деятельности Комитета за его левые взгляды и деятельность.
Арти Шоу был точным стрелком, занимая четвертое место в Соединенных Штатах в 1962 годах, а также экспертом в рыбной ловле. В последние годы жизни, Шоу жил и писал в районе Ньюбери Парк Thousand Oaks, Калифорния. Арти Шоу длительное время страдал от взрослого диабета и в конце концов умер от осложнений этой болезни 30 декабря 2004 в возрасте 94 лет. В 2005 году его восьмая жена Эвелин Кейс подала в суд относительно недвижимости Шоу, утверждая, что она имеет право на половину имущества Шоу в соответствии с договором, что был между ними. В июле 2006 в г. Вентура, штат Калифорния присяжные единогласно постановили, что Кейс имеет право на почти половину имущества Шоу, или $ 1420000.
Наследие
Арти Шоу ценил инновации и исследования в музыке более высоко, чем успех и популярность шаблонной танцевальной музыки. Несмотря на это его хитов было продано более 100 миллионов записей. Он соединил джаз с классической музыкой, добавляя ноты в свои аранжировки, экспериментировал с би-бопом, и сформировал "chamber jazz" группы, которые использовали звуки клавесина или афро-кубинской музыки.
Длинный ряд музыкальных сформированных Шоу коллективов включал такие таланты, как вокалисты Билли Холидей, Хелен Форрест и Мел Торм; барабанщики Бадди Рич и Дэйв Тач, гитаристы Барни Кессел, Джимми Рэйни и Таль Фэрлоу, тромбонист и аранжировщик Рэй Конифф, среди многих других. Он написал мрачный "Nightmare", с хасидскими нюансами, для своей личной темы, а не более доступные песни. В телевизионном интервью 1970-х годов Шоу высмеивал часто «ослиные» песни, которые группы были вынуждены играть каждую ночь. В 1994 году он сказал в интервью The New York Times: "Я думал, что так как я был Арти Шоу, я мог делать то, что я захочу, но все они хотели "Begin the Beguine".
Artie Shaw - Stardust
Artie Shaw Begin The Beguine
Artie Shaw - Frenesi
Дискография
Albums
An Hour With Artie Shaw ◄ (2 versions) Royale 1952
The Great Artie Shaw (LP, Album) RCA 1959
Re-creates His Great '38 Band ◄ (2 versions) Capitol Records 1968
This Is Artie Shaw ◄ (3 versions) RCA 1971
The Complete Artie Shaw - Volume III 1939-1940 (2xLP) RCA 1978
Con Swing Volumen 3 (LP) Doblon 1981
Untitled (LP) Giants Of Jazz 1984
Artie Shaw 1936-1946 (CD) Jazzit Records 2010
Artie Shaw / Paul Whiteman - Untitled (Shellac, LP, TP) Presto Unknown
The Best Of (2xLP) MCA Records Unknown
Mr. Clarinet (LP) Rondo (2) Unknown
Artie Shaw At The Hollywood Palladium (LP, Mono) Hep Records (UK) Unknown
Melody And Madness Vol. 2 (LP) Jazz Guild Unknown
Melody And Madness Vol. 4 (LP) Jazz Guild Unknown
Singles & EPs
Artie Shaw Favorites (7", EP) RCA Victor Unknown
Tommy Dorsey / Glenn Miller / Benny Goodman / Artie Shaw - Up Swing (4xShellac, 10") RCA Victor Unknown
Artie Shaw Plays (7", EP) Royale Unknown
Compilations
Artie Shaw (7", EP, Comp) RCA Victor 1957
Any Old Time (7", EP, Comp) RCA Victor, RCA Victor, Gold Standard Series 1958
Artie Shaw (7", EP, Comp, Red) RCA, RCA 1958
Swing With Artie Shaw: His Clarinet, His Orchestra And The Gramercy Five: 48 Of His Original Recordings (4xLP, Comp + Box) Reader's Digest 1969
The Complete Artie Shaw, Vol. I 1938-1939 (2xLP, Comp, Mono) Bluebird (3) 1976
I Grandi Del Jazz (LP, Comp, Mono) Fabbri Editori 1980
The Artie Shaw Collection (LP, Comp) Deja Vu 1984
The Complete Gramercy Five Sessions (LP, Comp, RE) Rca Records 1989
Planet Jazz (CD, Comp) RCA Victor 1997
Highlights From Artie Shaw Selfportrait (CD, Comp, Smplr) Bluebird (3), BMG 2001
Star Dust (CD, Comp) Bluebird (3) 2002
Free For All (20xFile, MP3, Comp, 256) Phoenix USA 2010
Masters Of Swing Vol. 3 (LP, Comp) EMI Electrola, Capitol Records Unknown
Artie Shaw (LP, Comp) Archive Of Folk & Jazz Music Unknown.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.